Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/7 января. РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

7 января. РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

← Предыдущая Следующая →
7 января. РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Великий праздник Рождества Христова – один из важнейших в православном церковном календаре, праздник пришествия в мир Спасителя – воплотившегося Сына Божия. Установлен в честь рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. В Русской Православной Церкви отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю) и предваряется сорокадневным постом.

Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух дополняющих друг друга Евангелиях – от Матфея и от Луки. Согласно этим источникам, во времена царствования императора Августа в Риме и царя Ирода в Иудее по решению императора была устроена перепись населения. При этом евреям – для участия в переписи – надлежало прийти в те города, откуда происходил их род.

Праведный Иосиф и Дева Мария, ожидавшая к тому времени скорого рождения Сына, отправились в Вифлеем, так как были потомками царя Давида, происходившего из этого города. Придя сюда, они не нашли свободного места в гостинице и вынуждены были, хотя и стояло холодное время года, поселиться в пещере, служившей хлевом для скота. В этой пещере, среди сена и соломы, в обстановке, лишенной даже обыкновенного удобства, ночью у Пресвятой Девы и родился Сын – Богомладенец Иисус Христос. Мария спеленала Его и положила в ясли.

В это время неподалеку пастухи пасли на поле стадо жертвенных животных. Вдруг среди ночного неба засиял чудесный свет и перед ними предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

После этого явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Пастухи поспешили в Вифлеем, нашли в пещере Марию, Иосифа и Младенца, поклонились Христу и рассказали о произошедшем с ними чуде. На восьмой день Младенца обрезали, в соответствии с ветхозаветным законом, и нарекли Ему имя Иисус (в переводе с др. еврейского – «Спаситель»), предсказанное Ангелом.

Когда Святое семейство еще было в Вифлееме, с Востока, из Персии, пришли в Иерусалим языческие волхвы (маги), чтобы поклониться Царю Иудейскому, чудесную звезду Которого они видели на небе. Царь Ирод, услышав об этом, встревожился, призвал первосвященников и книжников и узнал от них, что Христос должен родиться в Вифлееме. Ирод повелел магам идти в город Давида и разведать, где находится Младенец, чтобы позже самому поклониться Ему.

Волхвы вышли из Иерусалима и опять увидели чудесную звезду, которая вела их до самого дома, где был Богомладенец. Придя ко Христу, маги поклонились Ему и принесли дары: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну (ароматическая смола, состав, который предотвращал тема умерших от слишком быстрого истления) – как Тому, Кто должен умереть. После этого они получили Откровение от Ангела не возвращаться к Ироду и другим путем отошли в свою страну. Когда Ирод узнал, что маги его обманули, пришел в страшную ярость и послал убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет, чтобы вместе с ними убить новорожденного Мессию.

Однако Христос был чудесно спасен от смерти, потому что Ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода, а затем вернулись на родину и поселились в галилейском городе Назарете. В этом селении Господь Иисус Христос прожил до тридцати лет, повинуясь Богородице и мнимому отцу Иосифу, помогая ему в деле плотничества, «преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».

Богослужение Рождества Христова – одно из самых торжественных в Церкви. Канун праздника называется навечерием, или сочельником. Устав предписывает в этот день строгий пост – полное воздержание от пищи до окончания вечерни и литургии.

Богослужение навечерия и самого праздника представляет собой единый литургический цикл, распространяющийся на двое суток, каждая служба в эти дни по-разному раскрывает событие Рождества Христова и его духовное значение. Если Рождество приходится на воскресенье или понедельник, это придает богослужению дополнительные особенности. На богослужении утром 6 января (сочельник) совершаются Царские часы, именуемые так благодаря обычаю византийских императоров, а затем и Московских царей присутствовать на этом богослужении. Церковь вспоминает ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову, на каждом часе звучит Апостол и Евангелие. Сразу после часов совершается праздничная великая вечерня в соединении с литургией свт. Василия Великого. На вечерне читаются восемь ветхозаветных паремий, содержащих пророчества о пришествии в мир Спасителя, Апостол и Евангелие. По отпусте литургии на середину храма выносится свеча, священнослужители встают перед ней и вместе с народом впервые в году поют тропарь и кондак Рождества. Всенощное бдение под Рождество, которое совершается 6 января в вечернее или ночное время, состоит из великого повечерия и утрени. В самый день праздника будет служиться литургия свт. Иоанна Златоуста, она может служиться ночью сразу после бдения, либо 7 января с утра.

Период от Рождества Христова до Крещения традиционно называется Святками. В это время (кроме 18 января, Крещенского сочельника) нет поста, не совершаются земные поклоны, а верующие прославляют пришедшего в мир Христа и веселятся. Святки – значит «святые дни», и смысл их не в том, чтобы радоваться непостной еде и веселым играм (хотя все это – вознаграждение за труд поста), а в том, чтобы соприкоснуться с Радостью, которая пришла в мир вместе со Христом.

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БОГОВОПЛОЩЕНИИ

Таково наше торжество, это празднуем мы сегодня – пришествие Бога к людям, чтобы нам переселиться к Богу, или, точнее сказать, возвратиться, чтобы нам отложить ветхого человека и облечься в нового, и чтобы, как мы умерли во Адаме, так нам и ожить во Христе, со Христом рождаемыми, распинаемыми, погребаемыми и воскресающими.

Святитель Григорий Богослов

Вижу таинство необычайное и чудное: пастыри оглашают слух мой, произнося не пустынную песнь, но воспевая небесный гимн. Ангелы поют, архангелы воспевают, херувимы взывают, серафимы славословят, все торжествуют, видя Бога на земле и человека на небесах, высокого — внизу, по Его домостроительству, и низкого — вверху, по (Божию) человеколюбию. Сегодня Вифлеем уподобился небу, вместо звезд приняв поющих ангелов, а вместо солнца неизъяснимо вместив Солнце правды. Не исследуй, как это; где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, нисшел и спас; всё повинуется Богу… Придите же, будем праздновать; придите, будем торжествовать. Род празднества — необычайный, потому что необычайный и способ рождения. Ныне древние узы разрешены, диавол посрамлен, бесы обратились в бегство, смерть сокрушена, рай открыт, проклятие уничтожено, грех удален, заблуждение истреблено, истина возвратилась и учение благочестия повсюду рассеялось и распространилось, вышняя жизнь насаждена на земле, ангелы входят в общение с людьми и люди безтрепетно беседуют с ангелами. Почему? Потому, что Бог пришел на землю, и человек — на небо; всё соединилось. Пришел на землю всецело существующий на небесах, и всецело существующий на небе всецело является на земле. Будучи Богом, Он сделался человеком, не перестав быть Богом; будучи безстрастным Словом, Он стал плотью, – сделался плотью, чтобы обитать в нас.

Святитель Иоанн Златоуст

Что унизительнее для Бога, чем образ раба? Что смиреннее для Царя всяческих, чем добровольно войти в тесное общение с нашей немощной природой? Царь царствующих и Господь господствующих принимает образ раба; Судия всех делается данником властителей; Владыка твари... не обретает места в гостинице, но полагается в яслях бессловесных; чистый и непорочный не отвращается скверн человеческого естества, но, пройдя все степени нашего убожества, претерпевает, наконец, самую смерть. Взирайте на величие Его самоуничижения; Жизнь вкушает смерть; Судия ведется в претор; Владыка всякой жизни подвергается приговору судьи; Царь всех надмирных сил предается в руки палачей. Святитель Григорий Нисский

Ибо невозможно было, чтобы человек, который раз был побежден и погиб чрез непослушание, сам воссоздал себя и получил награду за победу; также невозможно было, чтобы получил спасение тот, кто впал под власть греха: то и другое сделал Сын, Который есть Слово Божие от Отца происходящее, Который воплотился и нисшел даже до смерти и совершил домостроительство нашего спасения.

Священномученик Ириней Лионский

Сын Божий для того соделался Сыном Человеческим, чтобы нас, человеков, соделать сынами Божиими, возводя род наш по благодати в то, что Сам Он есть по естеству, рождая нас свыше благодатию Святаго Духа и тотчас вводя нас в Царство Небесное или, лучше сказать, даруя нам иметь сие Небесное Царствие внутри нас (Лк. 17:21). Преподобный Симеон Новый Богослов

Господь, единственный Целитель и Врач, для того и пришел сюда, чтобы уврачевать ныне души верующих от неисцелимых человеческими средствами страданий и очистить от скверны греховной проказы.

Преподобный Ефрем Сирин

Сын начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемлемый объемлется чрез разумную душу, посредствующую между Божеством и грубою плотию; Богатящий обнищевает — обнищевает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством; Исполненный истощается — истощается ненадолго в славе Своей, чтобы мне быть причастником полноты Его. Какое богатство благости! Что это за таинство о мне? Я получил образ Божий и не сохранил Его; Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти и плоть обессмертить. Он вступает во второе с нами общение, которое гораздо чуднее первого, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь восприемлет худшее; но сие боголепнее первого, сие выше для имеющих ум.

Святитель Григорий Богослов

Нынешний день есть день спасения, научающий нас мудрости в слове. Поэтому будем воздерживаться от праздных разговоров, чтобы не показалось, что мы не имеем никакого участия в настоящем дне. Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это — день благоволения, да удержится же всякая лютость; это — день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это — день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником... Это — день, в который туне (т. е. даром) ниспослан нам дар, которого мы и не просили, поэтому справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям, вопиющим к нам и просящим у нас милостыни? Это — день, в который отверзлась дверь неба нашим молитвам; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий? Господь природы, не изменив Своего естества, изменил Себя; что же? Неужели нам покажется трудным изменить свою волю, поврежденную грехом? Конечно, плоть наша по собственной своей природе не может быть ни больше, ни меньше, но воля по своему произволу может возрастать до какой угодно меры; для сего-то ныне Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому.

Преподобный Ефрем Сирин

(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г.Москвы. Выпуск № 2 (225), 07.01.2021).

Рождеству Христову

Тропарь, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Величание

Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

АКАФИСТ РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Проповедь о Рождестве Христовом

Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2: 14).

Это песнь Богу вочеловечившемуся, Младенцу Христу, воспетая сонмом ангелов на земле при Его Рождестве. Кратка песнь, но смысл и значение ее премудры и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне, по словам Церкви, удивилось всякое естество ангельское.

Но где же мир на земле, который возвестили ангелы пастырям вифлеемским?

В самом Иерусалиме, граде Давидовом, в котором был храм живому Богу, не было мира. Когда волхвы, пришедшие с Востока в Иерусалим, спрашивали: «Где есть родившийся Царь Иудейский?» – то от одного этого известия пришел в смятение и Ирод-царь и весь Иерусалим с ним. Во всемирной державе Римской в то время не было мира. Современники в мрачных красках описывают нравственное падение народов, искажение образа Божия в людях. Всякие скверна и беззаконие въявь творились. Идолопоклонство заменило служение единому Богу. Беззакония, срамоты, пресыщение, пьянство составляли блага земные, цель и стремления человечества. Вражда, междоусобицы, нестроение царили повсюду. Гордость, бесчеловечность, все виды порока растлевали общественную и семейную жизнь.

В последующие времена было не лучше. Страшные гонения на верующих во Христа в продолжение трех столетий залили всю землю кровью христианских мучеников: брат предавал брата на мучения, отец – жену и детей, дети – родителей. Человеческие отношения, кровные узы, родство – всё было поругано и попрано. И в самом Иерусалиме была мерзость запустения.

И в наши времена потрясаются общества и царства, продолжаются международные и междоусобные разногласия и войны, ереси и расколы, заговоры, преступные зловредные учения, усиливающиеся ниспровергнуть вековые государственные учреждения и основы общежития семейного, гражданского и религиозного.

Злодейство простирает святотатственную руку на помазанников Божиих, которым Самим Богом вручены народы. Изверги хотят на священном прахе их водворить безверие, разрушить государство, семью и закон под видом равенства и братства.

Где же мир на земле, возвещенный ангелами? Где же мир, принесенный Богочеловеком на землю? Где же мир, который возвещает Евангелие и проповедь апостолов, пронесенная ими из конца в конец земли, между всеми народами и царствами? В мире его нет: мир весь во зле лежит, – сказал апостол (1 Ин. 5:19).

Вот тайна, воспетая ангелами: с пришествием Сына Божия на земле воцарен мир сначала в малом избранном стаде – в Церкви Его, в апостолах, которым Он многократно преподавал этот мир, а потом во всем царстве благодати или Церкви Его, распространившейся по всей земле.

Да, братья, на земле основано Господом целое царство мира Божия, – царство вечное, всемирное, благоустроенное, с законами, уставами, таинствами, с порядком служения, правилами жизни, отношениями взаимными. Это царство – есть святая, православная апостольская Церковь, в которой почивают всегда мир и радость о Духе Святом, благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца.

Правда, Церковь Божия на земле всегда была под крестом, всегда гонима, озлобляема, но тем не менее она всегда обладала внутренним, благодатным миром, даже среди величайших гонений, потому что в ней всегда был и будет Бог, избавляющий ее от всех бедствий, по слову Своему, что врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18).

И потому всякий истинно верующий и исполняющий заповеди Христовы человек, всякий истинно кающийся грешник, имеет внутри себя мир Христов, которого никакие внешние треволнения мира сего нарушить не могут, если он сам своей волей не вступит снова на путь беззакония и греха.

Поэтому если царства земные и вообще гражданские общества желают достичь и водворить мир, принесенный на землю Царем правды, мира и любви, господом Иисусом Христом, то они должны быть в тесном союзе с царством Господа, или с Церковью Его святою на земле, должны покоряться заповедям Иисуса Христа и уставам Церкви Его. А в случае их нарушения – немедленно исправляться, после искреннего сознания своих ошибок и беззаконий. Члены государства, исповедующие христианскую веру, должны быть добрыми, честными и искренне преданными членами Церкви. Нарушение этого союза между Церковью и государством или его гражданами, пренебрежение верою, заповедями и Евангелием порождают безверие и всякие беспорядки в обществе, всякие пороки, повергают общества в нравственное или политическое бессилие, лишают его благословения небесного.

Наше Отечество, великая Россия, всегда была в тесном союзе с Церковью, и только в этом союзе она возросла, окрепла и взошла на высокую степень могущества и славы. Дай Бог, чтобы этот союз государства с Церковью – с этим царством мира – и впредь продолжался непрерывно! Тогда Россия всегда будет царством мира, и на ней будет почивать благословение Божие. Тогда никакая крамола в России не будет страшна, потому что не найдет нигде ни места, ни приюта.

Да воцарится в сердцах наших Христос Господь, и с Ним да царствует мир и благословение! Аминь.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена