Главная \ О Храме \ О святителе Макарии \ Письменное наследие \ Грамота святителя Макария о соловецком игумене Филиппе

Грамота святителя Макария о соловецком игумене Филиппе

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Грамота святителя Макария о соловецком игумене Филиппе

Выдающимся Предстоятелем Русской Церкви середины XVI в. был митрополит Макарий, занимавший Московскую кафедру с 1542 г. до своей смерти в 1563 г. (пам. 30 декабря ст. ст.). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников, иконописец. В своей первосвятительской деятельности святитель Макарий проявлял постоянную заботу о монастырях. Сохранились некоторые материалы, показывающие его попечение о знаменитом Соловецком монастыре и, в частности, об игумене Филиппе (Колычеве) — будущем митрополите Московском, возглавлявшем обитель с середины 40-х гг. XVI в. по 1566 г. (†1569).

В 1527 г., на следующий год после своего прибытия в Великий Новгород в качестве Новгородского архиепископа, святитель Макарий дает грамоту соловецкому игумену Варлааму о невзимании пошлин с приписанного к монастырю Петропавловского храма в Вирме [1]. В 1538 г. Соловецкая обитель перенесла сильный пожар. В феврале следующего года на митрополичий престол был поставлен новый глава Русской Церкви — митрополит Иоасаф (1539 — 1542), интронизацию которого возглавил Новгородский архиепископ Макарий. В жалованной великокняжеской грамоте, данной Соловецкому монастырю в марте того же года, говорится, как о Соловках «поминал... богомолец... архиепископ Великого Новагорода и Пскова владыка Макарей, что у них по грехом манастырь згорел весь до основанья» [2]. Таким образом, находясь в Москве во время интронизации нового митрополита, Новгородский иерарх проявил заботу о нуждах пострадавшей Соловецкой обители. В результате, «по докладу о сем происшествии Макария архиепископа Новаграда и Пскова в вознаграждение убытков» от имени малолетнего великого князя Иоанна IV монастырю были пожалованы «кроме церковных вещей, поморские деревни» [3]. Вскоре после пожара для Соловецкого монастыря в Великом Новгороде были сделаны башенные часы, механизм которых хранится ныне в Музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. Надпись на большом колесе-шестерне в часах гласит: «В лета 7047-го (1539. — А.М.) благословение(м) и повеление(м) архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыке Макаръи и при игумени Алексии [Юреневе. — А.М.] зделаны бы(ша) сии часы на Словки, а делал архиепископлъ мастер Семен часовник». Эти часы названы в монастырской Вкладной книге: «Митрополит Макарей дал 50 рублей, да книгу Никон в пятнацать рублев, да зделал часы болшия» [4]. Имя Митрополита Макария было внесено в монастырский Синодик и упоминалось в последующее время в обители на заупокойных молитвах.

Зарождение личных отношений святителя Макария и соловецкого игумена Филиппа можно отнести к началу 1551 г. Тогда в Москве проходил знаменитый Стоглавый Собор, в работе которого участвовали они оба [5]. Впоследствии между митрополитом и игуменом имел место обмен посланиями.

В мае того же года, в Москве был принят Соборный приговор о земельных приобретениях Церкви: «...царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии приговорил с отцом своим с Макарьем с митрополитом всеа Русии, и с архиепискупы, и с епискупы, и со всем Собором, что вперед архиепискупом, и епискупом, и монастырем вотчин без царева и великого князя ведома и без докладу не покупати ни у кого; а князем, и детем боярским, и всяким [людем] вотчин без докладу им не продавати же; а хто купит или продаст вотчину без докладу, и у тех, хто купит, денги пропали, а у продавца вотчина взяти на государя царя и великого князя безденежно». Заканчивается Соборный приговор аналогичным предписанием и относительно вотчин, даваемых на молитвенную память «по душе» вкладчика [6]. В согласии с этим правилом вскоре было оформлено желание И.В.Полева передать по своей духовной грамоте Соловецкому монастырю село Пузырево. Сделано это было «по повеленью Макарья Митрополита всеа Русии» [7]. Данное первосвятительское «повеленье», очевидно, явилось результатом переписки игумена Филиппа с главой Церкви. В конце 1553 г., после осуждения в Москве рационалистической ереси М.Башкина, на Соловки был сослан бывший Троицкий игумен Артемий. В связи с этим игумену Филиппу 24 января 1554 г. от имени митрополита Макария и всего Собора, разбиравшего дело о ереси, была направлена грамота. В ней говорилось о заблуждениях осуждённых на Соборе, об их лжеучении, а также были даны предписания о содержании в монастыре старца Артемия [8].

Теперь стали известны новые данные об участии святителя Макария в судьбе Соловецкого игумена Филиппа. 7 августа 1555 г. первосвятитель направил грамоту Новгородскому архиепископу Пимену (1552–1578) о соборном расследовании «обыскного списка» соловецкого старца Зосимы на игумена Филиппа (текст грамоты приводится ниже). Из нее следует, что летом 1555 г. в Москве проходил Собор, заседания которого можно датировать концом июля — началом августа [9]. На нем был рассмотрен «обыскной список», присланный в Москву из Новгорода с соловецким старцем Зосимою. Содержание «обыскного списка», к сожалению, остаётся неизвестным. Церковный Собор во главе с митрополитом Макарием, рассмотрев данное дело, оправдал Соловецкого настоятеля, который, очевидно, в то время находился при дворе Новгородского владыки, ожидая разрешения своего вопроса. Согласно грамоте, архиепископу Пимену предписывалось отпустить Соловецкого настоятеля, разрешив ему «игуменить» по-прежнему. Инока же Зосиму было предписано направить в какой-либо монастырь «под начало». Таково содержание остававшейся ранее неизвестной грамоты. Описываемые в грамоте события пришлись на разгар строительства на Соловках Успенского храма с трапезой, начатого в 1552 г. На праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1557 г. игумен Филипп освятил его. Возможно, что соборное разбирательство в Москве, инициированное иноком Зосимой, было как-то связано со строительством этого храма.

Таким образом, внимание святителя Макария к Спасо-Преображенскому монастырю не иссякло и тогда, когда он покинул новгородскую кафедру и стал митрополитом. Митрополит Макарий являлся авторитетом для святителя Филиппа. Из «Жития» Филиппа мы узнаем, что, став во главе Русской Церкви, он усердно стремился «последовать честным стопам» митрополита Макария [10]. Найденная грамота, посланная Новгородскому архиепископу Пимену и сохранившаяся в оригинале, дополняет историю отношений двух московских святителей.

Грамота Макария, митрополита Московского и всея Руси, к Пимену, архиепископу Новгородскому и Псковскому, о «деле» соловецкого игумена Филиппа (Колычева). 7 августа 1555 года [11].

Благословение Пресвященнаго Макария митрополита всеа Русии о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Пимину архиепископу Великого Новаграда и Пскова.

Прислал еси к нам обыскной список Соловетцкого монастыря игумена Филиппа с старцом того же монастыря Изосимою. И мы того твоего обыскного списка с архиепископом и епископы, и с архимандриты, и игумены соборне слушали. И по тому обыскному списку игумен Филипп прав, а старец Зосима виноват. И ты б того игумена благословил и игуменити в Соловетцком монастыре велел по старине, и в монастырь его отпустил. А тому б еси старцу Зосиме и игумену Филиппу в своем съгрешении и за свою вину велел добити челом. А вперед бы еси в том Соловетцком монастыре тому старцу Зосиме жити не велел, а послал бы еси его в ыной в которой монастырь и велел его дати доброму старцу под начало. А тот обыскной список послали есьмы к тебе за своею печатью с тем же с твоим сыном боярским с Меншиком з Барниным.

А милость Божиа и Пречистые Богородицы и великих чюдотворцов молитва и благословение да и нашего смирения благословение да есть всегда с твоим святительством во веки аминь.

Писана на Москве лета 7060 третьаго августа в 7 день.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Акты социально-экономической истории севера России конца ХV–ХVI в.: Акты Соловецкого монастыря 1479 – 1571 гг. Л., 1988. С. 40. № 52; Макарий (Веретенников), архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 330.

[2] Акты Соловецкого монастыря 1479–1571 гг. С. 50. № 75.

[3] Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 69.

[4] ММК. Вкладная книга Соловецкого монастыря № 1238. Л. 59. Рисунок часов см.: Соловецкий монастырь. Из архива архитектора-реставратора П.Д.Барановского / Составители В.А.Буров, В.А.Черновол. М., 2000. Т.1. С. 70-71. Табл. 6. Ниже в книге неточно воспроизведен текст надписи на часах (Там же. С. 136).

[5] Ко времени пребывания в Москве можно отнести пожалования игумену Филиппу облачения и других льгот (Досифей (Немчинов), архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания монастыря. М., 1847. С. 25-26).

[6] Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. С. 31-33.

[7] Акты Соловецкого монастыря: 1479 — 1571 гг. С. 125. Cм. также:Антонов А.В. К родословию Полевых XVI века // Русский дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 171.

[8] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экпедициею Академии наук. СПб., 1836. Т.1. С. 249-255. № 239.

[9] Ранее этот Собор нами не был отмечен (См.: Макарий (Веретенников), архимандрит. Соборы Русской Церкви в период Первосвятительского служения Митрополита Макария // Макариевские чтения: Соборы Русской Церкви. Материалы IX Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2002. Вып. 9. С. 18).

[10] РГБ. Ф. 256. № 361. Сборник Житий конца XVI в. Л. 220. О Митрополита Филиппе как о продолжателе трудов святителя Макария см.: Макарий, архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария... С. 309-314.

[11] ММК. Д.684.

Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников), Грамота святителя Макария о соловецком игумене Филиппе. «Соловецкое море. Историко-литературный альманах». Выпуск 3. Архангельск-Москва, издание ТСМ, 2004. С.46-48.