Главная \ О Храме \ О святителе Макарии \ Письменное наследие \ Указная грамота новгородского архиепископа Макария, опубликованная митрополитом Евгением (Болховитиновым)

Указная грамота новгородского архиепископа Макария, опубликованная митрополитом Евгением (Болховитиновым)

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Указная грамота новгородского архиепископа Макария, опубликованная митрополитом Евгением (Болховитиновым)

По выражению Митрополита Московского и Коломенского Святителя Филарета, «примеры предков утверждают дух потомства». Одна из особенностей нашего времени — это возвращение ставших забытыми имен наших предшественников, неутомимо трудившихся на церковном, государственном и иных поприщах. И среди них — ученый иерарх Русской Церкви прошлого столетия — Митрополит Евгений, скончавшийся 155 лет назад на старейшей кафедре Русской Церкви — Киевской и Галицкой. Родился он 275 лет назад в Воронеже. Образование получал в Воронежской Духовной семинарии, затем в Московской Славяно-греко-латинской Академии, Позднее он преподавал в Воронежской семинарии и Петербургской Духовной Академии. Его архипастырское служение проходило в Новгороде, Вологде, Калуге, Пскове и, наконец, во граде Киеве, именуемом древней летописью «матерь градом Русским».

Совершая служение в различных местах, он вел повсюду неустанную и неутомимую работу по изучению исторических достопримечательностей данных мест, собирая письменные памятники и публикуя их. Плодом его ученых изысканий явилось множество книг и статей. Они были по достоинству оценены в ученом мире, и Митрополит Евгений был избран членом Академии наук различных университетов и ученых обществ. Он жил во времена, когда источниковедческая база была слабо разработана, не было описания рукописей, архивы были раздроблены. Но архивные материалы жили в той органичной среде, в которой они отлагались на протяжении веков. И потому говорить о недоступности нужных материалов, очевидно, не приходится. В отличие от этого современное состояние характеризуется искусственным укрупнением, сопровождаемое обязательными утратами, медленной обработкой и т. д.

Среди трудов Митрополита Евгения имеется ставшая ныне малодоступной четырехтомная «История княжества Псковского» (Киев, 1831), напечатанная в типографии Киево-Печерской лавры. В предисловии к своему труду Высокопреосвященный автор писал: «Есть ли сей труд мой принесетъ удовольствие соотчичамъ и особенно Псковичамъ, то я довольно буду награжден за оный». Во втором томе автором была опубликована грамота Новгородского архиепископа Макария во Псков, ставшего позднее главой Русской Церкви. Митрополит Евгений озаглавил ее при публикации так: «Список с жалованной архиепископской грамоты» [4. С. 77].

Имя Святителя Макария († 1563; пам. 30 дек.), Предстоятеля Русской Церкви XVI века, знаменует собой целую эпоху в ее истории. Это имя также возвращается к нам в наши дни. Он родился в Москве в 1482 г. и при крещении был назван Михаилом. В юном возрасте он приходит в Пафнутиев-Боровский монастырь, где был пострижен в монашество с именем преподобного Макария Египетского. В 1523 г. Всероссийский Митрополит Даниил возвел его в сан архимандрита можайского Лужецкого монастыря, а через три года была совершена хиротония Святителя Макария в архиепископы Великого Новгорода и Пскова. В 1542 г. он был возведен на Всероссийскую Митрополичью кафедру, На Соборе, созванном в 1988 г., в год празднования 1000-летия Крещения Руси, он был причислен к лику святых Русской Церкви.

Святитель Макарий прибыл в Великий Новгород летом 1526 г. До этого времени Новгородская кафедра вдовствовала почти 17 лет после сведения с престола архиепископа Серапиона в 1509 г. За это время произошло такое важное политическое событие, как присоединение Пскова к Москве в 1510 году. Деятельность Святителя Макария освещена в источниках, начиная с его новгородского периода. От этого времени сохранились различные его грамоты административного, обличительного, разъяснительного, назидательного содержания. Они рассылались в различные места по разным поводам. Нередко в них предписывалось переписывать их и рассылать повсюду; они читались с амвона, они взывали к сердцу русского верующего человека. И одним из ранних таких памятников является грамота, опубликованная Митрополитом Евгением. Ученый иерарх-исследователь, характеризуя письменное наследие Всероссийского Митрополита Макария, писал, что «много еще Граммат его и Окружных Посланий к Российским архиереям, к Духовенству и городам находится в числе рукописей Московской Патриаршей библиотеки. Все они писаны с отменным красноречием» [5. С. 18]. Однако труды Святителя Макария должным образом не изучены до сих пор.

Современники с похвалой говорят о его учительном даре, Когда Новгородский Владыка собрал настоятелей монастырей с целью введения в них общежительного устава, то «нача их учити, яко от Живоначальныя Троицы от вышняя Премудрости научением» [10. С. 544]. Более подробнее об этом сообщается в Псковской летописи. Когда новоприбывшего Святителя ввели в Софийский собор, он же «просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многами, и вси чюдещеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в Божественнем Писании просто всем разумети» [11. С. 104]. Прибыв в Великий Новгород, он, как это явствует из разбираемой грамоты, посылает в Псков Наказ, предписывая духовенству «поучать детей своих духовных» [4. С. 84]. Приходится сожалеть, что упомянутый Наказ не дошел до наших дней, разбираемая грамота Новгородского архиепископа Макария от 21 июля 1528 г. является его вторым документом, направленным в Псков.

Эта грамота не являлась до сих пор предметом специального изучения. Только изредка можно встретить ссылки на нее, например, у А.Никитского [8. С. 199-201. Прим. 3,2] или у Е.Е.Голубинского [2. С. 750. Прим. 3; 3. С. 52. Прим. 2; С. 56. Прим. 2]. Грамота была адресована псковскому владычнему наместнику и всему духовенству шести городских соборов, а также сельских храмов. Последний, шестой собор в Пскове был учрежден в 1471 г. при Митрополите Филиппе, о чем была дана им соответствующая грамота [12. Стб. 731-734]. Троицкий собор в Пскове был «Большой собор, а потом святыя Софеи вторый соборъ, а святого Николы чюдотворца третей соборъ, у великого Спаса у нихъ соборъ четвертый, а в Похвале Пречистыя Богородици пятой соборъ» [12. Стб. 732]. Шестой собор был учрежден в храме во имя Входа Господня в Иерусалим. Этот собор объединял «сто и два служителей церковныхъ». Поэтому условно можно говорить, что псковское духовенство насчитывало около 600 человек. Данные «соборы» в некоторой степени подобны нынешним благочиниям. Я.Н.Щапов, описавший деятельность таких соборов, пишет: «Значительный рост числа городских соборов в республиканских условиях Новгорода и Пскова относится... к XIV—XV вв.» [16. С. 131].

Во время вдовствования Новгородско-Псковской епархии посвящение духовенства мог совершать Тверской владыка, как это было уже в XV в. [2. С. 394; 12. Стб. 423]. Но прежде всего его выполнение осуществлялось, очевидно, за счет пришлых священников и диаконов «с Москвы и из-за Твери и из Новагорода и из Литвы» [4. С. 82]. Со всею очевидностью напрашивается вывод, что приходили во Псков из других мест не самые лучшие священнослужители. Причем иногда вновь пришедшие занимали места «подкупом», а «тутошнии жильцы волочатся без мест» [4. С. 83]. Поэтому Святитель предписывает своему наместнику «дозирать», есть ли у таких пришедших Ставленные грамоты об их рукоположении [см.: 12. Стб. 915-918] и отпускные [см.: 1. Стб. 641], что они не самовольно покинули место своего первого служения. Наместнику же предписывается выяснить, есть ли у пришедших супруги, в противном случае таких следует «давати на поруку» и указывать им срок явки в Новгород к архиепископу для судебного разбирательства [4. С. 83]. Переход духовенства в епархию должен, согласно грамоте, происходить только по святительскому благословению. Попутно, касаясь вопроса кандидатов в священники или диаконы, архиепископ Макарий указывает, чтобы таковые, направляясь в Новгород для рукоположения, имели обязательно грамоту владычнего наместника и старост шести соборов, а также предписывается, чтобы «ставленник бы был грамоте горазд» [4. С. 84]. Наконец, владычнему наместнику новый новгородский Владыка предписал привести в соответствие с прежним положением раздутые штаты духовенства, «чтоб по старине было» [4. С. 84].

Но начинается владычная грамота с разрешения судебных вопросов, что свидетельствует о нарушении законности в ведении судопроизводства, Духовенство жаловалось, «что де и на них происходят поклепы многие» [4. С. 78], т. е. на них возводят клевету «ябедники» в вопросе «поклажей» [4. С. 78], т. е. того, что кладется на хранение [14. С. 156]. В Древней Руси подклеты каменных храмов использовались для хозяйственных нужд. Но бывали случаи, когда «ябедники», т. е. клеветники, не сдав ничего на хранение, говорили, однако, духовенству: «бой и грабежи напрасно» [4. С. 78]. В те времена спорные судебные вопросы могли решаться поединком на поле или клятвой с целованием святого креста. Но владычный наместник, жалуется духовенство, «поля и целования» им не присуждает или «в том убытка и волокиты чинитца много» [4. С. 78]. На это владыка предписывает своему наместнику принимать прежде всего во внимание «запись», или «кабалу», т. е. письменный документ о поклажах. А тем, у кого кроме «поля» и «целования» нет другого «довода», т. е. доказательства [14. С. 276], то их претензии наместник не должен разбирать.

Если же кто из духовенства будет обвинен в «бою и грабежу» и начнут на него «просити поля и целования без довода», т. е. без доказательств, то наместнику предписывается направлять того на владычный суд в Великий Новгород, прислав список своего судебного разбирательства [4. С. 79].

Следующий вопрос в грамоте касается распределения судебных пошлин при смешанном суде, который вершит наместник великого князя и наместник Новгородского владыки. Такой состав суда предусматривает Псковская судная грамота, если вопрос касается одновременно светских и духовных лиц [7. С. 117, 190, 191]. В таком случае пошлина берется одна «по государеву великаго князя Указу», а не две, и затем она делится «по половинам», т. е. поровну между наместниками [4. С. 79]. Называемый в грамоте Указ, очевидно, принадлежал Василию III (1505—1533), и приходится сожалеть, что он не дошел до нас.

В подчинении владычнего наместника в Пскове были «ходцы», которые осуществляли сбор дани. При этом они взимали «непомерно», давая на поруки игуменов, священников, диаконов [4. С. 79-80]. Святитель Макарий повелел своему наместнику строго следить за этим, процитировав почти дословно 29 главу Судебника 1497 г., что «от поруки поминков не имати» [15. С. 22]. А ниже, уже сославшись непосредственно на Судебник, он говорит о взимании пошлин только «за пересуды и хоженье» [17. С. 22, 28]. 29-я глава Судебника Иоанна III определяет размер пошлины, взимаемой «ходцом» в Москве за исполнение поручения, но в Москве эта сумма могла быть другой, чем в Пскове. 64-я же глава Судебника говорит о вознаграждении за пересмотр судебного решения. Данные предписания Владыки действительны были в пределах Пскова.

Далее грамота рассматривает некоторые случаи вне псковских пределов и касается «пригородного» и сельского духовенства. «Ходцы» ездят с «приставными» грамотами и взимают также различные пени. В ответ на это Святитель пожаловал духовенство, запретив платить истцам за печать и написание документов «ходцом». При этом указывается: за пройденное расстояние с версту платить московскую деньгу. «А за правду вдвое» платить больше [4. С. 80], т. е. если при этом велось еще и разбирательство, то плата удваивалась. Исполнение поручения в самом городе предполагает оплату — одна новгородская деньга. Данные указания являются своего рода толкованием 28 и 29-й статей Судебника 1497 г. в применении к псковским условиям.

Далее вопрос касается сельского духовенства, которое «ходцы» дают на поруки и согласно «срочных грамот» «наметывают», т.е. указывают им сроки явки для судебного разбирательства. При этом ябедников «к сроку не ставят, а дают «правые грамоты», т.е. постановления суда. Опять Владыка предписывает своему наместнику это «беречь накрепко», а чтобы истцы своевременно были «к иску» [4. С. 81]. Предписывает Владыка своему наместнику «не чинить силы», когда приходит к нему духовенство «на доклад о каковем деле без пристава», и наместник придает всему судебный характер и взимает при этом пошлины. Святитель отменил такую порочную практику злоупотребления наместником своим положением.

В конце текста дано название данного документа — «Указная грамота». Указаны также место и ее дата — Великий Новгород, 21 июля 1528 г. После своего прибытия на кафедру в Великий Новгород 29 июля 1526 г. Святитель Макарий совершил в 1528 г. в январе свою первую поездку в Псков. Возможно, вопросы, нашедшие разрешение в грамоте Святителя, были поставлены псковским духовенством во время пребывания у них Новгородского владыки, но должный ответ был дан позднее в названном официальном документе. Владычный наместник — важное лицо церковной администрации [9. С. 114-115]. От него много зависело в церковной жизни. В конце XV в. архиерейский наместник в Пскове был лицом духовным [6. С. 109-110]. Архиерейские предписания в грамоте упорядочивают его судебную деятельность и пресекают злоупотребления. В некоторых оговоренных случаях власть наместника была ограничена и судебные дела должны были решаться в Новгороде на суде архиепископа.

Грамота была позднее подтверждена преемником Святителя Макария по Новгородской кафедре — архиепископом Феодосием. Таким образом, данная «Указная грамота» более двух десятилетий являлась определяющим правовым документом для псковского духовенства. Затем в 1550 г. был принят новый Судебник, а год спустя Стоглавый Собор вынес решения по различным вопросам церковной жизни.

В конце «Указной грамоты» имеется приписка о том, что она хранится «в соборной поповской избе в ящике с иными грамотами вместе». Эта грамота имела местное значение и не вошла в состав рукописных сборников и древнерусской книжности. Ее оригинал также до нас не дошел. Поэтому ее публикация, осуществленная Митрополитом Евгением (Болховитиновым), имеет важное значение. Он внес, таким образом, вклад в сохранение письменного наследия Митрополита Макария. Изданная «Указная грамота» характеризует архипастырские труды Святителя Макария. Публикация Митрополита Евгения ныне играет роль источника, подобно изданию «Слова о полку Игореве», сделанному несколько ранее. Ниже мы предлагаем текст грамоты по изданию Митрополита Евгения. При ее подготовке к печати было изменено заглавие, убран ъ в конце слов, сделана рубрикация текста, несколько упрощена пунктуация, изменено написание заглавных букв. Отсутствующее, очевидно, из-за опечатки слово вставлено в скобках нами по смыслу. 

Указная грамота Новгородского архиепископа Макария поповскому владычнему наместнику и духовенству 

Се аз, архиепископ Богоспасаемых градов Великаго Новагорода и Пскова, Владыка Макарей, пожаловал есми во государеве отчине, а в своей Архиепископьи во Пскове Троицких священников и всех старост шти соборских и игуменов и священноиноков и священников и диаконов и селских священноиноков и священников и диаконов, что мне били челом.

А сказывают, что де и на них приходят поклепы многие от ябедников в поклажей и не положив чего, сказывают положили, да клеплют деи их, бой и грабежи напрасно, и в том деи игуменом и священником и священноиноком и диаконом не присужает наш наместник поля и целованья и им деи в том убытка и волокиты чинитца много. И кто у нашего наместника просит на них пристава в поклажей и в бою и в грабежю, и наш наместник Псковской того обыскивает, будет у котораго человека на котораго игумена и на попа и на диакона в поклажях и в займех записи или кабалы, наш наместник по тем кабалам и по записем управу чинит. И у которых не будет записей и кабал, а учнут в тех займах и в поклажаях просити поля и целования, и опрочь поля и целования у них доводу не будет никакова, и наш наместннк в том поля и целования не присужает. А кто на котором игумене и на попе и на диаконе взыщет бою и грабежу и учнут в том просити поля и целования без довода, и наш наместник тем игуменом и попом и диаконом у поля и у целования ставитися не велит, а велит обоих исцов давати на поруку, да срок чинити перед меня архиепископа в Великий Новъгород, да и суда своего список тех обоих исцов присылает ко мне к Архиепископу к докладу, а поля и целования до моего докладу игуменом и попом и диаконом не присужает.

Также есми пожаловал старост шти соборских и игуменов и священноиноков и священников и диаконов, случится которому суд смесной с черными людми перед великаго князя наместники, и перед нашим наместником, и наместники великаго князя и наш наместник емлют с них пошлины одни по государеву великаго князя указу, да теми пошлинами великаго князя наместники псковские с нашим наместником делятца по половинам по государеву великаго князя жалованной грамоте, а в двое на них с общаго суда пошлин не емлют.

Да наши деи ходцы, которые нашему наместнику дани (емлют), дают игуменов и священников и диаконов на поруки, да емлют у них от поруки не померно, и наш наместник того бережет накрепко, чтоб от поруки не имали ничего у них. А пошлину нашу емлют с них пересуды и хожение по Судебнику и от писма по старине, как прежде сего было.

Да били мне челом игумены и священноиноки и священники и диаконы пригородские и сельские, а сказывают что по них ездят наши ходцы с приставными, а в приставной выти две или три, да едут и от поруки емлют денги многие, да и от печати емлют на исцех по десяти денег по Ноугородскую и от письма емлют много. И я же пожаловал пригородских и сельских игуменов и священноиноков и свяшенников и диаконов: от печати и от писма исцом не давати, а давати от печати и от писма ходцом свои денги, а писати в приставную вытей двадцать или полтретьятцать, а от поруки им не имати ничего. А езду имати нашим ходцом, как мои недельщики емлют Новгородские повытно, сколько в которой в приставной будет вытей на версту по денги по Московской, а на правду в двое. А в городе хоженого имати нашим ходцом по денги по новгородской, а от поруки не емлют ничего. Да тех же деи игуменов и священноиноков и священников и диаконов пригородских и селских дают наши ходцы на поруки от ябедников и срочные на них наметывают, да тех ябедников к сроку не ставят, а велят на них правыя грамоты и безсудныя имати, а они их отнюд не знают. И аз того приказал наместнику своему беречь накрепко, кто память учнет давать на пригородских и на сельских игуменов и на священноиноков и на священников и диаконов, и аз велел тех памятей досматривать своему Наместнику, да тех исцов велел на поруку давать, чтоб те исцы к сроком ставилися к иску за срочными.

Да били челом те де игумены и священноиноки и священники и диаконы, что приходят к нашему наместнику на доклад о какове деле без пристава, и наш деи наместник те доклады их ставит в суд и приставом велит приступитися и пошлины с них емлет. И аз впред наместнику своему тое силы чннить не велел, кто с которым о какове деле придет перед нашего наместника о докладе, и наместник наш по их докладу и по делу укажет, а пошлин не емлет никаких и приставов не дает.

Да били мне челом шти соборские старосты и игумены и священники и диаконы, что живут за ними крестьяне по деревням, да вышедши деи те крестьяне из-за них, да на них ищут боев и грабежов и поклажов. И аз их пожаловал, который крестьянин похочет из-за них вытти вон, и они ставят их перед нашим наместником, и наш наместник их опытает тех крестьян, есть ли им до своих государей каково дело, или нет. И будет которому крестьянину дело, и наш наместник их судит н управу имчинит, доколе из-за них не выдет. А которой крестьянин не скажет дела, и наш наместник то запишет. Да вышедши которой крестьянин не сказав дотоле дела, да учнет искати на них какова дела поклепом, и наш наместник тем крестьяном на них суда не дает.

А которой крестьянин из-за котораго игумена, или зъза попа или зъза диакона выдет вон, а тот игумен, или поп, или диакон нашему наместнику не возвестит, и нашему наместнику не скажет, есть ли которому крестьянину да них какова дела, или нет, и как те крестьяне вышедши вон, да на них станут искати, и наш наместник даст им суд земской по обычаю. 

Да что во Пскове черные попы и белые и диаконы с Москвы и из-за Твери и из Новагорода и из Литвы, да у церквей служат, а старостами шти соборским то неведомо, есть ли у них ставленыя грамоты и отпускныя, или нет, и свершены ли в попы, или не свершены, и есть ли у них жены, или нет, да под местных игуменов и священноиноков и священников и диаконов подкупаются, а старые игумены и священноиноки и священники и диаконы тутошнии жильцы волочатся без мест, и наш наместник тех черных попов и белых и диаконов пришлых обыскивает накрепко, и ставленных у них грамот и отпускных дозирает, есть ли у них ставленыя и отпускныя, и есть ли у белых попов и у диаконов жены, или кто какой человек. Да у котораго попа, или у диакона ставленныя и Отпускныя не будет, или обыщет у котораго жены нет, и наш наместник велит тех давати на поруку, да срок чинити перед меня архиепископа в Великий Новгород; а без нашего ведома к церкви их не посылает. А хотя у котораго попа, или у диакона у приежжих и ставленыя грамоты будут и отпускныя, и он им беэ моего ведома пети не велит. Да приежжают и из иных мест дьяки, да ставятся в попы и в диаконы, а грамоты вылыгают под местных попов и под диаконов; а старосты шти соборские не ведают. И наш наместник, котораго ставленника ко мне пришлет, ино б у того ставленика была ко мне грамота нашего наместника, а другая шти соборских старост за их печатью, о его прохожестве и о летех и которой церкви известно: а ставленик бы был грамоте горазд.

Да у которой церкви изстари был один поп, а нынеча тут два попа, а где было два, а нынеча деи тут три попа, а где диакона не было, а нынеча деи тут диакон, а все деи к одной руги к старой припущены. А наш наместник того обыскивает накрепко тамошними священники » людьми добрыми; да у которой церкви изстари был один поп, наш наместник туто одному же и велит быти, а другому не быти; а где было два попа, и туто велит двема же быти, а третьему попу не быти; а где диакона не было, туто б и ныне диакона не было. Да обыскивает наш наместник того накрепко, да тех попов и диаконов от тех церквей отсылает, чтоб по старине было.

Да били мне челом старосты шти соборские, игумены и священноиноки и священники, что деи они по моему наказу поучают детеи своих духовных, а они деи их не слушают, да с мирскими людьми и игуменов и священноиноков и священников от церквей без моего ведома отсылают; и аз приказал наместнику своему того беречь накрепко, чтоб без моего ведома от церквей игуменов и священноиноков и диаконов не отсылали, а иных не поряживали.

А в которой церкви в городе и пригороде, или в селех что обветчает на Престоле сорочка и сударь и священники тех церквей подсвящивают сами по Правилом Святых Апостол и Святых Отец, а новыя церкви свящати священником Троицкаго Собора. А нечто грехом вскочит в церковь, пес, или свиния, им в той церкви помост водою измыти тогоже дни, да опосле того кропити святою водою, а не служити в той Церкви неделю. А прочее Правило правити по обычаю, и как минет неделя, ино в той Церкви и обедня служити; а в которой церкви какова скверность учинится, младенец в церкви помочится, или кто кровию плюнет, или у кого из носа кровь пойдет, или кто побьется в церкви, да кровь же пойдет, и будет где каменная церковь, ино то скверное место водою измыти, да водою святою кропити и молитвы говорити; а где церковь будет деревянная, ино то сварное место вытесати, да водою ж измыти, да кропити Святою водою и молитвы говорити.

Да били мне челом старосты шти соборские и игумены и священноиноки и священники и диакони, что наш наместник емлет на них за Великоденное яицо по гривне по новгородской за приставом; и аз пожаловал, кто что принесет нашему наместнику за яйцо по своей силе, то ему и взяти: а которому молодому человеку принести нечего, и аз на том наместнику своему правити не велел ничего.

Также есмы пожаловал старост шти соборских и игуменов и священноиноков и священников и диаконов пригородских и селских, как наши гонцы пригонят о какове будет государеве деле, или о богомоли, или о наших делех духовных, и наши гонцы приехав во Псков, да отдадут на соборе грамоты старостам шти соборским, и старосты те грамоты посылают по пригородом и по селом сами промежи себя.

Сия им Указаная Грамота дана в Великом Новгороде лета 7036 (1528) июля в 21 день.

А на подлинной Грамоте пишет: А по господинову слову Преосвященнаго архиепископа Великаго Новаграда и Пскова Владыки Макария подписал дьяк Ординец Петров, и святительская красная печать приложена с благословящею рукою.

Да на той же Грамоте назаде пишет господин Преосвященный Феодосий, архиепископ Богоспасаемых градов Великаго Новаграда и Пскова: По сей Жалованной грамоте пожаловал в государеве отчине а в своей архиепископьи во Пскове Троицких священников и всех старост шти соборских и игуменов и священноиноков и священников и диаконов, и пригородских и сельских священноиноков и священников и диаконов сии грамоты рушати у них не велел никому ничем, и велел им ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано.

А подписана Грамота в Великом Новегороде лета 7050 (1542) году месяца августа в 16 день, а подписал архиепископий дьяк Трепелк Феодоров.

А подписанная Грамота положена во Пскове в соборной поповской избе в ящике с иными грамотами вместе [2. С. 77-87]

Библиография

[1] Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. Изд. Археогр. Комиссией под ред. Н. Калачова. СПб., 1864. Т. 2.

[2] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. 4.1.

[3] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М,, 1911. Т. 2. 4.2.

[4] Евгений, митр. (Болховитинов). История княжества Псковского. Киев, 1831. Ч. 2.

[5] Евгений, митр. (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. 2-е изд. СПб., 1827. Т. 2.

[6] Каптерев Н.Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874.

[7] Мартысевич И. Д. Псковская судная грамота. М., 1951.

[8] Никитский А. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873.

[9] Перов И. Епархиальные учреждения в Русской Церкви в XVI и XVII веках (Историко-канонический очерк). Рязань, 1882.

[10] ПСРЛ. Л., 1929. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3.

[11] Псковские летописи. Подгот. к печати А. Насонов. М.;  Л., 1951.

[12] Памятники древнерусского канонического права. 4.1: Памятники ХI-ХV вв. // РИБ. СПб., 1908. 2-е изд., Т. 6.

[13] Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1977. Вып. 4.

[14] Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1989. Вып. 16.

[15] Судебники XV—XVI вв. Подгот. текстов Р.Б. Мюллер и Л.В.Черепнина. М.; Л., 1952.

[16] Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси Х—ХIII вв. М., 1989.

Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников). Указная грамота новгородского архиепископа Макария, опубликованная митрополитом Евгением (Болховитиновым). В сб.: Московский митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., Изд-во Спасо-Преображенского валаамского монастыря; 1996. С.39-52.