Указная грамота новгородского архиепископа Макария, опубликованная митрополитом Евгением (Болховитиновым)
Архимандрит Макарий (Веретенников)
Указная грамота новгородского архиепископа Макария, опубликованная митрополитом Евгением (Болховитиновым)
По выражению Митрополита Московского и Коломенского Святителя Филарета, «примеры предков утверждают дух потомства». Одна из особенностей нашего времени — это возвращение ставших забытыми имен наших предшественников, неутомимо трудившихся на церковном, государственном и иных поприщах. И среди них — ученый иерарх Русской Церкви прошлого столетия — Митрополит Евгений, скончавшийся 155 лет назад на старейшей кафедре Русской Церкви — Киевской и Галицкой. Родился он 275 лет назад в Воронеже. Образование получал в Воронежской Духовной семинарии, затем в Московской Славяно-греко-латинской Академии, Позднее он преподавал в Воронежской семинарии и Петербургской Духовной Академии. Его архипастырское служение проходило в Новгороде, Вологде, Калуге, Пскове и, наконец, во граде Киеве, именуемом древней летописью «матерь градом Русским».
Совершая служение в различных местах, он вел повсюду неустанную и неутомимую работу по изучению исторических достопримечательностей данных мест, собирая письменные памятники и публикуя их. Плодом его ученых изысканий явилось множество книг и статей. Они были по достоинству оценены в ученом мире, и Митрополит Евгений был избран членом Академии наук различных университетов и ученых обществ. Он жил во времена, когда источниковедческая база была слабо разработана, не было описания рукописей, архивы были раздроблены. Но архивные материалы жили в той органичной среде, в которой они отлагались на протяжении веков. И потому говорить о недоступности нужных материалов, очевидно, не приходится. В отличие от этого современное состояние характеризуется искусственным укрупнением, сопровождаемое обязательными утратами, медленной обработкой и т. д.
Среди трудов Митрополита Евгения имеется ставшая ныне малодоступной четырехтомная «История княжества Псковского» (Киев, 1831), напечатанная в типографии Киево-Печерской лавры. В предисловии к своему труду Высокопреосвященный автор писал: «Есть ли сей труд мой принесетъ удовольствие соотчичамъ и особенно Псковичамъ, то я довольно буду награжден за оный». Во втором томе автором была опубликована грамота Новгородского архиепископа Макария во Псков, ставшего позднее главой Русской Церкви. Митрополит Евгений озаглавил ее при публикации так: «Список с жалованной архиепископской грамоты» [4. С. 77].
Имя Святителя Макария († 1563; пам. 30 дек.), Предстоятеля Русской Церкви XVI века, знаменует собой целую эпоху в ее истории. Это имя также возвращается к нам в наши дни. Он родился в Москве в 1482 г. и при крещении был назван Михаилом. В юном возрасте он приходит в Пафнутиев-Боровский монастырь, где был пострижен в монашество с именем преподобного Макария Египетского. В 1523 г. Всероссийский Митрополит Даниил возвел его в сан архимандрита можайского Лужецкого монастыря, а через три года была совершена хиротония Святителя Макария в архиепископы Великого Новгорода и Пскова. В 1542 г. он был возведен на Всероссийскую Митрополичью кафедру, На Соборе, созванном в 1988 г., в год празднования 1000-летия Крещения Руси, он был причислен к лику святых Русской Церкви.
Святитель Макарий прибыл в Великий Новгород летом 1526 г. До этого времени Новгородская кафедра вдовствовала почти 17 лет после сведения с престола архиепископа Серапиона в 1509 г. За это время произошло такое важное политическое событие, как присоединение Пскова к Москве в 1510 году. Деятельность Святителя Макария освещена в источниках, начиная с его новгородского периода. От этого времени сохранились различные его грамоты административного, обличительного, разъяснительного, назидательного содержания. Они рассылались в различные места по разным поводам. Нередко в них предписывалось переписывать их и рассылать повсюду; они читались с амвона, они взывали к сердцу русского верующего человека. И одним из ранних таких памятников является грамота, опубликованная Митрополитом Евгением. Ученый иерарх-исследователь, характеризуя письменное наследие Всероссийского Митрополита Макария, писал, что «много еще Граммат его и Окружных Посланий к Российским архиереям, к Духовенству и городам находится в числе рукописей Московской Патриаршей библиотеки. Все они писаны с отменным красноречием» [5. С. 18]. Однако труды Святителя Макария должным образом не изучены до сих пор.
Современники с похвалой говорят о его учительном даре, Когда Новгородский Владыка собрал настоятелей монастырей с целью введения в них общежительного устава, то «нача их учити, яко от Живоначальныя Троицы от вышняя Премудрости научением» [10. С. 544]. Более подробнее об этом сообщается в Псковской летописи. Когда новоприбывшего Святителя ввели в Софийский собор, он же «просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многами, и вси чюдещеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в Божественнем Писании просто всем разумети» [11. С. 104]. Прибыв в Великий Новгород, он, как это явствует из разбираемой грамоты, посылает в Псков Наказ, предписывая духовенству «поучать детей своих духовных» [4. С. 84]. Приходится сожалеть, что упомянутый Наказ не дошел до наших дней, разбираемая грамота Новгородского архиепископа Макария от 21 июля 1528 г. является его вторым документом, направленным в Псков.
Эта грамота не являлась до сих пор предметом специального изучения. Только изредка можно встретить ссылки на нее, например, у А.Никитского [8. С. 199-201. Прим. 3,2] или у Е.Е.Голубинского [2. С. 750. Прим. 3; 3. С. 52. Прим. 2; С. 56. Прим. 2]. Грамота была адресована псковскому владычнему наместнику и всему духовенству шести городских соборов, а также сельских храмов. Последний, шестой собор в Пскове был учрежден в 1471 г. при Митрополите Филиппе, о чем была дана им соответствующая грамота [12. Стб. 731-734]. Троицкий собор в Пскове был «Большой собор, а потом святыя Софеи вторый соборъ, а святого Николы чюдотворца третей соборъ, у великого Спаса у нихъ соборъ четвертый, а в Похвале Пречистыя Богородици пятой соборъ» [12. Стб. 732]. Шестой собор был учрежден в храме во имя Входа Господня в Иерусалим. Этот собор объединял «сто и два служителей церковныхъ». Поэтому условно можно говорить, что псковское духовенство насчитывало около 600 человек. Данные «соборы» в некоторой степени подобны нынешним благочиниям. Я.Н.Щапов, описавший деятельность таких соборов, пишет: «Значительный рост числа городских соборов в республиканских условиях Новгорода и Пскова относится... к XIV—XV вв.» [16. С. 131].
Во время вдовствования Новгородско-Псковской епархии посвящение духовенства мог совершать Тверской владыка, как это было уже в XV в. [2. С. 394; 12. Стб. 423]. Но прежде всего его выполнение осуществлялось, очевидно, за счет пришлых священников и диаконов «с Москвы и из-за Твери и из Новагорода и из Литвы» [4. С. 82]. Со всею очевидностью напрашивается вывод, что приходили во Псков из других мест не самые лучшие священнослужители. Причем иногда вновь пришедшие занимали места «подкупом», а «тутошнии жильцы волочатся без мест» [4. С. 83]. Поэтому Святитель предписывает своему наместнику «дозирать», есть ли у таких пришедших Ставленные грамоты об их рукоположении [см.: 12. Стб. 915-918] и отпускные [см.: 1. Стб. 641], что они не самовольно покинули место своего первого служения. Наместнику же предписывается выяснить, есть ли у пришедших супруги, в противном случае таких следует «давати на поруку» и указывать им срок явки в Новгород к архиепископу для судебного разбирательства [4. С. 83]. Переход духовенства в епархию должен, согласно грамоте, происходить только по святительскому благословению. Попутно, касаясь вопроса кандидатов в священники или диаконы, архиепископ Макарий указывает, чтобы таковые, направляясь в Новгород для рукоположения, имели обязательно грамоту владычнего наместника и старост шести соборов, а также предписывается, чтобы «ставленник бы был грамоте горазд» [4. С. 84]. Наконец, владычнему наместнику новый новгородский Владыка предписал привести в соответствие с прежним положением раздутые штаты духовенства, «чтоб по старине было» [4. С. 84].
Но начинается владычная грамота с разрешения судебных вопросов, что свидетельствует о нарушении законности в ведении судопроизводства, Духовенство жаловалось, «что де и на них происходят поклепы многие» [4. С. 78], т. е. на них возводят клевету «ябедники» в вопросе «поклажей» [4. С. 78], т. е. того, что кладется на хранение [14. С. 156]. В Древней Руси подклеты каменных храмов использовались для хозяйственных нужд. Но бывали случаи, когда «ябедники», т. е. клеветники, не сдав ничего на хранение, говорили, однако, духовенству: «бой и грабежи напрасно» [4. С. 78]. В те времена спорные судебные вопросы могли решаться поединком на поле или клятвой с целованием святого креста. Но владычный наместник, жалуется духовенство, «поля и целования» им не присуждает или «в том убытка и волокиты чинитца много» [4. С. 78]. На это владыка предписывает своему наместнику принимать прежде всего во внимание «запись», или «кабалу», т. е. письменный документ о поклажах. А тем, у кого кроме «поля» и «целования» нет другого «довода», т. е. доказательства [14. С. 276], то их претензии наместник не должен разбирать.
Если же кто из духовенства будет обвинен в «бою и грабежу» и начнут на него «просити поля и целования без довода», т. е. без доказательств, то наместнику предписывается направлять того на владычный суд в Великий Новгород, прислав список своего судебного разбирательства [4. С. 79].
Следующий вопрос в грамоте касается распределения судебных пошлин при смешанном суде, который вершит наместник великого князя и наместник Новгородского владыки. Такой состав суда предусматривает Псковская судная грамота, если вопрос касается одновременно светских и духовных лиц [7. С. 117, 190, 191]. В таком случае пошлина берется одна «по государеву великаго князя Указу», а не две, и затем она делится «по половинам», т. е. поровну между наместниками [4. С. 79]. Называемый в грамоте Указ, очевидно, принадлежал Василию III (1505—1533), и приходится сожалеть, что он не дошел до нас.
В подчинении владычнего наместника в Пскове были «ходцы», которые осуществляли сбор дани. При этом они взимали «непомерно», давая на поруки игуменов, священников, диаконов [4. С. 79-80]. Святитель Макарий повелел своему наместнику строго следить за этим, процитировав почти дословно 29 главу Судебника 1497 г., что «от поруки поминков не имати» [15. С. 22]. А ниже, уже сославшись непосредственно на Судебник, он говорит о взимании пошлин только «за пересуды и хоженье» [17. С. 22, 28]. 29-я глава Судебника Иоанна III определяет размер пошлины, взимаемой «ходцом» в Москве за исполнение поручения, но в Москве эта сумма могла быть другой, чем в Пскове. 64-я же глава Судебника говорит о вознаграждении за пересмотр судебного решения. Данные предписания Владыки действительны были в пределах Пскова.
Далее грамота рассматривает некоторые случаи вне псковских пределов и касается «пригородного» и сельского духовенства. «Ходцы» ездят с «приставными» грамотами и взимают также различные пени. В ответ на это Святитель пожаловал духовенство, запретив платить истцам за печать и написание документов «ходцом». При этом указывается: за пройденное расстояние с версту платить московскую деньгу. «А за правду вдвое» платить больше [4. С. 80], т. е. если при этом велось еще и разбирательство, то плата удваивалась. Исполнение поручения в самом городе предполагает оплату — одна новгородская деньга. Данные указания являются своего рода толкованием 28 и 29-й статей Судебника 1497 г. в применении к псковским условиям.
Далее вопрос касается сельского духовенства, которое «ходцы» дают на поруки и согласно «срочных грамот» «наметывают», т.е. указывают им сроки явки для судебного разбирательства. При этом ябедников «к сроку не ставят, а дают «правые грамоты», т.е. постановления суда. Опять Владыка предписывает своему наместнику это «беречь накрепко», а чтобы истцы своевременно были «к иску» [4. С. 81]. Предписывает Владыка своему наместнику «не чинить силы», когда приходит к нему духовенство «на доклад о каковем деле без пристава», и наместник придает всему судебный характер и взимает при этом пошлины. Святитель отменил такую порочную практику злоупотребления наместником своим положением.
В конце текста дано название данного документа — «Указная грамота». Указаны также место и ее дата — Великий Новгород, 21 июля 1528 г. После своего прибытия на кафедру в Великий Новгород 29 июля 1526 г. Святитель Макарий совершил в 1528 г. в январе свою первую поездку в Псков. Возможно, вопросы, нашедшие разрешение в грамоте Святителя, были поставлены псковским духовенством во время пребывания у них Новгородского владыки, но должный ответ был дан позднее в названном официальном документе. Владычный наместник — важное лицо церковной администрации [9. С. 114-115]. От него много зависело в церковной жизни. В конце XV в. архиерейский наместник в Пскове был лицом духовным [6. С. 109-110]. Архиерейские предписания в грамоте упорядочивают его судебную деятельность и пресекают злоупотребления. В некоторых оговоренных случаях власть наместника была ограничена и судебные дела должны были решаться в Новгороде на суде архиепископа.
Грамота была позднее подтверждена преемником Святителя Макария по Новгородской кафедре — архиепископом Феодосием. Таким образом, данная «Указная грамота» более двух десятилетий являлась определяющим правовым документом для псковского духовенства. Затем в 1550 г. был принят новый Судебник, а год спустя Стоглавый Собор вынес решения по различным вопросам церковной жизни.
В конце «Указной грамоты» имеется приписка о том, что она хранится «в соборной поповской избе в ящике с иными грамотами вместе». Эта грамота имела местное значение и не вошла в состав рукописных сборников и древнерусской книжности. Ее оригинал также до нас не дошел. Поэтому ее публикация, осуществленная Митрополитом Евгением (Болховитиновым), имеет важное значение. Он внес, таким образом, вклад в сохранение письменного наследия Митрополита Макария. Изданная «Указная грамота» характеризует архипастырские труды Святителя Макария. Публикация Митрополита Евгения ныне играет роль источника, подобно изданию «Слова о полку Игореве», сделанному несколько ранее. Ниже мы предлагаем текст грамоты по изданию Митрополита Евгения. При ее подготовке к печати было изменено заглавие, убран ъ в конце слов, сделана рубрикация текста, несколько упрощена пунктуация, изменено написание заглавных букв. Отсутствующее, очевидно, из-за опечатки слово вставлено в скобках нами по смыслу.
Указная грамота Новгородского архиепископа Макария поповскому владычнему наместнику и духовенству
Се аз, архиепископ Богоспасаемых градов Великаго Новагорода и Пскова, Владыка Макарей, пожаловал есми во государеве отчине, а в своей Архиепископьи во Пскове Троицких священников и всех старост шти соборских и игуменов и священноиноков и священников и диаконов и селских священноиноков и священников и диаконов, что мне били челом.
А сказывают, что де и на них приходят поклепы многие от ябедников в поклажей и не положив чего, сказывают положили, да клеплют деи их, бой и грабежи напрасно, и в том деи игуменом и священником и священноиноком и диаконом не присужает наш наместник поля и целованья и им деи в том убытка и волокиты чинитца много. И кто у нашего наместника просит на них пристава в поклажей и в бою и в грабежю, и наш наместник Псковской того обыскивает, будет у котораго человека на котораго игумена и на попа и на диакона в поклажях и в займех записи или кабалы, наш наместник по тем кабалам и по записем управу чинит. И у которых не будет записей и кабал, а учнут в тех займах и в поклажаях просити поля и целования, и опрочь поля и целования у них доводу не будет никакова, и наш наместннк в том поля и целования не присужает. А кто на котором игумене и на попе и на диаконе взыщет бою и грабежу и учнут в том просити поля и целования без довода, и наш наместник тем игуменом и попом и диаконом у поля и у целования ставитися не велит, а велит обоих исцов давати на поруку, да срок чинити перед меня архиепископа в Великий Новъгород, да и суда своего список тех обоих исцов присылает ко мне к Архиепископу к докладу, а поля и целования до моего докладу игуменом и попом и диаконом не присужает.
Также есми пожаловал старост шти соборских и игуменов и священноиноков и священников и диаконов, случится которому суд смесной с черными людми перед великаго князя наместники, и перед нашим наместником, и наместники великаго князя и наш наместник емлют с них пошлины одни по государеву великаго князя указу, да теми пошлинами великаго князя наместники псковские с нашим наместником делятца по половинам по государеву великаго князя жалованной грамоте, а в двое на них с общаго суда пошлин не емлют.
Да наши деи ходцы, которые нашему наместнику дани (емлют), дают игуменов и священников и диаконов на поруки, да емлют у них от поруки не померно, и наш наместник того бережет накрепко, чтоб от поруки не имали ничего у них. А пошлину нашу емлют с них пересуды и хожение по Судебнику и от писма по старине, как прежде сего было.
Да били мне челом игумены и священноиноки и священники и диаконы пригородские и сельские, а сказывают что по них ездят наши ходцы с приставными, а в приставной выти две или три, да едут и от поруки емлют денги многие, да и от печати емлют на исцех по десяти денег по Ноугородскую и от письма емлют много. И я же пожаловал пригородских и сельских игуменов и священноиноков и свяшенников и диаконов: от печати и от писма исцом не давати, а давати от печати и от писма ходцом свои денги, а писати в приставную вытей двадцать или полтретьятцать, а от поруки им не имати ничего. А езду имати нашим ходцом, как мои недельщики емлют Новгородские повытно, сколько в которой в приставной будет вытей на версту по денги по Московской, а на правду в двое. А в городе хоженого имати нашим ходцом по денги по новгородской, а от поруки не емлют ничего. Да тех же деи игуменов и священноиноков и священников и диаконов пригородских и селских дают наши ходцы на поруки от ябедников и срочные на них наметывают, да тех ябедников к сроку не ставят, а велят на них правыя грамоты и безсудныя имати, а они их отнюд не знают. И аз того приказал наместнику своему беречь накрепко, кто память учнет давать на пригородских и на сельских игуменов и на священноиноков и на священников и диаконов, и аз велел тех памятей досматривать своему Наместнику, да тех исцов велел на поруку давать, чтоб те исцы к сроком ставилися к иску за срочными.
Да били челом те де игумены и священноиноки и священники и диаконы, что приходят к нашему наместнику на доклад о какове деле без пристава, и наш деи наместник те доклады их ставит в суд и приставом велит приступитися и пошлины с них емлет. И аз впред наместнику своему тое силы чннить не велел, кто с которым о какове деле придет перед нашего наместника о докладе, и наместник наш по их докладу и по делу укажет, а пошлин не емлет никаких и приставов не дает.
Да били мне челом шти соборские старосты и игумены и священники и диаконы, что живут за ними крестьяне по деревням, да вышедши деи те крестьяне из-за них, да на них ищут боев и грабежов и поклажов. И аз их пожаловал, который крестьянин похочет из-за них вытти вон, и они ставят их перед нашим наместником, и наш наместник их опытает тех крестьян, есть ли им до своих государей каково дело, или нет. И будет которому крестьянину дело, и наш наместник их судит н управу имчинит, доколе из-за них не выдет. А которой крестьянин не скажет дела, и наш наместник то запишет. Да вышедши которой крестьянин не сказав дотоле дела, да учнет искати на них какова дела поклепом, и наш наместник тем крестьяном на них суда не дает.
А которой крестьянин из-за котораго игумена, или зъза попа или зъза диакона выдет вон, а тот игумен, или поп, или диакон нашему наместнику не возвестит, и нашему наместнику не скажет, есть ли которому крестьянину да них какова дела, или нет, и как те крестьяне вышедши вон, да на них станут искати, и наш наместник даст им суд земской по обычаю.
Да что во Пскове черные попы и белые и диаконы с Москвы и из-за Твери и из Новагорода и из Литвы, да у церквей служат, а старостами шти соборским то неведомо, есть ли у них ставленыя грамоты и отпускныя, или нет, и свершены ли в попы, или не свершены, и есть ли у них жены, или нет, да под местных игуменов и священноиноков и священников и диаконов подкупаются, а старые игумены и священноиноки и священники и диаконы тутошнии жильцы волочатся без мест, и наш наместник тех черных попов и белых и диаконов пришлых обыскивает накрепко, и ставленных у них грамот и отпускных дозирает, есть ли у них ставленыя и отпускныя, и есть ли у белых попов и у диаконов жены, или кто какой человек. Да у котораго попа, или у диакона ставленныя и Отпускныя не будет, или обыщет у котораго жены нет, и наш наместник велит тех давати на поруку, да срок чинити перед меня архиепископа в Великий Новгород; а без нашего ведома к церкви их не посылает. А хотя у котораго попа, или у диакона у приежжих и ставленыя грамоты будут и отпускныя, и он им беэ моего ведома пети не велит. Да приежжают и из иных мест дьяки, да ставятся в попы и в диаконы, а грамоты вылыгают под местных попов и под диаконов; а старосты шти соборские не ведают. И наш наместник, котораго ставленника ко мне пришлет, ино б у того ставленика была ко мне грамота нашего наместника, а другая шти соборских старост за их печатью, о его прохожестве и о летех и которой церкви известно: а ставленик бы был грамоте горазд.
Да у которой церкви изстари был один поп, а нынеча тут два попа, а где было два, а нынеча деи тут три попа, а где диакона не было, а нынеча деи тут диакон, а все деи к одной руги к старой припущены. А наш наместник того обыскивает накрепко тамошними священники » людьми добрыми; да у которой церкви изстари был один поп, наш наместник туто одному же и велит быти, а другому не быти; а где было два попа, и туто велит двема же быти, а третьему попу не быти; а где диакона не было, туто б и ныне диакона не было. Да обыскивает наш наместник того накрепко, да тех попов и диаконов от тех церквей отсылает, чтоб по старине было.
Да били мне челом старосты шти соборские, игумены и священноиноки и священники, что деи они по моему наказу поучают детеи своих духовных, а они деи их не слушают, да с мирскими людьми и игуменов и священноиноков и священников от церквей без моего ведома отсылают; и аз приказал наместнику своему того беречь накрепко, чтоб без моего ведома от церквей игуменов и священноиноков и диаконов не отсылали, а иных не поряживали.
А в которой церкви в городе и пригороде, или в селех что обветчает на Престоле сорочка и сударь и священники тех церквей подсвящивают сами по Правилом Святых Апостол и Святых Отец, а новыя церкви свящати священником Троицкаго Собора. А нечто грехом вскочит в церковь, пес, или свиния, им в той церкви помост водою измыти тогоже дни, да опосле того кропити святою водою, а не служити в той Церкви неделю. А прочее Правило правити по обычаю, и как минет неделя, ино в той Церкви и обедня служити; а в которой церкви какова скверность учинится, младенец в церкви помочится, или кто кровию плюнет, или у кого из носа кровь пойдет, или кто побьется в церкви, да кровь же пойдет, и будет где каменная церковь, ино то скверное место водою измыти, да водою святою кропити и молитвы говорити; а где церковь будет деревянная, ино то сварное место вытесати, да водою ж измыти, да кропити Святою водою и молитвы говорити.
Да били мне челом старосты шти соборские и игумены и священноиноки и священники и диакони, что наш наместник емлет на них за Великоденное яицо по гривне по новгородской за приставом; и аз пожаловал, кто что принесет нашему наместнику за яйцо по своей силе, то ему и взяти: а которому молодому человеку принести нечего, и аз на том наместнику своему правити не велел ничего.
Также есмы пожаловал старост шти соборских и игуменов и священноиноков и священников и диаконов пригородских и селских, как наши гонцы пригонят о какове будет государеве деле, или о богомоли, или о наших делех духовных, и наши гонцы приехав во Псков, да отдадут на соборе грамоты старостам шти соборским, и старосты те грамоты посылают по пригородом и по селом сами промежи себя.
Сия им Указаная Грамота дана в Великом Новгороде лета 7036 (1528) июля в 21 день.
А на подлинной Грамоте пишет: А по господинову слову Преосвященнаго архиепископа Великаго Новаграда и Пскова Владыки Макария подписал дьяк Ординец Петров, и святительская красная печать приложена с благословящею рукою.
Да на той же Грамоте назаде пишет господин Преосвященный Феодосий, архиепископ Богоспасаемых градов Великаго Новаграда и Пскова: По сей Жалованной грамоте пожаловал в государеве отчине а в своей архиепископьи во Пскове Троицких священников и всех старост шти соборских и игуменов и священноиноков и священников и диаконов, и пригородских и сельских священноиноков и священников и диаконов сии грамоты рушати у них не велел никому ничем, и велел им ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано.
А подписана Грамота в Великом Новегороде лета 7050 (1542) году месяца августа в 16 день, а подписал архиепископий дьяк Трепелк Феодоров.
А подписанная Грамота положена во Пскове в соборной поповской избе в ящике с иными грамотами вместе [2. С. 77-87]
Библиография
[1] Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. Изд. Археогр. Комиссией под ред. Н. Калачова. СПб., 1864. Т. 2.
[2] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. 4.1.
[3] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М,, 1911. Т. 2. 4.2.
[4] Евгений, митр. (Болховитинов). История княжества Псковского. Киев, 1831. Ч. 2.
[5] Евгений, митр. (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. 2-е изд. СПб., 1827. Т. 2.
[6] Каптерев Н.Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874.
[7] Мартысевич И. Д. Псковская судная грамота. М., 1951.
[8] Никитский А. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873.
[9] Перов И. Епархиальные учреждения в Русской Церкви в XVI и XVII веках (Историко-канонический очерк). Рязань, 1882.
[10] ПСРЛ. Л., 1929. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3.
[11] Псковские летописи. Подгот. к печати А. Насонов. М.; Л., 1951.
[12] Памятники древнерусского канонического права. 4.1: Памятники ХI-ХV вв. // РИБ. СПб., 1908. 2-е изд., Т. 6.
[13] Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1977. Вып. 4.
[14] Словарь русского языка XI—XVII вв. М., 1989. Вып. 16.
[15] Судебники XV—XVI вв. Подгот. текстов Р.Б. Мюллер и Л.В.Черепнина. М.; Л., 1952.
[16] Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси Х—ХIII вв. М., 1989.
Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников). Указная грамота новгородского архиепископа Макария, опубликованная митрополитом Евгением (Болховитиновым). В сб.: Московский митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., Изд-во Спасо-Преображенского валаамского монастыря; 1996. С.39-52.