Архимандрит Макарий (Веретенников)
Духовный образ святителя Макария Московского
В последнее время был канонизован огромный лик русских святых и среди них — три Предстоятеля Русской Церкви: Святейшие Патриархи Тихон (†1925; пам. 25 марта) и Иов (†1607; пам. 19 июня), а также Всероссийский Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.), Предстоятель Русской Церкви XVI века. Он известен как аскет-молитвенник, благочестивый подвижник и собеседник святых современников. Это выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды предпринял попытку — всё с большим успехом — и осуществил собрание воедино всей духовной литературы Руси того времени. С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Многочисленны источники, освещающие труды святителя Макария, — это летописи, повести, жития, службы, иконы, акты, записки иностранцев и т. д.
Его вхождению в Церковь, как и у всех верующих, послужила святая купель. В Таинстве Крещения крещаемый получает, по учению Православной Церкви, Ангела-хранителя [1], а также имя святого подвижника, который становится для крещаемого Небесным покровителем в течение всей его жизни, подвигам которого он должен подражать. «…в Церкви Божией имя есть печать союза, или завета с Богом, Работающим же Мне, говорит Господь, наречется имя новое (Ис 65:15)» [2]. При Крещении будущий Святитель, как удалось установить, был назван во имя Архистратига Небесных Сил — Архангела Михаила (пам. 8 ноября) [3]. Мирское имя святителя Макария очень многозначительно. «Имя Архистратига Небесных Сил, первое из тварных имён духовного мира, Михаил, самой этимологией своей указывает на высшую меру духовности, на особливую близость к Вечному: оно значит «Кто как Бог», или «Тот, Кто как Бог». Оно означает, следовательно, наивысшую ступень богоподобия» [4]. Будучи москвичом, отрок Михаил мог бывать на богослужениях в Кремле в великокняжеском Архангельском соборе [5].
В раннем возрасте Михаил ушёл в обитель преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая), где ранее принял монашеский постриг преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.), которого особо чтил Митрополит Макарий. Преподобный подвижник называл постриг вторым Крещением [6]. В Древней Руси существовала традиция, когда новое монашеское имя начиналось на ту же букву, что и мирское [7]. При постриге будущему Всероссийскому Митрополиту было дано имя в честь египетского подвижника — преподобного Макария Beликого (†391; пам. 19 янв.) [8].
«Приемля имена святых Божиих, мы обязаны ревновать их добродетелям и своею богоугодною жизнию выражать значение своего имени, дабы стяжать их молитвы в помощь и покров себе», [9] — говорит богослов-литургист XIX века. Это предназначение христианина ещё более актуально для монаха. О важности христианского имени говорит отец Павел Флоренский: «В Житиях, Прологах, церковных песнопениях многочисленны указания о ярком выражении святым духовной сущности своего имени. «По имени и житие» — стереотипная формула Житий; по имени — житие, а не по Житию. Имя оценивается Церковью, а за нею — и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея; а святой — как наилучший её выразитель, своё эмпирическое существование соделавший так, что чрез него нам светит благороднейший свет данного имени» [10].
Имя Макарий означает «блаженный». Протоиерей Григорий Дьяченко, объясняя смысл слова блаженный, указывает на ряд текстов из Священного Писания: Блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак 1:12); Блажени, ихже отпустишася беззакония и ихже прикрышася греси (Рим 4:7). Далее он пишет: «Блаженными, кроме юродивых, святая Церковь ещё называет: 1) сокровенных святых, работавших и угодивших Богу втайне, сокровенно, посреде, как говорит предание, народа и молв житейских-мирскиx… 2) наконец — тех святых, коих святость засвидетельствована пред Церковью не только славою собственных дел, которая осталась сокровенною, сколько доказана свидетельством других». В качестве примера при этом указывается на святителя Григория, Патриарха Антиохийского (†593, пам. 20 апр.) [11]. Последний был монахом-подвижником и «против воли» был поставлен на Патриаршество [12].
Более тщательное исследование о значении имени Макарий с разбором его лингвистических особенностей предпринял отец Павел Флоренский. Из его работы мы узнаём, что «слово μακάριος выражает мысль об умиротворённости сердечного кружения, о полной успокоенности парящих помыслов сердца <…> в состоянии «μακάρια» кончается самопоедание сердца» [13]. Таким образом, это имя означает достижение высокого духовного совершенства.
Многие имена нашли отражение в русской словесности и имеют свою характерную особенность, «…в имени народное творчество отмечает <…> тот или другой отдельный признак или некоторое небольшое число их, особенно существенных <…> очень метко и неслучайно подсмотренных носителями данного имени», — пишет отец Павел Флоренский [14]. Народное словесное творчество рисует личность с именем Макарий (в разговорной традиции Макар) как очень простого и страдающего человека: «Нашему Макарке все огарки», «На бедного Макара везде беда напала», «На бедного Макара и шишки все валятся», «Загонят, куда Макар телят не гонял», «Не Макару с боярами знаться» [15]. Эти поговорки нашли отражение в рассказе писателя В.Г.Короленко «Сон Макара (Святочный рассказ)». Он начинается так: «Этот сон видел бедный Макар, который загнал своих телят в далекие, угрюмые страны, — тот самый Макар, на которого, как известно, валятся все шишки…» [16].
Народная мудрость свидетельствует, что в судьбе Макара возможны изменения, что явствует из следующей поговорки: «Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал» [17]. Здесь видится удивление в связи с такой невероятной метаморфозой, приключившейся с человеком маленьким, зависимым, который ничего особенного не ждёт в жизни. Об этом же говорит и реакция забитого, унижаемого Макара на неожиданное приветствие, которое он воспринимает как незаслуженное: «Макару поклон, а Макар на семь сторон» [18].
…Своё служение в Церкви святитель Макарий начинал в Боровской обители, где, как известно, он, «много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в немже много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив» [19]. Затем началось его восхождение по иерархической лестнице. Став настоятелем Можайского Лужецкого монастыря, он устроил в соборном храме придел во имя преподобного Макария Египетского [20]. Незадолго до кончины Святитель дал вклад в Лужецкий монастырь, завещая творить по себе поминальные трапезы для братии обители в день памяти преподобного Макария Египетского.
Начало своего архипастырского служения Святитель положил в Великом Новгороде, архиерейская кафедра в котором до того около 17 лет вдовствовала, а последние четыре Святителя были сведены с владычнего престола. Став же Московским Митрополитом, святитель Макарий явился единственным Предстоятелем Русской Церкви, при котором два его предшественника, Митрополиты Даниил (1522–1539; †1547) и Иоасаф (1539–1542; †1555), сведённые с престола в результате боярских нестроений, были ещё живы и находились на покое. При поставлении на Митрополию святитель Макарий много «отрицался», о чём перед кончиной он писал в своей Прощальной грамоте [21].
Во время его первосвятительства имел место случай, когда при умирении бояр Митрополиту Макарию порвали мантию, об этом позднее царь Иоанн Грозный напомнил А.Курбскому [22]. Будучи поругаем, блаженный иерарх явился избранным сосудом Божиим, воспринимая всё с христианским смирением, «занеже убо от зельного воздержания и поста елико ему едва ходити, кроток же и смирен и милостив ко всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше злобою отроча обреташеся, умом всегда совершен бываше» [23]. За свои подвиги он стяжал от современников именование чюдного. В одном агиографическом памятнике того времени читаем: «Тогда же на превелицемь пресветлом престоле Великыа Митрополиа Русскыа чюдный в добродетелех Макарие сиаа, иже прежде бысть на многа лета архиепископ преименитому Великому Новуграду» [24].
В своей многотрудной жизни митрополит Макарий почитал египетского подвижника, своего Небесного Покровителя [25]. Тем самым он исполнил слова Священного Писания: Да не лениви будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением (Евр 6:12). В великих Четьях Минеях под 19 января Святитель поместил память-житие двух подвижников: преподобного Макария Римского и Макария «Египтянина пустынника», затем «Поучение блаженнаго Макариа». Довольно пространно «Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Макариа Египтянина, списано Серапионом, учеником Великаго Антониа», которое имеет такое начало: «Тому отечество убо Египет, в немже златоструйный Нил река проходит». Другое Житие начинается словами: «Святый Макарий Египетскый бяше пустынное рожение и воспитание от младых ногтей добродетель проходя» [26].
В Службе блаженному Михаилу Клопскому (†1456; пам. 11 янв.) один из тропарей канона начинается с имени преподобного Макария Великого, с подвигом которого сравниваются подвиги новгородского святого. А из акростиха канона узнаём, что это гимнографическое творение было написано по благословению святителя Макария, когда он был архиепископом в Новгороде [27]. В контексте акростиха имя Преподобного свидетельствует о святителе Макарии, а по содержанию тропаря канона — о Макарии Египетском. Амбивалентность данного имени здесь не случайна: Митрополит Макарий, несомненно, чтил преподобного Макария Египетского.
«Интересна древнерусская иконография преподобного Макария Египетского, связанная с такими культурными центрами Древней Руси, как Новгород, Владимир, Москва» [28]. Самое раннее изображение этого святого в Московской Руси датируется 1378 годом и находится в храме Спаса на Ильине в Новгороде. Хранившуюся в этом храме икону Знамения Богоматери святитель Макарий сам поновлял и, можно думать, мог видеть изображение своего святого. Хронологически близка к данному изображению фреска всемирно известного иконописца — преподобного Андрея Рублёва (XV в.; пам. 4 июля), созданная им в Успенском соборе города Владимира в 1408 году. Именно в этом соборе Святитель призывал русское войско к дисциплине во время Казанского похода 1550 года. Существенно отличается от названных изображений фреска Благовещенского собора в Московском Кремле начала XVI века, написанная Феодосием, сыном прославленного русского мастера Дионисия. На ней Преподобный изображён не как пустынник-аскет, а как инок в монашеском одеянии. Все перечисленные изображения египетского подвижника видел в разное время своей жизни святитель Макарий. Будучи сам иконописцем, он, конечно же, написал для себя икону своего Небесного Покровителя.
В Службе святителю Макарию неоднократно говорится, что он следовал Евангельским Заповедям блаженств [29] и подражал египетскому пустыннику: «Макария Великого имя носил еси, его житию последуя в посте и подвизех, воздержании и кротости…» [30]. По принципу службы преподобного Михаила Клопского построен акростих и в службе Святителю [31].
Ко времени святителя Макария на Руси уже были известны своими подвигами святые соотечественники, носившие это имя. Имя египетского подвижника носили преподобный Макарий, постник Киево-Печерский (XII в.; пам. 19 янв.), преподобный Макарий Унженский (†1444; пам. 25 июля), преподобный Макарий Калязинский (†1483; пам 17 марта), который был канонизован на Макарьевском Соборе 1547 года. Кроме того, во время первосвятительства Митрополита Макария это же имя носили и другие иерархи Православных Церквей. Киевскую Митрополию возглавлял Митрополит Макарий, правление которого (1534–1555) соприкасается со временем святителя Макария, хотя об их общении сведений не имеется [32]. В среде Восточной иерархии известны митрополит Христианопольский Макарий, митрополит Кесарийский и Каппадокийский Макарий, епископ Сербский Макарий. Их подписи поставлены на грамоте, утверждающей царское венчание Иоанна Грозного [33]. Синайскому архиепископу Макарию из Москвы посылались «на тысячу золотых рухляди для обновления Синайского монастыря» [34]. Попутно можно привести следующее высказывание протоиерея Сергия Булгакова об имени: «Оно индивидуально для данного лица, но оно вовсе не индивидуально само по себе: как идея оно осуществляется во многих феноменальных экземплярах» [35].
Наряду со своим Небесным покровителем святитель Макарий глубоко чтил великого чудотворца святителя Николая Мирликийского. Истоки этого явления можно относить ко времени его настоятельства в Можайском Лужецком монастыре. В Можайске, как известно, находился почитаемый чудотворный образ Николы Можайского. В 1532 году Д.Сырков по повелению святителя Макария построил в Великом Новгороде на владычном дворе храм святителя Николая [36]. Затем в 1555 году Первосвятитель поновлял принесённый в Москву Великорецкий образ святителя Николая. Во время чудесного явления свирскому игумену Иродиону Митрополита Макария вместе с преподобным Александром Свирским у Святителя в руках была икона Чудотворца Николая [37].
Если Боровский период Святителя можно связывать с началом почитания им преподобного Макария Египетского, что обусловлено было его монашеским постригом, то Можайский период — с началом почитания святителя Чудотворца Николая, а Новгородский — с почитанием Святой Софии Премудрости Божией. Великий Новгород традиционно в древности именовался домом святой Софии [38]. Её прославлению содействовал владыка Макарий. В 1528 году «боголюбивыи архиепископ Макарии и иконы во святеи Софеи повеле по чину поставити: самую чюдную икону святу Софию выше воздвиг <…> и пелены от паволок устрои, велми чюдно и лепо видети, и прочая иконы по чину повеле поставити» [39], — говорится в летописи. По святительскому же благословению над западными дверями собора также был написан образ святой Софии [40].
Можно предполагать даже, что истоки благоговейного почитания Софии Премудрости Божией зародились у Святителя еще до Новгорода. Из библиотеки Пафнутиево-Боровского монастыря сохранилась рукопись с творениями святителя Дионисия Ареопагита, присланная туда в 1503 году известным сподвижником архиепископа Геннадия Новгородского архидиаконом Герасимом Поповкой [41]. В ней инок Макарий, будущий Новгородский владыка, мог, например, прочесть следующее: «Добре убо премудрая и благаа Премудрость от словес въспевается, чашу тайную поставляещи и священное ея пиво предизливаящи паче ж пръвее сих твръдыа пищи предлагаящи и с высокыми проповеданием сама требуящи их ея благолепотне желающи сугубну убо пищу Божественнаа Премудрость предлагает: ова убо тврърду и пребывателну, ову же мокру и излеваему, и в чяши подаесть промыслителное ея благости съездаваящих Премудрость дом себе глаголется и в себе и твръдыя пища и пива и чащу предлагаящи, яко же быти иже Божественнаа благолепне слагаящим явленно» [42]. В другом месте этой рукописи читаем: «Принести ж аще мнится благыи в вечныи Живот и яко премудр и яко самопремудрость да въспоем, паче же въсекыя премудрости съставителен и паче въсеою премудрости разума паче сущь же бо тъчию Бог преисполнен есть Премудрости и разума Его бысть числа, но и всякого слова и ума и премудрости превыше седит и сеи преславне разумев Божественыи въистину мужь общи нашь и наставника солнца буе Божие премудреиша человек глаголет» [43]. Другая рукопись ХV века из библиотеки Пафнутиева монастыря [44] содержит «Слово о Премудрости», опубликованное А.И.Никольским [45]. Оно начинается словами: «Неизречененнаго девъства чистота, смиренныя мудрости истинна, имеет бо над главою Христа Слова, бо есть мудрость Сын Слово Божие, простерта бо небеса выспрь Господа. Преклони бо небеса и сниде в Деву…» [46].
Начало, положенное в Боровской обители, получило продолжение в Великом Новгороде и, наконец, в стольном граде Москве. Чтобы подтвердить данные наблюдения, приведём два высказывания современных исследователей. Знаток древнерусской живописи В.И.Антонова говорит: «Распространение в Москве икон Софии Премудрости Божией, патронального изображения Софийского собора в Новгороде, можно связать со временем Митрополита Макария (1542–1563), бывшего ранее, в 1526–1542 гг., архиепископом Новгородским» [47]. Тема «Софии Премудрости Божией», воплощённая в иконах, которые в большинстве появляются в Москве с середины XVI века, как бы завершает космогонический круг идей и венчает «венцом Премудрости всё мироздание. Именно в это время устремления московских великих князей получают окончательное выражение. В идеалах царствования Иоанна Грозного «Богохранимая держава» уподобляется «царству Премудрости Божией». Интересно, что в этих иконах нашли отражение и ортодоксальные идеалы поры Митрополита Макария [48]. Литая иконка с изображением святой Софии имеется на обороте оплечья саккоса Митрополита Макария, который подарил ему царь Иоанн Грозный в 1558 году. Таким образом, распространение почитания святой Софии в Москве связано с именем Митрополита Макария и обусловлено тем, что он ранее управлял в Новгороде престолом «Святыя Софии неизреченныя Премудрости Божией». Поистине, Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее <…> обладающий ею наследует славу (Сир 4:12,14).
Святитель Макарий прославился тем, что, будучи на Первосвятительском престоле, он своими трудами соборне прославил множество русских святых на Соборах 1547 и 1549 годов. Одновременно в течение всей жизни он лично общался со многими святыми современниками, которые позднее также были причислены к лику святых Русской Церковью [49]. Связующим звеном между теми и другими стал преподобный Александр Свирский (†1533; пам. 30 авг.), прославленный в 1547 году. Его постриженника и ученика, преподобного Макария Римлянина Новгородского Чудотворца (XVI в.; пам. 19 янв.), святитель Макарий возвёл в сан игумена основанного им монастыря [50].
Имя, данное Церковью, — это то немногое, что мы унесём с собою в иной мир вечности. Протоиерей Сергий Булгаков пишет: «В христианском календаре имена даются в честь определённых святых: значит, имя даётся не вообще, но определённого качества <…> И этот качественный оттенок имени не остаётся безразличным, совсем напротив, есть столько же видов каждого имени, сколько конкретных его осуществлений. Здесь мы не имеем в виду значения участия небесного покровителя, «ангела», к лику которого, как бы к семейству, принадлежит носитель данного имени, но действие самого этого имени. Впрочем, и это покровительство «ангела», онтологически рассматриваемое, есть вариант действительности имени, потому что особливая связь, существующая между святым и ему тезоименитыми, основывается не на каких-либо специальных причинах (как может быть особая близость к разным святым по тем или иным причинам), но именно вследствие единоимённости: общее имя связывает и общую судьбу, как бы ни были различны отдельные уделы» [51]. Ниже автор продолжает: «Имя <…> формует, изнутри определяет своего носителя: не он носит имя, которым называется, но в известном смысле оно его носит как внутренняя целепричина, энтелехия, по силе которой жёлудь развивается дубом, а зерно — пшеничным колосом, хоть судьбы разных дубов и разных колосьев могут быть и различны» [52].
Большую часть своей жизни святитель Макарий носил имя великого Святого, который стоит у истоков православного подвижнического монашества. Митрополит Макарий исполнил завет Священного Писания о наставниках, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр 13:7). «Блаженство» и скорби постоянно сопровождали Великого иераpxa [53] на жизненном пути. Пройдя земное поприще, Митрополит Макарий, подобно Евангельскому благому и доброму рабу, не закопал, а развил данные ему от Бога таланты (Мф 25:14–30). В службе Святителю говорится: «Лествицею добродетелей на Небеса возшел еси, тем и Христос тя, Святителю, еще на земли суща, в меру возраста приведе» [54]. Митрополит Макарий прошёл путь от послушника Пафнутиево-Боровского монастыря до Предстоятеля Русской Церкви, — путь, наполненный трудами, подвигами, скорбями и стяжанием добродетелей — в подражание своему Небесному Покровителю. И Господь наградил Святителя при жизни многими добродетелями и после кончины он был прославлен в дни великого юбилея Русской Церкви — 1000-летия Крещения Руси.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Воронец Е. Об ангелах хранителях и о подражании современным святым. Харьков, 1877. Следует отметить, что различие между Ангелом-хранителем и Небесным покровителем у нас утратилось. Поэтому в день именин, то есть празднования святого подвижника, традиционно поздравляют с днём Ангела (!). В понедельник же, день недельного прославления бесплотных сил, или в праздник Собора небесных сил (8 ноября) мы почему-то не вспоминаем своих Ангелов-хранителей. Можно привести такое важное высказывание святителя Феофана Затворника (†1894; пам. 10 янв.): «Как вы относитесь к Ангелу Хранителю, — добре. Но Ангел одно лицо, а святой соименный — другое. Что они одно — это спиритская выдумка». — Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 6. С. 14.
[2] Протоиерей Г.Дебольский. Православная Церковь в её Таинствах, Богослужении, обрядах и требах. М., 1993. С. 77.
[3] См.: Священник П. Веретенников. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси (†1563) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1980–1981. № 105-108. С. 234. Прим. 1.
[4] Священник П. Флоренский. Имена. Б. м., 1993. С. 258.
[5] О почитании Архангела Михаила на Руси см.: Тихомирова К.Г. Героическое сказание в древнерусской живописи // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. М., 1970. С. 7-28; Мальцев М.В. Почитание св. Архистратига Михаила в Русской православной традиции. 2. Св. Архистратиг Михаил — Небесный покровитель русских князей // Православие и русская народная культура. М., 1995. Вып. 5. С. 91-131.
[6] Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А.А. Зимина и Я.С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 152.
[7] Сазонов С.В. Монашеское имя Александра Невского и традиции монашеского имянаречения в средневековой Руси // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1994. Вып. 6. С. 16-24.
[8] Приведём примеры переименований русских святых за сентябрь-ноябрь месяцы по труду архиепископа Филарета Черниговского «Жития святых»: преподобный Иосиф Волоцкий в миру Иоанн; преподобный Афанасий Высоцкий в миру Андрей; преподобный Никандр Псковский в миру Никон; преподобный Галактион Вологодский в миру Гавриил; преподобный Ефрем Перекомский в миру Евстафий; преподобный Кассиан Угличский Грек в миру Константин; святитель Дионисий Суздальский в миру Давид; преподобная Евпраксия Псковская в миру Евфросиния; преподобный Иов Почаевский в миру Иоанн; святитель Димитрий Ростовский в миру Даниил; преподобный Авраамий Ростовский в миру Аверкий; святитель Иона Новгородский в миру Иоанн; святитель Герман Казанский в миру Григорий; преподобный Филипп Иранский в миру Феофил; святитель Митрофан Воронежский в миру Михаил; преподобный Диодор Юрьегорский в миру Диомид и т. д.
[9] Протоиерей Г. Дебольский. Православная Церковь… С. 78.
[10] Священник П.Флоренский. Имена. С. 34-35.
[11] Протоиерей Г.Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М., 1993. С. 47.
[12] Архиепископ Черниговский Филарет. Жития святых, чтимых Православною Церковью. Изд. 2. СПб., 1892. Месяц апрель. С. 194.
[13] Священник П.Флоренский. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М., 1914. С. 188.
[14] Священник П.Флоренский. Имена. С. 30.
[15] Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989. С. 92. Исключением из вышеприведенных поговорок является следующая: «Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал». — Круглый год… С. 92. День памяти преподобного Макария отразился также в поговорках по фенологии: «Ясный солнечный Макарьев день — ранняя весна»; «Если на Макарья метель, то на всю масленицу». — Круглый год… С. 92.
[16] Короленко В.Г. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1953. С. 5. Образ Макара нашёл также отражение в творчестве еще одного русского писателя — Ф.М.Достоевского, в его романе «Подросток». Благодарю за это указание игумена Андроника (Трубачёва). — а. М. Также см. и повесть Достоевского «Бедные люди». — Ред.
[17] Круглый год… С. 92.
[18] Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.П.Аникина. М., 1988. С. 171.
[19] Послание опального к Новгородскому архиепископу Макарию // Православный собеседник. Казань, 1863. Ч. 3. С. 412; Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 356-357.
[20] Архимандрит Макарий. Можайский период Всероссийского Митрополита Макария // Альфа и Омега. 1997. № 3(14). С. 179.
[21] ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. 13. Ч. 2. СПб., 1906. С. 375.
[22] Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 34.
[23] Жарков И.А. К истории московских пожаров 1547 г. // Исторический архив. 1962. Кн. 3. С. 225; Повесть о московском пожаре 1547 года // Макариевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 32.
[24] Охотина Н.А. «Сказание о Валаамском монастыре» — неизвестное сочинение второй половины ХVI в. // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1993. Т. 47. С. 142.
[25] Интересно отметить такую параллель. В начале подвижнической жизни преподобный Макарий Египетский был ложно обвинён девицей, ждавшей ребёнка, в том, что пустынник явился причиной её позора. Некоторые исследователи XIX–XX вв. считали, что Митрополит Макарий был первоначально женат (Заусцинский К. Макарий Митрополит всея России // Журнал Министерства народного просвещения. 1881. № 10. С. 213; Карташёв А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. 1. С. 426), что, однако, основано на палеографическом недоразумении; см.: Диакон П.Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542) // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 8. С. 74. Прим. 1.
[26] Архимандрит Иосиф. Подробное оглавление Великих Четиих Миней Всероссийского Митрополита Макария. М., 1892. Ч. 1. Стб. 405. В день памяти преподобного Макария Великого один писец, трудившийся над перепиской Великих Четьих Миней, закончив труд, написал: «Написаны быша книги сиа Козма Индикоплов повелением государя преосвященнаго архиепископа Великого Новагорода и Пскова, владыки Макариа: умножи Господи живот его». — Там же. Ч. 2. Стб. 455.
[27] Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж, 1951. С. 198–199.
[28] Архимандрит Макарий. О почитании на Руси преподобного Макария Великого, подвижника Египетского // Макариевские чтения. Можайск, 1995. Вып. 3. Ч. 1. С. 21.
[29] См. стихиры на «Господи воззвах», вторую стихиру на стиховне, а также стихиры на хвалитех. — Служба и Акафист святителю Макарию, Митрополиту Московскому и всея Руси, Чудотворцу. М., 1993. С. 3-4, 14-15.
[30] Там же. С. 14.
[31] См.: Архимандрит Макарий. О службе Митрополиту Московскому Макарию // Вышенский Паломник. Рязань, 1996. Сентябрь — Ноябрь. С. 66; Он же. О службе Митрополиту Московскому Макарию // Гимнология. Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории) 3–8 сентября 1996. М., 2000. Кн. 1. С. 40-49.
[32] Среди предстоятелей отделившейся Киевской Митрополии к тому времени известен также святитель Макарий, убитый во время набега крымскими татарами в 1497 году (пам. 1 мая). В связи с его канонизацией Е.Е.Голубинский говорит, что празднование ему «было установлено когда-то до 1621–1622 годов». — Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 217.
[33] ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 334. Очень важным веком, когда трудились подвижники и иерархи, носившие данное имя, стал XIX век. В это время подвизались преподобный Макарий Оптинский (†1860; пам. 7 сент.), Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков; †1882), подвижник-миссионер преподобный Макарий (Глухарев; †1847; пам. 18 мая), митрополит Московский Макарий (Невский; †1926; пам. 16 февр.).
[34] Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 2. М., 1996. С. 175.
[35] Булгаков С., прот. Философия имени. СПб., 1999. С. 242.
[36] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929. С. 550; Архимандрит Макарий. Московские «гости» Дмитрий и Федор Сырковы и святитель Макарий // Богословский вестник. Сергиев Посад, 2004. № 4. С. 257.
[37] Архимандрит Макарий. Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, Митрополит Московский // Альфа и Омега. 1995. № 1(4). С. 144; Он же. Всероссийский Митрополит Макарий — почитатель святителя Николая Мирликийского // Макарьевские чтения. Почитание святых на Руси: Материалы IV Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 66.
[38] См.: Архимандрит Макарий. Новгородский складень ХVII века (вопросы агиологии) // Тысячелетие Крещения Руси. Русь в Европе. Материалы междисциплинарного и экуменического симпозиума в г. Галле в Саксонии. 13–16 апреля 1988 г. Leipzig, 1993. С. 107-146.
[39] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 545.
[40] В Государственном Русском музее хранится хоругвь из новгородского храма святого Никиты, а также фрагмент облачения. На них изображена София Премудрость Божия. Изготовление их датируется временем архиепископа Макария; см.: Лихачева Л.Д. О хоругви из Никитской церкви в Новгороде // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1978. М. 1979. С. 407-411.
[41] Востоков А. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 164.
[42] ОР ГБЛ (Отдел рукописей Государственной библиотекм им. Ленина). Ф. 256. Собр. Румянцева. № 93. Творения Дионисия Ареопагита ХV в. Л. 343-343об. Эта цитата взята из послания священномученика к Титу, перевод которого на русский язык см.: Христианское чтение. СПбДА, 1839. Ч. 1. С. 3-18.
[43] ОР ГБЛ. Ф. 256. № 93. Л. 189 об. 190; Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Октябрь, дни 1–3. СПб., 1870. С. 542. Таким образом, тексты творений Дионисия Ареопагита были включены Святителем в собранные им Минеи.
[44] Описание её см.: Протасьева Т.Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980. С. 187-188.
[45] Никольский А.И. София Премудрость Божия (Новгородская редакция иконы и службы Святой Софии) // Вестник археологии и истории. СПб, 1906. Вып. 17. С. 79-81.
[46] Государственный исторический музей. Чуд. Собр. № 320 (18). Григория Двоеслова творения и другие статьи. Первая половина ХV в., в 4-ку Л. 341.
[47] Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С. 58. Прим. 1. См. также: Брюсова В.Г. София Премудрость Божия в древнерусской литературе и искусстве. М., 2006. С. 98-99.
[48] Яковлева А.И. «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 388.
[49] Архимандрит Макарий. Митрополит Макарий и его святые современники // Альфа и Омега. 1996. № 4(11). С. 171.
[50] Корольков А. Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский Чудотворец, и его обитель — Воскресенский миссионерский монастырь. Изд. 4. СПб., 1901. С. 16.
[51] Булгаков С., прот. Философия имени. С. 242.
[52] Там же. С. 242-243.
[53] Можно сказать, что это именование в истории он стяжал просветительными трудами. «Минеи, справедливо названные Святителем во вкладной записи (а также в Синодике Успенского собора) «великими», получили это же название, вместе с именем их создателя, и при издании их Археографической комиссией — Великие Макарьевские Четьи-Минеи. Этот великий труд Всероссийского Митрополита — детище, которому было отдано много сил, — позволяет нам и их собирателя назвать Великим». — Игумен Макарий. Великие Макарьевские Четьи-Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси // Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 117.
[54] 3-й тропарь 1-й песни канона на утрени // Служба и акафист святителю Макарию Московскому и всея Руси Чудотворцу. М., 1995. С. 7.
Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников), Духовный образ святителя Макария Московского. «Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России», № 3(50), 2007. С.216-238. С небольшими видоизменениями статья опубликована в кн.: Архимандрит Макарий (Веретенников). Святитель Макарий, митрополит Московский, и архиереи его времени. М., Изд-во Сретенского монастыря; Изд-во Московской духовной академии, 2007. С.9-23.