Пророк Иона, преемник пророка Елисея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ионы была той вдовой из Сарепты Сидонской, к которой во время голода по велению Божию пришел пророк Илия, и у нее не истощались мука и масло. Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала вдова Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить мне грехи мои и умертвить сына моего». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он ожил.
Однажды Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние нечестивым жителям города Ниневии. Но Иона не захотел исполнить волю Божию. Но от Бога никто не может укрыться, и, когда Иона плыл на корабле по морю, Господь, желая вразумить раба Своего, поднял великую бурю. Ужас объял корабельщиков, и Иона велел выбросить его в море, и, как только так сделали, буря прекратилась. А пророка Иону по велению Божию проглотил кит, и пробыл Иона в животе у кита три дня и три ночи. Там он плакал и каялся, непрестанно молясь Богу, и Господь повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Тогда уже Иона безропотно, благодаря Бога, пошел исполнять волю Его. И грешные жители Ниневии покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой.
Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима. Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка (Мф.12,40), т. е. тридневной смерти и последующего Воскресения Господа.
См. также: "Житие святого пророка Ионы" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Тропарь, глас 2
Проро́ка Твоего́ Ио́ны па́мять, Го́споди, пра́зднующе, / тем Тя мо́лим: // спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 2
Проро́к ди́вен показа́ся,/ Бо́жие повеле́ние прие́м, / во о́браз тридне́внаго Воскресе́ния/ в ки́те тридне́вен быв, / неврежде́н от зве́ря изы́де / и яви́ся све́тел пропове́дник Ниневи́и, вели́кому гра́ду. / Сего́ ра́ди тя ра́достно, Ио́но, почита́ем, // я́ко человеколю́бия Бо́жия провозве́стника.
Пророк Иона
(Почему грешный мир доселе стоит неразрушимо?)
I. Пророк Иона, память коего ныне, был преемником пророка Елисея и пророчествовал при царствовании Иеровоама II, в VIII веке до Р. X. Иона предсказал этому царю победу над сирийцами, самыми опасными врагами израильтян. И действительно Иеровоам возвратил своему царству отнятыя сириицами древния области. Затем Господь повелел Ионе проповедывать покаяние в ассирийском городе Ниневии. Иона слишком любил свое отечество, чтобы благоприятствовать врагам его, и вместо того, чтобы исполнить волю Господа, сел на финикийский корабль и поехал в Фарсис. Но едва отплыл корабль, как поднялась в море буря, и каждую минуту мореплаватели боялись, чтобы корабль не потонул. Иона, надеясь на Бога, не боялся потопления и спокойно удалился в каюту, где и заснул. Пловцы разбудили его и сказали: «зачем ты спишь? Призови своего Бога, чтобы Он спас нас, и мы бы не погибли». Но буря все не утихала. Тогда положили бросить жребий, чтобы узнать, за чью вину постигает всех такое бедствие: и жребий пал на Иону. Пловцы спросили его: «кто ты, где твоя страна и народ, какое твое занятие?» Иона отвечал: «я еврей; Иегова послал меня проповедовать в Ниневию, а я ослушался и еду в Фарсис». Пловцы ужаснулись и сказали пророку: «что сделать нам с тобою, чтобы море утихло?» Иона отвечал: «бросьте меня в море и оно утихнет, ибо ради меня постигла всех нас такая буря». Как только пловцы это сделали, буря утихла. Брошенный в море, Иона был поглощен огромной рыбой и пробыл внутри ее три дня, сначала в страхе за свою жизнь, потом в надежде на помощь Божию. По прошествии трех дней рыба извергла его на сирийском берегу Средиземного моря. Иона отправился в Ниневию и начал проповедовать, что она погибнет через сорок дней. Ужас овладел ниневитянами. Они оставили нечестие, установили всеобщий пост и надели печальные одежды. Господь, видя раскаяние ниневитян, умилостивился и отложил казнь до времени. Между тем Иона, устроив вне городских стен шалаш для себя, ожидал исполнения своего пророчества. Видя же, что сорок дней прошли, а город оставался невредим, он стал сетовать на милосердие Божие к развращенным жителям Ниневии. Тогда Господь вразумил его следующим образом. Над шалашом пророка в одну ночь выросло ветвистое дерево. Иона был очень рад, что мог укрыться под ветвями его от палящих лучей солнца. Но на другой день дерево было подточено червем и засохло; потом с восходом солнца подул жгучий восточный ветер, и уже не было защиты от зноя. Иона был так огорчен потерею доставлявшего ему прохладу растения, что пожелал себе смерти. Тогда сказал ему Господь: «ты жалеешь о растении, которое не ты насадил, не ты и вырастил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь засохло: как же Мне не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не имеющих отличить правой руки от левой?»
II. Это библейское повествование возбуждает вопрос о том: каким образом мир, очевидно погрязший в беззакониях, доселе стоит? Каким образом Святый и Праведный Господь терпит грехи в человеческом роде и не посылает на него заслуживаемой им казни? Что удерживает Его Божественную правду? Объяснения на это поищем, братие, в указаниях откровенного слова Божия.
а) Когда Господь, видимо явившись в лице странников праотцу Аврааму, беседовал с ним и когда открыл ему Свое намерение истребить беззаконных жителей Содома, то Авраам сделал Господу вопрос; неужели Он погубит в числе беззаконных и праведников? Господь, удовлетворяя молитвенно-расположенному духу праотца, сказал ему, что Он не погубит целого беззаконного города и тогда, если бы нашлось в нем только десять праведников. Вот, значит, братие, кто причиною стояния и грешного мира, и непотребления его, при всем беззаконии людей. Праведники, находящиеся в среде беззаконных.
б) Прогневался опять Господь на ниневитян, как мы слышали ныне. Ниневия была столица ассирийского царства, величайший, знаменитейший и многолюднейший город. Жители Ниневии нечестием и грехами своими возбудили противу себя праведный гнев Божий, и Господь положил в совете Своем потребить Ниневию со всеми жителями её. Посланный с грозной проповедью Иона пророк возвестил ниневитянам праведный гнев Божий и объявил, что Ниневия чрез три дня разрушится. Народ принял проповедь пророка с верою; все, от царя до последнего жителя, облеклись во вретища, наложили пост не только на себя, но и на всех животных и обратились к Богу с молитвою о помиловании. Что же? Милосердный Господь помиловал народ и отменил предназначенную Ниневии казнь. Вот, братие, еще причина, почему Господь долготерпит грешному роду человеческому. Это – сами же грешники, но кающиеся в своих согрешениях и умоляющие благость Божию о помиловании. В этом точно смысле говорит и апостол: «не коснит Господь обетования», т.е. кончины и разрушения мира, «но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут» (2Петр. 3, 9).
в) Находим и еще причину стояния грешного мира в откровении новозаветного провозвестника будущих судеб мира. Ему сказано было: «время близ есть» (Апок. 22, 10), т. е. время кончины мира. Так, кончина мира близко, но еще не наступает – для чего? «Обидяй», сказано, «да обидит еще, и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще, и святый да освятится еще» (Апок. 22, 11). Видите намерение Божие, по которому Он милостиво отлагает еще кончину мира и человеческого рода. Господь дает время, чтобы благочестивые и праведные более и более преуспели в благочестии и правде, а грешные и нераскаянные также более и более закосневали в своей нераскаянности и грехах, дабы на будущем страшном суде предстали пред Ним безответными.
Вот, братие, причины, кроме других, уму нашему недоступных и Богу единому ведомых, по которым Господь щадит грешный мир и не предает его конечному разрушению. Правда праведников и покаяние грешников удерживают праведный гнев Божий на беззаконных.
Однако ж будет и конец милосердию и долготерпению Божию. Восстанет на суд и правда Его во второе пришествие Сына Божия Иисуса Христа на землю. Точно так же будет и тогда, как было прежде. «Яко же бысть во дни Ноевы, и во дни Лотовы, тако будет и в пришествие Сына человеческаго» (Матф. 24, 37. Лук. 17, 28), сказал Сам Господь. Ной с семейством спасся в ковчеге, а все прочие потонули; Лот с семейством был выведен из Содома, а все прочие сгорели: так и в кончину мира, праведники войдут на небо, а грешники потонут «в озере огненном» (Апок. 20, 15).
III. Возблагодарим, возлюблюбленные во Христе братие, Господа, что Он, по милосердию Своему, еще дает нам время и отлагает кончину нашу и кончину мира для нашего спасения. Не истратим времени, этого дорогого дара милости Божией, в пустых, и еще паче душевредных делах, а обратим его в пользу души и в приобретение жизни блаженной и вечной.