Новый автограф святителя Макария
Архимандрит Макарий (Веретенников)
Новый автограф святителя Макария
Сведения о жизни святых подвижников, живших столетия назад, как правило, приходится собирать по крупицам. Многогранная деятельность Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.), канонизированного в 1988 году, можно сказать, представляет в этом отношении некоторое исключение и нашла отражение в различных источниках и в церковно-исторической литературе. И тем не менее всякая новая находка, связанная с ним, проливает новый свет на его жизненный путь и труды.
Одной из сторон изучения деятельности знаменитого иерарха являются его автографы. Хотя святитель Макарий написал немало грамот и посланий [1] , однако их автографов до нас не дошло, но известны его подписи на официальных государственных бумагах, либо автографы-записи вкладного характера в книгах. Небольшую работу по этой теме с приложением фотографий автографов Святителя еще до революции опубликовал Н.Попов [2]. Уже в наше время Б.Л.Фонкич опубликовал запись Митрополита Макария в греческой рукописи, привезенной ранее на Русь Митрополитом Фотием (1408–†1431) [3]. Затем были опубликованы автографы на государственных актах из Древлехранилища [4]. В обнаруженной недавно Софийской мартовской Четьи Минее были выявлены новые автографы Святителя, относящиеся к его новгородскому периоду. «Мартовский том <...> как и другие тома Софийских Миней, изобилуют автографами Митрополита Макария» [5].
Открытием является еще новый автограф святителя Макария, относящийся, как и Софийская Минея, к его новгородскому периоду. В рукописном отделе Уральского Государственного университета имеется апракосное Евангелие, написанное в 30-х годах XVI века на 161 листе. Запись на втором форзацном листе, состоящая из девяти строк, гласит: «В лето 7049-го (1540) месяца ноября 8 день на память Собора святого Архангела Михаила положил святое Евангелие преосвященный архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова владыка Макарий в дом Святому собору Архангелу Михаилу в Ерусалим святый на полатех при священниках Василий Ивани и Григорьи Псковитини» [6]. Храм Входа Господня, «да Михаил святый на полатех» находился «за Владычным двором на Буевищи» [7].
Известен вклад святителя Макария комплекта Четьих Миней в Софийский собор в 1541 году, а также книжные вклады того времени в Пафнутиево-Боровский и Соловецкий монастыри. Таким образом, Владыка давал вклады и в другие новгородские храмы. Есть некоторые сведения о почитании им преподобного Макария Египетского [8]. Данный вклад Евангелия-апракоса свидетельствует о почитании Святителем Архангела Михаила, имя которого ему было дано при святом Крещении.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: Архимандрит Макарий. Письменное наследие Всероссийского Митрополита Макария // Макариевские чтения: «Памятники древнерусской культуры». (Материалы II Российской научной конференции 8–10 июня 1994 года, посвященной памяти святителя Макария). Вып. 2. Ч. 1. Можайск, 1994. — С. 92-122; Он же. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария // Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Можайск, 1998. — С. 26-39.
[2] Попов Н. Автографы Митрополита Макария собирателя Великих Миней. СПб., 1913.
[3] Фонкич Б.Л. Греческая рукопись Митрополита Фотия // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. — С. 189-195.
[4] Архимандрит Макарий. Автографы Митрополита Макария. Из Древлехранилища Центрального государственного архива древних актов // Богословские труды. Сб. 31. М., 1992. — С. 267-276.
[5] Серебрякова Е.И. О кодиологических особенностях новонайденного мартовского тома Софийского комплекта Великих Миней-четьих // Русская книжность. Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. — С. 11. См. также: Серебрякова Е.И. О новонайденном мартовском томе Софийского комплекта Великих Миней Четьих Митрополита Макария (предварительные наблюдения) // Anzeiger fur slavische Philologie. Bd. 23. Graz, 1996. — С. 139. Рис. 23–26.
[6] Выражаю сердечную благодарность и признательность С.Л.Кравцу, сообщившему об автографе, и И.В.Починской, любезно его представившей.
[7] Янин В.Л. «Семисоборная роспись Новгорода» // Средневековая Русь. М., 1976. — С. 111.
[8] Архимандрит Макарий. О почитании на Руси преподобного Макария Великого, подвижника Египетского // Макариевские чтения: Апокалипсис в Русской культуре. Материалы III Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 3. Ч. 2. Можайск, 1995. — С. 22-23.
Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников), Новый автограф святителя Макария. «Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России», № 3(21) 1999. С.243-246.