Церковнославянский язык

Начальная ступень 7-10 лет
«ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» (42 занятия)

Продолжительность занятия 30, 45 мин.

Ориентиром для составления рабочей программы по церковнославянскому языку воскресной учебно-воспитательной группы является Примерная программа по церковнославянскому языку и Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемый в воскресных школах (для детей) РПЦ, разработанные и утвержденные ОРОиК РПЦ.

Рабочая программа написана для воспитанников начальной ступени, а также для воспитанников основной ступени при условии, что церковнославянский язык ранее ими не изучался.

Программа основной ступени построена на основе псалмов, которые наиболее часто употребляются в Богослужении. Псалтирь – книга Богооткровенная и Богодухновенная. Это молитва, дарованная людям самим Творцом. Каждый, кто читал Псалтирь, знает её благодатное действие на душу. Псалмы уже издревле употреблялись в процессе обучения подрастающего поколения. Много в них содержится нравоучительного, помогающего человеку познать высшую нравственность и осуществить её в жизни. Многие богослужебные тексты составлены на основе псалмов и используются верующими людьми в общественной и частной молитве.

В уроке указан номер псалма. Каждый псалом дети вместе с учителем читают, после знакомства с новыми словами пробуют перевести, объяснить прочитанное, узнают толкования на псалом. В краткой беседе выясняется духовный смысл текста, его значение для христианина. Даются сведения о грамматике церковнославянского языка. Предусмотрено некоторое время посвятить практике письма: букв, слов, отдельных фраз по-церковнославянски.

Изучение церковнослявянского языка на начальной ступени рассчитано на 3 года. Дети начинают обучаться с 8 лет. Основное содержание предмета «Церковнославянский язык» проходит в рамках 1 часа в две недели, что составляет по 14 часов в год. За начальный курс – 42 часа (занятия).

Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей:

  • сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов;
  • раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;
  • овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.

Предметные результаты изучения церковнославянского языка:

  • знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;
  • знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
  • знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
  • знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
  • знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
  • знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
  • овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
  • умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);
  • знать наизусть основные молитвы;
  • самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • осмысленно участвовать в Богослужении.

Цель: Изучение церковнославянского языка.

Задачи.

Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих задач:

  • сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов;
  • раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;
  • овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Церковнославянский язык и его назначение. Церковнославянская азбука и история ее создания. Жития святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия. Славянские азбуки – глаголица и кириллица. Графическая традиция церковнославянского языка. Церковнославянская азбука, изучение азбуки.

Имена букв славянской азбуки. Церковнославянские буквы, сходные с современными русскими и отличные от них. Правописание «дублетных» букв: «есть» и «ять»; букв «зело» и «земля»; букв «иже», «и», «ижица»; букв «он» простого и широкого, «омеги» простой и торжественной. Употребление букв «ер» и «ерь». Правила употребления букв «азъ», «я», «юс-малый». Правила употребления букв «ук», «ижица». Правила употребления букв «кси», «пси». Отличия в употреблении букв «фертъ» и «фита».

Ударения церковнославянского языка, придыхание. Титло простое.

Правила чтения по-церковнославянски. Знаки препинания. Употребление прописных букв в церковнославянском языке.

Изображение чисел в церковнославянском языке. Особенности написания чисел: обозначение чисел 1–19, десятков, сотен, тысяч.

Церковнославянизмы в русском литературном языке, произведениях русских классиков. Азбучные молитвы.

Рекомендуемые тексты: отрывки или цитаты из книг Ветхого и Нового Заветов, азбучные акростихи, русская классическая поэзия, выборочно молитвы утренние и вечерние, стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи.

По итогам изучения церковнославянского языка воспитанник должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;
  • знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
  • знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
  • умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
  • знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
  • владение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
  • умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);
  • умение работать с церковнославянскими словарями.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

I год обучения (14 часов)

 

1

Что такое церковно-славянский язык и почему мы его изучаем.

Рассказ о ЦСЯ – языке богослужения православных славян и основе русского литературного языка.

1

2

Для чего создавалась славянская азбука.

Осознать роль и значение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в развитии славянской письменности. Рассказ о жизни святых.

1

3

Церковнославянская азбука. Азбучная молитва.

Читать азбучную молитву с кратким объяснением. Рассказ о первых славянских азбуках, об особенностях обучения по ним.

1

4

Первые книги на Руси.

Осознать, что распространение первых книг на Руси связано с принятием христианства. Рассказ о появлении книгопечатания на Руси. Иван Федоров.

1

5

Буквы славянской азбуки, схожие с современными (аз, есть, иже(4); он, еры, ю (5); буки, веди, глаголь, добро (7); живете, земля, како, люди (9); мыслете, наш, покой, рцы (11); слово, твердь, ферт, хер (13); цы, червь, ша, ща (15).

Различать названия букв славянской азбуки.
Писать их в прописи.
Читать в словах и словосочетаниях, предложениях.
Прописи: 17
Прописи: 19
Прописи: 23, 24
Прописи: 26
Прописи: 19
Прописи: 22, 29
Прописи: 27, 28
Прописи: 25

2

6

Названия букв славянской азбуки. Буквы ер и ерь.

1

7

Буквы, передающие один и тот же звук. Буквы есть и ять; иже и и.

1

8

Буквы юс малый и я; он и омега.

1

9

Буквы земля и зело.

1

10

Буквы ферт и фита.

1

11

Буквы ук и ижица.

1

12

Буквы кси и пси.

1

13

Буква от.

1

II год обучения (14 часов)

 

1

Повторение. Буквы славянской азбуки, схожие с современными. Упражнения в письме.

Выделять буквы, схожие с современными, знать их имена. Писать в прописях церковнославянские буквы, схожие с современными. Уметь читать буквы в словах и предложениях.

1

2

Повторение. Буквы славянской азбуки, отличные от современных. Упражнения в письме.

Выделять буквы, отличные от современных, знать их имена. Писать в прописях церковнославянские буквы, отличные от современных. Уметь читать буквы в словах и предложениях.

1

3

Знаки ударения: оксия, вария и камора. Правила их употребления. Упражнения в письме. Прописи: 18, 31

Различать знаки ударения по начертанию и правилам употребления. Обнаруживать знаки ударения в церковнославянском тексте. Писать знаки ударения в прописях.

1

4

Знак придыхания: исо, апостроф. Правила их употребления. Упражнения в письме. Прописи: 18, 32

Различать знаки придыхания, исо, апостроф по начертанию и правилам употребления. Обнаруживать эти знаки в церковнославянском тексте. Писать знаки придыхания в прописях.

1

5

Знаки титла: простое и буквенное титло. Упражнения в письме. Прописи: 33, 34

Различать знаки титла по начертанию. Находить знаки титла в церковнославянском тексте. Писать знаки титла в прописях.

1

6

Слова под титлом. Упражнения в письме.

Читать слова под титлом полностью. Писать слова под титлом в прописях.

2

7

Правила чтения по-церковнославянски. Употребление заглавных букв.

Применение на практике правил чтения по-церковнославянски.

1

8

Церковнославянские слова в русском языке.

Выполнение упражнений.

1

9

Употребление знаков препинания в ЦС текстах

Понять отличия знаков препинания в ЦС тексте от знаков препинания русского языка. Выполнения упражнений.

1

10

Буквы, обозначающие единицы и числа второго десятка.

Буквенное изображение чисел.

1

11

Буквы, обозначающие десятки.

Записывание чисел от 20 до 99 по-церковнославянски.

1

12

Буквы, обозначающие сотни и тысячи.

Записывание сотен по-церковнославянски, тысячи.

1

13

Повторение. Ударение, простое и буквенное титло, изображение чисел, знаки препинания.

Упражнения на с. 75 – 76 «Пособия для уч-ся».

1

III год обучения (14 часов)

 

1

Церковнославянское чтение. Молитва. Тропарь.

Молитвы: Святому Духу, Господня, Похвала Пресвятой Богородице. «Богородице, Дево…». Тропарь св. Кириллу и Мефодию,

1

2

Молитва.

Трисвятое. Краткое славословие ко Пресвятой Троице. Молитва ко Пресвятой Троице.

1

3

Молитва.

Молитва утренняя. Молитва вечерняя. Молитва ко Ангелу Хранителю.

1

4

Молитва.

Молитва перед учением. Молитва после учения. Молитва перед вкушением пищи. Молитва после вкушения пищи.

1

5

Символ Веры

Чтение с пояснением.

1

6

Заповеди.

Заповеди Ветхого Завета, Заповеди Блаженства.

2

7

Евангельские притчи.

О сеятеле. О мытаре и фарисее. О заблудшей овце.

3

8

Псалтирь.

Псалом 150. Псалом 151. Покаянный псалом.

2

9

Алфавит духовный свт. Димитрия Ростовского.

Чтение Алфавита, выполнение упражнений.

2

УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ:

1. Трисвятое.
2. Краткое славословие ко Пресвятой Троице.
3. Молитва ко Пресвятой Троице.
4. Молитва Господня (Отче наш).
5. Похвала Пресвятой Богородице.
6. Молитва ко Ангелу Хранителю.
7. Молитва утренняя.
8. Молитва вечерняя.
9. Молитва перед учением.
10. Молитва после учения.
11. Молитва перед вкушением пищи.
12. Молитва после вкушения пищи.
14. Псалмы.
15. Заповеди Блаженств.

ЛИТЕРАТУРА

Книги для чтения

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке.
2. Правило ко святому Причащению. М.: ИС РПЦ, 2005.
3. Православный молитвослов на церковнославянском языке. М.: ИМ РПЦ, 2007.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Учебные пособия, учебные программы

1. И.Г. Архипова. Церковнославянский язык для детей. Пособие для учителей. 2015.
2. И.Г. Архипова. Церковнославянский язык для детей. Учебное пособие. «Новолетие». Долгопрудный. 2015.

Интернет-ресурсы

1. Презентации по изучению церковнославянского языка - http://www.svetoch-opk.ru/.
2. http://azbyka.ru/ - Древо сайта – Учебные пособия (по церковнославянскому языку).
3. А. А. Плетнёва, А. Г. Кравецкий. Церковнославянский язык. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
4. Грамматика церковнославянского языка. СПб.: Библиополис, 2007.
5. Макарова Е.В.Прописи по церковнославянскому языку. Изд. 5-е. М.: Православная педагогика, 2003.

Техническое обеспечение.

1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран.