Светлое Христово Воскресение, или Пасха, – древнейший и самый важный христианский праздник, установленный в честь центрального события всей библейской истории – Воскресения Иисуса Христа, возвращения Его к жизни после вызванной распятием на Кресте смерти и погребения. В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.
Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, своею смертью искупившего людские грехи, открывшего врата рая и даровавшего нам вечную жизнь – торжество, смысл и основание христианской веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1Кор. 15:14), – говорит апостол Павел. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа», не веря в Его Воскресение, ставшее залогом воскресения всех людей, «то мы несчастнее всех человеков» (1Кор. 15:19)
События дней, в которые произошло распятие, погребение и воскресение Иисуса Христа, описаны всеми четырьмя евангелистами. Господь Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов после обеда. В тот же день вечером Иосиф Аримафейский, человек богатый и благочестивый, вместе с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовониями, обвили полотном («плащаницей»), как полагалось по еврейским традициям, похоронили в каменной пещере и заложили вход в нее большим камнем. Погребение совершалось поспешно и не по всем правилам, так как в этот вечер начинался праздник иудейской Пасхи.
На следующий день иудейские первосвященники и книжники получив разрешение от Понтия Пилата, приставили ко гробу воинов и опечатали закрывавший гроб камень, так как они вспомнили слова Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти.
Где пребывал Господь Своей душою после того, как Он умер? По верованию Церкви, Он сошел в ад со Своей спасительной проповедью и вывел оттуда души уверовавших в Него (1Пет. 3:19). На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых.
Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие – это Тайна всемогущества Божия, которая не подлежит описанию. Поэтому событие Воскресения как таковое никогда не изображалось в византийской и древнерусской иконографии. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад».
Воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели произошедшего и продолжали сторожить опустевший гроб. Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень, вид его был как молния, и одежда бела, как снег. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались. Они рассказали о произошедшем иудейским первосвященникам, а те, посовещавшись со старейшинами, дали воинам «довольно денег», чтобы они распространили ложную версию исчезновения тела из гробницы, согласно которой ученики Христа выкрали Его тело, чего не заметила спавшая в то время стража (Мф. 28:11-15).
На рассвете воскресного дня Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу Спасителя с благоуханным миром, чтобы помазать Его тело, так как не успели сделать этого при погребении. (Этих Женщин этих Церковь именует мироносицами). По дороге они недоумевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик.
Первая пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, одетого в белую одежду, который сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее». Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.
Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. После того как апостолы ушли, у гроба осталась плачущая Мария Магдалина. Ей явились два ангела, а потом и Христос, Которого она сперва не узнала и приняла за садовника. Лишь когда Христос позвал ее по имени, она поняла, что Спаситель воскрес и хотела припасть к Его ногам. Но Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения.
В первый день Своего воскресения Господь несколько раз являлся Своим ученикам. По церковному преданию, Христос сначала явился Деве Марии, чем утешил Ее материнскую скорбь. Потом Господь явился женам-мироносицам, апостолу Петру, апостолу Иакову, Брату Господню, и двум ученикам – Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Вечером же Он явился всем апостолам, которые собрались в одном из домов Иерусалима, чтобы обсудить слухи о Его воскресении.
Воскресший Христос сорок дней – до Вознесения, пребывал с учениками, объяснял им Писание, открывал тайны Царствия Божия, вкушал вместе с ними пищу, подготавливал их для будущего апостольского служения. Поэтому и праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней, и все это время православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»
«Воскресение Христово, будучи уникальным событием в истории мира, по замыслу Божиему стало началом и нашего личного воскресения. Именно для того и пришел в мир Спаситель, пострадал, был распят и восстал от гроба, чтобы каждый имел возможность пройти через опыт воскресения из мертвых, и совсем не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Об этом ясно говорит апостол Павел: "Бог… воскресит и нас силою Своею" (1 Кор. 6:14). Вот почему праздник Пасхи есть праздник победы жизни над смертью, ибо Воскресением Христа Спасителя воскресение из мертвых даровано и всем нам. И через какие бы трудные обстоятельства земного бытия мы ни проходили, какие бы испытания нас ни постигали, какими бы страхами нас ни пугали те, кто пытается, не имея духовной силы, прозревать будущее, наше восприятие мира должно быть спокойным и радостным, ибо Христос воскрес!» – пишет Святейший Патриарх Кирилл.
(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 73, 08.04.2018).
Пасхальные песнопения
Стихира, глас 6.
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Тропарь, глас 5.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Ипакои, глас 4
Предварившия утро яже о Марии и обретшая камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносушнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека; видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть: яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак, глас 8
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
Задостойник, глас 1
Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся.
Светися, светися Новый Иерусалиме: слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же Чистая красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.
Сла́ва Тебе́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мо́й, я́ко па́ки сподо́бил мя́ еси́ недосто́йнаго, преше́дша по́прище свята́го поста́, поклони́тися Боже́ственным Страсте́м Твои́м и ви́дети всера́достный де́нь пресла́внаго из гро́ба Воскресе́ния Твоего́, во́ньже свободи́л еси́ су́щия во а́де от ве́к свя́занныя ду́ши пра́ведных. Тоя́ Боже́ственныя свобо́ды ду́ха и пло́ти, дража́йший Спаси́телю мо́й, и а́з жела́ю, да разреши́ мя́, свя́зана су́ща мно́гими грехи́, и да сотвори́ши возсия́ти живоно́сному све́ту Воскресе́ния Твоего́ во мра́чней души́ мое́й: ви́жду бо безчи́сленныя щедро́ты и неизрече́нное человеколю́бие Твое́, я́ко не то́чию от небытия́ в бытие́ мя́ приведе́ши, и о́браза Твоего́ подо́бием украси́в, всея́ до́льния тва́ри влады́ку поста́вил мя́ еси́, но и посе́м па́дша с высоты́ и врагу́ порабо́тившася, не оста́вил еси́, но, искупи́в мя́ безце́нною Кро́вию Твое́ю, благода́тию креще́ния снабди́л мя́ еси́, да востеку́ на пе́рвое достоя́ние. А́з же, окая́нный, запя́т бы́в умо́м плотски́м, обрати́хся вспя́ть и па́ки ра́б сотвори́хся греха́ и страсте́й, до́ндеже еди́н по еди́ному погуби́х вся́ да́ры благода́ти Твоея́. И ны́не у́бо, что́ сотворю́, не ве́м: оба́че помяну́в глаго́лы пречи́стых у́ст Твои́х, я́ко не прише́л еси́ призва́ти пра́ведники, но гре́шники в покая́ние, и а́з, я́ко еди́н от си́х, с ве́рою и смире́нием прихожду́ к Живоно́сному Гро́бу Твоему́, не арома́ты и воню́ ми́ра нося́й (на́г бо е́смь и пу́ст благи́х де́л), но па́че наде́жду имы́й обрести́ в не́м проще́ние грехо́м мои́м и обновле́ние нечи́стому житию́ моему́. При́зри у́бо на мя́, ка́ющася и служи́ти Тебе́ хотя́ща, и не отри́ни от благода́ти Воскресе́ния Твоего́! Живоно́сною сме́ртию Твое́ю и погребе́нием умертви́ моя́ лю́тыя стра́сти, да я́ко ме́ртв и погребе́н жи́ву в ми́ре се́м. Пресла́вным воста́нием Твои́м воздви́гни мою́ ду́шу, умерщвле́нную грехи́, и оживи́ со́весть, ея́же ничто́же в ми́ре ну́жнейше е́сть. Вознесе́нием Твои́м отто́ргни мя́ от су́етных и душетле́нных бла́г земны́х, и сотвори́ мя́ го́рняя му́дрствовати, я́ко да не ктому́ себе́ живя́ и угожда́я, но Тебе́, Го́споду и Бо́гу моему́, служа́ и рабо́тая, я́коже сподо́бихся поклони́тися Воскресе́нию Твоему́ на земли́, та́ко сподо́блен бу́ду ви́дети Тебе́, дражайшаго Искупи́теля моего́, и на Небеси́, за прия́тие сме́рти кре́стныя сла́вою и че́стию венча́нна, и ста́в одесну́ю вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы, и со все́ми искупле́нными Тобо́ю бра́тиями мои́ми, во ве́ки веко́в пою́ Тебе́: Аллилу́иа. Ами́нь.