Предтеча и Креститель Господень Иоанн, согласно Евангельскому повествованию, был бескомпромиссен в своем обличении общественных грехов. Он не побоялся выступить против тогдашнего правителя Галилеи Ирода Антипы, который силой отнял у своего брата жену Иродиаду и сам женился на ней. За эти выступления против Ирода Иоанна Крестителя заключили в тюрьму. Первое время Ирод боялся причинять ему вред: народ любил Иоанна, да и сам правитель чувствовал, что убийство праведника станет великим грехом. Однако его незаконной супруге Иродиаде хотелось избавиться от Иоанна Крестителя как можно скорее и навсегда. На пиру в честь своего дня рождения Антипа пообещал в присутствии вельмож и знатных людей Галилеи, что исполнит любое желание станцевавшей для гостей Саломеи, дочери своей жены Иродиады. По наущению матери она попросила в качестве награды голову Иоанна Предтечи, что и было исполнено. Иродиада, боясь воскресения Иоанна Крестителя, не позволила погрести его честную главу вместе с телом, но положила ее в сосуд и тайно закопала в одном из поместий Ирода. Существовали различные предания о месте захоронения главы Иоанна Предтечи. Согласно одному из них, оно находилось в Иерусалиме, на Елеонской горе. Согласно другой традиции, главу святого выкрала у Иродиады и погребла праведная Иоанна, благочестивая жена Хузы, домоправителя Ирода.
О дальнейшей судьбе главы Иоанна Предтечи сообщают византийские сказания. Во время правления равноапостольного императора Константина (306–337) ее нашли два монаха, пришедшие в Иерусалим для поклонения святым местам. Во сне им явился Креститель Господень и указал на место, где была скрыта его глава. На обратном пути из Иерусалима они повстречались с неким бедным горшечником из сирийского города Эмесы, оставившим свой город и отправившимся на заработки. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему во сне святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком. Таким образом реликвия оказалась в Эмесе, где сперва хранилась в семье горшечника, а затем передавалась из рук в руки благочестивыми жителями города, пока не попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Он обманывал жителей города, приписывая все чудеса и исцеления, происходившие от этой реликвии, своей святости и истинности исповедуемых им догматов. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. Уходя, Евстафий закопал главу в некой пещере, в которой вскоре поселились монахи, не знавшие о скрытой реликвии, а затем здесь был основан монастырь.
В 452 году, во время правления императора Маркиана, глава была повторно обретена игуменом монастыря архимандритом Маркеллом и торжественно положена епископом Эмесы Уранием в монастырской церкви. Это событие праздновалось в Византии и ныне отмечается в Русской Православной Церкви 8 марта (24 февраля по старому стилю) вместе с празднованием первого обретения честной главы Иоанна Предтечи.
(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск №11 (234), 07.03.2021).
Пророк, Предтеча и Креститель Господа Иоанн — это святой, который уготовал путь Спасителю и о котором Сам Христос сказал, что он выше всех, кто был рожден женами (Мф.11,11; Лк.7,28). Он проповедовал покаяние людям, глаголя, да во грядущаго по нем Христа веруют (Деян.19,4).
Миссия Иоанна Предтечи была связана с проповедью покаяния, потому что без покаяния, без осознания собственных грехов человек не способен открыть свое сердце Богу. Покаяние есть непременный и первый шаг ко спасению. Но он не является только единовременным: покаяние должно сопровождать всю жизнь человека — от юности до старости. В идеале покаянием должен начинаться и заканчиваться каждый наш день.
Если каждый день мы будем обращать к Богу молитву о прощении наших грехов, не машинально, не механически, не по заученному тексту перечисляя свои грехи, а от сердца каясь в них — и в больших, и в малых, — если мы, повергая на суд Господа то, что происходит в глубине нашей души, будем испрашивать у Него прощения каждый день, то это будет означать, что мы живем религиозной жизнью. Поначалу такая покаянная молитва может показаться утомительной, даже если она занимает всего несколько минут или мгновений, но со временем, когда она становится навыком, человек уже не может без нее выйти на улицу, не может без нее начать свой день.
Святой Пророк Иоанн, проповедуя покаяние, приуготовил сердца людей к восприятию Евангелия. Так и мы через покаяние приуготовляем свое сердце к принятию Божией благодати. Вера, которая постоянно подвергается различного рода искушениям и давлению извне, становится сильной, когда мы обретаем опыт покаяния.
Что же произошло с Иоанном Крестителем? Его почитал народ. Он вел аскетический образ жизни, он ушел за Иордан и питался тем, что давала пустыня. В Евангелии сказано: а пищею его были акриды и дикий мед (Мф.3,4). Он никогда не пил вина (Лк.1,15). Пламенный проповедник покаяния, он поражал людей своим аскетизмом, своей верой, своим пророческим даром. Народ почитал его. Многие приходили на Иордан, чтобы, войдя вместе с Иоанном в воды реки, испросить у Бога прощения через искреннее покаяние.
Но какой нелепой, страшной кажется его кончина! Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн был умерщвлен по наущению жены Ирода, которая не могла простить Пророку его обличений в том, что она незаконно жила со своим новым мужем — Иродом, потому что ранее была женой его брата. Конечно, царица сознавала свой грех. Не сознавала бы, не злилась бы так! А злой она была настолько, что готова была умертвить Пророка, который пользовался огромным авторитетом среди народа, в том числе, и у ее собственного мужа. И она достигла своей цели. Когда дочь Иродиады на пиршестве угодила царю и гостям своим танцем, он пообещал ей дать все, что она ни попросит, и та по наущению матери попросила голову Иоанна Предтечи на блюде. И пошел оруженосец в темницу, где уже томился Иоанн Предтеча, отрубил ему голову и принес девице, а девица отдала ее матери...
Эта трагическая история заставляет нас о многом задуматься. Была ли гибель Предтечи Иоанна некой случайностью? Может быть, он слишком неосторожно обличал власть имущих, самого царя, а если бы молчал, то никто бы не отрубил ему голову?
Святой человек стал жертвой пьяного правителя. Если бы это произошло с кем-то в наше время, то мы услышали бы много слов наподобие таких: «Да где же Бог? Где же справедливость?» Но его страшная смерть не была фиаско. То был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и все, что мы совершаем в этой жизни, — и хорошее, и плохое. Там, в вечности, все обретает свой конечный смысл и свое конечное значение.
Когда читаешь о гибели Иоанна Предтечи, то волей-неволей соотносишь ее со своими собственными скорбями, которые происходят в нашей жизни. Нам иногда кажется, что все силы зла восстают на нас, что мы несправедливо страдаем из-за человеческой злобы, коварства... Но разве можно сравнить это со страданиями святого Пророка Иоанна?
Все наши скорби, все наши подозрения, страхи, мысли о том, что мир ополчился против нас, ничто по сравнению с тем, как ни в чем не повинный человек лишился жизни только потому, что пьяному царю захотелось побахвалиться на том страшном пиру и выставить себя героем, показать, какой он всесильный. А сколько таких историй в человеческой жизни! Как много ни в чем не повинных людей погибало из-за злобы, из-за преступных деяний других! И если все это соотнести с нашими скорбями, то они покажутся незначительными; а если они и больно ранят нас, то, взирая на пример святых Божиих угодников, мы должны укреплять себя в вере в благой и совершенный Промысл Божий, сознавая, что если Господь и попускает какую-то скорбь в отношении нас, то не потому, что мы самые бедные и несчастные и просто сталкиваемся с несправедливостью и неудачами в жизни, а потому, что такова Его благая и всесовершенная воля. Ведь без Его воли и волос с головы Иоанна Предтечи не упал бы! С такой глубокой верой в благость и мудрость Промысла Божия мы и должны жить, имея перед собой великие примеры, которые дают нам слово Божие, жития святых и вся история Церкви.
Пример Иоанна Предтечи говорит нам о том, что для Бога не существует отдельно этой жизни и жизни вечной: для Него всё — одна жизнь. То, что происходит в земной жизни, не является конечным действием, иначе вся наша история превратилась бы в бессмыслицу. И мы, даже совершая сугубо человеческие дела, борясь за лучшую жизнь, за материально благополучную жизнь народа и страны, не ограничиваем свое видение годом, двумя или следующим десятком лет. Подспудно, внутренне мы соотносим наши усилия с некой удивительной перспективой, с жизнью, которой нет конца. Без такого видения перспективы все наши дела здесь, на земле, теряют смысл...
В Евангелии от Матфея излагается всем нам хорошо известная притча о злых виноградарях (Мф.21,33-42). Некий господин передал виноградник тем, кто должен был его возделывать и отдавать плоды. Когда же господин послал своих слуг, чтобы забрать виноград, то виноградари одних избили, других убили, а третьих побили камнями. Снова посылает господин своих слуг, чтобы взять принадлежавший ему урожай, но и с теми поступают так же. Наконец, он отправляет собственного сына, чтобы, убоявшись и устыдившись его, виноградари отдали причитающийся ему урожай. Но, увидев его, те говорят друг другу: «Вот идет наследник; убьем его, и нам достанется все». И спрашивает Господь тех, к кому обращал Свое слово: «Как вы думаете, что сделает господин, когда придет к этим злым виноградарям?» Ответ: «Они будут наказаны смертью».
Эта притча была обращена к жившему в то время еврейскому народу, которому Господь посылал пророков Своих; но не всякого пророка принимали — многих изгоняли, избивали, побивали камнями, и даже когда Сын Человеческий, Сын Божий пришел в мир, то и Его убили.
Для того чтобы ответить на вопрос, почему так происходило, нужно понять смысл пророческого служения. Некоторые считают, что пророк — это прорицатель, тот, кто видит будущее. Действительно, пророки нередко говорили о будущем, предрекая грядущие события. Но смысл пророческого служения в ином: через него миру открывается Божия правда, и пророк — это тот, кто передает Божию правду людям.
Иоанн Креститель потому выше всех рожденных женами, что он был призван приготовить народ к принятию пришедшего Спасителя через покаяние. А ведь всякое искреннее покаяние предполагает честный разговор, и тот, кто призывает к покаянию, задавая нелицеприятные вопросы, имеет право сказать, что правильно, а что неправильно в жизни человека. Вот это и совершал Пророк Божий Иоанн. Как говорится в Евангелии, Иоанн крестил Крещением покаяния (Мф.3,11). Он готовил людей покаянием к тому, чтобы они оказались способными принять слово Спасителя, Мессии, Господа Иисуса Христа.
Люди редко любят слышать правду о самих себе... Большинство хотят слышать о себе лишь хорошее. При этом предполагается, что человек, в адрес которого произносятся добрые слова, должен в благодарность за них (хотя эти слова часто бывают лицемерными и ложными) сказать что-то подобное в ответ. Вот на этой простой логике взаимного обмана и строится практически большая часть наших разговоров. Проанализируйте свои беседы в компаниях, с коллегами, за столом, и вы тут же определите некую «ложную ноту». Эта фальшивая нота свидетельствует о лицемерии и лжи; причем люди не защищены даже от коварства. Те, кто говорит лживые слова, могут совершать и коварные поступки, будучи уверенными, что их ложь разоружает того, против кого они затаили недобрые мысли.
Ложь проникла не только в наши личные отношения с близкими, она присутствует и в общественных отношениях. А там, где ложь, там не может быть покаяния, там нет осознания греха, нет желания сбросить с себя греховное бремя, а значит, нет искреннего желания идти навстречу Богу. Вот почему нужен был Предтеча, который грозно обличал народ. И кто-то, наверное, с недоумением пожимал плечами, кто-то плевался, кто-то, может быть, проклинал этого человека и уходил. Но ведь как много людей в его словах слышали Божию правду, которая помогла им потом принять и слово Спасителя! Вот почему Иоанн Креститель выше всех святых — он удобрил ту почву, на которую падали семена Христовой проповеди.
Иоанн Предтеча совершал пророческое служение, а это и есть служение провозглашения Божией правды. Пророк — это тот, кто провозглашает Божию правду. И Господь наш Иисус Христос был пророком. Он осуществлял и царское служение, и священническое, принеся Себя в жертву за грехи людей, и пророческое, грозно обличая недостатки того мира и общества. Его слово было ясным, честным, действенным, а потому и проникало острее всякого меча обоюдоострого, по слову апостола Павла, до разделения души и духа людей (Евр.4,12). Недаром сказано: Не мир пришел Я принести, но меч (Мф.10,34). Конечно, речь идет не о том, что Бог во Христе принес людям войну, а о том, что Его слово, подобно мечу обоюдоострому, способно рассекать и человеческое сознание, отделяя добро от зла, и человеческое общество на тех, кто принимает это слово, кто готов жить по Божией правде, и на тех, кто ни при каких обстоятельствах не желает этого делать, кто готов бороться и с этим словом, и с теми, кто его произносит.
Церковь Божия призвана продолжать служение Христа Спасителя — и царское, и священническое, и пророческое. А это значит, что Церковь призвана возвещать людям Божию правду — ту самую, которая рассекает обоюдоострым мечом и человеческое общество, и личность человеческую, — а это очень болезненно. И кто-то способен принять это усекновение в надежде, что добро будет отсечено от зла навсегда и, опираясь на добро, можно будет построить новую жизнь, а кто-то этого не желает, кто-то комфортно чувствует себя во лжи, в пороке, во грехе. Вот и жена Ирода чувствовала себя комфортно в такой греховной жизни и не желала слышать правды, рассекавшей ее существо; она предпочитала пребывать в целостности своей подчиненной греху жизни.
Пусть память о ветхозаветных пророках, пусть переживание мученической смерти святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна поможет каждому, кто берет на себя ответственность нести слово Божественной правды в мир, укрепиться в этом спасительном служении, приводя через слово правды к Богу и к вечной жизни как можно большее количество людей, которые в глубине своей души сознают ограниченность и ущербность жизни без Бога и готовы Божественную правду принять своим умом и сердцем!
От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́,/ лучи́ испуща́ет нетле́ния, ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий род,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.
Про́роче Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.
Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// обре́тение.
Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.
АКАФИСТ СВЯТОМУ СЛАВНОМУ ПРОРОКУ, ПРЕДТЕЧЕ И КРЕСТИТЕЛЮ ГОСПОДНЮ ИОАННУ