О таинстве Брака (венчание)
В нашем храме таинство Венчания совершается по воскресеньям кроме особых дней с 13.00.
Запись производится не менее чем за неделю в церковной лавке храма.
Венчание не совершается:
- В течение всех четырех многодневных постов;
- Во время Сырной седмицы (Масленицы);
- На Светлой (Пасхальной) седмице;
- В период Святок: от Рождества Христова (7 января по н. ст.) до Крещения Господня (19 января по н. ст.);
- Накануне двунадесятых и великих праздников;
- Накануне постных дней — среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
- Накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н. ст.);
- Накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н. ст.);
- Накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить таинство.
Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств.
В Церкви значение брака ценится столь высоко, что он рассматривается как таинство. А любое таинство в Церкви — прямое действие Бога, Который по молитвам верующих подает им Свою благодатную помощь. В таинстве Брака молодожены получают от Бога особые дары, которых ранее они не имели. Но сами по себе эти дары не гарантируют счастливой семейной жизни. Христианский брак — это путь супругов к блаженной вечности со Христом. Он начинается здесь, на земле, и ведет их к небу. Это путь, но не дорожка эскалатора. Идти по нему тяжело, и человеческих сил порой не хватает. Дары благодати, полученные христианскими супругами в таинстве Брака, предназначены для восполнения человеческой немощи на этом пути.
В Евангелии Христос говорит о браке: ...Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк. 10, 7-8). Смысл брака в том, чтобы двое стали одним!
Прекрасными можно назвать слова митрополита Антония Сурожского, который говорит о браке: «Брак — чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак — место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством».
В христианском браке человек понимает, что красота души, достоинства и качества личности, которые так дороги ему в любимом, это не что иное, как отблеск красоты Божьего образа. Взгляд друг на друга, как на икону Создателя, связывает мужчину и женщину гораздо сильнее обычного естественного влечения.
Чтобы окончательно понять разницу между церковным браком и гражданским, следует посмотреть, каковы свойства любви, подаваемой Христом. Апостол Павел пишет: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7).
В христианском браке муж и жена верят, что физическая смерть не разрывает единства их любви и что, по слову святителя Иоанна Златоуста, «...в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг другом в великой радости».
Церковно-канонические препятствия к браку
Православной Церковью четко определены причины, по которым таинство Венчания совершаться не может. Они следующие.
Не допускается вступление в брак более трех раз (то есть венчание может совершаться только три раза).
Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
Церковный брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием.
Не венчают брак, если один из пары фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый брак.
Препятствием к совершению венчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка, и между крестными родителями и крестниками.
Не венчается брак, если хотя бы один из венчающихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм).
Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.
Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными условиями для вступления в брак.
Отсутствие родительского благословения на венчание (особенно когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать венчанию.
Для совершения венчания потребуется:
- Свидетельство о браке;
- Обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или в церковную лавку;
- Две иконы — с изображением Спасителя и Божьей Матери;
- Две венчальные свечи;
- Рушник (специально украшенное белое полотенце), если венчаются молодожены, впервые вступающие в брак (рушник является традицией, для совершения таинства его наличие не обязательно);
- 4 салфетки (они потребуются, когда венчающиеся будут держать в руках горящие свечи, а шаферы — венцы над головами венчающихся).
При необходимости в церковной лавке храма можно заранее приобрести иконы, свечи, рушник, салфетки и обручальные кольца.