Святые благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Ефросиния, чудотворцы, жившие в Муроме в конце XII - начале XIII века, являются покровителями любви и семейного счастья.
Святые Петр и Феврония отличались необыкновенной, поистине христианской любовью друг к другу, вместе переносили невзгоды и испытания. Они были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для Евангельской заповеди о нерушимом союзе – «Что Господь сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6).
Никакие житейские напасти: зависть, клевета, злые диавольские козни не могли разбить того, что Господь соединил. Когда благоверный князь Петр обвенчался с Февронией, которая была дочерью простого сборщика меда, его бояре, а особенно их жены, не хотели признать простую девушку из крестьянской семьи своей княгиней. Они всячески старались унизить Февронию в глазах супруга, а однажды даже поставили Петра перед выбором: либо развод с супругой и женитьба на знатной, либо оставление княжеского престола - в противном случае они грозились бунтом и непослушанием княжеской воли. Князь Петр выбрал верность своей венчанной супруге, и они с княгиней ушли из Мурома. Но в отсутствие Петра и Февронии сразу начались нестроения и свары, и подданные поняли, что им не обойтись без князя и его жены. На коленях они умоляли их вернуться на свой престол. Не стали благоверные супруги вспоминать боярские угрозы и оскорбления, уступили их просьбам и вернулись в родной город. Правление святых супругов прославилось благочестием и милосердием, оно было правдолюбивым, но без строгой суровости, милостивым, но без слабости. В течение всей своей жизни они совершали богоугодные дела: помогали бедным, лечили больных, примиряли враждующих, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая от нужд, украшали храмы. Житие благочестивой княжеской четы Петра и Февронии Муромских является ярким примером семейной жизни в Боге, показывает, что семейное счастье прочно только тогда, когда оно основано на камне Православной веры и опирается на Евангельские заповеди. Через всю свою жизнь, преодолевая все испытания и искушения, пронесли Муромские святые свою любовь.
Издавна на Руси существовал благочестивый обычай заканчивать свою жизнь в монастыре, чтобы очистить и приготовить свою душу к жизни вечной. Следуя этому обычаю, святые князь Петр и княгиня Феврония, незадолго до своей кончины, приняли монашеский постриг в соседних монастырях - женском и мужском, но духовная молитвенная связь их сохранилась. Монах Давид и монахиня Ефросиния продолжали молиться и просили, чтобы Господь забрал их к Себе в один и тот же день. И Господь услышал их молитву. По преданию они умерли в один день и час 25 июня (8 июля по н.ст.) 1228 года, и тела их соединились в общей усыпальнице, несмотря на то, что первоначально положили их отдельно.
Почитание святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских существовало с древнейших времен. И сегодня к святым покровителям семейного счастья едут на поклонение верующие со всех концов нашей земли. Возле их мощей молятся об удачном браке, об исправлении супруга или супруги, об устроении благочестивой христианской семьи и укреплении семейных отношений.
Чудотворные мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии 19 сентября 1992 года были перенесены из Благовещенского собора, находящегося на территории Благовещенского мужского монастыря в Троицкий собор Свято-Троицкого женского монастыря (г.Муром Владимирской области). В этот собор со всей России и даже из-за границы приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Петра и Февронии и испросить у святых благоверных супружеского счастья, истинной любви и верности. Каждый воскресный день в шесть часов утра перед открытыми мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом. В день святых Петра и Февронии божественная Литургия проходит на монастырской площади у стен Троицкого собора. Богослужение завершается крестным ходом вокруг монастыря.
С историей жизни и любви святых Петра и Февронии можно познакомиться, прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских». См. также: "Память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Святые были канонизированы в 1547 году.
8 июля – Преставление;
23 июня – Собор Рязанских святых;
6 июля – Собор Владимирских святых;
18 сентября – Перенесение мощей (переходящее празднование - в воскресенье перед 19 сентября: в связи с тем, что день памяти 8 июля приходится на период Петрова поста, и учитывая желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих святых покровителей супружества, Священный Синод 25 декабря 2012 года принял решение об установлении дополнительного дня празднования – в воскресенье, предшествующее 6/19 сентября, в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году).
Первый памятник святым благоверным князю Петру и княгини Февронии Муромским появился 8 июля 2008 года на их родине — в Муроме, в последующие годы памятники Петру и Февронии были поставлены во многих городах России.
«Мы же молим вас, о преблаженные супруги, да помолитесь и о нас, с верою чтущих вашу память!»
Памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским в Сергиевом Посаде - возле пруда у стен Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (открыт 8 июля 2014 г.).
Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви,/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.
Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, Пе́тре,/ ку́пно и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше./ Те́мже и по сме́рти неразлу́чно во гро́бе лежа́ще,/ исцеле́ние неви́димо подава́ете,/ и ны́не Христу́ моли́теся// сохрани́ти град же и лю́ди, и́же вас сла́вящих.
О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею свято́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским
Вот уже несколько лет, как в нашем Отечестве утверждён государственный праздник семьи, любви и верности, приуроченный к церковному дню памяти святых супругов Петра и Февронии. Отрадно, что в век крайнего легкомыслия и развращённости нравов мы слышим, по крайней мере, слова, призывающие нас к семейному идеалу!
Вспоминая добродетельных мужей и жён русского средневековья, их отдалённые потомки сегодня испытывают самые различные чувства. Живущие по совести укрепляются в благом намерении донести свечу супружеской взаимной любви до победного конца. Колеблющиеся и слабые, падкие на всевозможные соблазны, внутренне ободряются и обретают в себе силы преодолевать препятствия, вырастающие на пути к семейному счастью. Циничные и развращённые с иронией усмехаются и мрачнеют, угнетаемые сознанием собственных преступлений против истинной и высокой любви. Равнодушными остаются только невежды, закрывшиеся от света Божия в душном мирке омрачённых суетой сердец, которые чужды и «Божества, и вдохновенья, и слёз, и жизни, и любви»…
И всё-таки не может не дрогнуть человеческая душа, когда слышит о супружестве гармоничном, о счастье нерушимом, о любви, чуждой предательства и измен! Почему? Потому что «подвиг есть и в сраженьи», среди стрел и пуль, но есть подвиг сокровенный и незримый, под внешним покровом обыденной, спокойной жизни.
Подлинная человеческая любовь отличительным своим достоинством имеет верность и постоянство! Эти качества красной нитью проходят через все лучшие произведения русской литературы — от древнего «Плача Ярославны» до вдохновенных страниц «Войны и мира», семейной хроники, выросшей в роман-эпопею вселенского масштаба.
Противостоит семейному идеалу лукавая похоть, которую мы даже затрудняемся назвать животной… Ведь в мире бессловесных так много удивительных примеров верности до самопожертвования! Не так просто русских женщин именовали в старину «лебёдушками», столь грациозными в их величественной скромности! «Гуси-лебеди», эти чудо-птицы, найдя себе пару, никогда ей не изменяют; а длинноногие, белокрылые аисты, говорят, падают с высоты наземь в случае непредвиденной смерти своей половины.
Вспомним, друзья, к нашему разговору один замечательный эпизод из жития святых Петра и Февронии. Однажды, во время путешествия по реке, добродетельная княгиня поймала на себе страстный и жадный взгляд вельможи, входившего в круг ближайших соратников Муромского князя. Обратившись к боярину, праведная Феврония попросила его наклониться и, зачерпнув пригоршней воды с левого борта, выпить её. Тот безмолвно повиновался. Затем мудрая женщина повелела своему тайному воздыхателю испить речной влаги, взятой справа от ладьи. «Какова вода на вкус?» — спросила угодница Божия. «Совершенно одинакова». — «Как же ты бесстыдно взираешь на чужую жену, хотя доподлинно знаешь, что женское естество всегда одно и то же?» — строго спросила святая Феврония, усрамив и тотчас остудив пыл похотливца.
Горе же «очам завидущим и рукам загребущим»! Сколько же их ныне на Руси, заживо уловленных диаволом в сеть погибели, охотников до чужой плоти! Молнией с небес разит несчастных слово Божие, вещающее через святого апостола Павла:
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4).
Видели ли вы среди последних хотя бы одного спокойного, мирного, счастливого? Иные и хотели бы представить себя таковыми на людях, однако шила в мешке утаить не могут. Это шило — преступная блудная страсть, адским огнём выжигающая совесть без остатка и постоянно влекущая свою жертву на поиски новых срамных приключений, завершающихся по обыкновению неизлечимыми болезнями либо злой и безотрадной кончиной.
Любовь супружеская, освящённая верой в Небесного Отца и скреплённая благодатью венчания, прекрасна… Спору нет: она требует целожизненного подвига и взаимных жертвенных трудов для своего охранения и возрастания. Однако и награда велика! Мы имеем в виду не только «мзду на небесах», но и земное воздаяние. В чём оно?
Во-первых, в самой любви, которая подобна чудному соцветию. Далеко вокруг себя оно распространяет тонкие ароматы радости, нежности, верности, деликатности и внутренней стыдливости; взаимопонимания, единодушия, проницательности, чуждой подозрительности и недоверия.
Во-вторых, в детях, если их даёт Бог. Блудники озабочены только собой и своими нечистыми удовольствиями, чуждыми призвания отцовства и материнства. Любящие супруги с христианским самосознанием благоговеют пред даром жизни и видят в продолжении рода чудо Божьего благословения. Любовь есть неоспоримое свидетельство истины. Как бы ни было ныне сложно взрослым воспитывать своих детей, последние, ещё не обладая ни опытом, ни мудростью, всегда почувствуют сердцем внутреннюю правоту родителей и в конце концов придут к осмысленной признательности им за дар жизни. Нелицемерная привязанность и почтительность со стороны детей — это ли не награда, это ли не венец счастья на украшенных сединами главах родителей?
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» Блажен, кто ещё верует в любовь в наши «окаянные дни»! Эта вера основана не на грёзах и мечтах, но на незыблемом основании Любви распятой и воскресшей — Господе нашем Иисусе Христе, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8).
«Чем ночь темней, тем ярче звёзды…» Отмечая в эти июльские дни празднество семьи, я бы назвал верных и любящих друг друга христианских супругов «исповедниками».
Вопреки всем враждебным вихрям, реющим над Русской землёй, они крепко держат свечу «негасимой любви» и устремляются по стопам своих благочестивых предков в тихую пристань спасения, не обращая внимания на вой и улюлюканье продажных средств массовой информации и на отсутствие вдохновляющих жизненных примеров.
Пусть же, друзья, ярко и жарко разгорается огонёк радостного служения семье и друг другу в наших сердцах, разгоняя мрак холодности, развращённости и вероломства! Претерпевший же [в любви] до конца спасётся, — обетует православным супругам Сам Бог (Мф.10:22).
«Семья — это школа любви, благочестия и человеческого счастья»
(Патриарх Кирилл)
Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Впервые он отмечался в 2008 г., который был объявлен годом семьи. Идея этого праздника возникла у жителей города Мурома (Владимирской обл.), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, чья память совершается 8 июля. История жизни святых благоверных князя Петра и княгини Февронии – это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Они почитаются Церковью как покровители христианского брака, им следует молиться об укреплении семейных уз и о достижении семейного счастья.
«Христианская семья есть вместилище любви. Любовь же требует беспрерывных и самых нежных, самых кротких, бесстрастных, восторженных отношений. Но они недостижимы, как небо, для тех, кто не поднялся на ступень послушания в лествице духовного восхождения» (протоиерей Валентин Амфитеатров).
«Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это — неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием» (митрополит Антоний Сурожский).
< Так что же такое любовь? Об этом нам говорит через Священное Писание Сам Господь, названный в нем Любовью, а также отцы Церкви, подвижники и святые, опытно, а не умозрительно возлюбившие ближних своих.
«Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:7–8).
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:1–3).
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор.13: 4–8).
«Все у вас да будет с любовью» (1Кор.16:14).
«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13: 10).
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18).
«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Прит.10:12).
«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:8).
«Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3:18).
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14).
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).
Преподобный Паисий Святогорец:
«Настоящая любовь несвоекорыстна. Она не имеет в себе эгоистического пристрастия и отличается благоразумием».
«Готовность выпить чашу горести другого — есть любовь».
Святитель Димитрий Ростовский: «Что значит любить кого-либо? Значит желать ему блага и делать его, когда возможно».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Что значит подлинно любить человека? Все возвышенное трудно поддается логическому определению. Как сказать, что такое христианская жизнь в любви, если сила ее проявляется больше всего в терпении? Где любовь, там всегда доверие, где любовь, там всегда и надежда. Любовь все переносит, потому что сильна. Истинная любовь постоянна, не иссякает и никогда не перестает. Этот гимн любви прозвучал впервые в устах первых апостолов христианства».
Священномученик Арсений (Жадановский): «Любовь, прежде всего, простирается до самопожертвования…
Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается…
Третий признак истинной, небесной любви тот, что она исключает совершенную нелюбовь к кому-либо, то есть нельзя, например, одних любить, а других нет. Кто имеет святую любовь, тот весь переполнен ею. Я могу скорбеть, жалеть, что такой-то полонен страстями, привержен злу, худо поступает, но не любить человека, как Божие создание, я не могу и должен быть готов при всяком случае проявить к нему любовь.
Четвертый признак истинной любви тот, что любовь эта в одно и то же время направляется к Богу и ближним, находясь в такой связи, что кто любит Бога, тот непременно любит и ближнего».
Святитель Иоанн Златоуст: «Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто — ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит ее».
«Любовь представляет тебе ближнего как тебя самого и научает тебя радоваться его благополучию как твоему собственному и чувствовать его несчастья как твои собственные. Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира. Любовь делает общими для всех блага каждого».
«Любовь и похоть противоположны друг другу. Кто похоть называет любовью, тот заблуждается. Ибо любовь духовна, чиста и свята, а похоть телесна, нечиста и не свята. Любовь неотделима от истины, а похоть — от иллюзии и лжи. Истинная любовь, как правило, постоянно возрастает в силе и во вдохновении, несмотря на человеческую старость; похоть же быстро проходит, переходит в отвращение и часто доводит до отчаяния».
«Любовь не есть просто сердечное ощущение. Любовь — царица всех чувств, благородных и положительных. Воистину любовь есть наикратчайший путь в Царство Небесное. Любовь уничтожила разделение между Богом и человеком».
«Когда душа любит тело — это не любовь, но желание, страсть. Когда душа любит душу не в Боге, то это либо восторг, либо жалость. Когда же душа в Боге любит душу, невзирая на внешность (красоту, уродство), это и есть любовь. Это — истинная любовь, дочь моя. А в любви — жизнь!»
«Если любовь не в Боге и не от Бога, то это только чувственная страсть, которую люди употребляют как наркотик, чтобы этой малой бессмыслицей услаждать лишенную всякого смысла жизнь»
Священномученик Поликарп Смирнский: «Имеющий любовь далек от всякого греха».
Игумен Никон (Воробьев): «Если любовь есть в сердце, то она от сердца изливается на всех окружающих и проявляется в жалости ко всем, в терпении их недостатков и грехов, в неосуждении их, в молитве за них, а когда необходимо, то и в материальной поддержке».
Преподобный Ефрем Сирин: «О, безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она, божественная любовь, есть возглавление добродетелей; любовь — причина всех благ, любовь — соль добродетелей, любовь — конец закона… Она низвела к нам с небес Сына Божия. Любовию явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовию составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовию отверст рай, обещано нам Небесное Царство. Она умудряла рыбарей; она укрепляла мучеников; она пустыни преобразовала в общежития; она горы и вертепы наполнила псалмопениями; она мужей и жен научила идти узким и тесным путем… О блаженная любовь, подательница всех благ!».