Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/8 января. СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

8 января. СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

← Предыдущая Следующая →
8 января. СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Вчера церковные песни прославляли Рожденного в вертепе и яслях, а ныне Виновницу радости нашей, Пресвятую Богородицу.

Праздник этот называется «Собором» потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери.

В день собора верующих для прославления Пресвятой Девы Марии укажем главнейшие добродетели и совершенства, коими украшалась на земле Пресвятая Дева, не дерзая входить в самую глубину благодати на Ней почивавшей.

Первая добродетель, и вместе основание всех добродетелей человеческих, есть преданность в волю Божию с забвением собственной воли.

Необходимая для человека добродетель сия постоянно преисполняла собою всю душу и всю жизнь святой Девы Марии. «Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему!» сказала Она Архангелу, благовествовавшему Ей зачатие Сына Божия.

По- видимому, не трудно было изъявить таковую преданность в то время, когда следовало решиться не на что-либо прискорбное и уничиженное, а на честь и славу – быть Матерью Сына Божия: но на самом деле это был верх преданности и самоотвержения человеческого. Ибо, во-первых, к сану и званию Матери Божией принадлежало, как мы увидим, множество скорбей и искушений, таких притом, кои не посещают самых великих подвижников благочестия. Посему сказать: «се раба Господня», значило сказать: се, Я готова на все лишения, скорби и страдания, – готова на то, чтобы оружие прошло самую Мою душу! (Лук. 2, 35).

Самое достоинство Матери Божией, хотя есть высшее всех достоинств, но для души, истинно смиренной, какова была душа Марии, решиться на приятие его еще труднее, нежели решиться на скорби: ибо последние человек смиренный почитает естественной своей долей и принадлежностью за свое нравственное несовершенство, – а стать выше херувимов и серафимов – как подобало Матери Божией, – на это душу воистину смиренную могла преклонить одна беспредельная преданность в волю Божию.

И сия-то преданность во всей силе выразилась в словах Приснодевы: «Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему!» Сказано так один раз – Архангелу; а исполняемо было всегда, не только перед Ангелами, но и перед упорными врагами истины и правды. Ничто не могло поколебать сей преданности в Марии, – ни самый крест Сына Ее, поколебавший собою всю землю.

Вторая добродетель души праведной есть чистота тела и духа: ею украшаются все рабы Божии: но никто не украшался в такой полноте, как Пресвятая Дева.

По сей-то добродетели Она, принадлежа еще к Ветхому Завету, где безбрачное состояние было как бы даже противно закону, обещавшему в награду за исполнение его многочадие и многочисленное потомство, – избрала для Себя на всю жизнь девство, и таким образом показала в Себе пример совершенства, принадлежащего Завету Новому.

По сей-то добродетели Преблагословенная не прежде согласилась на благовестие Архангела, как узнав, что исполнением его над Нею не нарушится святой обет девства. Ибо Она говорит ему? «како будет сие, идеже мужа не знаю?» (Лук. 1, 34). То есть: - дело, о котором ты поведаешь, все и во всем зависит от того, могу ли Я при нем остаться в безбрачном состоянии, Мною для Себя избранном: если могу, то Я готова послужить тайне; если нет, то да пройдет благовестие твое на голову иную! - Вот до чего, как видите, простиралась любовь к чистоте духа и тела в Пречистой!

Третья добродетель душ святых есть мужественное перенесение скорбей и искушений. Святая Дева Мария, после Сына Своего и Бога, есть первый и высочайший пример этой добродетели.

Какого искушения не перенесла Она, какой скорби не вытерпела? «Слово плоть бысть» (Иоан. 1, 14), то есть, зачалось от Духа во чреве Приснодевы: для последней из матерей есть в подобном положении ослаба и снисхождение; для Матери Сына Божия – нет его!

Святой обрученник, не ведая тайны, подозревает Ее в бракоокрадовании!.. Что может быть тяжелее сего искушения? Но святая Дева переносит его безмолвно. Одно слово Ее могло бы успокоить старца, а с ним и Ее самую, и рассеять подозрения; но Она не смеет сказать сего слова, потому что это тайна промысла – страдает и безмолвствует!

Приближается потом время рождения – тут еще более нужен покой; а Матери Сына Божия надлежало в это самое время идти в Вифлеем с Иосифом, чтобы подвергнуться переписи народной.

В самую минуту рождения не достает места в обители; и Мария идет в вертеп, полагает Рожденного в яслях!..

Едва радость о Родившемся заставляет забыть стесненность Своего положения, как меч Ирода простирается уже над вертепом; и Матерь с Отрочатем принуждена бежать в Египет тем путем, коим и среди дня доныне с трудом проходят люди самые крепкие и вооруженные…

… Мария на Голгофе. Какое мучение для сердца Матери видеть на кресте в муках Сына, Того Сына, Который зачат от Духа Святаго, Который, по проречению Архангела, имел воцариться «в дому Иаковли во веки!.». (Лук. 1. 33). Чужие не могли выносить сего зрелища, и возвращались с Голгофы, «биюще в перси своя» (Лук. 23, 48); а Матерь Иисуса стоит у креста в безмолвии, – погруженная мыслью в бездну путей Божиих. Что может сравниться с этим святым мужеством духа и сердца?

…Поспешим же обратиться к Пречистой с молитвою. О чем? Паче всего о том,

– чтобы Ее благодатным содействием и в нашей нечистой душе отразился хотя малый и слабый образ тех добродетелей и совершенств, кои украшали Ее на земли,

– чтобы мы в действиях своих водились и управлялись не своими суетными желаниями, а пресвятою волею Божией,

– чтобы сохраняли, сколько возможно, душу и тело свое от скверн мирских,

– чтобы умели благодушно переносить те бедствия и печали, кои встречают нас на пути нашего земного странствия. Аминь.

(Из поучения протоиерея Григория Дьяченко: «Собор Пресвятые Богородицы. Добродетели и совершенства Богоматери»).

Собору Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4

Пречи́стая Богома́ти, Богоро́дице,/ Собо́р Твой честны́й украше́н многоразли́чными добро́тами,/ да́ры Ти прино́сят, Госпоже́, мно́ги мирсти́и лю́дие,/ у́зы на́ша гре́шныя раздери́ Свое́ю ми́лостию// и спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 6

И́же пре́жде денни́цы от Отца́ без ма́тере роди́выйся,/ на земли́ без отца́ воплоти́ся днесь из Тебе́./ Те́мже звезда́ благовеству́ет волхво́м,/ А́нгели же с па́стырьми пою́т// несказа́нное Рождество́ Твое́, Благода́тная.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена