Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/7 февраля. Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389)

7 февраля. Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389)

← Предыдущая Следующая →
7 февраля. Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389)

Святитель Григорий Богослов (326-389 гг.) – великий отец и учитель Церкви – родился в Каппадокии, близ города Назианса. Григорий был первым сыном в семье, родившимся по молитве после долгих лет бездетной жизни. Его мать Нонна, женщина высоких нравственных правил, еще до рождения сына обещала посвятить его Богу и приложила к этому все старания. Воспитание, полученное в семье, святитель Григорий почитал для себя самым важным. Родители Григория постарались дать ему лучшее по тем временам образование. Он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где подружился с Василием Великим. Их дружба продолжалась всю жизнь. В возрасте 26 лет св. Григорий принял Крещение.

Святой Григорий мечтал об уединенной, посвященной одному Богу жизни, и после возвращения на родину долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям – были его занятием. Но, по настоянию отца, был посвящен в сан пресвитера. Добродетельная жизнь, энергия и красноречие святого Григория высоко подняли его авторитет. Люди стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди.

С целью упрочения Православия Григорий завязывает отношения с Александрийской церковью, которые были непродолжительными из-за интриг. В 381 году Григорий, не желая служить причиной раздора, отказался от занимаемой уже в то время архиепископской кафедры, удалился в родной Назианс и здесь до 383 года управлял церковью. Последние годы своей жизни провел в строгих аскетических подвигах.

Святитель Григорий написал много трудов о лицах Святой Троицы, особо важными являются его «Пять слов о богословии». За свои замечательные богословские творения святой Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Как проповедник он производил на слушателей неотразимое, захватывающее впечатление. Его проповеди насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений.

За всю свою жизнь он никого не обидел, никому не причинил зла, он был ходатаем за бедных и угнетенных, по отношению к иномыслящим он проявлял терпимость, ему совершенно чуждо было чувство мести, в заботах о церкви он всегда поступался своими личными желаниями. Скончался святой Григорий в 389 году. Его нетленные мощи до сих пор источают дивное благоухание.

См. также: "Житие святого отца нашего Григория Богослова, патриарха Константинопольского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Дни памяти

7 февраля
12 февраля  – Собор Трех святителей

Святителю Григорию Богослову

Тропарь, глас 1

Па́стырская свире́ль богосло́вия твоего́/ ри́торов победи́ трубы́,/ я́коже бо глубины́ ду́ха изыска́вшу,/ и добро́ты веща́ния приложи́шася тебе́./ Но моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Григо́рие,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Богосло́вным язы́ком твои́м сплете́ния ри́торская разруши́вый, сла́вне,/ Правосла́вия оде́ждею, свы́ше истка́нною, Це́рковь украси́л еси́,/ ю́же и нося́щи, с на́ми зове́т твои́ми ча́ды:// ра́дуйся, о́тче, богосло́вия у́ме кра́йнейший.

Молитва

О, вели́кий во иера́рсех вселе́нныя учи́телю богому́дрый, преблаже́нне о́тче Григо́рие! Ве́лия по́двиги и труды́ твоя́, я́же во сла́ву Святы́я Це́ркве соверши́л еси́: ты́ испове́дник тве́рдый и свети́льник ве́ры Христо́вы на земли́ бы́л еси́, све́том богове́дения ве́рныя озаря́яй, ло́жныя уче́ния попаля́яй, и всему́ ми́ру сло́во спаси́тельныя и́стины возвеща́яй. Ны́не же, ве́лие на небесе́х име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помози́ на́м, со смире́нием к тебе́ припа́дающим, тве́рдо и неизме́нно святу́ю Правосла́вную ве́ру до конца́ жития́ на́шего сохрани́ти, от малове́рия же, сомне́ний и колеба́ния в ве́ре соблюди́, да не прельще́ни бу́дем богопроти́вных и душепа́губных уче́ний словеса́ми. Ду́х ре́вности святы́я, е́юже ты́ пламене́л еси́, о пресла́вный Це́ркве Христо́вы па́стырю, возгре́й предста́тельством твои́м и в на́с, и́хже Христо́с поста́ви бы́ти па́стырями, да всеусе́рдно просвеща́ем и утвержда́ем в пра́вей ве́ре слове́сное ста́до Христо́во. Испроси́, о милосе́рдный святи́телю, от Отца́ све́тов и все́м, вся́кий да́р коему́ждо благопотре́бен: младе́нцем благо́е в стра́се Бо́жием возраста́ние, ю́ным целому́дрие, ста́рым и немощны́м укрепле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим вразумле́ние и исправле́ние, оби́димым заступле́ние, сирота́м и вдови́цам защище́ние, искуша́емым благода́тное поможе́ние, отше́дшим от сего́ вре́меннаго жития́, отце́м и бра́тиям на́шим, блаже́нное упокое́ние. Е́й, свя́тче Бо́жий, при́зри ми́лостивно от Оби́телей Го́рних на на́с смире́нных, мно́гими собла́знами и напа́стьми обурева́емых, и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Препода́ждь на́м, преблаги́й о́тче, твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, в сие́ но́вое ле́то и во все́ про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре, покая́нии и послуша́нии Святе́й Правосла́вной Це́ркви поживе́м, за́поведи Христо́вы усе́рдно творя́ще, по́двигом до́брым ве́ры подвиза́ющеся, и та́ко Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́би Тро́ицу Святу́ю, Единосу́щную и Неразде́льную, пе́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Св. Григорий Богослов
(О примирении с ближними)

I. Св. Григорий, архиепископ Константинопольский, память коего совершается ныне, прославился своею высокою жизнью. По желанию императора Феодосия и народа, Григорий был избран на Константинопольскую кафедру и председательствовал на Втором Вселенском Соборе. Но когда на Соборе произошел раздор по поводу сего избрания, то св. святитель добровольно отказался от Константинопольской кафедры. «Я охотно следую пророку Ионе, сказал св. Григорий, отказываясь от своей должности: для спасения корабля (то есть церкви) и я готов жертвовать собою». После сего святитель Григорий посвятил себя строгой пустыннической жизни: жил среди утесов, около зверей, ходил босыми ногами, носил худую одежду, спал на голой земле и никогда не возжигал огня, чтобы согреть тело свое. Он оставил после себя много замечательных сочинений, за которые, особенно за сочинения о Боге-Слове, Спасителе мира, был прозван Богословом. Подобно Василию Великому и Иоанну Златоусту, он называется великим и вселенским учителем. Почил он в 389 году.

II. Св. Григорий, добровольно отказавшийся от кафедры Константинопольского архиепископа, дабы прекратить раздор и водворить мир, столь любезный его душе, научает и нас, братие, всеми силами стараться о сохранении христианского мира между людьми.

Чаще всего христианский мир между людьми не восстановляется потому, что из-за гордости, мстительности или иных страстей, не хотят простить врагам своим и примириться с ними. Но истинный христианин должен стать выше страстей, которые могут увлечь его к погибели, и непременно мириться со своими врагами, если только это от него зависит.

а) Причины, побуждающие нас ко взаимному примирению, по учению св. Тихона Задонского, суть следующие:

Бог повелевает оставлять ближнему обиды и примиряться...

Христианская любовь требует, дабы брату нашему, оскорбившему нас по немощи, или диавольскому наущению, не мстить, но умилосердившись, простить, – и не попущать гневу в злобу и ненависть возрасти, но тотчас начинающее куриться зло угасить духом кротости и человеколюбия.

Да подвигнет нас ко взаимному прощению и друг друга помилованию милосердие Божие, которое на всяк день и час нам согрешающим является... Ибо все мы, кто бы ни были, человеки есмы, грешники есмы, земля и пепел есмы: в сравнении пред Богом, пред Которым весь свет, как капля, мы ничто. Велико ли убо, когда человек человеку согрешает, и грешник грешнику прощает?..

Да подвигнет нас к прощению ближних собственная наша польза! Ибо кто прощает ближнему, тому удобный приступ к благости Божией отверзается; ... а тот, кто не отпускает согрешений брату, как скажет: «Отче наш!.. остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим..».

«Аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя... Остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Матф. 5, 23–26). Смотри, христианине, коль нужно нам с ближним нашим примирение. Бог ни покаяния нашего, ни молитвы, ни иного чего от нас не приемлет, пока с ближним нашим не примиримся... Словом ближнего твоего ты оскорбил, словом и примирись: смирись пред ним и испроси прощение. Делом ближнего твоего оскорбил: делом и примирись...

б) Все возражения против христианского мира тот же святитель так опровергает. «Мне ли у него просить прощения? Он – простец, а я благородный». Но и он человек есть, как и ты: у Бога все мы по естеству равны...

«Он-де злой человек?» Не твое дело его судить; един Бог судить по внутреннему, а не по внешнему.

«Он-де моим смирением вознесется?» Не правда; видя твое смирение, и сам смирится.

«Я-де ни в чем не виноват; он меня без всякой причины оскорбил?» Бывает сие: но в чем нам виноват Бог? «Праведен Господь и несть неправды в Нем»; однако же, бесстыдно согрешаем и оскорбляем Его: и просим милости и получаем милость.

III. Оставим же все отговорки, и «мир» дадим всем.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена