Основы церковного пения

Начальная ступень 7-10 лет
«ОСНОВЫ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ» (42 занятия)

Продолжительность занятия 30, 45 мин.

Основным исходным документом для составления данной рабочей программы является:

  • Примерная программа по предмету «Церковное пение» (начальная и ступень обучения).
  • Стандарт православного компонента начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, Москва 2012 г., утвержден отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.

Дополнительно использовались документы:

  • «Хор». Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского, 2007.

В системе музыкального воспитания хоровое пение занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, оно расширяет кругозор учащихся, развивает музыкальные способности и художественный вкус, способствует формированию личностных качеств.

Цель курса: Приобщение детей к культуре церковного пения являющейся неотъемлемой частью музыкальной и духовной культуры России; формирование и закрепление понятий и связей с другими предметами: Литургика, Закон Божий, церковнославянский язык и др.; практическое освоение детьми навыков церковного пения.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

  • расширение эстетического кругозора учащихся;
  • развитие творческого потенциала учащихся;
  • формирование исполнительской культуры учащихся.
  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности.
  • Расширение эстетического кругозора происходит в процессе знакомства учащихся с широким кругом хоровых произведений церковной музыки.
  • Формирование исполнительской культуры осуществляется через приобретение знаний по вокально-хоровой грамоте, хоровому сольфеджио и практическому их освоению на материале хоровых сочинений.
  • Приобретение опыта творческой деятельности может быть осуществлено посредством реализации системы творческих заданий.

Основными темами курса являются: история богослужебного пения, история нотации, история гласовой системы, систематика жанров, основные песнопения, песнописцы Церкви.

Для полного осмысления проблем певческого искусства необходимо практическое участие в клиросной практике: лишь опытное знание может стать сердечным, позволит взойти к духовным высотам, скрывающимся в богослужебных молитвах. Лишь воцерковленная, исполненная искания Бога душа ощутит, что «в песнопениях Церковных по всему их пространству движется Святой Дух Истины» (прав. Иоанн Кронштадтский).

Вокальность духовных песнопений определяется певучестью церковнославянского языка, а тексты богослужебных песнопений, отличающиеся глубиной духовного содержания, настраивают душу поющих на такое состояние, в котором легко петь. Для церковного пения характерны умеренная сила голоса, так как «бесчинный вопль» на клиросе недопустим, как не соответствующий стилю церковного пения.

В изучении церковных песнопений должна соблюдаться определенная последовательность не только в отношении музыкального материала, но и постепенности перехода от одноголосного к многоголосному пению.

Сначала эти напевы изучаются детьми по слуху и одноголосно. Затем эти же мелодии необходимо интонационно осмыслить, следя по нотам при исполнении, поэтому для успешного изучения церковного пения необходимо параллельно заниматься музыкальной грамотой и сольфеджио.

Основная нагрузка в решении этих задач ложится на руководителя хора. Он должен привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые вокально-хоровые навыки, сделать участников хора активными исполнителями, понимающими процесс работы и добивающимися высокохудожественного исполнения.

На протяжении всех этапов обучения учитель должен следить за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков:

• певческой установки;

• певческого дыхания;

• звукообразования и звуковедения;

• певческой артикуляции и дикции;

• ансамбля и строя;

• выразительного исполнения произведений.

Предлагаемая программа предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на 42 часа. Количество часов, отведённых на каждую тему, может меняться по желанию преподавателя.

Результатом усвоения данной программы будет являться сознательное участие детей в Богослужении и возможность их привлечения к клиросному послушанию.

Формирование универсальных учебных действий:

  • Посадка певца: прямое положение головы, прямое свободное положение корпуса, свободно лежащие на коленях руки.
  • Свободно опущенные руки при пении стоя.
  • Естественное состояние гортани и мышц шеи, свободная работа артикуляционного аппарата.
  • Состояние внутренней и внешней готовности к пению.
  • Дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало и окончание пения. Понимание дирижерских жестов и адекватное реагирование на них.
  • Три элемента певческого дыхания: вдох, задержка, выдох. Активный, бесшумный, небольшой по объёму певческий вдох и равномерный выдох. Дыхательные упражнения, направленные на единовременный вдох, на постепенное распределение воздуха при выдохе. Единый тип певческого дыхания с одновременным вдохом по руке дирижёра.
  • Мягкая атака звука.
  • Выработка ощущения сильной и слабой долей. Выделение сильной и слабой долей. Определение направления движения мелодии.
  • Унисон.
  • Дублирование ритмического рисунка мелодии хлопками и на ударных инструментах. Синхронное исполнение ритмического рисунка всей партией.
  • Исполнение одноголосия с сопровождением.
  • Выразительное чтение и пение текста. Ритмодекламация.
  • Мимическое выражение настроения.
  • Речевое, пространственное, двигательное и графическое моделирование элементов музыкального языка.
  • Звукоподражание. Подбор звукоизобразительных элементов в соответствии с содержанием произведения.
  • Создание шумового кластера.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны знать:

  • элементарную певческую установку;
  • три элемента певческого дыхания: вдох, задержка, выдох;
  • дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание;
  • иметь представление об унисоне.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять сильную и слабую доли;
  • определять движение мелодии;
  • дублировать ритмический рисунок мелодии хлопками или на ударных инструментах;
  • откликаться на музыку различного характера;
  • петь эмоционально, выразительно, исходя из содержания и характера музыки;
  • использовать преимущественно мягкую атаку звука;
  • реагировать на дирижёрские жесты.

Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.

Личностные результаты должны отражать:

  • укорененность в православной традиции;
  • наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством;
  • уважительное отношение к культурному наследию;
  • ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;
  • наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.

Метапредметные результаты характеризуют:

  • правильное понимание отношений знания и веры;
  • совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;
  • умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;
  • умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;
  • овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно-музыкальных произведений.

Предметные результаты должны отражать:

  • формирование представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека;
  • овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;
  • развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;
  • наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в богослужении.

Тематическое планирование.

1-ый год обучения (14 часов).

№ п/п

Тема занятия.

Характеристика деятельности

Кол-во часов

1

Особенности церковного пения. Значение церковного пения. Осмогласие.

Беседа, прослушивание избранных песнопений. Упражнения на формирование правильной осанки и певческого дыхания.

1

2

Простейшие песнопения на одном звуке: «Аминь», «Господи, помилуй», «И Духови твоему».

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Разучивание простейших песнопений.

1

3

Песнопения на двух звуках: «Подай, Господи», «Тебе, Господи», «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Понятие «ектения». Виды: великая, малая, сугубая, просительная. Разучивание песнопений на двух звуках.

1

4

Клавиатура фортепиано. Нотоносец.

Знакомство с клавиатурой фортепиано. Октава. Знакомство с нотоносцем.

2

5

«Отче наш». Скрипичный ключ. Нотоносец.

Упражнения на формирование певческого дыхания, развитие диапазона голоса. Разучивание «Отче наш». Запись нот на нотоносце.

1

6

«Царю Небесный». Скрипичный ключ. Нотоносец.

Упражнения на формирование певческого дыхания, развитие диапазона голоса. Разучивание 6-го Царю тропарного гласа на примере «Небесный». Запись нот на нотоносце.

1

7

«Богородице Дево, радуйся». Мажор и минор. Гамма до мажор.

Упражнения на формирование певческого дыхания, развитие диапазона голоса. Разучивание 4-го тропарного гласа на примере «Богородице Дево, радуйся». Знакомство с понятиями лад и тональность.

1

8

Строение гласов. Тропарь праздника Рождества Христова.

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Знакомство с понятием «колено». Построение схем знакомых гласов: 4-го и 6-го тропарных. Повторение разученных песнопений.

1

9

«Достойно есть». Знаки альтерации.

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения, расширение диапазона голоса. Знакомство с 8-м тропарным гласом на примере песнопения «Достойно есть». Повторение тропаря праздника Рождества Христова. Разучивание колядки или песни. Контроль умения читать нотную запись в скрипичном ключе.

1

10

Введение во храм Пресвятой Богородицы. «Спаси, Господи, люди Твоя…»

Беседа о празднике. Пение тропаря (4 глас). Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Знакомство с 1-м тропарным гласом на примере «Спаси, Господи, люди Твоя…». Разучивание трисвятого. Построение схемы гласа. Длительности. Ритм. Такт.

1

11

Божественная литургия. Значение литургии. Части литургии.

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Беседа. Разучивание Херувимской песни (Хотьковской). Повторение Рождественского тропаря и колядки.

1

12

«Дева днесь…». Ритм. Такт.

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Разучивание Херувимской песни (продолжение). Знакомство с 3-м тропарным гласом на примере Рождественского кондака. Повторение Рождественского тропаря и колядки. Воспроизведение различных ритмических примеров.

1

13

Контрольное занятие.

Повторение пройденного материала.

1

2-ой год обучения (14 часов)

№ п/п

Тема занятия.

Характеристика деятельности

Кол-во часов

1

«Отче наш». Размер 2/4. Дирижирование. Затакт.

Разучивание молитвы, упражнение в цепном дыхании. Знакомство с понятием «размер». Уточнение знаний о длительностях, такте. Понятие «затакт».

1

2

«Отче наш». Размер 2/4. Затакт. Паузы.

Повторение молитвы, отработка навыка протяжного пения, умения брать цепное дыхание. Упражнение в дирижировании примеров с размером 2/4. знакомство с понятием «пауза», написание пауз различной длительности.

1

3

2-й тропарный глас. Вводные звуки. Опевание устойчивых ступеней. Интервалы.

Знакомство со звучанием и строением 2 тропарного гласа. Понятие вводных звуков (ступеней). Понятие «интервал». Знакомство с интервалами прима, секунда, терция.

1

4

5-й тропарный глас. Особенности богослужения периода пения триоди постной. Тональность ля минор (натуральный, гармонический, мелодический).

Знакомство со звучанием и строением 5 тропарного гласа. Знакомство с тональностью ля минор, пение минорной гаммы. Слушание пройденных интервалов. Слушание и пение минорного трезвучия.

1

5

«Верую». Динамические оттенки. Интервалы.

Разучивание символа веры. Упражнение в правильном дыхании и звукоизвлечении. Знакомство с динамическими оттенками F, P и <,>. Знакомство с интервалами кварта и квинта.

1

6

«Верую». 2 и 5 тропарные гласы. Интервалы. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.

Повторение символа веры. Повторение пройденных гласов (тропарных). Слушание пройденных интервалов, их определение. Знакомство с ритмической группой четверть с точкой и восьмая, дирижирование и пение примеров

1

7

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». Тоника. Устойчивые звуки до мажора. Тоническое трезвучие.

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Повторение 1-го тропарного гласа. Пение мажорной гаммы и трезвучия. Понятие устойчивых и неустойчивых ступеней.

1

8

«Тело Христово приимите». Размер ¾. Интервалы.

Разучивание стиха, поемого при причащении. Знакомство с размером ¾. Дирижирование примеров. Повторение пройденных интервалов.

1

9

Тропарь Пасхи. Тональность фа мажор. Интервалы.

Разучивание тропаря праздника Пасхи. Знакомство с тональностью фа мажор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней. Знакомство с интервалом секста.

1

10

Кондак и светилен Пасхи. Тональность соль мажор.

Разучивание кондака и светильна праздника Пасхи. Знакомство с тональностью соль мажор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

1

11

Тропарь, кондак и светилен Пасхи. Тональность ре минор.

Повторение тропаря, кондака и светильна праздника Пасхи. Знакомство с тональностью ре минор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

1

12

Вход Господень в Иерусалим. Особенности Страстной седмицы. Особенности служб праздника Воскресения Христова и Светлой седмицы. Интервалы.

Знакомство с особенностями служб периода от Вербного воскресения до воскресения апостола Фомы (обзорно). Знакомство с интервалами септима и октава. Повторение пройденных интервалов. Пение гамм фа мажор и ре минор.

1

13

Тональность ми минор.

Знакомство с тональностью ми минор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней. Дирижирование и пение нотных примеров. Слушание и определение интервалов.

1

14

Повторение пройденного материала.

 

1

3-ий год обучения.

№ п/п

Тема занятия.

Характеристика деятельности

Кол-во часов

1

Повторение пройденного материала (обзорное) за 2-ой год обучения.

Повторение пройденного материала. Упражнение в цепном дыхании. Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

1

2

Тропарь, кондак, величание Рождества Пресвятой Богородицы.

Разучивание молитвы, упражнение в цепном дыхании. Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

1

3

Тропарь, кондак Воздвижения Креста Господня. Песнопения Воздвижения.

Повторение молитвы, отработка навыка протяжного пения, умения брать цепное дыхание. Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Повторение 1-го тропарного гласа.

1

4

Закрепление материала.

Повторение пройденного материала. Упражнение в цепном дыхании. Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

1

5

Тропарь Рождества Христова.

Разучивание молитвы, упражнение в цепном дыхании. Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Знакомство с правилами церковнославянской орфоэпии. Разучивают и исполняют песнопения хором и индивидуально. Слушают аудиозаписи. Осваивают элементы нотной записи. Приобретают навыки коллективной работы.

1

6

Тропарь Богоявления.

1

7

Тропарь воскресный 4 гласа.

1

8

Тропарь Сретения Господня.

1

9

Тропарь Сретения Господня.

1

10

Песнопения Пасхи.

Знакомство с Пасхальным Богослужением, песнопениями праздника. Беседа, прослушивание избранных песнопений.

2

11

Тропарь «Христос Воскресе».

Разучивание молитвы, упражнение в цепном дыхании. Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

1

12

«Достойно есть» на 8-й тропарный глас.

Разучивание молитвы, упражнение в цепном дыхании. Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

1

13

Повторение пройденного материала.

 

1

По окончании курса выпускник начальной ступени должен:

  • отличать по слуху напевы разных гласов;
  • петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые песнопения по тексту без нот;
  • соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском языке;
  • понимать смысл исполняемых песнопений;
  • владеть основными вокально-хоровыми навыками – дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;
  • знать и соблюдать правила поведения на клиросе.

Литература.

  1. Шелудякова О.Е. Азбука русского Православного богослужебного пения. Словарь. – М.: Издательский Дом «Композитор», 2006.
  2. Школа Церковного пения. Церковный обиход: Учебное пособие для учащихся воскресных школ и православных гимназий. – Издательство Владимирской Епархии, 2001.
  3. Осмогласие. Употребительные напевы стихир, тропарей и ирмосов. – Издательский Совет Русской Православной Церкви. – М., 2005.
  4. Мартынов В. История богослужебного пения. – М., 1994.
  5. Металлов В. Очерк истории Православного церковного пения. – Сергиев Посад, 1995.
  6. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. – Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995.
  7. Шабалин Д. Певческие азбуки Древней Руси. – Кемерово, 1991.
  8. Праздники нотного пения. - Репринтное издание – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004 г.

Интернет-ресурсы.

1. Сайт православного пения Благогласник. http://bogoglasnik.ru.
2. Медиатека Предание.ру. https://predanie.ru/rubric-page/pesnopeniya-pomestnyh-cerkvey/.
3. Русское церковное пение. Мужской хор "Оптина Пустынь". https://www.optina.ru/audio/songs/spb_1.
4. Древнерусские церковные распевы. http://znamennoe.ru.

Материально-техническое обеспечение.

1. Мультимедиа (проектор).
2. Ноутбук.
3. Экран.
4. Телевизор.
5. Музыкальный центр.
6. Электронное пианино.
7. Акустическая система.
8. Интернет (проводной, беспроводной).
9. Иллюстративный материал.
10. Методические пособия.
11. Библиотечный фонд храма (книги для детей и взрослых).