Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/6 января. Священномученика Сергия Мечёва, пресвитера

6 января. Священномученика Сергия Мечёва, пресвитера

← Предыдущая Следующая →
6 января. Священномученика Сергия Мечёва, пресвитера

Священномученик иерей Сергий Мечёв родился в Москве 17 сентября 1892 года в семье известного священника отца Алексия Мечёва, настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Батюшка отец Алексий очень любил своего сына Серёжу и желал иметь его своим преемником, но он не хотел оказывать на него давление и поэтому дал возможность сыну получить светское образование. В 1910 году Сергей окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на медицинский факультет Московского Университета. Вскоре он перешёл учиться на словесное отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1917 году.

Во время войны в 1914 году Сергей Алексеевич работал на Западном фронте братом милосердия в одном из санитарных поездов. Там же он познакомился со своей будущей супругой, которая также трудилась сестрой милосердия.

Одновременно с учёбой в Университете Сергий Алексеевич принимал участие в работе студенческого богословского кружка имени святителя Иоанна Златоустого, организованного наместником Чудова монастыря епископом Арсением (Жадановским). На заседаниях кружка читались и обсуждались доклады на различные темы богословского характера.

В 1917 году была создана комиссия по сношению с гражданской властью Русской Православной Церкви. В число членов Комиссии вошёл и Сергей Алексеевич. В этот период ему пришлось часто бывать у Святейшего Патриарха Тихона, который очень его полюбил.

Решение принять священство было связано у Сергея Алексеевича с поездкой в 1918 году в Оптину пустынь, где он получил на это благословение старцев отца Анатолия и отца Нектария.

В 1919 году, по окончании историко-филологического отделения Московского университета, он был рукоположен во диакона, а затем во иерея. Рукополагал его в апреле 1919 года в Даниловском монастыре священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский).

Служил он рядом с отцом в храме на Маросейке. Этот приход называли «мирским монастырём», — имя в виду не монастырские стены, а паству-семью, связанную узами любви и единым духовным руководством. Послушание духовному отцу, очищение совести покаянием («сущность исповеди есть самопосрамление, исповедь есть страдание кающегося и сострадание ему священника», — говорил отец Сергий), частое причащение, ежедневные уставные службы (обедни на Маросейке начинались в 6 утра, и прихожане могли попасть на работу вовремя) — всё это создавало условия для подлинной духовной жизни. «Христианство не учение, а жизнь», — часто повторял отец Сергий. После кончины своего отца батюшки Алексия 27 мая 1923 года, отец Сергий принял на своё пастырское попечение «покаянно-богослужебную семью», как он называл свой приход, и окормлял его до самой своей мученической кончины. «Вы мой путь ко Христу, как же пойду без вас», — писал он в 1930 году своим духовным чадам.

0106 12

Храм свт. Николая в Кленниках, где служили
о.Алексий Мечев и о.Сергий Мечев

Богослужение отца Сергия было прекрасно: в нём была строгость, стройность, сосредоточенность. Проповеди его были насыщены волевым началом, так, что, слушая их, нельзя было оставаться только слушателем, а хотелось действовать. Духовных чад привлекала к нему его личность, пламенность веры, требовательная, чуткая и неподкупная совесть, знание святоотеческого учения, и, наконец, доброта и отзывчивость. Предвидя мученический подвиг отца Сергия, старец Нектарий Оптинский как-то так сказал своей духовной дочери о нём: «Ты знала отца Алексея? Его знала вся Москва, а отца Сергия пока знает только пол-Москвы. Но он будет больше отца». После захвата обновленцами храмов, лишь единичные приходы в Москве сохранили верность Патриарху Тихону, в числе их были Даниловский монастырь и «Маросейка».

0106 13

отец Сергий с общиной во дворе храма святителя Николая
в Кленниках на Маросейке. Начало 1920-х гг.

В 1929 году батюшку арестовали и сослали; в 1932 году закрыли храм на Маросейке. Батюшка был сослан на Север, в маленький городок Вологодской области Кадников. Там в 1933 году последовал повторный арест и осуждение на 5 лет лагерей: сначала на Кубенском озере на лесопилке, затем на реке Шелекса, затем в Усть-Пинеге. В 1935 году его переводят в Свирские лагеря, на Лодейное Поле, после этого — перевод под Рыбинск (станция Переборы), на строительство плотины. В колонии на Шелексе батюшка сильно голодал. Его постоянно обкрадывали уголовные. Духовные дочери, приехавшие навестить его, заметили, что, несмотря на крайнее истощение, в нём исчезла всякая раздражительность, он стал очень мягким, не было ни единого упрёка.

В 1937 году батюшка освободился из лагеря. Он поселился в окрестностях города Калинин и работал в одной из поликлиник. Дома тайно совершал Литургию. К нему постоянно приезжали духовные дети, и он им писал письма: «... Молитесь Господу, просите Его, чтобы снял Он с вас тесноту, замыкание в себе», чтобы получили вы расширенное сердце!» — так он наставлял их.

В это время все единомысленные батюшке архиереи были в лагерях и ссылках. Он же в желании иметь архипастырский покров открыл одному епископу свою церковную позицию и нелегальное положение своей общины. Вскоре этот епископ был арестован и рассказал на суде то, что было ему открыто отцом Сергием на духу как епископу. Отцу Сергию советовали скрыться в Средней Азии, но он отказался оставить своих духовных детей. Около года батюшка скитался без прописки. Летом 1941 года он с некоторыми духовными чадами скрытно проживал в деревне близ Тутаева. Там он каждый день служил Литургию. В связи с всеобщей подозрительностью, возникшей с началом войны, местные жители приняли их за немецких шпионов и выдали Н. К. В. Д.

7 июля (н. ст.) 1941 года, в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, батюшку арестовали и поместили в Ярославскую тюрьму. После 4-х месяцев допросов и пыток, на которых он вёл себя очень мужественно, стремясь, чтобы никто из общины не пострадал. В ночь на 24 декабря 1941 года (6-е января 1942 г. н. ст.) батюшка был расстрелян в тюрьме Ярославского Н. К. В. Д.

Священномученик Сергий Мечёв причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Дни памяти

6 января
6 февраля  – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (переходящее празднование: собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля (25 января) - в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день - если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день - если 7 февраля приходится на дни от четверга до субботы).
5 июня  – Собор Ростово-Ярославских святых
4 сентября  – Собор Московских святых (переходящее празднование - в воскресенье перед 8 сентября (26 августа по старому стилю)

Священномученику Сергию Мечёву, протоиерею

Тропарь, глас 4:

От ко́рене пра́веднаго прозя́бл еси́, / правосла́вия наста́вниче и ревни́телю, / пред Бо́гом во у́зах и до сме́рти предстоя́, / гла́сом немо́лчным па́ству наставля́л еси́, / священному́чениче Се́ргие, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8:

Вели́кою любо́вию к та́йне богослуже́ния прилежа́л еси́, / па́ству свою́ призыва́я после́довати житию́ святы́х отце́в / и познава́ти писа́ния их свои́ми дея́ньми; / за Христа́ страда́ния во у́зах и смерть прия́л еси́; // те́мже взыва́ем ти: Ра́дуйся, Се́ргие священному́чениче.

Молитва

О преслáвный священномỳчениче Сéргие, плáменный молѝтвенниче, стóлпе Правослáвия, пáстырю Богомỳдре и исповéдниче, за Христá страдáния и смерть прия́вый! Вéруем, яко покровѝтелем нáшим вкỳпе с прáведным стáрцем Алексѝем прѝсно пребывáеши и попечéний о пáстве и ныне не оставляеши. Сегó рáди мóлим тя: прострѝ рỳку пóмощи всем в нéмощи и скóрби сỳщим; научѝ во единодỳшии и любвé пребывáти, и вéчности, в тáйне богослужéния являемей, óбщники ны сотворѝ. Вéру правослáвную исповéдати, глáсу сóвести слéдовати и по Бóзе деяньми жѝти помозѝ; да тобóю укрепляеми, к гóрнему устремѝмся и Цáрствия Небéсного достѝгнем, идéже ты в сóнме новомỳченик и исповéдник Россѝйских непрестáнно слáвиши Всеблагáго во Святéй Трóице Едѝнаго Бóга во вéки. Амѝнь.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена