Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился около 80 г., жил в Малой Азии, в г. Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию Ангела, благочестивой вдовой Каллистой…
Во времена апостольские, в городе Смирна жила благочестивая и богатая вдова по имени Каллиста. Не имея своих детей, она взяла на воспитание мальчика по имени Поликарп. С самого юного возраста он был добр и благочестив, так что Каллиста, умирая, оставила Поликарпу все свое имение, но он раздал богатство бедным, а сам жил в великом воздержании, беспрестанно молился, служил бедным, больным и престарелым.
Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол. Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие. В это время свв. апостолы Иоанн Богослов и Павел проповедовали в Малой Азии, и Поликарп, став их учеников, помогал в распространении Слова Божия. Следуя воле святых апостолов, св. Вукол рукоположил Поликарпа во священника, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру.
При посвящении Поликарпа на епископство, чудесные явления засвидетельствовали перед всем народом о том, что благодать Божия пребывала на нем. Чудесный свет осиял церковь, и некоторые из верующих увидали белую голубицу, летавшую вокруг головы Поликарпа. Иным он показался в образе воина, вооруженного мечом и готового на битву, другие видели его облеченным в царскую порфиру и озаренным неземным светом.
Эти чудесные явления предвещали будущую судьбу св. Поликарпа, который вскоре сделался самым уважаемым епископом в Малой Азии; даже язычники почитали его за добродетели, твердость духа и кротость. Многих обратил он ко Христу; и ученики его – св. Ириней, Палий, Пионий – тоже прославились святостью жизни. Св. Поликарп беспрестанно проповедовал слово Божие, писал послания к вновь обращенным христианам, неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы.
Около 167 года при императоре Марке Аврелии Антонине в Малой Азии началось особо сильное гонение на христиан. Язычники и особенно иудеи были озлоблены против Поликарпа, ибо они знали, с какой силой и ревностью он проповедовал Христа, и потому неотступно требовали, чтобы его привели на суд. По просьбе христиан, желавших спасти жизнь возлюбленного епископа, святитель уехал в близлежащую деревню. Там он проводил дни в молитве, но вскоре ему было видение, предвозвестившее, что час его мученичества близок. Он видел, будто изголовье его одра пылает огнем, и спокойно сказал находившимся с ним: «Я буду сожжен огнем за имя Господа Иисуса Христа». Действительно, убежище его сделалось известным, и через три дня после бывшего ему видения воины, посланные из Смирны, пришли в деревню, где находился Поликарп. Узнав об их прибытии, Поликарп сказал: «Да будет воля Господа Бога моего», – и вышел к ним навстречу. При виде почтенного старца, лицо которого сияло кротостью и неземным спокойствием, воины почувствовали невольное благоговение и не посмели наложить на него рук. Поликарп кротко говорил с ними, приказал готовить им обед и попросил, чтобы они дали ему один час на молитву. Пока воины обедали, он пламенно молился, благодаря Бога за все Его благодеяния, прося его помощи для Церкви, гонимой по всей земле. Укрепленный молитвой, св. Поликарп вышел к воинам, которые посадили его на осла и повезли в Смирну.
Два смирнских сановника, встретив на пути всеми уважаемого епископа, посадили его в свою колесницу и начали убеждать его, чтобы он хотя на словах отрекся от Христа, уверяя, что сами начальники желают избавить его от смерти. Он решительно отказался. Тогда сановники, рассердившись, столкнули его с колесницы, и святой старец, упав, вывихнул себе ногу.
Когда привели его на судилище, все неверные воскликнули радостно: «Взят Поликарп нечестивый!», – ибо они справедливо считали его главой христиан в Малой Азии. Христиане же, находившиеся в толпе, и сам Поликарп услышали голос с неба: «Мужайся, Поликарп!» Этот голос ободрил всех и исполнил святого старца новой силой.
Судья начал убеждать Поликарпа отречься от Христа и злословить Его.
– Я восемьдесят шесть лет служу Господу Богу моему, – спокойно отвечал Поликарп, – и Он мне никогда не делал зла, но даровал много благ, как же стану я хулить Царя моего?
– В таком случае выпущу на тебя ярых зверей, – сказал судья.
– Делай, что хочешь, я все-таки не променяю своей лучшей участи на худшую.
– Предам тебя огню, – говорил судья, надеявшийся подействовать угрозами на Поликарпа, ибо и сам желал спасти его, но епископ спокойно сказал ему:
– Ты грозишь мне огнем угасающим, но не знаешь об огне вечном, приготовленном для неверующих и для творящих беззакония.
Тогда судья велел громко провозгласить, что Поликарп исповедует себя христианином. Язычники и иудеи стали с яростью требовать его казни, восклицая: «Это развратитель всей Малой Азии, отец христиан, разоритель нашего закона, да будет он сожжен!»
Тогда судья, видя ярость толпы и не надеясь склонить Поликарпа к отречению, велел принести дров и хворосту. Сложили костер и, взявши святого старца, хотели приковать его к костру, но Поликарп сказал мучителям: «Не нужно приковывать меня: Тот, Кто дал мне желание, Тот даст и силу терпеть мучения на костре». Тогда связали его и положили на костер. Он молился, говоря: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты причислил меня к мученикам и исповедникам Твоим; и что пью чашу страданий Христа Твоего, и делаюсь причастником Его болезни, да в Воскресение буду с Ним причастником жизни вечной. Приими меня, как жертву благоугодную, славлю и хвалю Тебя, Боже, и Иисуса Христа, Сына Твоего, Первосвященника Вечного; с ним же и с Духом Святым подобает Тебе всякая честь и слава, ныне, и всегда, и во веки веков, аминь!»
Между тем язычники, и в особенности иудеи, с усердием подкладывали хворосту, и когда Поликарп окончил молитву свою, они зажгли великий огонь. Но тут совершилось чудо, которое исполнило всех изумлением и явило всем присутствовавшим силу Божию: пламя только окружило святого, сходясь над ним наподобие свода и не касаясь тела его, которое оставалось невредимо. Тогда судья повелел одному воину пронзить Поликарпа длинным копьем, и кровь, обильно истекая из раны, погасила пламенеющий костер.
Пораженные чудесными явлениями, которые сопровождали мученичество св. Поликарпа, иудеи упросили судью, чтобы он велел сжечь тело святителя, боялись, чтобы христиане не почтили его, как Бога. «Они не знают, – говорится в послании, в котором описано мученичество св. Поликарпа, – что мы не можем отступить от Христа Господа, умершего на кресте за спасение всего мира, и иметь другого Бога. Ему, как истинному Сыну Божию, мы воздаем Божественную честь; мучеников и подражателей Христовых, пострадавших за любовь к Нему, мы достойно почитаем и желаем подражать им. Сотник, по повелению судьи, сжег тело Поликарпа, мы же (как пишут смирнские христиане ко всем церквам) собрали от пепла кости его, драгоценнейшие злата и многоценных камней, и сохранили в чистом месте, где будем с веселием праздновать день его страданий, в память тех, которые пострадали за Христа, и в укрепление тем, которые такой же смертью будут исповедовать и прославлять Христа, истинного Бога нашего. Сие посылаем вам чрез брата Марка, когда прочтете, то доставьте сие послание прочим братиям, да и они прославят Бога, показавшего нам такого верного избранника и могущего и нас исполнить Своею благодатию, и ввести в вечное Царство Свое Сыном Своим Единородным, Иисусом Христом, Ему же слава и честь и царство и величество вовеки. Аминь».
Эти несколько строк взяты из послания, которым смирнские христиане извещали своих братьев о мученической кончине своего святого епископа. Подобные послания посылались от одной Церкви в другую, дабы возбудить во всех христианах ревность к Господу и дабы все христиане могли достойно чествовать память святых мучеников, умерших за Христа. К сожалению, немного таких посланий дошло до нас, ибо во времена гонений язычники тщательно отыскивали и сжигали все христианские рукописи.
Св. Поликарп оставил несколько посланий. В них он преподает правила христианской жизни и убеждает христиан к исполнению их обязанностей, к твердости, покорности и терпению примером Того, Который все претерпел за нас, дабы нам жить в Нем.
Источник: Жизнь и труды апостолов. Св. священномученик Поликарп, епископ Смирнский.
См. также: Житие и страдание святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского. Свт. Димитрий Ростовский.
8 марта (переходящая): 8 марта (23 февраля) - в невисокосный год; 7 марта (23 февраля) - в високосный год.
И нра́вом прича́стник,/ и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ния обре́л еси́, Богодохнове́нне,/ в виде́ния восхо́д./ Сего́ ра́ди, сло́во и́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Полика́рпе,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Плоды́ слове́сныя Го́сподеви принося́,/ Полика́рпе му́дре, доброде́телей же́ртвы,/ те́мже и от Бо́га досто́ин иера́рх просла́вился еси́./ Сего́ ра́ди днесь, просве́щшеся твои́ми словесы́,/ воспева́ем твою́ достохва́льную па́мятъ,// сла́вяще Го́спода.
I. Святой священномученик Поликарп, память коего совершается ныне, был учеником апостола Иоанна Богослова, который и рукоположил его во епископа Смирнского. Когда открылось гонение на христиан, язычники потребовали смерти Поликарпа. Проконсул старался спасти жизнь Поликарпу, но толпа завопила: «сжечь Поликарпа живым!» Проконсул уступил. Тотчас же народ стал собирать дрова и хворост по окрестным баням и лавкам и в один миг костер был готов. Усерднее всех работали иудеи. Поликарп сам снял с себя верхнюю одежду. Его хотели приковать к костру железными цепями, но он сказал: «это не нужно, Тот, кто дал мне волю страдать за Него, даст и силу оставаться неподвижным на костре». Исполнили желание святого старца, и он сам взошел на костер; но тут совершилось чудо, которое изумило всех: пламя окружило святого старца, сходясь над ним на подобие свода, и тело его оставалось невредимо. Тогда начальники велели пронзить его длинным копьем, и из раны истекло столько крови, что костер погас. Все это возбудило удивление язычников. Иудеи заметив, что христиане желают взять тело Поликарпа, упросили проконсула сжечь тело. Согласие проконсула было дано. Но христиане собрали кости и берегли как святыню; а в день мученической смерти собирались и торжественно совершали память мученика, подавая нам пример чествовать жизнь и смерть святых угодников Божиих.
II. Читая об изумительных подвигах мужества и терпения святого священномученика Поликарпа и других святых мучеников, нельзя не задаться вопросом: чем облегчались страдания св. мучеников за Христа? Где они находили духовные силы для совершения столь дивных подвигов? При свете церковной истории и творений святых отцов мы можем указать следующие духовные средства, коими облегчались страдания святых мучеников.
а) Размышление о страданиях Христа Спасителя. Апостол Павел, призывая верующих на предлежащий подвиг спасения, говорит: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление: и возсел одесную престола Божия (Евр. XII. 1–2). Этот-то взор на Пострадавшего всегда был присущ чистой душе святых мучеников, и услаждал горесть их страданий. Если воины во время сражения бесстрашно подвергают жизнь свою опасности, одушевляясь примером вождей своих, презирающих опасности, каких сами подвергаются: то могли ли бояться мук и смерти воины Христовы, имея пред очами Вождя спасения Христа Спасителя, за всех пострадавшего, и всем оставившего пример, да последуют стопам Его в несении креста?
б) Надежда на будущее воздаяние. Святые мученики взирали на свой великий подвиг и на все предлежащие страдания, как на что-то малое и незначащее, и были уверены, что их ожидало блаженство вечное, – что после кратковременных земных страданий они перейдут в тот светлый мир, где уже не будут ни алкать, ни жаждать, и не будут палить их солнце и никакой зной (Апокал. VII, 16). Если мореплаватель благодушно переносит все трудности и опасности морского путешествия из-за надежды достигнуть отечества, где ожидает его родное семейство и многие сокровища, то несравненно с большим благодушием и терпением могли переносить все страдания те богоизбранные мужи и жены, для которых за пределами здешнего мира уже сиял тот чудный благоукрашенный град, где светильник его Агнец и где уже ночи не будет (Апок. XXI, 23–25).
в) Пламенная любовь ко Христу. Эта любовь, как высшая духовная сила, невидимо услаждала горечь страданий их и мук. И в явлениях жизни обыкновенной мы видим силу любви. Вот нежная мать несет на руках своего младенца в сильный полуденный зной и идет по неровному, жесткому пути. Спросите ее: приходит ли ей мысль бросить свою драгоценную ношу, и все это не тягостно ли ей и трудно? С уверенностью можно сказать, что всего этого она как будто и не замечает по любви к своему младенцу: тяжесть ноши, сильный зной, неровный, жесткий путь – все поглощено любовью! Если так сильна и действенна любовь естественная, то что сказать о любви божественной? Мученики, исполненные любовью ко Христу, не только не боялись страданий, но еще с радостью желали принять их. Силу этой любви так изображает апостол Павел: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч (Рим. VIII, 35)?
г) Особенное действие Божественной благодати. Самая решимость страдать за Христа была плодом упования на благодатную помощь. «Надеюся, говорила святая мученица Агафия, на Христа Бога моего, яко имать с высоты смотрети на подвиг мой со множеством святых Своих ангелов и помогати мне немощней будет». Подобное чувство упования на благодатную помощь Божию было у всех христианских мучеников. Они никогда с самообольщением не опирались на свои силы и дарования. В духе глубокого смиренномудрия они начинали великий свой подвиг. Каждый из них мысленно говорил с апостолом: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Филипп. IV, 13).
Божественная благодать иногда так утешала святых мучеников во время страданий, что они веселились духом, и веселие сие отражалось в самом взоре их. Так о святом мученике Феофиле, бывшем прежде языческом философе, говорится, что «святой веселяшеся в муках, яко не слышай болезни и бе лице светло». Очевидно, что это веселие и эта светлость лица не могли быть у мученика без благодати Христовой, ибо человеку, как немощному, неестественно веселиться и являть светлость лица во время страданий. То же засвидетельствовала о себе и святая мученица Феодулия. Вися на кипарисе и опаляемая огнем, она сказала мучителю: «веждь, воевода, яко аз не чувствую муки и тебе паче зрю мучима и побеждаема». И сбывались таким образом слова апостола: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение так, чтобы мы могли перенести (1Кор. X, 13).
д) Чудесное явление Иисуса Христа. Иногда Сам Господь Иисус Христос в видимом образе являлся страдавшим за веру в Него и Своим явлением утешал их так, что они без малейшего смущения, с невозмутимым миром душевным, принимали казнь. Так в книге Деяний апостольских о святом первомученике архидиаконе Стефане повествуется, что он в то время, когда враги его рвались сердцем и скрежетали на него зубами, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и объятый радостью Божественного видения, он, побиваемый камнями, мирно перешел в вечно-блаженный мир, среди колено-преклонной молитвы (Деян. VII).
III. Напоминание о сих духовных средствах, при помощи коих облегчались страдания святых мучеников за Христа, да оживит и нас, малодушных, надеждою, что Господь не оставит и нас во время искушения без Своей всесильной помощи, – что и мы можем черпать силу терпения и мужество в борьбе со злом из тех же источников, из коих черпали их святые мученики.