Преподобномученик Никон родился в Неаполе. Его отец был язычником, а мать – христианкой. Возмужав, Никон оставался язычником. Он служил воином и отличался необычайной храбростью и силой.
Однажды Никон со своим отрядом был окружен врагами. В смертельной опасности он вспомнил христианские наставления матери и, осенив себя крестным знамением, помолился Богу, обещая в случае спасения креститься.
Он избежал неминуемой смерти и, возвратясь домой, по благословению матери, отправился на поиски священника, что было нелегким делом во времена гонений. На корабле святой Никон добрался до острова Хиос, возшел там на высокую гору и 8 дней пребывал в посте и молитве, прося Господа помочь ему. В сонном видении святому Никону явился Ангел Божий, указавший ему путь. Святой Никон направился на гору Ганос, где скрывалось много иноков, возглавляемых Феодосием, епископом Кизическим. От епископа святой Никон принял Таинство Крещения и Ангельский образ.
Поселившись в пещерном храме, святой Никон был примером для всей братии. Когда преподобный Никон пробыл на горе три года, епископу было откровение от Ангела, чтобы он посвятил преподобного Никона в сан епископа и велел переселиться со всеми иноками в Сицилийскую область. Епископ Феодосий исполнил это и, поручив святому Никону 190 иноков, скончался. Похоронив епископа Феодосия, святитель Никон отплыл с братией на корабле в Сицилию, спасаясь от приближавшихся варваров. По Божию произволению святитель Никон побывал в родном Неаполе. Он застал там в живых свою мать и провел вместе с нею последние дни ее жизни. Мать, увидев его, со слезами радости пала ему на грудь и целовала его. Сотворив земной поклон, она сказала: "Благодарю Пресвятое Имя Твое, Господи, что Ты привел меня увидать сына моего в Ангельском образе и епископском достоинстве; и ныне, Владыко мой, услышь меня, рабу Твою, и приими душу мою в Твои руки". Сотворив эту молитву, праведная женщина скончалась. Присутствующие прославили Бога и погребли ее с псалмопением.
По городу пронесся слух о приезде святого Никона, и девять воинов, его бывших соратников, пришли повидаться с ним. После беседы со святителем они уверовали и крестились и последовали за ним в Сицилию. Прибыв на остров, святитель Никон поселился вместе с иноками в пустынном месте, называвшемся Гигия, неподалеку от реки Асинос. Прошло много лет, и снова начались гонения на христиан. Правителю Сицилии Квинтиану сообщили, что неподалеку с многочисленной братией живет епископ Никон. Все 199 монахов были схвачены и обезглавлены, а святителя Никона оставили в живых, чтобы предать мучениям. Его жгли огнем, но он оставался невредим; привязывали за ноги к диким лошадям, чтобы волочить по земле, но лошади не трогались с места. Святителю отрезали язык, били его камнями и, наконец, обезглавили.
Тело священномученика Никона было брошено на съедение зверям и птицам. Один пастух, одержимый злым духом, ходил на том месте и, найдя тело святого, тотчас упал лицом на землю, ибо нечистый дух, изгоняемый силой святого, поверг его на землю и вышел из него с громким воплем: "Горе мне, горе мне, куда мне бежать от лица Никонова?"
Исцеленный пастух рассказал об этом окрестным жителям. Епископ города Мессины тоже узнал об этом и вместе с клиром похоронил тело священномученика Никона и его учеников.
См. также: "Житие и страдание святого священномученика Никона" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
I. Святой Никон, память коего ныне, в молодых летах служил в римском войске начальником отряда. Он был воспитан отцом в языческой вере; но мать его была христианка. Она всеми силами старалась расположить сына своего к христианской вере, но все старания ее были напрасны. Отпуская его однажды на войну, она на прощанье сказала ему: «Сын мой! если на войне случится тебе быть в опасности, то оградись крестным знамением; – и тогда не поразит тебя ни копье, ни меч». Вспомнил Никон слова матери, когда в пылу сражения очутился в неминуемой беде, окруженный неприятелями, совершил крестное знамение и остался победителем... Впоследствии он обратился к Христу и был пресвитером, потом епископом; подвизался во Фракии, оттуда перешел в Сицилию, где и пострадал со своими учениками-иноками, при Декии, в половине третьего века.
II. С того времени, как только мы научились молиться, и каждый раз, когда мы молимся, мы привыкли осенять себя знамением святого креста. Это обычай всеобщий в православной церкви, обычай всегдашний и самый древний: он, несомненно, ведет свое начало от времен святых апостолов. Но употребляя всегда и везде при своей молитве крестное знамение, подумали ли мы хотя когда-нибудь, что за мысль лежит в основании этого благочестивого обычая и в чем его надлежащее употребление? По крайней мере, ныне, в день преподобного Никона, испытавшего на себе спасительную силу крестного знамения, нам весьма прилично, братие, рассмыслить о том, как мы должны изображать на себе крестное знамение, чтобы оно могло оказать для нас свои спасительные действия.
а) Прежде всего, мы должны воздвизать его с живою верою. Если мы не будем изображать на себе это знамение с верою во Христа Спасителя, умершего за нас на кресте, с верою и в благодатную силу самого креста Господня – орудия нашего спасения: в таком случае наше крестное знамение, сколько бы мы ни возлагали его на себе, будет лишено христианского смысла и останется неугодным Богу: без веры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6).
Вот, например, с какою верою учили возлагать на себя спасительное крестное знамение святые отцы. «Удались, говорит святой Григорий Богослов диаволу, или низложу тебя крестом, пред которым все трепещет. Я крест ношу в своих членах, крест в моем шествии; крест в моем сердце, крест моя слава. Чтобы не воспламенялся в тебе гнев, прежде всего немедленно прибегни к Богу и моли Его, чтобы Он уничтожил в тебе свирепую бурю. А потом тотчас положи на себя знамение креста, которого все ужасается и трепещет, и ограждением которого пользуюсь я во всяком случае и против всякаго».
«Скорее, говорит святой Амвросий Медиоланский, выслушивается наша молитва, когда и тело наше подражает Христу Распятому, с Которым беседует душа».
Святой Ефрем Сирин говорит: «станем обносить с собою всегда и повсюду это победоносное оружие (т. е. крест Христов) и никогда да не отлагаем его от себя, приступаем ли ко сну, или пробуждаемся от него, занимаемся ли нашим делом, вкушаем ли пищу и питие, находимся ли в пути – или что другое творим, – да ограждаем себя повсюду спасительным и животворящим знамением креста Господня; тогда и мы не убоимся от страха нощнаго, ни от стрелы летящия во дни, не приидет к нам зло, и рана не приблизится телеси нашему».
Святой Иоанн Златоуст учит: «виждь, как вооружил последующего Ему воина небесный Царь! Не щит дал Он, ни шлем, ни лук, ни броню, ни другое что-либо подобное, но, что всего этого крепче – силу креста, знамение сущей над демонами победы». «Если ты», научает тот же святой учитель, «вообразишь на себе крест с великою верою, то близ тебя не возможет стать ни один из нечистых духов, зря меч, которым получил жестокую рану»
б) Должно, во-вторых, начертывать на себе знамение святого креста, по заповеди православной церкви, соединением трех первых перстов правой руки во имя Пресвятой Единосущной Троицы. Когда мы начертываем на себе святой крест тремя перстами вместе, тогда самым сочетанием перстов мы выражаем то же, что нередко выражаем и устами при осенении себя крестным знамением, говоря: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, – и следовательно самым сочетанием перстов исповедуем веру в Триипостасного Бога, которая прежде всего требуется от нас, как вообще в деле нашего спасения, так в частности и при употреблении крестного знамени.
в) Наконец, должно возлагать на себе знамение святого креста так, чтобы действительно начертывался на нас святой крест, – и чтобы этот крест, по наставлению святой церкви, верхним концом своим касался нашего чела, нижним – нашей груди или персей, боковыми – наших мышц. Иначе, если в нашем крестном знамении не будет собственно креста: как и ожидать от него спасительных действий?
Полагая на себе знамение святого креста во время молитвы и запечатлевая им свое чело, грудь и рамена, мы тем самым освящаем и как бы посвящаем и приносим в жертву Господу наш ум с его мыслями и познаниями, наше сердце с его чувствованиями и желаниями и наши силы душевные и телесные с их деятельностью. А посему как нерассудительно поступают те христиане, к сожалению, весьма многие, которые творят на себе крестное знамение с такою невнимательностью, поспешностью и небрежностью, что вовсе не начертывают на себе святого креста, а представляют движением своей руки как будто какую-то детскую забаву, лишенную всякого смысла!».
Приведем здесь подлинными словами учение церкви об образе совершения крестного знамения. В «Православном исповедании» на вопрос: как мы должны изображать на себе знамение честного и животворящего креста, дается такой ответ: «должно изображать крест правою рукою. Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца»; потом, ниспустив руку в том же виде на перси, говори: «и Сына»; отселе, перенося руку на правое плечо и провождая до левого, говори: «и Святого Духа». Сделав на себе сие святое знамение креста, заключи словом: «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй меня грешного. Аминь».
III. Научимся же отселе быть внимательными к крестному знамению, которое на себя возлагаем, и будем возлагать его не только с живою верою, но и с величайшим благоговением, какое подобает священнодействию, – возлагать именно так, как заповедует нам святая церковь, будем возлагать его всегда с ясным представлением в уме своем того самого креста, на котором был распят Владыка неба и земли и принес Себя в умилостивительную жертву правде Божией за наши грехи.