С июня по сентябрь 2017 года в Государственном Историческом музее на Красной Площади проходила выставка «XVI век. Эпоха святителя Макария». Для истории нашей Родины XVI век — время становления и укрепления Русского централизованного государства. Важнейшую роль в духовной и нравственной составляющих протекавших тогда процессов играла деятельность митрополита Макария и круга его сподвижников. Неустанные труды святителя как на церковном, так и государственном поприще привели к тому, что к середине XVI столетия на Руси, пусть ненадолго, но все же сложилась подлинная симфония духовной и светской властей, а русская средневековая культура достигла наивысшего расцвета.
Многие поколения сотрудников Государственного Исторического музея и других российских музеев бережно сохранили для нас массу ценнейших памятников — немых свидетелей того времени. В их числе — уникальные книжные собрания, иконы и предметы церковной утвари, предметы быта, детали вооружения, а также предметы декоративно-прикладного искусства. Значительная часть их была представлена на выставке, которая является попыткой взглянуть на историю Руси XV — XVI столетий через призму жизни святителя Макария (1481/1482 - 1563).
Поэтому экспозиционный ряд построен по историко-биографическому принципу и отражает важнейшие этапы жизни и деятельности святителя: пострижение в конце XV столетия в монашество в Пафнутьевом Боровском монастыре, возведение в архимандриты Ферапонтова Лужецкого монастыря под Можайском в 1523 г., хиротонию в архиепископа Великого Новгорода и Пскова в 1526 г. и, наконец, поставление на Московскую митрополию в 1542 г.
Большинство посетителей выставки смогли впервые в жизни воочию увидеть такие сокровища древнерусской книжности, как знаменитые «макариевские» Великие Минеи Четьи, тома «Царь-книги» — Лицевого летописного свода (без миниатюр которого и теперь не обходится ни один школьный учебник по русской средневековой истории), Степенной книги царского родословия. Только здесь можно было увидеть чудом сохранившиеся до наших дней детали резного убранства Софии Новгородской, Кормчую книгу XIII столетия, фрагмент фрески уничтоженного Чудова монастыря в Московском Кремле, древние иконы… Эти и многие другие экспонаты позволяют нам полнее прочувствовать правоту слов историка Русской церкви митрополита Макария (Булгакова), сказанные им в 1870 году: «Имя митрополита Макария есть одно из лучших украшений нашей церковной истории».
Помимо уникальной экспозиции, устроители выставки позаботились и об организации сборных экскурсий, которые проводились практически еженедельно (по пятницам, субботам и воскресным дням). Кроме того, для выставки была разработана музейная программа для родителей с детьми «Книги и книжники в средневековой Москве». Наконец, специалистами-историками в рамках работы экспозиции были прочитаны три лекции: «Святитель Макарий Московский: страницы биографии», «Грозный царь и русские митрополиты», «Митрополит Московский Макарий и русское мировоззрение в XVI веке».
Ниже мы помещаем небольшой фотоотчет о посещении выставки «XVI век. Эпоха святителя Макария» 16 августа 2017 г. При подготовке подписей к снимкам нами были использованы информационно-справочные материалы с выставочных стендов.
***
Фото 01. Евангелие среднешрифтное. Москва, анонимная типография. Ок. 1558-1559 гг. Бумага, печать в две краски в один прогон, переплет XVII в.: доски, ткань, медные застежки. Образ с тиснением, тонирован краской.
Заставки этого экземпляра раскрашены от руки красками, а строки вязи, полевые украшения, заглавные инициалы и узоры в заставках покрыты золотом. Вкладная запись келаря Чудова монастыря Варлаама Палицына: «Лета 7075 (1566/67 гг.) положил сие Евангелие великому Предотечи Ивану на Кубрь в монастырь, да пять рублев денег . <…>»
В настоящее время известно 33 экземпляра, из которых 4 принадлежат Государственному Историческому музею.
***
Фото 02. (Вверху) Евангелие широкошрифтное. Москва, анонимная типография. Ок. 1563-1564 гг.
Бумага, печать в две краски в два прогона. Переплет: доски, холст.
Широкошрифтное Четвероевангелие встречается значительно реже,чем узкошрифтное и среднешрифтное издания. Представленный экземпляр хорошо известен в литературе и является наиболее изученным, впервые он был описан П.М.Строевым в составе библиотеки И.Н.Царского в 1836 г. В нем (на лл. 6-10) содержится самая ранняя для экземпляров данного издания вкладная запись: «Лета 7 тысяч семьдесят седмаго [1568/69 гг.] положил сию книгу святое Евангелие в дом Воскресенью Христову и пророку Ильи поп Стефан да Павел Ефремов сын». На л.11 помещена еще одна запись: «А поделывал ту книгу переплетал в ново лета 7142 году [1633/34 гг.] Воскресенской черной поп Игнатьище из Окладниковы слоботкы с Мезени, а родом ис Пустоозерского острогу».
Для широкошрифтного издания был отлит новый, наиболее крупный в московском первопечатании шрифт. Все заставки (кроем одной) также были вырезаны вновь. Известно 23 экземпляра, из которых два принадлежат Государственному Историческому музею.
(Внизу) Псалтирь узкошрифтная. Москва, анонимная типография. 1564-1565 гг.
Бумага, печать в две краски в два прогона. переплет: доски, кожа.
Издание представляет чрезвычайную редкость. Известно всего пять экземпляров, из которых один принадлежит Государственному Историческому музею.
***
Фото 03. Апостол. Печатники Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Москва, Печатный двор. 1 марта 1564 (19 апреля 7071 — 1 марта 7072).
Бумага, печать в две краски. переплет: доски, кожа, золотое тиснение.
В центре верхней доски на коже, сохраненной от изначального переплета, оттиснут двуглавый орел в прямоугольной орнаментальной рамке, внутри которой надпись вязью: «Иоан Божиею милостью господарь царь и великий князь всея руси». На груди орла — щиток с изображением головы человека в короне — царя Ивана Грозного. Предположительно, это один из подносных экземпляров, увезенный Иваном Федоровым в Заблудов. О нахождении книги в Заблудове свидетельствует вкладная запись 1602 г.
«Апостол» 1564 г., первая датированная московская печатная книга — непревзойденный шедевр древнерусской печати, высшее достижение полиграфического мастерства XVI в.
Известно 62 экземпляра, из которых 8 принадлежат Государственному Историческому музею.
***
Фото 04. Евангелие тетр. Москва (?). 50-60-е гг. XVI в.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, темпера; полуустав, гравюра на меди. Переплет XIX в.: картон, бумага, кожа.
Данный список Евангелия содержит первые и очень редкие образцы русской глубокой гравюры на металле. В этой, новой для русских художников технике выполнены две орнаментальные заставки с подписью мастера — «изограф Феодосие», а также полевые украшения — «цветки». Все гравюры наклеены на листы книги, созданной в одном из крупных скрипториев эпохи митрополита Макария.
***
Фото 05. Толковое Евангелие. Рукопись.
Вклад митрополита Макария в Успенский собор Московского Кремля по своей душе и по родителях. 1544 г. На лл. 3-6 — собственноручная запись Святителя.
Фото 06. Фрагмент автографа Святителя на Толковом Евангелии: «В лето 705 второе, в христолюбивое царство святейшаго царя, господина и сына нашего смирения, великого князя Иоана Васильевича Всея Русии самодержца. В первоенадесять лето господарства его, в четвертое ж надесять лето от рождества его, се яз, смиренный Макарие, митрополит Всея Русии дал есми сию Святую Великую книгу, Еуангелие тольковое святаго <…>»
***
Фото 07. Лицевой летописный свод («Синодальный, или Никоновский том»). Москва или Александровская слобода, 60-70 е гг. XVI в.
Рукопись: бумага,чернила, киноварь, полуустав, темпера, 1125 миниатюр. Переплет: доски, кожа,медный сплав.
На миниатюре изображено строительство на Красной площади в Москве Покровского Собора на Рву в 1555-1561 гг. и его освящение митрополитом всея Руси Макарием. Собор возводился по приказу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством в 1552 г.
***
Фото 08, 08а. Комплекс вооружения русского воина середины XVI в.:
- Наконечники пик. Мастерские Соловецкого монастыря. Россия. XIV-XVI вв. Железо; литье.
- Бердыши. Россия, XVI в. Железо, дерево; ковка, литье, резьба.
- Шлем «шишак». Россия, XVI в. Железо; ковка.
- Крестьянское оружие: наконечник рогатины кустарной работы, кистени, топор. Россия, XIV-XVI вв. Железо; ковка.
- Байдана (кольчуга из плоских колец). Россия, XVI в. Железо; ковка.
- Шлем «шишак». Россия, XVI в. Железо; ковка.
***
Фото 09. Икона «О Тебе радуется». XVI-XVII вв. Дерево, левкас, темпера.
***
Фото 10. Панагия «Богоматерь Знамение». Москва. Конец XIV в.; XVI-XVII вв. Золото, серебро, изумруды, рубины, жемчуг. Эмаль, ковка, резьба, скань.
***
Фото 11. Чин венчания на царство великого князя Ивана IV Васильевича, составленный Московским митрополитом Макарием. Список 3-й четверти XVI в. Рукопись: бумага, чернила, скоропись. Российский Государственный архив древних актов.
***
Фото 12. Пелена подвесная «Не рыдай Мене, Мати». Москва (?). Вторая половина XVI в. Камка, бархат, золотный шелк, полотно, шелковые, золотные, серебряные пряденые нити, сканые нити, льняной шнур. Ткачество, шитье «в раскол», «в прикреп».
***
Фото 13. Пелена подвесная «Богоматерь Гребневская (?)». Мастерская Ефросинии Старицкой (?). Вторая половина XVI в.
Камка, тафта, золотный узорный шелк, холст (крашенина), шелковые и золотные пряденые нити. Тачество, шитье «в прикреп», «в раскол».
***
Фото 14. Минея Четья на месяц март (из Софийского комплекта Великих Миней Четьих) с автографом святителя Макария. Новгород, 1530-е гг.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав, вязь; заставки: темпера, рисунок, чернила. Переплет XVII в.: доски, кожа, тиснение.
Первый комплект Великих Миней Четьих был дан Святителем Макарием вкладом в 1541 г. в кафедральный собор св. Софии в Новгороде. Заглавия некоторых произведений в томе представляют собой автографы архиепископа Макария (полуустав, киноварь).
Внизу — фрагменты деревянной резьбы из храмов Новгорода.
***
Фото 14а. Автограф Святителя Макария — заглавие одного из разделов Минеи Четьей на месяц март (из Софийского комплекта Великих Миней Четьих): «Книга глаголема Беседовник иже во святых отца нашего Григориа папы Римьскаго к петру архидиакону вопросы, и ответы, о житии святых отец, иже в Италии».
***
Фото 15. Уникальные фрагменты деревянной резьбы из Софийского собора Великого Новгорода (в витрине на переднем плане). Новгород, XV-XVI вв.
Дерево, эмаль, золочение, окраска.
***
Фото 16. Кормчая русской редакции («Новгородская» или «Климентовская» кормчая). Новгород, 1282 г.
Рукопись: пергамен, чернила, киноварь, устав, заставка тератологического стиля, инициалы. Переплет XV в.: доски, кожа, медный сплав.
***
Фото 17. Автограф Святителя Макария на внутренней стороне верхней крышки переплета Кормчей книги: «Правила Софейския старыя дал их князь Василей Иванович всеа Руси архиепископу Макарью как его с Москвы в Новград отпустил. А велел князь великий в Софеи положити по старине в лето 7034 (1526)».
***
Фото 18. Крестоцеловальная запись боярина князя В.М.Глинского царю Ивану IV Васильевичу, царевичам Ивану и Федору Ивановичам и царице Марии Темрюковне на верность и неотъезд в Литву или Польшу. 1561 г., июль. Подлинник. Под текстом подпись митрополита Московского Макария.
Бумага, чернила, скоропись. Печать черновосковая вислая на черном шелковом шнуре митрополита Макария.
***
Фото 19. Грамота митрополита Макария к своей пастве о пожертвованиях в Иерусалимские и Синайские монастыри. Москва, 1562 г.
Бумага, чернила, полуустав, скоропись.
***
Фото 20. Триодь постная и цветная митрополита Фотия (+ 1431). Начало XV в.
Фото 21. Триодь постная и цветная митрополита Фотия. Автограф митрополита Макария: «Книга гре[ч]скаго писма Треод[ь] постная и цветная. Да в тои же книге от доски дванадесят Евангелий страстьных».
***
Фото 22. Икона «Никола Великорецкий» (Русский Север, конец XVI — начало XVII вв.). Икона «Богоматерь Владимирская» (Москва, середина XVI в.).
***
Фото 23. Лицевой летописный свод («Синодальный, или Никоновский том»). Внизу — фрагмент шитья с изображением деисусного чина. Конец XV — начало XVI вв.
Атлас, крашенина, зототые и серебряные пряденые и волоченные нити,шелковые нити. Ткачество, шитье «в прикреп» и атласным швом.
***
Фото 24. На переднем плане, от центра направо:
- Апостол и Евангелие тетр (Новгород, 40-е гг. XVI в. Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав. Орнамент рукописи выполнен мастерами архиепископского скриптория);
- пелена «София Премудрость Божия» (Новгород (?), XVI в. Камка, шелковые нити, золотые и серебряные нити. Ткачество, шитье «в прикреп»);
- чернильницы (XVII в. Медь, литье);
- лагалище (XVII в. Медь, резьба);
- Евангелие тетр («Филаретовское Евангелие») (Новгород, 1537 г. Рукопись: бумага, чернила, киноварь, золотные чернила. Каллиграфический полуустав, вязь. Евангелие представляет собой один из ярких образцов орнаментики, выработанной мастерами новгородского архиепископского скриптория);
- складень-ковчег (Новгород, конец XVI в. Дерево, серебро, ткань, живопись, золочение).
На заднем плане:
- икона «Господь Вседержитель» (Новгород, XVI в. Серебро, эмаль, дерево, золочение, темпера, левкас, скань, канфарение);
- икона «Преподобный Симеон Столпник» (Новгородская школа. Конец XVI — начало XVII вв. Дерево, левкас, темпера);
- икона «Преподобный Антоний Великий» (Новгород. Середина — третья четверть XVI в. Дерево, левкас, темпера);
- икона «Единородный Сыне» (XIX в., стилизация под произведение новгородской школы XVI в. Дерево, левкас, темпера).
***
Фото 25. Евангелие тетр. Новгород, 30-е гг. XVI в.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав, вязь; заставки и инициалы: золото, темпера, рисунок чернилами; торцы обреза с монохромным орнаментом. Переплет конца XVIII в.: картон, кожа.
Орнамент Евангелия характерен для новгородского архиепископского скриптория времени святителя Макария.
***
Фото 26. В верхней части: Фрагмент резьбы амвона Новгородского Софийского собора. Новгород, 1533 г. Дерево: резьба, золочение. Единственная сохранившаяся до наших дней древнерусская епископская кафедра — уникальный резной деревянный амвон был создан для Новгородского Софийского собора в 1533 г. (ныне памятник хранится в Русском музее). Фрагменты его резного декора поступили в исторический музей в 1901 г. (приобретены у архитектора Н.С.Курдюкова).
В нижней части:
(3) Образок «Богоматерь Знамение с символами евангелистов» (Русский Север, XVI (?) в. Моржовый клык, рельефная резьба, гравировка);
(4) икона двусторонняя «Двунадесятые праздники / Святой Никола Чудотворец» (Русский Север. XVI в. Мамонтовый бивень, рельефная резьба, гравировка);
(5) часть деисуса «Св. Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, апостол Павел» (Новгород (?), XVI в. Рама: конец XIX в. Мамонтовый бивень, дерево (дуб), рельефная резьба, гравировка);
(6) панагия «Ветхозаветная Троица / Богоматерь Знамение» (Новгород (?), XVI в. Моржовый клык, серебро, рельефная резьба, скань);
(7) образок двусторонний с оглавием с рельефными изображениями Богоматери Оранты и Богоматери Одигитрии с избранными святыми (Новгород (?). Вторая половина XVI в. Дерево, серебро, резьба, скань, литье, золочение). На одной стороне вырезано изображение Богоматери Оранты с предстоящими, на другой — Богоматери Одигитрии со свв. Варварой и Екатериной — в верхнем ярусе и пятью изображенными святыми — в нижнем: Николы, Мины, Фрола, Лавра и Никиты Бесогона.
***
Фото 27. Требник. Пафнутьев Боровский монастырь. Конец XV в.
Рукопись: бумага,чернила, киноварь, полуустав. Переплет XVI в.: доски, кожа, тиснение.
Фото 28. Требник (фрагмент). На пустом листе в начале рукописи записи XVI в.: «Потребъникъ Мокарья митърополита», «Постригаленъ и погребаленъ». Рукопись поступила из Пафнутьева Боровского монастыря, где в последней четверти XV в. принял постриг святитель Макарий.
***
Фото 29. Святая великомученица Параскева-Пятница. Русский Север, XVII в. Дерево: резьба, левкас, окраска, роспись. Святой Николай Чудотворец. Псков (?). Начало XVIII в. Дерево: резьба, золочение, роспись, окраска.
***
Фото 30. Апостол. Москва. Середина XVI в.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав, вязь; многочисленные заставки, инициалы: золото, темпера, чернила. Переплет: доски, кожа, тиснение, медные жуковины.
На переплетном листе вкладная запись полууставом XVI в. от имени митрополита Макария в Пафнутьев Боровский монастырь «по своей душе и по своих родителях».
***
Фото 31. Сверху вниз, слева направо:
- икона «Преподобные Онуфрий Великий, Петр Афонский и Макарий Великий со святыми благоверными князьями Борисом и Глебом» (Конец XVI — начало XVII вв., антикварная реставрация начала XX в. Дерево, левкас, темпера);
- икона «Преподобный Пафнутий Боровский» (Школа царских изографов. Дерево, левкас, темпера, металл, чеканка);
- клеймо с гробницы преподобного Пафнутия Боровского (Россия, 1673 г. Серебро, золочение, канфарение, чеканка);
- икона «Моление преподобного Иосифа Волоцкого» (Москва, конец XVI — начало XVII вв. Дерево, левкас, темпера);
- икона «святой Никола Можайский» (Россия. Первая четверть XVII в. Серебро, эмаль, дерево, бархат, золочение, канфарение, скань).
***
Фото 32. Сверху вниз, слева направо:
- Икона «Святители Иоанн и Никита, архиепископы Новгородские» (Новгород. Середина XVI в. Дерево, левкас, темпера). Общецерковное почитание обоих новгородских чудотворцев — святителя Никиты (+1108), затворника Киево-Печерского, и Иоанна (+1108) было установлено на Соборах 1547-1549 гг.
- Икона «Святитель Иона, архиепископ Новгородский» (Мстёра (?). Вторая половина XIX в. Дерево, левкас, темпера). Святитель Иона (+1470) к лику общерусских святых причислен на Соборе 1549 г.
- Икона «Преподобный Никита Переяславский столпник» (Москва. Вторая половина XVI в. Дерево, левкас, темпера).
***
Фото 33. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие с житием». Русский Север. Вторая половина XVI в. Дерево, левкас, темпера.
***
Фото 34. Лицевой иконописный подлинник. Москва (?). Первая четверть XVIII в. Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав, рисунки пером. Переплет середины XIX в.: доски, кожа, тиснение.
Иконописный подлинник, руководство для художников, как особый тип книги, начал формироваться на Руси в результате регламентации искусства после Стоглавого Собора 1551 г. иконописные подлинники с графическими изображениями святых и праздников на каждый день года называют «лицевыми». Во всех «подлинниках» учитываются святые Русской Церкви,канонизированные на Московских соборах 1547 и 1549 гг. Экспонируемая рукопись, вероятно, старообрядческого происхождения.
***
Фото 35. Сборник с Житием Макария Калязинского. Москва. 1548 г.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, полуустав, рисунки пером. Переплет: доски, кожа, тиснение.
На л.247об запись писца о написании сборника при митрополите Макарии в 1548 г. по заказу жены боярина Василия Михайловича Воронцова (казнен Иваном Грозным в 1546 г.). На переплетном листе владельческая запись XVI в. князя Дмитрия Оболенского Немого.
Фото 35а. Покров надгробный «Преподобный Макарий Калязинский». Первая половина XVII в.
Атлас, тафта, узорный шелк, холст, шелковые, золотные, серебряные пряденые нити. Ткачество, шитье «в прикреп», «в раскол».
***
Фото 36. Служба и Житие св. благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского. Третья четверть XVI в.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь; полуустав, вязь. Переплет: доски, кожа, тиснение.
Содержит службы на преставление Всеволода-Гавриила и обретение его мощей и Житие в редакции инока Псково-Печерского монастыря Григория Топинского. Всеволод Мстиславич, в крещении Гавриил (+1138) — новгородский князь, внук Владимира Мономаха, был изгнан со своего престола новгородцами, последний год жизни княжил в Пскове. Канонизирован на Соборе 1549 г. как святой благоверный князь.
***
Фото 37. Фреска «Группа старцев из композиции ‘Обретение мощей святителя Алексия’». Первая четверть XVII в. Грунт известковый, штукатурка, темпера. Происходит из Чудова монастыря Московского Кремля.
***
Фото 38. Евангелие тетр («Боровское»). Новгород. 1530-1533 г.
Рукопись: бумага, чернила,киноварь, полуустав, темпера, золото. Заставки и инициалы нововизантийского стиля, 4 миниатюры с изображением евангелистов на золотом фоне. Переплет: доски, итальянский бархат. Оклад: серебро, скань, чеканка, золочение, эмаль, полудрагоценные камни, жемчуг.
Происходит из Пафнутьева Боровского монастыря. На л.1-3 — «Летописец» об изготовлении рукописи и ее оклада по заказу архиепископа Великого Новгорода и Пскова Макария и о вкладе Евангелия в 1534 г. в Пафнутьев Боровский монастырь.
Фото 39. Евангелие тетр («Боровское»). Обрез.
Фото 40. Евангелие тетр («Боровское»). Оклад.
Фото 41. Евангелие тетр («Боровское»). Оклад.
***
Фото 42. Икона «Архангел Гавриил» из Деисуса. Русский Север. Первая треть XVI в. Дерево, левкас, темпера.
***
Фото 43. Икона «Архангел Михаил» из Деисуса. Русский Север. Первая треть XVI в. Дерево, левкас, темпера.
***
Фото 44. Слева направо:
- икона «Святой митрополит Московский Петр»;
- икона «Святой митрополит Московский Иона»;
- икона «Святой митрополит Московский Алексий»
(Москва. Конец XVI — начало XVII в. Дерево, левкас, темпера).
***
Фото 45. «О немощи и преставлении и о погребении Макария, митрополита всея Русии». 40-е гг. XIX в.
Рукопись: пергамен, чернила, киноварь, полуустав; 1 заставка-рамка, инициал. Переплет: картон, кожа.
Сказание, написанное вскоре после смерти святителя Макария, повествует о его скоротечной болезни (после службы и крестного хода в Елохово 15 сентября 1563 г., на память великомученика Никиты), его смерти 31 декабря 1563 г. и погребении 1 января 1564 г. Включает текст «Прощальной грамоты» митрополита Макария.
***
Фото 46. «Сборник исторический». Писец Георгий Евсевиев Комынин. 80-е гг. XVIII в.
Рукопись: бумага, чернила,скоропись. Переплет: картон, кожа, тиснение.
Сборник включает «Книгу глаголемую о российских святых чудотворцах, где и в коем граде или области или монастыри или в пустыни поживших и чудеса творивших всякаго чина святых». В разделе «Царствующаго града Москвы святыя» назван митрополит Макарий: «Чюдный Макарий митрополит преставися в лето 7072 (1563) декабря в 31 день» (л. 118).
Фото 47. «Сборник исторический».
Фото 48. «Сборник исторический». Слова писца: «Чюдный Макарий митрополит преставися ...» нашли отражение в кондаке святителю: «...сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников российских...»
***
Фото 49. Великие Минеи Четьи (Успенский список). Новгород. 40-50-е гг. XVI в.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь; полуустав, темпера, золото. Переплет: доски, кожа, тиснение.
Фото 50. Великие Минеи Четьи (Успенский список).
Великие Минеи Четьи — грандиозный книжный свод, содержащий круг церковного чтения на каждый день и месяц года — были созданы в 1529 – 1554 гг. по повелению митрополита Макария. Сохранилось три комплекта миней: Софийский, предназначенный для вклада в Софийский Собор Великого Новгорода, Успенский — для вклада в Успенский собор Московского Кремля и Царский — для царя Ивана Грозного. Огромные фолианты миней в 12 томах, по тому на каждый месяц года, представляют собой энциклопедию древнерусской книжности. В Софийском и Царском комплектах некоторые тома утрачены, полностью сохранился только Успенский список. Все 12 томов Успенского списка миней сопровождаются «Летописцем», в котором говорится о замысле митрополита Макария собрать «все книги, чтомыя на Руси»: «И в тех четьих минеях все книги четьи собраны и написаны, которые в русской земле обретаются и с новыми святыми чюдотворцы». В начале томов помещен пространный «Летописец» со сведениями о вкладе митрополитом Макарием в 1552 г. 12 книг Великих Четьих Миней в Успенский собор Московского Кремля «на память своей души и по своих родителях».
Фото 51. Великие Минеи Четьи (Успенский список).
Фото 52. Великие Минеи Четьи (Успенский список). Октябрьский том.
Фото 53. Великие Минеи Четьи (Успенский список).
***
Фото 54. «Сборник исторический». Конец XVI — начало XVII вв.
Рукопись: бумага, чернила; полуустав, киноварь. Переплет: картон, кожа.
На лл.330-408 — сочинение Ермолая-Еразма «Книга о Святой Троице» (нач.: «Бог есть пребезначален сый прежде век…»). Ермолай-Еразм — современник митрополита Макария, протопоп храма Спаса на Бору в Москве (позднее - инок), писатель, публицист, автор житий и церковно-догматических сочинений, направленных против новгородских еретиков.
***
Фото 55. «Книга Степенная царского родословия». Москва, Чудов монастырь. 60-е гг. XVI в.
Рукопись: бумага, чернила; полуустав, вязь; заставки: рисунки чернилами, темпера. Переплет XIX в.: доски, кожа, золотное тиснение.
На лл. 3-8 по нижнему полю запись XVI в.: «Книга Чюдова манастыря собрана смиренным Афонасием митрополитом всеа Русии». Преемник Макария на митрополичьем престоле Афанасий (1564-1566) — составитель Степенной книги, знаменитого памятника русской историографии, в котором были воплощены идеи митрополита Макария о симфонии царства и священства. Рукопись представляет собой один из самых ранних списков произведения.
***
Фото 56. Икона «Преподобный Максим Грек». XIX в. Дерево, левкас, темпера.
В тексте службы преподобному Максиму Греку (+1566) содержатся следующие строки: «Егда страдания претерпевал еси, преподобне Максиме, тогда, плача и рыдая, молил еси святителя Макария: даждь ми узрети Святую Гору — молитвенницу о вселенней. Он же со слезами вопияше ти: О Максиме! Вижду тя невиновна молитвенника и сокрушаюся, узы твоя, яко единаго от святых целую, а помощи не могу ти. Но, о преподобне отче, молися прилежно Богу и Матери Его спастися сетей вражиих нам невредимым» (подробнее о взаимоотношениях святителя Макария и прп. Максима Грека см. в: Арх. Макарий (Веретенников), «Митрополит Макарий и преподобный Максим Грек»).