Преображение Господне – двунадесятый праздник, установленный в воспоминание того, как Господь Иисус Христос преобразился на горе Фавор, явив апостолам Петру, Иакову и Иоанну свет Своей Божественной славы.
Евангелие (Мф.17:1–9; Мк.9:2–9; Лк.9:28–36) повествует, что незадолго до своих страданий и Крестной смерти Иисус Христос взял трех учеников Своих – Петра, Иакова и Иоанна – и отправился с ними на гору Фавор. Перед грядущим Голгофским уничижением Господь хотел укрепить их в вере, чтобы, когда они увидят Его распинаемым, уразумели, что Он принял страдание не по немощи, но добровольно, для спасения мира, что Он и есть тот самый Избавитель, Который был обещан чрез пророков и Которого ждал народ Израилев. На Фаворе апостолы стали свидетелями Божественного Преображения Господа Иисуса «..и просияло лицо Его как солнце, одежды Его сделались белыми как свет» (Мф.17-2).Преобразившемуся Господу предстали два великих ветхозаветных пророка: Моисей и Илия, которые беседовали со Христом. Апостолы были потрясены всем увиденным, и Петр воскликнул в душевном восторге: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи:Тебе одну и Моисею одну, и одну Илии». (Мф.17-4).Когда Он еще говорил, светлое облако осенило их, и оттуда послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17-5).При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь».Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. По дороге Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.
Святые апостолы в созерцании Преображения испытали ни с чем не сравнимую радость, действием Божества у них открылись духовные очи, благодаря чему, они оказались способными созерцать Божественный, Фаворский, свет. Об этом таинственном свете написано немало книг - и церковными писателями и мирскими учеными, но постичь его природу, как и природу Благодатного огня, сходящего перед Пасхой в Иерусалимском храме,людям не дано.
Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста.По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.
Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя».Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
18 августа(день перед праздником) - предпразднство Преображения Господня.
26 августа (последний день праздника) - отдание праздника Преображения Господня.
Тропарь праздника, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника, глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.
Чин освящения плодов на Преображение Господне
Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается традицией совершать в эти торжества освящение плодов.На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения Таинства Евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Иисуса Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. С течением времени рассматриваемый праздник получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.