Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, жил в IV веке. Он был епископом в г. Самосаты (ныне Самсат) – главном городе Сирийской провинции Коммагены, находившемся под управлением Патриарха Антиохийского. Во времена гонения на христиан со стороны ариан, которое началось после смерти императора Константина Великого, святой Евсевий был твердым поборником православного исповедания, утвержденного на Первом Вселенском Соборе в 325 году в Никее. Когда в 358 году освободилась первенствующая кафедра Востока – Антиохийская, святитель Евсевий способствовал избранию на нее противника ариан епископа Севастийского Мелетия (Армения), об избрании которого хранил у себя соборную грамоту. Император Констанций II пытался отнять эту грамоту, угрожая отсечь святителю правую руку, но святой Евсевий ответил императору, что готов отдать обе руки, но не предаст Православия. В царствование Юлиана Отступника (361–363) началось гонение язычников на христиан. Святитель Евсевий, переодевшийся в одежды воина, обошел Сирию, Финикию и Палестину, где утверждал христиан в вере, убеждал их не отступать от истинной веры и не приносить жертвы идолам. В пустующие храмы он поставлял клириков, епископами рукополагал только тех, кто отвергал арианскую ересь. После смерти Юлиана Отступника святитель Евсевий вернулся в Самосаты. В царствование императора Валента (364–378), бывшего сторонником арианской ереси, православные епископы вновь подверглись гонению. Святой Евсевий был приговорен к ссылке во Фракию. В отсутствие святителя Евсевия жители Самосат, воспитанные святым в строгом благочестии и преданности православной вере, не приняли ни одного епископа арианина. Они с радостью встретили святого Евсевия, вернувшегося в Самосаты (из города Истры) после смерти императора Валента.
В 379 году, по совету святителя Евсевия, святитель Мелетий собрал в Антиохии Поместный Собор, на котором 27 епископов подтвердили православное учение Первого Вселенского Собора.
Заботясь о церковном благоустроении, святитель Евсевий поставлял православных епископов в города, где ранее епископами были ариане: Акакия – в Вирею, Феодота – в Иераполь, Евсевия – в Халкиду, Исидора – в Кир, Марина – в Долихины. Когда святитель Евсевий был в Долихинах, женщина-арианка бросила в него с крыши глиняный сосуд и рассекла ему голову. От этой раны святитель Евсевий тяжело заболел и вскоре скончался. Перед кончиной он завещал не делать зла женщине, бросившей в него сосуд. Тело священномученика Евсевия было перенесено в Самосаты и с честью погребено христианами.
См. также: "Житие и страдания святого священномученика Евсевия, епископа Самосатского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ния обре́л еси, Богодохнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ ра́ди сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Евсе́вие./ Моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Благоче́стно во святи́тельстве пожи́в/ и муче́ния путь проше́д,/ и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, святи́телю Евсе́вие,/ но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
I. Святой Евсевий, память коего совершается ныне, жил в IV в. и был епископом в городе Самосате (на р. Евфрате) в Антиохийской митрополии. Он вел долгую и неустанную борьбу с еретиками и много пострадал при Констанции, покровительствовавшем арианам. При царе Юлиане Евсевий, скрыв свой святительский сан, обходил разные области, чтобы утверждать в вере и поддерживать христиан. В это время он также возобновил несколько церквей и посвятил многих священников и диаконов.
При воцарении Иовиниана Евсевий и прочие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись. Но Церковь отдыхала недолго, Иовиниан вскоре умер; после же него вступил на престол Валент и снова воздвиг гонение на православие и стал ссылать в изгнание пастырей. Евсевий заточен был во Фракии и на его место назначен арианин. Весть о своем изгнании Евсевий получил в Самосатах; готовясь оставить город, он просил посланного сохранить это в тайне, чтобы народ не убил вестника о разлуке его со святителем, и ночью вышел из архиерейского дома, но при переправе через Евфрат его остановили успевшие узнать об его отбытии жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться царской власти и возвратиться в свои домы и, благословив всех, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем изгнанных святителей к паствам их, но вскоре умер вследствие раны, нанесенной ему одною арианкою, которая бросила в него с крыши сосудом, разбившим голову святителя... Умирая, он завещал не подвергать наказанию ту женщину.
II. Святой священномученик Евсевий, с христианскою мудростью неуклонно исполнявший долг повиновения гражданской власти, учит и нас, возлюбленные братия и сестры, всегда оказывать повиновение гражданской власти.
а) Слово Божие научает нас оказывать полное повиновение власти: «всякая душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13, 1). Из этих слов апостола Павла видно, что действие власти в обществах человеческих не есть произвол сильных над слабыми, но Самим Богом освященный закон жизни общественной и государственной. Благопромыслительный Бог, обращающий Свою заботливость и на участь воробья и на полевую траву (Мф. 10, 29. Лук. 12, 28), особенное и большее имеет попечение о людях, сохраняя и благоустрояя союз их в быту семейном и гражданском. В порядке жизни семейной и по врожденному чувству сердца человеческого и по праву, данному Богом, «от Которого именуется всякое отечество на небеси и на земле» (Еф. 3, 15), отец есть глава семейства, которому обязаны повиноваться все члены. Потом, когда семейства соединились в общества и государства, тот же долг повиновения родительской власти естественно переходит к верховной власти царей, которым Сам вышний Царь царей дает «державу и силу» (Притч. 6, 2), вследствие чего цари в слове Божием именуются «слугами Божиими» (Рим. 13), «слугами Его царствия» (Притч. 6,2) и следовательно в исполнении своего высокого служения они суть орудия вседействующего Промысла Божия при управлении миром. Посему повиновение верховной власти и всем назначаемым от нее начальникам есть не только гражданская обязанность всякого члена общества, желающего видеть его безмятежным, благоустроенным, сильным, но и долг Богопочтения и послушания Богу. Кто чтит Бога, тот не может не чтить установленной от Него власти (1Петр. 2, 14), «противляяйся власти», по слову апостола, «Божию повелению противляется; противляющиеся же грех себе приемлют» (Рим. 13, 2).
б) История Христианской Церкви показывает, что первенствующие христиане, следуя наставлению Христа Спасителя: воздавать кесарево кесареви, а Божия Богови, всегда были самыми верными и послушными подданными под властью языческих императоров, несмотря на то, что они лишали их всех законных прав гражданства, преследовали и мучили.
«Кто, пишет Тертуллиан (живший во 2 веке по Р.Х.) язычникам, кто жесточайшие гонители христиан, как не те неверующие императоры, в оскорблении величества которых христиане обвиняются? И при всем том нам заповедано в Священном Писании и за них молиться. Впрочем, что много говорить о благоговейных чувствах наших к императору? Можем ли мы не иметь их к тому, кого Бог наш возвел на престол, и кого поэтому мы должны даже преимущественно перед вами, язычниками, почитать собственно нашим императором? Император велик, ибо единственным владыкою его есть Бог неба и земли, ибо он приял венец царский от Того же Бога, Который и жизнь ему дал».
III. Итак, братия, если слово Божие и пример святых мужей, исповедников святой православной веры нашей, показывает нам, что всякому подданному должно беспрекословно и искренно повиноваться царю и поставленным от него начальникам, даже и тогда, когда эти повеления не согласны с нашими желаниями и выгодами, то не большему ли осуждению перед судом Божиим подлежат противящиеся справедливым и благодетельным распоряжениям власти только по своенравию, по навыку к своеволию, или, что еще пагубнее, по превратному внушению врагов общественного порядка? Нам, сынам России, живущим под сенью благословенной, царственной державы благочестивейшего государя, человеколюбивейшего отца Отечества, по преимуществу и непрестанно должно воздавать хвалу и благодарение Господу Богу за высокие дары милости и щедрот, изливаемые с высоты царского престола на Отечество наше. «Сердце царево в руце Божией» (Притч. 21, 1). Принимая благодеяния от царской десницы, как дар Самого Бога, нам надлежит и долг послушания воздавать царю, как пред Самим Богом, не только по наружности и для избежания наказания за непослушание, но искренно, с сыновним страхом и по совести. Аминь.