Грамота митрополита Макария

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Грамота митрополита Макария

Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 дек.) — выдающийся Первосвятитель XVI века, с которым связана целая эпоха в Русской Церкви. Он созвал знаменитые Соборы, прославившие отечественных подвижников; позаботился об устранении недостатков, для чего в 1551 году был собран Стоглавый Собор. Он боролся с еретическими настроениями в Церкви. По его благословению духовные писатели писали Жития святых, службы, похвальные слова. Он известен как аскет-молитвенник, благочестивый подвижник и собеседник святых современников. Это выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени. С его именем связано начало новой страницы в истории русской книжности — начало церковного книгопечатания на Руси. В своей первосвятительской деятельности он посвящал иерархов на кафедры, совершал рукоположения клириков, заботился о монастырях, давал вклады, выдавал различные грамоты.

В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится грамота митрополита Макария, данная настоятелю Печерского Вознесенского монастыря архимандриту Тихону в 1550 году [1]. Грамота написана скорописью XVI века, в конце — подпись-автограф митрополита Макария. В описании грамоты отмечено, что на её обороте имеются «остатки нитяного шнура от утраченной вислой печати и наклейка с надписью XIX в.: «Жал. Митрополита Макария Печерскому м.» [2]. Если сравнить грамоту святителя Макария, данную им Печерской обители, с его грамотой строителю Успенской-Адриановой пустыни старцу Елеазару 1558 года [3], то митрополичья чёрновосковая печать была прикреплена к ней иначе: шнур виден и на лицевой стороне грамоты. Кроме того, в отличие от нижегородской грамоты, у неё нет подписи-автографа святителя Макария. Грамота 1550 года была реставрирована, подклеена на бумагу. Невзирая на некоторые утраты в начале текста и потемнелости в целом текст грамоты читается.

П.Строев датирует настоятельство архимандрита Тихона 1542 —1552 годами [4]. К Печерскому монастырю был приписан древний Кидекшанский монастырь, в котором были два храма: во имя Бориса и Глеба и архидиакона Стефана. Согласно грамоте Святителя, духовенство, которое служит в этих храмах Кидекшанской обители, освобождалось от «зборной» и «Петровской» (собираемой во время Петровского поста) даней, они не должны были платить подати вместе с «тяглым» духовенством. Их также не должны были судить местные десятильники и не взимать предназначенных для них пошлин. При возникновении разных вопросов всё должен решать Нижегородский архимандрит, кроме духовных проблем, которые разрешал сам митрополит Макарий. Подать кидекшанскому духовенству определялась в качестве оброка для уплаты в митрополичью казну: «зборная» по полтине с каждого храма за год. Таким образом, жалованная грамота святителя Макария определяла отношения приписного монастыря и его взаимодействие с главным монастырём. Позднее Печерский настоятель — архимандрит Варлаам (1674—1680) в челобитной Патриарху Иоакиму (1674—1690), обосновывая подчинённость Кидекшской обители Печерскому монастырю, ссылался на «блаженныя памяти преосвященнаго Макария митрополита Московского» [5], очевидно, подразумевая данную грамоту.

Наиболее известное издание монастырских актов Печерской обители охватывает более позднее время [6], либо известны ранние грамоты [7]. История монастыря в XVI веке малоизвестна [8], и поэтому грамота митрополита Макария, выданная в середине XVI века ее настоятелю, в некоторой степени восполняет данную лакуну. Текст грамоты ранее уже был нами опубликован [9]. Последующая публикация данной грамоты с воспроизведением оригинала пополняет число автографов святителя Макария [10].

Ниже прилагается текст митрополичьей грамоты 1550 года.

«Божиею милостию се яз пресвященный Макарей Митрополит вс[ея Руси] пожало[вал есми] Вознесенскаго своего Печерского манастыря архиманд[рита] Тихана, еже о Христе з братиею, или по нем иный архимандрит в том манастыре будет, что наша богомольа в Сужздальском уезде в Кидекше манастырь, а в ней церковь Бориса и Глеба, да другая теплая церковь святый Митрополиты всеа Руси к тому Печерскому манастырю в Нижнем Новгороде изстари первомученик Стефан, а придан тот манастырь преже бывшими государи великими князи и которо[й] игумены и попы и дьяконы имут у них в том манастыре у тех церквей пети, не надобе им мое зборное, ни Петровское, ни к старосте поповскому с тяглыми попы не тянут, а десятилницы мои же, ни городцкие их не судят и пошлин своих на них не емлют ни которых, ни всылают, ни вьезжают к ним ни по что. А заещики мои заезда своего не емлют, а ведает и судит в том манастыре игумена своего и священников и братию архимандрит сам, или кому прикажет опричь духовных дел. А в духовных делех всяких архимандриту и его игуменом и попом и старцем и причту церковному того Борисоглебского манастыря знати меня Макария Митрополита всеа Руси, а дают в мою казну оброком з году на год на збор по полтине с обеих церквей за все пошлины, а коли и дам свою грамоту десятилнику своему и на грамотчики, а на сю мою грамоту иные грамоты нет. А явит архимандрит з братиею сю мою грамоту десятиннику нижегородцкому и он с нее явки не дает.

А дана грамота на Москве лета 7050 девятаго сентября в 22 день.

*Смиренный Макарие, Божиею милостию Митрополитъ всея Руси*» [11].

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] РНБ. Ф. 532. Оп. № 135. Известна также поздняя копия этой грамоты (Антонов А.В., Маштафаров А.В. Вотчинные архивы нижегородских духовных корпораций конца XIV — начала XVII веков // Русский дипломатарий. М. 2001. №46. Вып. 7. С. 428.

[2] Каталог древнерусских грамот, хранящихся в отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Выпуск первый и второй: 1269—1612 гг. Изд. 2. СП6. 1992. № 146. С. 62.

[3] Макарий архимандрит. Автографы Всероссийского Митрополита Макария. Из Древлехранилища Центрального государственного архива древних актов // Богословские труды. М., 1992. Вып.32. С.273; Макарий архимандрит. Заметки о митрополите Макарии // Альфа и Омега. Ученые записки Общества

для распространения Священного Писания в России. М., 1999. №1(19). С. 194-195. Грамоты святителя Макария, относящиеся к его новгородскому периоду, скреплялись свинцовой печатью.

[4] Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 610. Об обители см.: Тихон архимандрит. Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь // ЖМП. 2007. N2 12. С. 46-69.

[5] Акты Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря с предисловием А.Титова. М., 1898. С. 361, 363. О некоторых причинах, которые побудили архимандрита Варлаама обратиться к Патриарху Иоакиму. Патриарх Никон, рожденный на земле Нижегородской. Нижний Новгород, 2007. С. 37.

[6] Акты Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря с предисловием А.Титова. М., 1898.

[7] Соколова Н.В. Древнейшие акты Нижегородского Печерского монастыря // Проблемы происхождения и бытования памятников древнерусской письменности и литературы: Сборник научных трудов. Нижний Новгород, 1995. С. 52-68.

[8] См., например: Лавров Д. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. СПб.,1892. С. 4-5.

[9] Макарий архимандрит. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С.52; Он же. Из истории русской иерархии XVI века. М., 2006. С. 103.

[10] Попов Н.П. Автографы Митрополита Макария, собирателя Великих Миней. СПб., 1913; Макарий архимандрит. Ав-ографы Всероссийского Митрополита Макария из Древлехранилища Центрального государственного архива древних актов // БТ. М., 1992. Сб. 31. С. 267-276.

[11] РНБ. Ф. 532. Оп. 1. № 135. * — * автограф Митрополита Макария.

Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников), Грамота митрополита Макария. Нижегородская старина. Краеведческо-историческое издание. Выпуск 17. Н.Новгород, 2008. С.39-41.