Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье язычника и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»). Мать Пантолеона была христианкой и много рассказывала ему об Иисусе Христе, но она рано умерла, когда он был еще ребенком.
Юношей Пантолеон изучал врачебное искусство. Еще до обращения в христианство Пантолеон, знавший об Иисусе Христе от своей матери, по горячей молитве к нему, воскресил мертвого ребенка, укушенного змеей. После этого чуда Пантолеон крестился, приняв святое крещение от пресвитера и наставника Ермолая; обратил в христианство своего отца, после смерти которого раздал все свое имущество и помогал больным безвозмездно (не требуя платы).
Пантолеон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием Господа Иисуса Христа. Это вызвало зависть, и врачи донесли императору, что святой Пантолеон христианин и лечит христианских узников. Император Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но избранный страстотерпец Христов и благодатный врач исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного: «Во имя Господа Иисуса Христа, встань и будь здоров», — произнес святой Пантолеон, и больной тотчас выздоровел. Максимиан приказал казнить исцеленного, а святого Пантолеона предал жесточайшим мукам. Пантолеона повесили на дереве и рвали тело железными крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Однако во всех истязаниях мужественный Пантолеон оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. Господь неоднократно являлся святому и укреплял его. По повелению императора святого великомученика Пантолеона привели в цирк и бросили его на растерзание диким зверям. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Видя это, зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!» Разъяренный Максимиан приказал воинам убить мечами всех, кто славил Господа Иисуса, и даже убить зверей, не тронувших святого мученика. Видя это, святой Пантолеон воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, что не только люди, но и звери умирают за Тебя!» Обезумевший от ярости Максимиан приказал отрубить великомученику Пантолеону голову. Воины привели святого на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик начал молиться Господу, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Пораженные чудом, воины закричали: «Велик Бог христианский!»
В это время Господь еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном («многомилостивый») вместо прежнего имени Пантолеон («по всему лев»), за его великое милосердие и сострадательность.
Услышав Голос с Неба, воины упали на колени перед мучеником и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора. Тогда воины со слезами простились с великомучеником, целуя его руку. Когда мученику отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела и исполнилась целительных плодов. Видя это, много людей уверовало во Христа Иисуса. Тело святого Пантелеимона, брошенное в костер, осталось неповрежденным, и тогда он был погребен христианами на близлежащей земле схоласта Адамантия.
Почитание святого мученика Пантелеимона в Русской Православной Церкви известно с XII века. Великий князь Изяслав, в святом Крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении 1151 года. Под командованием Петра I русские войска одержали в день памяти великомученика Пантелеимона две морских победы над шведами: в 1714 г. при Гангаузе (Финляндия) и в 1720 г. при Гренгаме (гавань на Аландских островах).
Святой великомученик и целитель Пантелеимон - наиболее почитаемый на Руси целитель от всех телесных и душевных недугов, к его заступничеству обращаются при любых болезнях. Имя святого великомученика Пантелеимона призывается при совершении Таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Великомученику и целителю Пантелеимону молятся также о покровительстве православным воинам и армии, о покровительстве русскому флоту.
Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Подражатель сый Милостиваго/ и исцелений благодать от Него прием,/ страстотерпче и мучениче Христа Бога,/ молитвами твоими душевныя наша недуги исцели,/ отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно:// спаси ны, Господи.
Величаем тя,/ страстотерпче святый, великомучениче и целебниче Пантелеимоне,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа// претерпел еси.
О, вели́кий Христо́в уго́дниче и пресла́вный целе́бниче, великому́чениче Пантелеи́моне! Душе́ю на Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́й и Триипоста́сныя Его́ сла́вы наслажда́яйся, те́лом же и ли́ком святы́м на земли́ в Боже́ственных хра́мах почива́яй и да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чные чудеса́ источа́яй. При́зри ми́лостивым твои́м о́ком на предстоя́щия лю́ди и честне́й ико́не уми́льно моля́щиеся и прося́щия от тебя́ целе́бныя по́мощи и заступле́ния. Простри́ ко Го́споду Бо́гу на́шему те́плые моли́твы свои́ и испроси́ душа́м на́шим оставле́ние согреше́ний на́ших. С ве́рою призыва́ем и́мя твое́, святы́й пра́ведный Пантелеи́моне. Я́ко ты прия́л еси́ благода́ть от Го́спода Бо́га – неду́ги отгоня́ти и стра́сти исцеля́ти. Тебя́ у́бо про́сим: не пре́зри нас, недосто́йных, моля́щихся тебе́ и твоея́ по́мощи тре́бующих. Бу́ди нам в печа́лех уте́шитель, в неду́зех лю́тых стра́ждущих врач. Напа́ствуемым – ско́рый покрови́тель. Оча́м неду́гующим – прозре́ния да́тель. В ско́рбях пребыва́ющим – гото́вейший предста́тель и исцели́тель. Исхода́тайствуй всем вся, я́же ко спасе́нию поле́зная. Я́ко да твои́ми ко Го́споду Бо́гу моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим всех благи́х Исто́чника и Даропода́теля, Бо́га Еди́ного, в Тро́ице Свято́й сла́вимого, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону
I. Святой, ныне прославляемый, великомученик Пантелеимон родился в городе Никомидии, в третьем веке; при рождении он был назван «Пантолеоном», что значит: «лев во всем». Впоследствии первое название было заменено другим, «Пантелеимоном», что значит: «всемилостивый». Мы станем называть его этим последним именем, объясняющим, какими добродетелями прославился в особенности святой мученик. Действительно, Церковь ублажает святого Пантелеимона как безвозмездного врача, милосердого целителя недугов душевных и телесных.
Пантелеимон был с детства воспитан в христианской вере, ибо мать его была христианка; она объясняла ребенку заповеди Господни и старалась внушить ему отвращение от язычества. Но, к сожалению, благочестивая мать умерла, когда Пантелеимон был еще ребенком, а отец его был усердный язычник. Он стал заниматься сыном, водил его в идольский храм и уроки доброй матери, по-видимому, изгладились из памяти дитяти.
Отец Пантелеимона, Евсторгий, отдал сына в школу, а потом поручил его знаменитому врачу Евфросину, чтобы он от него научился врачебному искусству. Юноша был очень умен и понятлив и учитель вскоре так полюбил его, что брал всюду с собою. Он с ним посещал и дворец, ибо Евфросин был царским врачом. Императору Максимиану понравился красивый и умный юноша и он повелел Евфросину заняться им со всевозможным старанием, потому что он желал иметь впоследствии Пантелеимона при себе. Под руководством славного учителя, юноша оказывал быстрые успехи в науке и в скором времени превзошел всех товарищей своих. Пантелеимон ходил каждый день к учителю своему; дорога его шла мимо бедного домика, в котором жил престарелый христианский священник, по имени Ермолай. С ним жили и некоторые другие христиане, скрываясь от язычников, потому что в это время христиан преследовали. Святому старцу полюбился Пантелеимон и Господь вложил ему в сердце благое желание просветить юношу светом истинной веры. Он однажды пригласил его войти к себе в дом и тут вступил с ним в разговор.
В первой беседе с Пантелеимоном святой Ермолай передал ему «кратко учение христианское», возбудив в нем в то же время воспоминание детства, как то же самое некогда говорила ему умершая мать его, бывшая христианка, и как она часто молилась и призывала Христа. Пантелеимон с этого дня каждодневно заходил к Ермолаю наслаждаться его богодухновенными беседами. Идя однажды от своего духовного учителя, Пантелеимон увидел на пути лежащее дитя, от укушения ехидною умершее, и самую ехидну близ лежащую. Пантелеимон воззвал к Иисусу Христу с молитвою, да явит Он силу Свою – и дитя тотчас ожило, а ехидна сделалась мертвою. Этим явлением силы Божией Пантелеимон окончательно утвердился в вере христианской и тотчас же святым Ермолаем был крещен и приобщен Святых Таин. По принятии Святого Крещения Пантелеимон пробыл у Ермолая семь дней. Когда он пришел домой и родитель спрашивал его, где он столько времени находился, Пантелеимон сказал ему, что он был в царской палате и там вместе с учителем они врачевал одного больного, любимого царем, и не хотели оставить его, пока он не выздоровел. Это святой Пантелеимон говорил иносказательно, разумея свое пребывание в доме святого Ермолая для уврачевания души своей, которая многоценна пред Богом, небесным Царем. Подобным же образом объяснил он свое отсутствие и учителю своему.
Сделавшись христианином святой Пантелеимон убедил и отца своего, язычника, принять христианство и сокрушить идолов в доме своем. Когда же отец скончался и Пантелеимон сделался наследником богатого имения, то он тотчас отпустил всех рабов своих на свободу и свое наследственное достояние употребил на дела благотворения. Особенно он старался оказать помощь страждущим христианам, посещал их в темницах и всем вообще оказывал врачебную помощь безмездно и исцелял не столько лекарствами, сколько призыванием имени Иисуса Христа. Весь город обратился к нему и все прославляли всемилостивого и безмездного врача, особенно после того, как он именем Иисуса Христа исцелил слепого. Это возбудило зависть между врачами. Завистники донесли царю о принятии христианства Пантелеимоном и о разглашении им в народе имени Христа Спасителя. Царь велел призвать Пантелеимона и действительно услышал от него дерзновенный ответ, что он верует во Христа и отвергает бездушных истуканов. Пантелеимона подвергли жесточайшим пыткам: строгали тело его железными гвоздями, сажали в котел растопленного олова, бросали в воду с камнем на шее, отдавали на съедение зверям. Но каждый раз ему являлся Господь в образе святого Ермолая и подавал ему такую чудодейственную помощь, что ни огонь, ни вар, ни потопление, ни звери не могли лишить жизни святого страстотерпца. Царь все это приписывал волшебству и, узнав, что учителем Пантелеимона был Ермолай, пресвитер, велел его привести к себе. Святому Ермолаю уже было откровение от Бога, что ему надлежит пострадать за веру. Он явился к царю вместе со своими сослужителями Ермиппом и Ермократом. Царь обещал Ермолаю большие милости, если он убедит Пантелеимона обратиться к прежней вере, но Ермолай отверг все царские обещания и посрамил бездушных истуканов. Во время этого допроса святым исповедникам явился Сам Спаситель и сделалось землетрясение. Царь, чтобы подействовать на них, сказал, что вот и боги прогневались на вас и трясут землю. Святой Ермолай отвечал царю, что землетрясение это имеет сокрушить богов ваших. И действительно тотчас пришедший вестник объявил, что в капище все идолы упали и сокрушились в прах. Это приписали волхвованию Ермолая и его с Ермиппом и Ермократом убили мечом. Вскоре после сего усечен был мечом и святой Пантелеимон, которого нечестивый царь тщетно старался отвратить от Христа.
II. Святой великомученик Пантелеимон, получив от матери и святого старца-пресвитера Ермолая наставление в «основных истинах христианской веры, неуклонно потом следовал преподанному ему учению до конца, своей жизни», через что и получил спасение.
Знаем ли мы сущность своей веры и следуем ли ей в своей жизни? Только при этом условии мы можем надеяться на то, что стоим на верном пути к достижению жизни вечной.
а) Вот сущность христианского учения. Все мы, кто бы ни были, существа падшие, кои, быв созданы невинными, украшены образом Божиим, поставлены в раю сладости, предназначены к бессмертию и блаженству вечному, не умели стоять на высоте богоподобия, послушались совета змииного, низверглись произвольно в бездну преслушания и греха, разбились в прах и потеряли все, что имели и могли иметь.
Для восстановления нас от сего ужасного падения, для возведения из бездны греха и тления, сошел на землю Сам Сын Божий; облекся нашею плотью, жил подобно нам, претерпел все роды бедности и поношений, умер за нас на кресте, сошел во ад, и потом, воскресши из мертвых, вознесся на небо, дабы со престола славы управлять всем миром к нашему спасению.
Сей возлюбленный Искупитель наш, вознесшись на небо, послал нам вместо Себя иного Утешителя, Духа Пресвятого, дабы Он пребывал с нами во век, наставлял нас на всякую истину, утешал нас во всякой скорби.
Сей Всеблагий Дух просвещает нас в пророках и апостолах, освящает и врачует в таинствах церкви, обитает благодатью Своею в каждой душе, которая не изгоняет Его из себя своею нечистотою и нераскаянностью.
У всех нас есть общая, Самим Богом данная матерь, – Церковь Христова, которая отрождает всех нас водою и духом в Таинстве Крещения, питает всех нас словом Божиим и телом и кровью Христовою в Таинстве Причащения, врачует души и совести в покаянии и исповеди, сопровождает нас в самые двери гроба разрешением и молитвами своими; связанное или разрешенное служителями ее, связуется или разрешается в то же время на небе, и всяк, противящийся святым уставам Церкви, по сему самому, есть хуже мытаря и язычника.
Все мы здесь, на земле, на краткое время, всех нас ожидает смерть и суд; настанет время, когда все видимое пройдет, все умершие восстанут, дабы восприять по делам своим, и тогда истинно покаявшиеся получат блаженство нескончаемое, а нераскаянные подвергнутся вечным мукам во аде.
Вот сущность святой веры нашей! – Она высока и вместе открыта каждому, как свод небесный; глубока, неисчерпаема и вместе доступна всякому, как море; неисследима в существе и вместе благотворна для всех и везде, как солнце. Храните сию святую веру: за нее мученики пролили всю кровь свою; ей святые подвижники посвятили всю жизнь свою; для нее скитались «в горах и пропастех земных» те, коих, по слову апостола, «не бе достоин весь мир» (Евр. 11, 28). Стыдно и грешно будет нам, если мы не сохраним сей святой веры теперь, когда ничто не отвращает от нее, а все побуждает хранить ее в целости.
б) Соблюдая веру правую, стараетесь ли, братия, жить по правилам сей святой веры? Вы знаете, чего требует она от нас, – чтоб мы не любили мира, ни яже в мире, чтобы избегали похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, чтобы проводили жизнь в целомудрии, благочестии и правде, чтоб были милостивы, кротки, великодушны, чтобы помышляли и исполняли, по слову апостола, вся, «елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика прехвальна, аще кая добродетель, и аще кая похвала» (Флп. 4, 8). Такова ли ваша жизнь, возлюбленные?
Господь премилосердый, ведый всю существа нашего немощь, преподал нам наидействительнейшее средство к изглажению самых грехопадений наших; я разумею – «покаяние и исповедь».
Пользуетесь ли вы сим драгоценным средством, как должно? И производит ли оно в вас то, что должно? Пользуетесь ли? Мы ежедневно омываем лицо и руки; почитаем за необходимое чистить платье, обувь и внутренность домов наших: как же хотя раз в год не омыть души и сердца слезами покаяния? Не очистить совести исповедью?
Но покаяние действительно тогда только, когда оно сопровождается истинным раскаянием во грехах; исповедь сильна тогда только, когда мы не возвращаемся паки на те грехи, в коих прияли отпущение.
Итак, стараетесь ли избегать тех мрачных и скользких стремнин, в коих падала и сокрушалась ваша добродетель? Принимаете ли все меры к тому, чтобы нежный росток невинности, возникающий в Таинстве Покаяния, был огражден и храним от новых бурь, от новой засухи и ожесточения греховного, от нового наводнения потоками чувственности? Без сего вы будете восставать только для того, чтобы упасть снова и еще глубже, доколе не погрузитесь в ту глубину зол и нечестья, откуда нет исхода.
III. Молитвами святого великомученика Пантелеимона да утвердит нас Господь в вере и доброй жизни. Аминь.