Святые апостол Филимон, его супруга Апфия и апостол Архипп жили в городе Колоссы во Фригии. По принятии Крещения от святого апостола Павла, Филимон и Апфия обратили свой дом в храм, где собирались верующие во Христа колоссяне для совершения богослужений. Апфия помогала мужу в устроении церкви, день и ночь в посте и молитве служила Богу, благовествуя учение Христово. Дом Филимона был не только церковью, но больницей и домом странноприимным для всех нуждающихся. Принимая в своем доме нищих, убогих и странных, они посвящали себя служению больным и обездоленным.
Святой Филимон - последователь и близкий ученик апостола Павла - был поставлен во епископа и проповедовал во Фригии Слово Божие. Святой апостол Павел направил Филимону свое полное любви Послание, в котором посылает благословение «…Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, сестре возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви…» (Флм.1:1-3) и просит принять Онисима «Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного…в Господе.. Если же он чем обидел тебя…считай это на мне» (Флм.1:16,18). Онисим, о котором идет речь в Послании, был сбежавшим рабом Филимона; апостол Павел испрашивал ему прощение и просил принять его с любовью, забыв все оскорбления и обиды. Филимон, получив послание Павла, не только простил Онисима, но и даровал ему свободу. Впоследствии Онисим проповедовал Слово Божие в отдаленных странах и был причислен к лику семидесяти апостолов.
Святой апостол Архипп, о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Филимону (Флм.1:2), был епископом в Колоссах после святого апостола Епафраса. В Послании к Колоссянам святой апостол Павел, давая распоряжения, пишет: «Скажите Архиппу: «смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол.4:17).
В царствование Нерона (54–68), который жестоко преследовал христиан, Филимон с супругою своею Апфией и с апостолом Архиппом приняли мученический венец. Однажды, во время языческого праздника, разъяренная толпа жрецов и идолопоклонников ворвалась в христианский храм в доме Филимона, когда там совершалось богослужение, и стали избивать верующих. Все, кто остались живы, в страхе разбежались. Филимона, Апфию и Архиппа схватили и повели к градоначальнику, который повелел их мучить. Святого апостола Филимона жестоко били и бросали в него острые камни, вкопав по бедра в землю, и он под ними принял мученическую кончину. Тогда же были замучены супруга Филимона - святая Апфия и святой апостол Архипп.
Память святых апостолов Филимона и Архиппа и святой Апфии Церковь празднует 19 февраля (4 марта) и 22 ноября (5 декабря).
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
I. Святой апостол Павел в своем послании к Филимону, богатому и сановитому человеку, жившему в Малой Азии, в области Фригии, память коего совершается ныне, просит принять бежавшего от него раба его Онисима, как возлюбленного брата (Филим. 1, 16). Без всякого колебания Филимон исполнил просьбу апостола Павла. Филимон не только простил своего раба за его самовольный побег, но даже и даровал ему свободу. Такое великодушное дело Филимон сделал без сомнения потому, что он был истинный христианин. О нем известно, что он сам проповедовал учение христианское и причислен к 70-ти апостолам.
II. …Побеседуем об отношении слуг к своим господам. Говоря о слугах, мы считаем необходимым заметить об их служении следующее:
а) Апостолы учили рабов своего времени искать выхода из униженного и тягостного положения своего не в перемене внешнего звания своего, а в усердном исполнении своего служения.
Служите, заповедали они им, не перед глазами только господ ваших, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога, и все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков (Колос. III, 22–23). В лице ваших господ служите общему всем Господу, и ваше поведение будет украшением учению Спасителя (Тит. II, 10).
Так может быть возвышаемо самое низкое по внешности служение усердием служащих к своему делу и преданностью в Господе тем, кому суждено им служить.
Между тем люди, свободно поступающие в услужение другим, часто почитают как будто унизительным для себя служить с покорностью и преданностью, забывая, что тот не раб человеков, а Божий слуга и Божий раб, кто делает должное для них охотно, искренно, от души; потому что такой слуга руководится не желанием угодить чьим-либо прихотям или страстям, а сознанием своего долга и благожеланием другим, которым хочет быть полезным. Напротив слуга, который исполняет свою службу без всякого усердия к своему господину и к пользе и чести дома, в котором служит, соображая свои действия только с личными своими выгодами, необходимо делается человекоугодником и рабом в худшем значении этого слова.
Слуга должен знать, что Христос всегда близок к нему: так близок, как ближе быть нельзя. Христос перед ним – когда служит он и господину, господину не только доброму и верующему, но и строптивому и не просвещенному. Так, служа по видимому человеку, служащий должен смотреть на себя как на слугу Христа, самого благого, сильного и великодушного Господина. Пусть не думает он, что тяжкие труды его, что годы жизни его, годы горькой работы – пропали для него даром. Того именно, в чем отказали ему люди, что взяли у него, чего ему не отдали, чего не могут уже вознаградить ему, – того не забудет Христос, всеблагий Господь и Владыка. Так должен веровать слуга, но эта вера должна выражаться у него в добровольном повиновении и верной преданности.
б) Слуга, в котором нет христианского духа, считает интерес господина враждебным собственному интересу, и эта мысль служит ему постоянным соблазном и искушением. Если даже он и не позволяет себе явного ослушания и противоречия, выходит еще того хуже: дело делается только для виду и глазах у господина, и под лицемерным видом преданности скрывается дух самой низкой лжи и неверности.
Напротив, слуга христианин не видит противоречия между своим благом и пользою своего господина. Для него всего выше – творить волю Христа, а эту волю видит он в воле господина. Его успокаивает мысль, что он служит Христу: отсюда происходит в нем чуждое всякой лести чувство нравственного достоинства, и это чувство умеет он поддержать во всех своих отношениях к господину. Такой слуга, без сомнения, есть одно из самых высоких и благородных явлений нравственного мира.
III. Бог молитвами святого апостола Филимона да дарует и господам и слугам их благодатную помощь для сохранения взаимных отношений во всегдашней христианской любви.