Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/9 июля. Тихвинской иконы Божией Матери (1383)

9 июля. Тихвинской иконы Божией Матери (1383)

← Предыдущая Следующая →
9 июля. Тихвинской иконы Божией Матери (1383)

Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская» – одна из наиболее почитаемых икон Богородицы в Русской Православной Церкви. Предание говорит, что до своего явления на Руси она находилась в сердце Византии – Константинополе, куда была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Точных сведений о ее византийской истории не имеется, однако примерно с XVI века Тихвинский образ стали отождествлять с одной из двух древнейших икон: либо Влахернской Одигитрией – иконой Божией Матери, которая находилась во Влахернском храме Константинополя; либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа, сделанного борцом за победу иконопочитания патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим, а после Торжества Православия тем же путем вернулся туда.

Явление чудотворной иконы на Руси произошло в 1383 году при благоверном великом князе Дмитрии Ивановиче Донском. Древние русские летописи и «сказание о Тихвинской иконе» повествуют, что икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», впоследствии именуемая Тихвинская, явилась над водами Ладожского озера в лучезарном свете. Первыми ее видели рыбаки, они с трепетом следили, пока икона не скрылась от их взора. Следующее явление чудотворной иконы было в тридцати верстах от озера, где для нее построили часовню и произошло много исцелений. Весть о дивном событии разлетелась мгновенно. Потоки богомольцев шли отовсюду для поклонения святыне, однако образ оставался там недолго. Икону Царицы Небесной видели еще в нескольких малообжитых местах, пока, наконец, она не перенеслась на гору близ Тихвина, идя в воздухе, как легкое облако. К месту нового явления ее собрались толпы народа; из соседних сел пришли священники с крестами, и все взывали к Богородице. Во время общей молитвы икона сошла на руки молящихся, изливая чудеса. Тут же приступили к устройству на этой лесистой местности храма. Срубили леса и в один день сделали уже три венца. Однако за ночь икона чудесно перенеслась на другой берег реки. Когда верующие пришли туда, то увидели, что все это место сияет светом, и стоит там икона, а около начатый сруб, деревья, приготовленные для постройки — все в таком порядке, точно кто передвинул сюда с горы целую площадку. Икона стояла на восточной стене сруба, никем не поддерживаемая, сияя светом. В радости народ окружил чудную святыню. На этом месте, окончательно избранном Пресвятой Богородицей для пребывания Ее иконы, был поставлен деревянный храм. Церковь от неоднократных пожаров не раз сгорала дотла, но дивный образ Пресвятой Богородицы всегда оставался невредимым.

Тихвинская икона получила широкую известность как исцеляющая от многих болезней. Было замечено, что чаще всего от нее получают помощь люди, страдающие расслаблением, т.е. парализованные, не способные самостоятельно передвигаться.

Постепенно к чудотворной иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской. Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чтимая икона Божией Матери. Строительство ознаменовано большим чудом: когда храм был почти готов, обрушились своды, завалив 20 рабочих. Все были уверены в их гибели, но когда через три дня разобрали завал, то обнаружили их живыми и здоровыми. Сам же Василий III посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV Грозный (1530–1584). Наследник Василия III также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь. На поклонение чудотворному Тихвинскому образу приезжали и другие российские правители – императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Великая, императоры Петр I, Павел I, Александр I, Александр II, посещали Тихвин члены семьи императора Николая II.

В смутное для России время Тихвинская прославилась тем, что ее покровительство обращало в прах все усилия внешних врагов. В 1613 году шведам удалось на короткое время занять Новгород и его окрестности вместе с Тихвинским монастырем. Но вскоре они были вытеснены оттуда. Шведский генерал Делагарди в ярости приказал сравнять обитель с землей. Началась героическая оборона монастыря. Пока монахи и ополченцы отбивали приступы неприятеля, старцы и женщины с детьми молились возле чудотворной иконы. И вот, одной благочестивой женщине – Марии, получившей за два года до того прозрение от иконы, явилась Богородица, повелев обнести образ с крестным ходом по стенам обители и обещав скорую победу. В промежутках между приступами шведов повеление это было исполнено, и тогда на неприятеля напал смертельный ужас. Побросав оружие, шведы бежали без оглядки. Делагарди вне себя приказал возобновить осаду, взять монастырь, а икону разрубить на части. Но ни один из последующих приступов не увенчался успехом. Богородица являлась осажденным снова и снова. Шведы же видели, как к обители подходят несметные войска – подмога, и в панике отступали. Кто может устоять против народа, среди которого ходит Сам Бог! Наконец, интервенты были вынуждены запросить мира. С тех пор, зная историю иконы, люди чаще всего молятся перед ней об укреплении, будь то телесный недуг или нападки со стороны.

В ХХ веке Тихвинский образ пережил драматичную историю утраты и возвращения на родину. После закрытия Богородицкого монастыря в 1920-х годах Тихвинская икона Божией Матери стала экспонатом местного краеведческого музея, где и пребывала до 1941 года. В годы Великой Отечественной Войны городом ненадолго овладели нацисты, а с их уходом исчезла чудотворная. Весной 1944 года образ попадает в Ригу, а оттуда, транзитом через несколько европейских городов, в американскую оккупационную зону в Западной Германии. В 1950 году икона оказалась в США, где и обосновалась в Свято-Троицком соборе города Чикаго. Здесь она осталась на несколько последующих десятилетий.

Возрождение Тихвинского Богородицкого монастыря началось в 80-х годах ХХ века, а в 1995 году он был окончательно передан Русской Православной Церкви. В связи с этим произошли изменения и в истории с Тихвинским образом. В 2004 году он был торжественно возвращен в Россию. На первом этапе икона была выставлена в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, на втором – торжественно возвращена в Тихвинский Богородицкий Успенский мужской монастырь, где и находится ныне.

(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 88,08.07.2018)

Пред иконой Божией Матери «Тихвинская»

Тропарь, глас 4

Дне́сь, я́ко со́лнце пpесве́тлое,/ возсия́ нам на возду́се всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ луча́ми ми́лости миp пpосвеща́ющи,/ ю́же вели́кая Росси́я,/ я́ко не́кий даp Боже́ственный свы́ше благогове́йне воспpие́мши,/ пpославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу,/ и от Тебе́ pо́ждшагося Хpиста́ Бо́га на́шего велича́ет pа́достно./ Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цаpи́це Богоpо́дице,/ да сохpани́т вся гpа́ды и стpаны́ хpистиа́нския/ невpеди́мы от всех наве́т вpа́жиих/ и спасе́т ве́pою поклоня́ющихся Его́ Боже́ственному/ и Твоему́ пpечи́стому о́бpазу,// Де́во Неискусобpа́чная.

Кондак, глас 8

Притеце́м, лю́дие, к Де́вей Богоро́дице Цари́це,/ благодаря́ще Христа́ Бо́га,/ и, к Тоя́ чудотво́рней ико́не уми́льно взира́ющи, припаде́м и возопие́м Ей:/ о Влады́чице Мари́е,/ присети́вше страну́ сию́ Твоего́ честна́го о́браза явле́нием чуде́сно,/ спаса́й в ми́ре и благовре́менстве оте́чество на́ше и вся христиа́ны,/ насле́дники показу́ющи Небе́сныя жи́зни,/ Тебе́ бо ве́рно зове́м:// ра́дуйся, Де́во, ми́ра спасе́ние.

Молитва

Благодари́м Тя, о Преблага́я и Пречи́стая, Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, о всех благодея́ниих Твои́х, я́же показа́ла еси́ ро́ду челове́ческому, наипа́че же нам, христоимени́тым лю́дем росси́йским, о ни́хже ниже́ са́мый а́нгельский язы́к к похвале́нию дово́лен бу́дет. Благодари́м Тя, я́коже и ны́не удиви́ла еси́ неизрече́нную Твою́ ми́лость на нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, преесте́ственным самоприше́ствием Пречи́стыя Твоея́ ико́ны, е́юже всю просвети́ла еси́ Росси́йскую страну́. Те́мже и мы, гре́шнии, со стра́хом и ра́достию покланя́ющеся, вопие́м Ти: о Пресвята́я Де́во, Цари́це и Богоро́дице, спаси́ и поми́луй лю́ди Твоя́, и пода́ждь им побе́ды на вся враги́ их, и сохрани́ ца́рствующия гра́ды, и вся гра́ды и страны́ христиа́нския, и сей святы́й храм от вся́каго наве́та вра́жия изба́ви, и всем вся на по́льзу да́руй, ны́не прише́дшим с ве́рою и моля́щимся рабо́м Твои́м, и поклоня́ющимся Пресвято́му о́бразу Твоему́, я́ко благослове́нна еси́ с ро́ждшимся от Тебе́ Сы́ном и Бо́гом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Тихвинская»

Протоиерей Григорий Дьяченко

Празднование Тихвинской иконы Божией Матери
(Уроки из истории праздника: а) милость Богоматери к нашему отечеству и б) своими грехами мы навлекаем на себя гнев Божий)

I. Тихвинская икона Богоматери, празднование коей совершается ныне, сперва находилась в Константинополе, но за 70 лет до падения этого города она явилась в России, в пределах Новгородских, над водами Ладожского озера. Это было в 1383 г., при великом князе Дмитрии Донском. Икона шествовала по воздуху, несомая ангелами, и остановилась при реке Тихвинке. Во время ее шествия многие видели ее, и там где она останавливалась, после созданы были церкви. На месте последней остановки был создан деревянный храм Успения. При неоднократных пожарах в этом храме икона оставалась невредимою. Усердием великого князя Василия Иоанновича, вместо деревянного храма был создан каменный, а в 1556 г., чрез 173 года по явлении иконы, здесь устроен мужской Тихвин монастырь. В 1613 г. обитель пострадала от шведского полководца Делагарди. Озлобленный неудачами в войне, Делагарди окружил обитель и стал непрестанно нападать на нее. Иноки, со множеством окрестных жителей, затворились в монастырь и возложили всю надежду на Бога и на Пречистую Его Матерь. В это время одной благочестивой женщине Марии, за два года перед тем пришедшей в монастырь и исцелившейся от слепоты, явилась Богоматерь и сказала: «объяви всем, да возьмут икону Мою и обойдут по стенам вокруг, и узрят милость Божию». Когда совершен был крестный ход с иконою Богородицы вокруг монастыря, враги пришли в смятение и разбежались. При другом нападении Матерь Божия явилась чистому сердцем и богобоязненному послушнику Мартиниану вместе со святым Николаем, Варлаамом Хутынским и Зосимою Соловецким и повелела изгнать из монастыря людей жизни порочной, за грехи которых обитель страдает. Это было исполнено: порочные люди были удалены, а вместе с ними сами собою удалились и войска шведские, стоявшие под монастырем.

При новых нападениях врагов новые молитвы пред иконою Богоматери привлекали новую милость Божию. Особенно тяжко поражены были враги в ночь на праздник Воздвижения, 14-го сентября 1614 года. Эта победа дарована была также молитвами Богородицы. Врагам показалось, что со стороны Москвы идут к обители многочисленные полки вооруженных воинов, со многими светлыми крестоносными знаменами. Враги обратились в бегство и, в смятении, поражали друг друга.

Через год шведский полководец снова подступил к монастырю и решился разорить монастырь до основания, чудотворную икону Богоматери изрубить на части и церковь, в которой она находится, разметать по полю. Обитатели монастыря, узнав об этой угрозе, хотели уйти в Москву с чудотворною иконою. Но икону не могли сдвинуть с места. И опять враги были поражены страхом и уже не дерзали, с того времени, подступать к обители.

Через год после этого прибыли в монастырь царские послы для заключения мира со шведами. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились за 50 верст, на реку Сясь, и здесь, в деревне Столбово, пред иконою Богородицы, 10 Февраля 1617 года заключили мир. В память чудесного явления иконы и неоднократного одоления врагов заступлением Богоматери установлен праздник иконы Тихвинской Божией Матери.

II. Много уроков назидания преподает нам история нынешнего праздника. Остановимся пока на двух.

а) Божья Матерь в Своих чудотворных иконах непрестанно изливает Свое милосердие к православному и боголюбивому русскому народу за благочестивую жизнь и строгое православие его предков.

Никто больше нас не видал над собою милостей Ее и разного рода благодеяний. Но чем теперь платим мы Ей за все, что Она сделала и что делает для нас? Стараемся ли продлить над собою Ее любовь и на будущее время? Много ли в нас этого старания? Где в нас вера твердая наших предков? Где дух их благочестия искренний? Где их страх Божий нелицемерный? – И у самой доброй матери может истощиться терпение при неисправимости детей. На Тебя наша надежда, Мати Божия! Не лиши нас Своего покрова. Как древле помогла Ты обители Тихвинской в победе над врагами видимыми, так и нам помоги в борьбе с развращенным «миром», всюду расставляющим сети для людей, неутвержденных в вере и благочестии, с грехолюбивою «плотию» нашей, воюющею в членах наших против благого ига Христова и легкого бремени Его святых заповедей, и с «диаволом», который как лев ходит, ища погубить христианские души.

Будем, братия, деятельно подражать благочестию и вере наших предков, привлекших на них покров и защищение Царицы небесной, чтобы и нам не лишиться милости Ея.

б) Второй урок, который мы извлекаем из истории нынешнего празднества, тот, что порочная жизнь людей и упадок истинной веры, привлекают на них гнев Божий в виде разного рода бедствий и скорбей, и в то же время удаляют и покров Богоматери от таких людей и не позволяют Ей оказать Свое материнское заступление. Так, при нападении на Тихвинскую обитель и город неприятелей, Царица Небесная спасла их от разорения и опустошения только тогда, когда по наставлению Ее были изгнаны из обители люди порочной жизни, грехи которых были причиною гнева Божия и попущения нападения врагов. Да побудит же это и нас, братия, при наших молитвах к усердной Заступнице рода христианского, прежде всего, раскаяться в своих грехах и исправить свою жизнь, дабы сделать наши молитвы богоугодными.

«Чтобы молитва была услышана Богом, говорит святой Иаков Низибийский, надо омыться, очиститься, перестать делать зло, научиться делать добро, полюбить правосудие, оказывать помощь и защиту страждущим и угнетенным».

III. Да поможет нам Бог, по молитвам Заступницы усердной рода христианского, исполнить этот спасительный совет.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена