Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/9 марта. Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского

9 марта. Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского

← Предыдущая Следующая →
9 марта. Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского

Святитель Тарасий (ок. 730–806) патриарх Константинопольский, происходил из знатного рода, родился и воспитывался в Константинополе. Окончив полный курс светского образования, он был возведен в ранг консула и стал государственным секретарем в 780 году, в правление царицы Ирины и ее сына Константина VI.

В это время патриарх Павел IV (780–784), вернувшийся к Православию от иконоборчества, устрашился запутанной ситуации, в которой находилась Константинопольская Церковь. Он отказался от кафедры и удалился во Флорский монастырь. На суровые упреки императрицы-регентши и ее сына он ответил, что не имеет больше сил сражаться, и порекомендовал им Тарасия в качестве единственного человека, способного восстановить истинную веру и возобновить общение Константинопольской Церкви с другими патриархатами.

Смущенный этим предложением и ссылаясь на то, что он мирянин, Тарасий вначале отказался. Но под давлением государей, сената и собравшегося народа вынужден был подчиниться. Он, однако, выставил условие – немедленно созвать Вселенский Собор, который должен положить конец иконоборческим смутам.

Тарасий был быстро возведен во все степени священства и 25 декабря 784 года в праздник Рождества Христова был поставлен Константинопольским патриархом. После этого святитель Тарасий по традиции разослал изложение своего вероисповедания всем предстоятелям Церквей, включая папу Римского – «…отправил в Рим соборные послания и книгу своего вероисповедания, которая и принята папою Адрианом». Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, ее сына Константина и самого святителя Тарасия.

В 787 году под председательством святителя – патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью.

Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Все свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал.

Святой патриарх бесстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, внучку праведного Филарета, чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной. С воцарением Ирины Тарасий продолжил возглавлять Церковь, «пребывал в мире и тишине, ревностно пася словесное свое стадо». Согласно житию Тарасия, перед смертью бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи, но он обличил их в клевете.

Скончался святой Тарасий 25 февраля 806 года после болезни. Был погребен в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса.

(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск №11 (234), 07.03.2021).

См. также: "Житие святого отца нашего Тарасия, архиепископа Константинопольского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Дни памяти

10 марта (переходящая): 10 марта (25 февраля) - в невисокосный год; 9 марта (25 февраля) - в високосный год.

Святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

Тропарь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче Тара́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Правосла́вными догма́ты Це́рковь уясни́в,/ и Христо́ву, блаже́нне, честну́ю ико́ну почита́ти/ и покланя́тися всех научи́в,/ обличи́л еси́ иконобо́рцов безбо́жное веле́ние./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// о о́тче, ра́дуйся, му́дре Тара́сие!

Молитва

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Тара́сие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных, к тебе́ прибега́ющих, и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны́ ми́лостивно, да́рует на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святой Тарасий, патриарх Константинопольский
(о почитании святых икон)

I. Святой Тарасий, память коего совершается ныне, был сенатором, когда избрали его в патриарха Константинопольского. В то время между христианами было много неразумных людей, которые отвергали почитание святых икон. Тарасий ревновал о почитании святых икон не только при жизни, но и по смерти. Так, когда Лев Армянин, сделавшись императором несколько лет спустя по смерти святого Тарасия, снова вооружился против почитателей святых. икон, то однажды во сне увидел он святого Тарасия, который, указывая на него, приказывал убить его одному воину – Михаилу, и тот нанес ему смертельный удар мечем. Встревоженный этим сновидением Лев посылал в монастырь святого Тарасия разузнавать, не скрывается ли там воин Михаил... не подозревая того, что святой Тарасий предупреждал его во сне о Михаиле Вальосе, одном из военачальников, который действительно умертвил Льва в самый день Рождества Христова.

О святом Тарасии известно кроме сего, что он вел самую строгую жизнь и, несмотря на знатность рода и сана, одевался просто и не дозволял прислуживать себе при одевании и снятии одежды, был столько добр, кроток и смирен сердцем, что сам прислуживал другим, особенно больным, для которых устраивал помещения.

II. Из представленного краткого очерка жизни святого Тарасия вы видели, братия, что он ревновал о почитании святых икон не только при жизни своей, но, и по смерти. Эта святая ревность его научает и нас почитать святые иконы и не слушать обольщений тех еретиков нашего времени, которые, как например, штундисты, отвергают почитание святых икон.

а) Почитание святых икон есть одно из древнейших учреждений в Церкви Христовой и было оно повсюду, как на востоке, так и на западе.

Если бы почитание святых икон было противно Господу, Господь не повелел бы Моисею соорудить на кивоте два золотых херувима.

Если бы святые иконы были не согласны с волею Господнею, то Господь Иисус Христос не благоволил бы отпечатлеть Свой образ на полотенце и послать его болящему Авгарю.

Далее, если бы святые иконы были не согласны с заповедями Господними, то ближайший самовидец и слуга Христов, святой апостол и евангелист Лука, не написал бы образа Пресвятой Богородицы; если бы почитание святых икон было богопротивно, то Святая Церковь, которая никогда не может погрешить или отступить от истины, не возвела бы почитания их на степень догмата, т. е. истины святой и непреложной.

б) Люди, не почитающие святые иконы, суть явные противники воле Божией, с ними не должно иметь никакого общения. Кто не почитает святых икон и говорит, что они суть идолы, тому, по словам VII-го Вселенского Собора, анафема, т. е. тот отлучен от Церкви, и следовательно, от вечного спасения.

Поэтому-то, братие, увещевая почитать святые иконы, скажем словами святого апостола Павла: молю вас именем Христовым, не уклоняйтесь злым духом времени и, всяким ветром учения по лукавству человеческому и по хитрому искусству обольщения (Ефес. IV, 14); блюдите себя от творящих распри и раздоры и уклоняйтесь от них (Римл. XVI, 17).

III. Будем же свято почитать святые иконы и поклоняться им. Кто почитает святые иконы, тот почитает Бога, – кто же не почитает святых икон, тот творит волю диавола, воздвигшего гонение на святые иконы, как он сам говорил об этом преподобному Феодосию: «отвращу много людей от поклонения иконе Христовой и пойдут они вслед меня, творя мою волю».

Помня же все это, будем почитать святые иконы и сохраним себя от тяжкого греха противления установлениям матери нашей Святой Церкви.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена