Равноапостольный угодник Божий Косма Этолийский – народный Святой, пламенный проповедник, учивший «словом и примером» и увенчавший своё служение мученическим венцом, – личность, несомненно, заслуживающая самого пристального внимания со стороны всех, кто интересуется историческими судьбами вселенского Православия.
Косма Этолийский (в миру Константин) родился в 1714 году в небольшом безвестном Этолийском селении Мегало Дендро в Этолии (Греция). Его отец был ткачем, мать отличалась благочестием. С детства у святого Космы была большая тяга к знаниям, и он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование и «всем тем, чему учился, послужить на пользу братий христиан». Он уходил за много километров от дома, поднимался в отдалённые горные обители, изучал там древние рукописи, слушал беседы иноков, внимал советам и наставлениям старцев.
Уже в двадцать лет Святой стал учителем в одной из сельских общин. Уча других, он учился сам, самоотверженно служа Богу, Церкви и своему народу.
Желание прикоснуться к духовному наследию древних отцов Церкви повлекло его в «высшую школу христианского подвижничества и благочестия» - Святую Гору Афон, в то время центр духовной, культурной и общественной жизни православных Балкан. Здесь он встретил выдающихся подвижников, монахов, учёных, церковных писателей. Они глубоко повлияли на его жизнь, дав ему возможность проанализировать историческое прошлое порабощённой Греции и увидеть её возрождение. Окончив знаменитую Афонскую Академию, он принял постриг в обители Филофеу. Пробыв там несколько лет, Косма отправился в первое миссионерское путешествие.
Косма был настоящим христианином. Забота только о своём спасении была неприемлема для него. Боль за соотечественников, забота о ближнем подвигли его к просветительскому служению, которое впоследствии стало для него смыслом жизни. Святой Косма часто говорил: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане! Поэтому учёные люди должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не ради богатства и земной славы расточать свою учёность, но, чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, более всего должны стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости».
Возрождение народного сознания в порабощённых странах Балканского полуострова, становится центральной идей святого Космы. Он начал проповедовать и поучать православный народ по благословению патриарха Константинопольского Софрония сначала в окрестностях Константинополя, потом в центральной Греции. «Тысячи городов и деревень не слышали слова Божия», говорит Косма в одном из своих поучений. Понимая всю сложность ситуации, он отправляется в Сербию, Малую Азию, Албанию, на многочисленные греческие острова в Эгейском море побывав, таким образом, практически на всей территории тогдашнего Константинопольского Патриархата. Там, где была возможность, Святой, организовывал школы. Его трудами было открыто более тысячи школ.
Святой Косма побуждал состоятельных людей покупать святоотеческую литературу, чётки, малые кресты, головные покрывала и гребни. Книги раздавал он в подарок тем, кто знал грамоту или обещал учиться; платки - женщинам, чтобы они ходили с покрытыми головами; гребни давал людям, обещавшим не брить волос на голове и жить добродетельно; чётки и кресты - простому народу, прося всех молиться за жертвователей. Вдохновлённые горячей проповедью Святого, богатые люди купили более четырёх тысяч больших медных купелей и раздали их по храмам.
Поначалу народ настороженно и недоверчиво встречал проповедника. Он столкнулся с трудностями, лишениями, и даже с враждебностью местного населения. Но Святой говорил с людьми не как учитель с учениками, а на равных, простыми, понятными словами. Он никогда не превозносился: считал себя не учителем, но грешником, который не столько учит простых людей, сколько получает от общения с ними искреннюю радость и душевную пользу. Он любил свою паству и никогда не кичился своей учёностью и знаниями. И люди, чувствуя эту безграничную, жертвенную любовь, смирение и святость, горячо полюбили своего пастыря, заступника и благодетеля, ставшего для них духовным наставником и примером.
Постепенно молва о Косме Этолийском распространилась по Греции «и вызвала восторг и сильное желание во всех областях… принять его и выслушать его «Поучения». Так выходили все вместе с женами и детьми, молодежь и старики… Проповедник же, видя большое стечение народа из разных деревень,… проповедовал два или три дня».
Там, где проходил Святой, жизнь преображалась. Люди выходили ему навстречу за много километров от своих селений, днём и ночью слушали его проповеди, простые и вместе с тем удивительно глубокие и честные, исполненные Божественной Благодати. Его слова проникали в самое сердце слушающих, в глубину души, заставляли задуматься о многом. Проповедь святого Космы пробудила народное сознание.
Поистине, Косма Этолийский – личность харизматическая. Его проповедь была наполнена глубокой внутренней силой, каждое слово в ней было выстрадано и исходило от самого сердца праведного Космы. Он не пользовался фейерверком риторических фигур, не строил сложные витиеватые предложения, избегал «высокого языка», непонятного большинству слушавших. «Я веровал, потому и говорил», – эти слова апостола Павла в полной мере относятся к проповеди Святого.
Его путешествие превратилось в величественный крестный ход: за ним следовал сонм священников, которые несли иконы и свечи, совершали литургии и молебны, и множество мирян: женщин, стариков и даже маленьких детей! Люди не хотели пропустить ни одного слова из проповеди Святого.
Святой Косма был непреклонным и самоотверженным человеком. Он проповедовал, несмотря на стужу и жару, дожди и грозы, снежные бури и палящее солнце. Имя Космы Этолийского было на устах у всех жителей Балкан, число его последователей и учеников умножалось, но его враги (знать, ростовщики, торговцы и некоторые представители высшего духовенства) всё сильнее и сильнее возгорались ненавистью к Святому и уже осуществляли коварный и изощрённый план его убийства. Сам Святой не раз говорил в своих проповедях, что готов к принятию мученического венца. Стойкостью перед страданиями и мученичеством, которое ему пришлось претерпеть, преподобный явил свою великую любовь ко Господу: «Я прошу Христа, чтобы Он удостоил меня пролить за Него свою кровь, подобно тому как Он когда-то пролил её за меня».
25-летнее апостольское служение святого Космы завершилось мученической смертью 24 августа 1779 года в Албании. В 65-летнем возрасте по наветам иудеев он был предан туркам и задушен. Однако существует одно повествование, где указывается, что святой помолился и испустил дух непосредственно до казни.
Тело святого было брошено в реку, а через три дня обретено священником Марком и предано погребению близ селения Каликондаси в Ардевузском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сохранились металлические кресты св. Космы Этолийского, священные сосуды, трость, кадило, его личные предметы. В монастыре Филофей хранится его епитрахиль и часть облачения.
Имя Святого навсегда осталось в сердцах православных, населяющих Балканский полуостров. О нём слагались песни и сказания, его именем были названы и до сих пор нарекаются школы, улицы, целые селения и города. Многие современники были под таким впечатлением от встречи со Святым, который изменил всю их жизнь, что в качестве фамилии брали себе его имя. Проповеди и пророчества Космы Этолийского распространились десятками тысяч рукописей. Практически в каждом греческом храме, в каждой православной семье есть икона этого поистине народного Святого.
В 1961 году Косма Этолийским был канонизирован патриархом Константинопольским Афинагором, хотя его почитание в народе началось еще при жизни. Днём памяти было установлено 24 августа. Церковь почитает его в равноапостольском и мученическом чине.
20 марта 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II равноапостольный Косма был внесён в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Косма Этолийский был не только выдающимся православным просветителем и историческим деятелем, он по праву считается великим пророком нового времени. Святой оставил множество пророчеств о будущем всего человечества. Многие из них уже сбылись, некоторые ещё ожидают своего исполнения. Пророчества святого Космы наглядный пример того, как следование советам Святых, послушание Матери Церкви, упование на Бога не только приносят человеку духовное спасение, но и оберегают его от многих опасностей на земле.
6 сентября
26 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных
Боже́ственныя ве́ры уче́нием украси́л еси́ Це́рковь, / ревни́тель апо́столов быв, / и насе́яв боже́ственныя догма́ты, / му́ченически по́двиг сконча́л еси́. / Космо́ пресла́вный, / Христа́ Бо́га моли́, // дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Я́ко свети́ло новоявле́нное, / Це́рковь всю озаря́еши ева́нгельскими уче́нии, / Космо́, Христо́вым апо́столом ра́вный, // сего́ ра́ди Це́рковь досто́йно пра́зднует па́мять твою́.
О, богодохнове́ннейшее украше́ние Це́ркве, Космо́ равноапо́стольне, напитавый ю́ свои́ми свяще́нными словесы́! Ты, к вере спасительней сердца многих обращаяй, яко фимиам благоуханный, Христу их принесл еси, последи же и сам, за имя Его, яко жертва живая и богоугодная, заклан был еси. О, друже и прови́дче Божий, ангелов собесе́дниче, апо́столов единоревнителю, му́чеников и пра́ведников сподви́жниче! Молися Го́споду о спасе́нии душ на́ших, приими́ моле́бная прошения ве́рно прибега́ющих к твоему́ честно́му о́бразу и при́сно прося́щих твоего́ те́плаго заступле́ния. Хода́тайство твои́м ко Вседержи́телю да́руй нам, о́тче честны́й, исцеле́ние душе́вное и теле́сное, и от вся́ких страсте́й и прегреше́ний избавле́ние, да при́сно сла́вим, благодари́м, пое́м и велича́ем еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Поучения Космы Этолийского сегодня также актуальны, как два столетия назад.
«Святая Церковь, словно мать, источник, утоляющий жаждущих».
«Благословенные христиане, большое количество церквей не сможет сохранить или усилить нашу веру, если верящие в Бога не просвещены писанием и Ветхого, и Нового Завета. Нашу веру утвердили не безграмотные, но мудрые и образованные святые. Они и Священное Писание нам в точности объяснили и просветили нас своими боговдохновенными словами».
«Читая Святое Евангелие, я нашёл в нём множество смыслов, которые все - жемчужины, алмазы, сокровище, богатство, радость, веселие и жизнь вечная. В их числе были и слова, сказанные нашим Господом Христом о том, что каждый христианин, будь то мужчина или женщина, должен заботиться не только о своём спасении, но должен ещё заботиться и о своих братьях. А тот, кто печётся только о себе и совсем не заботится о ближних, не наследует Царствия Божия».
«У Всеблагого и Многомилостивого Бога, братия мои, есть много разных имён: Он именуется и Светом, и Жизнью, и Воскресением. Но главное имя нашего Бога – Любовь. Если мы хотим прожить эту жизнь достойно, наследовать Царствие Небесное и называть Бога нашего Отцом, нам следует иметь две любви: любовь к Богу и любовь к нашим братьям. Естественно для человека иметь эти две любви, противоестественно – не иметь. Как ласточке необходимо два крыла, чтобы воспарить в небеса, так и нам необходимо иметь эти две любви, ибо без них нам невозможно спастись».
«Да укоренит Господь в сердцах ваших мир, любовь, согласие, кротость, пламенную веру, истинное покаяние и удостоит вас эту жизнь прожить хорошо, в мире и любви, чтобы после нее вы попали в Рай и радовались там и веселились, славя Пресвятую Троицу»… «Бог есть Троица – Отец, Сын и Святой Дух: едина природа, едина слава, едино царство, един Бог. Господь непостижим, необъясним и невыразим. Он Весь – свет, Весь – радость, Весь – милосердие и Весь – любовь»… «Если хотите спастись, ничего другого не ищите в этом мире, кроме любви».
«Братья миряне, не осуждайте ваших священников, не ругайте их и не пренебрегайте ими, ибо огонь опалит вас… «Знайте, что священник выше царя и даже выше Ангела, потому что он посредник между Богом и людьми; он удостаивается чести творить Святые Таинства, в особенности, великое и страшное Таинство Божественной Литургии (Ангелы трепещут, когда оно совершается)».
«Братья мои, как чудны Таинства нашей святой Церкви! Но они сокровенны. Поэтому вы все должны учиться грамоте, чтобы понять, как жить»... «Исповедуйтесь откровенно и начистоту, причащайтесь Святых Христовых Тайн, и тогда вас просветит Благодать Всесвятого Духа, и вам откроется то, чего никогда не постигнете с помощью знаний».
«Братья мои христиане, радуйтесь и веселитесь, что удостоились чести быть православными христианами, плачьте и рыдайте о нечестивых и еретиках, пребывающих во тьме».
«Радуйтесь и веселитесь, добывая свой хлеб трудом и потом, потому что этот хлеб благословенный. И если захотите уделить кусок этого хлеба бедняку, им стяжете себе Рай. Но скорбите и оплакивайте горючими слезами тех, кто живет разбоем, несправедливостью и ростовщичеством. Вы недолго проживете на неправедные деньги, а потом Господь поразит вас смертью и ввергнет в ад за них. Если вы христиане, то живите своим трудом – Бог благословил труд, а обман проклял».
«Христос был распят не для того, чтобы даровать нам тщетное, временное царство, но Царство Небесное и вечное. Теперь наш долг – тысячекратно прославлять Бога за Его благодеяние. Просить Его прежде всего о всех наших правителях, чтобы Господь просветил их и они правили мудро и справедливо».
«Человек, который соблюдает заповеди Господни, становится мудрым и весь мир ему уже не страшен. Но тот, кто их нарушает, становится глупым и начинает бояться собственной тени»… «Всегда возлагайте надежду на Бога. Тогда вам ничего не будет страшно и ничего с вами не случится».
«Господь, зная, что не у всех есть возможность выучиться наукам, оставил нам завет, которого достаточно, чтобы хорошо прожить здесь, на этой земле, а после наследовать Рай. Что это за завет? «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе».
«Христиане, будьте осторожны – ни за какие деньги не соглашайтесь проклясть кого-нибудь».
«Закон Божий говорит, что тот, кто связывает себя с магией или подталкивает к этому других, на двадцать лет отлучается от Причастия.. Кто использует диавольские гадания, заклинания и другие подобные вещи, знайте, что призываете огонь на ваши дома, и будете гореть заживо здесь, на земле, и в другой жизни наследуете ад вместе с вашим учителем диаволом и бесами».
«Да будет препрославлен Бог, даровавший нам три способа борьбы с диаволом: исповедь, пост и молитву. По мере того, как человек кается, регулярно молится и постится, диавол опаляется и уходит от него».
«Как плохо, христиане, когда человек согрешает и не кается».. .«Когда же нам покаяться? Не завтра и не послезавтра, а сейчас же, ибо не знаем, что нас завтра ожидает».
«Если мы хотим спастись, должны осуждать себя, а не переносить вину за свои проступки на других».
«Совершая крестное знамение, нужно быть чистым от греха»… «Крестное знамение того, у кого руки осквернены грехом, демоны не боятся».
Будьте осторожны, братья мои: не гордитесь, не убивайте, не блудите, не прелюбодействуйте, не крадите, не произносите клятв, не лгите, не клевещите, не предавайте, не украшайте это бренное тело, которое завтра съедят черви, но украшайте свою душу, которая честнее и дороже всего мира. В меру ваших сил молитесь, поститесь, творите милостыню, всегда помните о смерти, о том, как вы уйдёте из этого мнимого, временного мира в жизнь вечную.
«Тот, кто будет хранить в сердце четыре правила, спасётся…..Первое – прощайте своих врагов. Второе – исповедуйтесь искренне и тщательно. Третье – берите всю вину на себя. Четвёртое – примите решение впредь больше не грешить».
Почитайте всех Святых нашей Церкви, но особенно – Владычицу нашу Богородицу, потому что все Святые – рабы Христовы, а Богородица – госпожа и Владычица неба и земли, всей умной и чувственной твари. Она молится Господу о наших грехах. Бог удостоил большой чести род человеческий, сделав Её нашей Царицей. Поэтому и мы, братья мои, должны почитать Владычицу нашу постом, молитвой, милостыней и другими добрыми делами.