Святая Матрона была служанкой знатной еврейки по имени Пантилла, жены командующего императорскими войсками в городе Фессалонике. Матрона почитала Иисуса Христа как истинного Бога и молилась ему втайне, не привлекая внимания госпожи. Каждый день та ходила в синагогу. Матрона сопровождала ее до дверей, а затем сразу тайком уходила в церковь, где возносила молитвы Господу. Когда Пантилла выходила из синагоги, служанка уже ждала ее там.
Наступила иудейская Пасха. Матрона захотела принять участие в богослужениях, предваряющих праздник Воскресения Господня – истинной Пасхи, которая привела нас от жизни к смерти. Она отправилась в церковь, но опоздала вернуться к синагоге, и один из слуг донес на нее хозяйке. Пантиллу охватил ужасный гнев. Она заявила, что если Матрона обманывала ее в этом, то она, должно быть, так же плохо исполняла и свои обязанности. Госпожа приказала другим слугам привязать ее к скамье и бить розгами.
На обвинения госпожи Матрона ответила: «Да, я христианка, но всегда была послушна вашим приказаниям за исключением того, что относится к моей вере. В чем я совершила оплошность против вашей службы, что вы так терзаете мое тело? Если вы хотите предать меня смерти, потому что я почитаю Иисуса Христа, то вы обладаете полной властью над моей жизнью, но у вас нет никакой власти над моей душой, которая принадлежит одному Богу. Я не страшусь никаких пыток, потому что Иисус, мой Спаситель и мой Господин, придет мне на помощь!»
Матрону заперли на три дня в комнате, а когда освободили, Пантилла с изумлением обнаружила, что та стоит свободная от пут, без всяких ран на теле и с сияющим лицом воспевает хвалу Богу. Ее злоба стала от этого еще ужасней, и она приказала вновь и с еще большей жестокостью бичевать служанку. Чудесное исцеление повторилось три раза, но палочные удары в конце концов превозмогли стойкость, которую выказывала Матрона. В тот миг, когда ее душа отходила ко Господу, она сказала: «Господи Иисусе, Пречистый Спаситель, ради Которого я претерпела все эти мучения, предаю сейчас душу мою в руки Твои. Удостой меня быть среди Твоих мучеников!»
Пантилла, боясь быть обвиненной в убийстве, приказала сбросить тело Матроны с высокой скалы, чтобы все поверили, будто та стала жертвой несчастного случая. Впоследствии Александр в начале IV века повелел перенести драгоценные останки в Фессалонику, где соорудили храм, посвященный святой Матроне.
См. также: "Память святой мученицы Матроны Солунской" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
I. Жизнь святой Матроны, ныне прославляемой, служит примером того, что никакие обстоятельства, никакая неволя не может лишить человека свободы поступать так, как от него требует долг христианский.
Матрона была рабою одной иудеянки, по имени Павтилы, жены градоначальника Солунского, которая враждебно относилась к христианам. Поэтому она сильно прогневалась, когда узнала, что раба ее – христианка, и что она, несмотря на то, что усердно служит ей, соблюдает в то же время постановления своей веры, не пропускает случаев присутствовать и при церковном Богослужении. Строго запретила своей рабе госпожа отлучаться в церковь, стала уговаривать ее отступиться от веры Христовой, но видя непокорность своей служанки ее воле в этом случае, она стала ее жестоко преследовать. Матрона же терпеливо и смиренно переносила мучительное обращение с нею ее госпожи, и когда не могла уже пойти в церковь, то, связанная, совершала все положенные молитвы у себя в комнате.
Заставая Матрону молящеюся, иудеянка приходила в ярость, и видя, что никакие угрозы, ни истязания не могут отклонить христианку от исполнения ее святого долга, она велела избить ее почти до смерти и потом заперла ее в ее комнате, где замученная раба и скончалась... Тело ее было выброшено из дома, но христиане взяли его и предали честному погребению. Впоследствии епископ Солунский Александр воздвиг церковь во имя этой мученицы за веру Христову, куда и перенесены были ее нетленные останки. Святая Матрона пострадала во II-м веке.
II. Жизнь святой мученицы Матроны, отличавшейся усердным посещением храма Божия и любовью к церковному богослужению, побуждает и нас, братие, к ревностному посещению храмов Божиих.
а) Что такое храм Божий? Самое название, наружный вид и все принадлежности его показывают, что это не обыкновенное человеческое жилище, а некая святыня, место особенного присутствия Божия. Бог, яко Дух беспредельный, находится везде и все наполняет; а посему нет места во Вселенной, где бы Его не было. Но мы не погрешим, если скажем, что есть места, в которых Он по преимуществу благоволил являть Свое присутствие. Таковы, по словам пророка, небо – престол Его (Исаии 66, 1), земля– подножие ног Его (Исаии 66, 1); а на земле каждый святой храм есть дом Его (Псал. 5, 8), в котором Он таинственно присутствует Своею благодатию и невидимо подает ее верующим. Это истина несомненная: ибо Сам Бог говорит: где два или три верующих соберутся во имя Мое, там и Я посреди их (Матф. 18, 20). Сам Он заповедал Моисею создать Ему скинию и показал чертеж ее (Исх. 25, 9); Сам же соизволил, чтобы Ему построен был в Иерусалиме храм (2Цар. 7, 13), бывший впоследствии образцом для храмов христианских, и не только осенил его облаком, в знамение почившей на нем славы и благодати Своей (3Цар. 8, 11), но и прорек о нем Соломону: Я освятил храм сей, который ты построил, чтобы имя Мое пребывало там во веки, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни (3Цар. 9, 3). Сии слова Божии надлежит отнести и к христианским православным храмам, потому что каждый из них созидается и освящается во имя Господне, с призыванием Святого Духа, да приидет и вселится в нем; а поэтому нельзя сомневаться, что Господь, обещавший исполнить все, чего мы просим у Него в молитве с верою (Матф. 21, 22), невидимо обитает в таком храме, как в дому Своем.
б) Если же православный храм есть дом Божий; то, очевидно, мы должны посещать его с усердием. К этому побуждают нас не только священный долг благоговения, благодарности и любви к нашему Господу, благодетелю и любвеобильному Отцу, но и собственное наше благо.
Живя среди мира, исполненного сует и соблазнов, твоя душа, вероятно, часто изнывает от житейских забот, а сердце волнуется от страстей: итак, иди в храм Божий, явись в нем Тому, Который призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и Он облегчит твою душу, успокоит твое сердце (Матф. 11, 28).
Живя между людьми, ты, вероятно, нередко терпишь от них злобы и коварства, подвергаешься их гонениям, обманам и злословиям: итак, иди в храм Божий, прибегни под кров праведного Судии, избавляющего нас от человека лукавого и от мужа неправедного (Псал. 139, 1), – и Он заступит и спасет тебя от всех твоих недугов (Псал. 7, 2).
Может быть, ты обременен различными нуждами, страдаешь от болезней, терпишь бедность, унываешь от несчастий: итак, иди в храм Божий и повергнись в сокрушении пред Тем, Кто заповедал нам призывать Его в день скорби (Псал. 49, 15), и Он – Отец щедрот и всякие утехи (2Кор. 1, 3),невидимо прольет в сердце твое утешение, избавит тебя от всех нужд и скорбей твоих (Псал. 33, 18, 106, 6).
Может быть, ты изнемогаешь в борьбе с искушениями, колеблешься от соблазнов и близок к падению: о, спеши в храм Божий и усердно моли Господа подкрепить твою немощь, и Он немедленно пошлет тебе всесильную благодать Свою во благовременную против греха помощь (Евр. 4, 16). Словом, в каких бы ты обстоятельствах ни находился, всегда и радостно теки в храм Божий с усердными молитвами, – и Господь исполнит все прошения твои (Псал. 19, 6).
Храм Божий есть некая гостиница, в которой мы можем успокаивать дух свой в многотрудном житейском странствовании; есть врачебница, в которой мы можем благодатно врачевать свои душевные и телесные недуги; есть сокровищница, в которой мы можем получать благодатные дары Божии, необходимые нам для временного благодатного и вечного блаженства, а вместе есть надежное убежище, в котором мы можем укрываться под десницею Божиею от всех зол и напастей.
III. Сообразив все это, скажите, братия, можно ли быть равнодушным к храму Божию и добровольно отказываться от счастья пребывать в нем? Не должны ли мы, напротив, стремиться в него с таким же усердием, с каким, по словам Давида, желает елень на источники водные (Псал. 41, 2)? Приходите же в него охотно и всякий раз, как услышите церковный звон, призывающий в него, говорите себе и другим: в дом Господень пойдем! Аминь.