В День Победы – 9 мая установлено совершать особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года).
Молитвы возносятся не только о воинах, жизнь свою положивших на поле брани, но и о всех людях, погибших от рук интервентов, умученных в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжестей военного времени.
Хотя в первую очередь мы молимся об упокоении тех, кто погиб в годы войны, однако в полной мере уместно вспоминать инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые пережили эти годы и скончались позднее (в том числе и тех ветеранов, которые преставились недавно).
Во все времена Христова Церковь всегда была вместе со своим народом, разделяя радости и печали и поддерживая в трудные моменты жизни.
22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, предстоятель Русской Православной Церкви, местоблюститель патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), выступил с «Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое было в тот же день разослано по всем приходам, и благословил наш народ на защиту своей Родины.
На протяжении всех военных лет наша Церковь непрестанно молилась о даровании победы в борьбе с гитлеровцами.
Церковь помогала фронту всем, чем могла. Приходы организовывали сбор теплых вещей для армии, покупали на церковные средства шерсть для вязания варежек и носков, отправляли готовые изделия бойцам Красной армии, организовывали госпитали и ухаживали за ранеными.
Вклад Церкви состоял не только в молитве, которая как никогда была нужна, но и в сборе средств на оборону. Именно на деньги прихожан православных храмов была сформирована танковая колонна имени Дмитрия Донского. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать деньги на создание особой танковой колонны памяти Димитрия Донского. На строительство 40 танков было собрано свыше 8 миллионов рублей. 7 марта 1944 года танковая колонна «Димитрий Донской» была передана Красной Армии. Также на деньги, собранные Церковью, была создана авиационная эскадрилья «Александр Невский».
Всего за годы войны пожертвования Русской Православной Церкви на нужды обороны составили более 300 миллионов рублей.
Осознавая, что такое бедствие как война случается лишь попущением Божиим за грехи, народ понимал, что и победить многочисленного и беспощадного врага только военными силами, не обратившись к небесному заступничеству, - невозможно. Протоиерей Валентин Бирюков рассказывает: «Много страшного пришлось повидать в войну…, а мы молодые – нам всем жить хотелось. И вот мы, шестеро друзей из артиллерийского расчета (все крещеные), решили: давайте, ребятки, жить с Богом. Где бы мы ни были – всегда молились. Бежим к пушке, крестимся: «Господи, помоги! Господи, помилуй! Икон у нас не было, но у каждого под рубашкой крестик. И Господь нас спасал в самых страшных ситуациях» (из книги «На земле мы только учимся жить»)
История показывает, что отечественные Вооруженные Силы невозможно представить без Православия. На протяжении веков вера отцов укрепляла боевой дух воина, помогала преодолевать трудности и лишения воинской службы, звала на подвиги во имя родной земли.
Духовенство разделяло с народом все тяготы войны. В Евангелии написано: «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя», поэтому Церковь особо чтит погибших в освободительных войнах.
Из поэмы Роберта Рождественского «Реквием»
(Вечная слава героям)