Мыта́рства — («таможенные посты») — 1) места посмертного испытания души, на каждом из которых особыми демонами, мытниками, взыскиваются определенные виды грехов; 2) посмертное испытание души, обнаруживающее её нравственное состояние, совершаемое перед оком Беспристрастного Судьи, при непосредственном участии ангелов и демонов, влияющее на определение Частного Суда.
Мытарства – это образное, символическое представление частного суда: осознание итогов земной жизни при посредстве падших духов, которым Бог попускает действовать орудиями своего правосудия.
Следуя православному учению, после смерти человеческого тела ведомая ангелами душа христианина восходит к Богу. На этом пути человеческую душу встречают падшие духи, родоначальники всех грехов и пороков. Они препятствуют ее восхождению своими обвинениями. Процесс этого обвинения назван мытарствами или истязаниями.
Истязателями (мытарями) на нем выступают падшие духи. Они обличают человеческую душу в содеянных ею грехах, стремясь обнаружить гнездящиеся в ней страсти. Изобличая греховные страсти человеческой души, они «стараются найти в ней сродство с собою, свою греховность, свое падение и низвести ее во ад» (свт. Игнатий Брянчанинов). На мытарствах человеческие грехи «признаются заглаженными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием» (свт. Феофан Затворник).
Мытарства – удел христианских душ, обнаруживающих на них верность или измену своему Спасителю и Искупителю – Богочеловеку Иисусу Христу. «Неверующие же во Христа и вообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены во аде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть». (Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах)
Святитель Феофан Затворник: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
В рассказе блаженной Феодоры указаны следующие мытарства (Житие преподобного отца нашего Василия Нового):
1. Мытарство празднословия
2. Мытарство лжи
3. Мытарство осуждения и клеветы
4. Мытарство чревоугодия
5. Мытарство лености
6. Мытарство воровства
7. Мытарство сребролюбия и скупости
8. Мытарство лихоимства (неправедных приобретений)
9. Мытарство неправды (неправый суд, обман в делах)
10. Мытарство зависти
11. Мытарство гордости
12. Мытарство гнева и ярости
13. Мытарство злопомнения
14. Мытарство убийства
15. Мытарство чародейства, обаяния, призывания бесов
16. Мытарство блуда
17.Мытарство прелюбодеяния
18. Мытарство содомских грехов
19. Мытарство ересей
20. Мытарство немилосердия и жестокосердия
Мытарства, согласно свт. Кириллу Александрийскому
(«Слово об исходе души и Страшном Суде»):
1. Мытарство духов оглаголения и чревного неистовства: ложь, клевета, заклятия, клятвопреступления, празднословие, злословие, пустословие, кощунства, ругательства; блудодеяние, пьянство, безмерный смех, нечистые и непристойные целования, блудные песни
2. Мытарство духов лести и прелести — к видению очей: непристойное взирание, непотребное любопытство; необузданное воззрение
3. Мытарство духов-нашептывателей — к чувству слуха: услаждение всем, что льстиво раздражает наш слух, пристрастие ко всему греховному, что принимаем через слух
4. Мытарство стражников над прелестью обоняния: страстное услаждение чувства обоняния, например, пристрастие к благовонным экстрактам из растений и цветов, так называемые «духи», масти, обыкновенно употребляемые на прельщение блудными женщинами
5. Мытарство духов — к чувству осязания: беззакония и мерзкие дела, учиненные посредством рук
6. Прочие мытарства: злоба, зависть и ревность, тщеславие и гордость, раздражительность и гнев, острожелчие и ярость, блуд, прелюбодейство и рукоблудие; убийство, чародеяние и прочие деяния богомерзкие и скверные, о которых святитель не говорит подробно (согласно его учению, всякая душевная страсть и всякий грех имеет своих представителей и истязателей).
Мытарства, согласно свт. Иоанну Милостивому
(Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Милостивый):
1. Ложь
2. Клевета
3. Ярость
4. Зависть
5. Гнев
6. Памятозлобие
7. Гордость
8. Срамословие
9. Непокорство
10. Лихва
11. Сребролюбие
12. Пьянство
13. Объедение
14. Злопомнение
15. Волхвование
16. Братоненавидение
17. Убийство
18. Воровство
19. Немилосердие
20. Блуд
21. Прелюбодеяние.
На чем основано учение о мытарствах и что они собой представляют?
Учение о мытарствах основано на Священном Писании и Священном Предании Церкви. О желании демонов властвовать над человеком Божественное Откровение свидетельствует неоднократно. Например, о диаволе сообщается, что он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Само собой разумеется, что желание диавола поглотить свою жертву не ограничивается рамками её земной жизни, но распространяется и на посмертную жизнь. Именно в этом контексте становится понятным библейское изображение ада под видом живого существа с безмерно разинутой хищнической пастью (Ис.5:14), ненасытной утробой (Сир. 51:7). Ведь в ад человек сходит не иначе как душой, то есть после разлучения души с телом. Собственно, возможность схватить и заточить человеческую душу в аду открывается перед бесами только в этот период.
Сатана назван в Писании князем, господствующим в воздухе (Еф.2:2). Воздух же есть та надземная сфера пространства, сквозь которую души почивших возносятся к Небу (Деян.1:9). Именно здесь разворачивается театр борьбы демонических сил за овладение душой, которую диавол, в сотрудничестве с подчиненными ему падшими духами, «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои» (Пс. 9:30).
Но вот оказия! Просто так взять и пленить человеческую душу, отобрав её у Владыки владык, диавол не в состоянии (Иов. 2:6). Ведь хотя он и сильный, однако же не всесильный, как Бог. Поэтому он и стремится добиться господства над душой, желая выказать её недостойной и, главное, неспособной жить в Царстве святых.
Поскольку диавол есть клеветник и отец лжи, да к тому же и «человекуоубийца» (Ин.8:44), постольку понятно, что если бы не вмешательство Бога, не попечительство ангелов, он, под вывеской справедливого изобличения, оболгал бы любого. Ведь «Когда говорит он ложь, говорит свое» (Ин. 8:44).
Отсюда и необходимость в Божественной помощи, отсюда и молитва: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю… да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего]» (Пс. 7:2).
Задача оправдывать душу, вспоминая её добрые дела (мысли, желания и пр.), возлагается Богом на ангелов, так как «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14).
Классическим примером ангельского попечительства о душе служит притча о богатом и Лазаре: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Пример же взятия души злыми демонами встречаем в повествовании о безумном богаче: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20).
Различаясь между собой иерархическим степенями, злобой, коварством, демоны, вместе с тем, различаются и направлениями деятельности, связанной с погублением душ. В данной связи определенные виды грехов взыскиваются с душ не какими бы то ни было, но определенными демонами, мытниками. Всё это происходит поэтапно, последовательно: сперва в одном месте с души спрашивается за одни виды грехов, затем, в другом за другие, и так — до окончания испытаний (иногда насчитывают двадцать и более типов таких мест). Душа при этом терзается, терпит страдания и мучительный ужас.
Места, на которых испытывается восходящая к Небу душа, по аналогии с теми местами, где с людей собирают налоги и пошлины, называются «мытарствами» (от слова «мытарь» — сборщик налогов, податей). Такая параллель уместна не потому, что любой сборщик налогов априори уподобляется демонам и наоборот, а в связи с тем, что в древности мытари нередко вершили жестокость, несправедливость и лихоимство.
В чем заключается различие подходов к интерпретации мытарств?
Преданию Церкви известно множество опытов прохождения мытарств. В принципе, их объяснение сводится к двум, не противоречащим друг другу суждениям. По мнению одних, прохождение мытарств суть испытательный этап, предваряющий Божественное решение — Частный Суд; а по утверждению других, этот Суд как раз и начинается с мытарств.
Так, по свидетельству преподобного Макария Александрийского, Божий Суд над душой совершается на сороковой день по исходе из тела. До этого душа ещё дважды возводится на поклонение Богу — в третий и девятый дни. При сем первые два дня она пребывает на земле; с третьего по девятый облетает пространства Небесного Рая, а с девятого до сорокового осматривает адские бездны (чит. подробнее: Извлечение из слова об исходе душ праведников и грешников ).
Антоний же Великий, созерцая восхождение душ, видел огромного великана, стремившегося преградить им путь к Небу. Великану споспешествовали демоны. Какие-то души успешно преодолевали этот путь, а какие-то обрушивались вниз (чит. подробнее: Житие преп. Антония Великого ).
Нечто аналогичное описано у святителя Григория Двоеслова, правда, без указания на присутствие демонов. Испытание души, по его иллюстрации, заключалось в переходе через таинственный мост над зловонной рекой, за которой был раскинут прекрасный благоухающий луг. Праведные души свободно переходили через него, а грешные не переходили и падали с моста (см.: Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души кн. 4, гл. 36).
Какой из двух подходов наиболее правильный?
И первая, и вторая оценка роли мытарств в определении участи души вполне соответствует букве и духу Писания:
— И в первом и во втором случае Судьей признаётся Господь, в соответствии с Его точным предупреждением: «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор.32:35); «Я воздам» (Рим.12:19).
— И первое, и второе объяснение согласуется с формулой: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 5:7-8); «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27).
Между тем, с определенной долей уверенности можно сказать, что второй подход всё же острее фокусирует внимание на той нравсвенной истине, что возможность переселения в горние обители связана с внутренней способностью души жить в единстве с Богом и ближними, жить по закону и нормам святых. Если же душа, в течение жизни на земле, такой способности не выработала, она и осуждается на мучения в аду. Что ей делать в Царстве святых? К тому же, этот подход очевидней сближается со словами: «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир.11:26).
Бывают ли случаи особого восхождения к Небу?
История знает такие примеры. А вообще, чем чище душа, тем свободней её устремление выспрь. Положим, душу Пресвятой Богородицы, после Успения, лично принял Христос.
***
Митрополит Иларион Алфеев: «Вне зависимости от того, насколько буквально воспринимаются свидетельства о мытарствах – будь то древние или современные свидетельства – учение о том, что после смерти человека ждет испытание, следует считать общепринятым для православной традиции. Это испытание в учебниках по догматическому богословию называют «частным судом», в отличие от того всеобщего Страшного Суда, на котором определяется окончательная посмертная участь каждого человека.»
1-ое мытарство: Празднословия и смехотворства.
Грех празднословия - праздное расточительство слов, многословие, невоздержанность в речи, когда дар слова используют для лжи, клеветы и брани. Пустой вздорный разговор. Грех словом - это не только празднословие, но и многоглаголание, пустословие, насмешки, сюда же относятся злые и нескромные шутки.
Осмеяние чьего либо уродства, суетная болтливость, безвременный и чрезмерный смех, смех глупый и беспричинный, пересуды, двоедушие, сплетни, остроты на счёт других, непристойные шутки, злонамеренное ябедничество, бранные, скверные, легкомысленные слова и кощунственные речи, пустые и бесполезные разговоры. Не надо думать, что грех празднословия незначительный и не тяжкий. Попробуйте сосчитать сказанные за день пустые слова... А за неделю, за месяц, а сколько их соберётся за год? Сложите их в пустой мешок и попробуйте приподнять его... Будет нелегко. Вот так "незначителен" этот грех, что перетянет все другие грехи за своей многочисленностью.
2-ое мытарство: лжи и клятвы.
Неисполнение данных обещаний, неискренность, лицемерие, преувеличение, хвастовство, ложный донос, сложение своей вины на невиновного, лицемерие, лукавство, хитрость, оклеветание, клятвопреступление, утаение на исповеди греха или пересказывание чего-либо ложного, нарушение клятвы, присяги, обетов, лжесвидетельство. Многие старцы признавали грех лжи противоестественным для человека, противным самой его природе. Ведь родоначальник и отец лжи есть диавол, первый обманщик и лицедей, возомнивший себя Богом и предложивший съесть Еве и Адаму запретный плод, чтобы "стать как Боги..."
3-е мытарство: осуждения и клеветы.
Грех осуждения - склонность подмечать, запоминать и называть чужие недостатки, совершать явный или внутренний суд над ближним. Этот грех находится в тесной связи со страстью гордости, осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого. Грех оклеветания (часто произрастает из греха зависти) - это значит обесславить, похулить, посмеяться над чужими пороками, уничижение, забвение собственных согрешений и недостатков при невнимании к ним.
Всякое двоедушие по отношению к ближнему, даже малые и незначительные слова и поступки направленные к тому, чтобы представить нашего ближнего в худшем виде, всякое осуждение даже косвенно и вскользь - есть грех.
4-ое мытарство: чревоугодия и пьянства.
Страсть объядения и пьянства - это потерявшее правильность естественное желание пищи и пития, требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, нежели нужно для поддержания жизни и сил телесных, на которое излишнее питание действует противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их. Грех пьянства - постоянное питие крепких напитков, нюхание различных зелий, курение табака, употребление других веществ, доводящих человека до опьянения.
В современном обществе распространён грех употребления наркотиков, приводящий душу в безумное состояние и убивающий её. К этому греху относится и спаивание вином (или чем нибудь иным), оплачивание услуг водкой, табаком и другими товарами, приводящими человека ко греху пьянства. Питие и ядение прежде Божественной Литургии в праздники и в воскресение. Несоблюдение поста в среды и пятницы и четырёх постов, установленных Церковью. Употребление рыбы и вина в те дни поста, когда нет на них разрешения. Нарушение любого поста скоромною пищею.
5-ое мытарство: лености.
Грех лености - это беспечность, лень и нерадение в служении Богу, оставление церковных и домашних молитв, тунеядство, неисполнение или недобросоветное исполнение своих обязанностей. Леность - это праздность, ничегонеделание, неблагодарность Богу, опущение по лености церковных служб, уныние и небрежение о своей душе. Грех лености относится к семи смертным грехам.
Современный человек очень любит покой и комфорт, окружает себя предметами удобными и изнеживающими его плоть. В жизни такого человека нет места для малейшего ущемления приятностей для души и прелестей для тела. Леность приводит к эгоизму и себялюбию, поражает и парализует волю человека, делая её неспособной к исправлению и духовному подвигу.
6-ое мытарство: воровства (татьбы).
Хищение (татьба) - грех, совершённый против чужого имущества, т.е. воровство - грубое, явное, тайное, хитростью, благовидное, с насилием. Виды хищения разнообразны: грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство, всякое присвоение чужой собственности путём обмана.
Принятие краденного (покупка и хранение), расхищение казённых денег или вещей полученных на хранение. Насильственное задержание чужой собственности, которая случайно оказалась в твоих руках. Утаение найденной вещи, необличение и скрывание знаемого вора. Роскошь, расточительство, мотовство, трата денег на суетные дела. Многим кажется незначительным не заплатить за свет (мол,у государства и без того денег много), не вернуть в библиотеку понравившуюся книгу, но вот из таких мелочей и складывается этот грех.
7-ое мытарство: сребролюбия и скупости.
Это грех чрезвычайной важности: в нём одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Притворное нищенство. Уклонение от платежа долга, утаение найденного, обман при продаже, удержание платы с работника, неподаяние милостыни, непосещение больных, отказ в помощи страннику. Страсть к деньгам, к принятию даров, роскоши, пристрастие ко всякого рода вещам, драгоценностям, украшениям и нарядам.
Само чувство довольства от обладания материальными благами губительно для души. Можно с вожделением любоваться не только кучей денег, но самым невинным золотым колечком. Ведь в Евангелии сказано: "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше..." (Мф. 6:21)
8-ое мытарство: лихоимства.
Грех лихоимства - это грех присвоения чужого и мздоимства (давание денег в рост, неправедное приобретение, участие в лотерее, игра на бирже и прочее).Греху лихоимства всегда сопутствуют скупость и сребролюбие. Взяточничество, спекуляция, безбилетный проезд в общественном транспорте. Сейчас очень популярны всякие шоу и игры, в результате которых человек выигрывает деньги, практически не трудясь для этого.И совершенно порабощает волю человека игра в игровые автоматы, в рулетку, когда игроки проводят целые ночи в казино.
9-ое мытарство: неправды.
Ложь - это сознательная попытка обмануть, используя любую форму неправды. Нет, пожалуй, ни одного более распространённого греха, чем ложь. Ложь по нужде, обман не в шутку, двуязычие, тайные козни против людей, лукавство, оправдание себя перед другими при полном сознании своей вины, изворотливость, лесть или неискреннее сочуствие в обращении с людьми, подкуп, неискренний или неправдивый отзыв о человеке, бесчестие человека на словах (в письме или другим каким-либо образом), разглашение чужих пороков, слушание наговоров и по ним суждение о людях.
У многих людей входит в привычку слегка прихвастнуть, добавить что-то к произшедшему, придумать на ходу убедительный ответ начальнику, изменив чуть-чуть действительность, но всё это будет ложью.
10-ое мытарство: зависти.
Грех зависти - зложелание, злорадство. Зависть чужому успеху, положению в обществе. Желание неудачи, провала, печального исхода для чужих дел. Радость чужому несчастью, неудаче. Зависть может довести до всякого злодеяния ближнему. Грех зависти относится к семи смертным грехам. Презрение кого-либо и почитание себя лучше, достойнее и праведнее других. Внушение злого совета, всегдашнее недовольство своим состоянием.
Наше общество серьёзно больно этим грехом и нет человека, который бы не смотрел в сторону соседа, - чего тот приобрёл нового: машину, дом или просто модное платье, испытывая отнюдь не радостные за него чувства. Даже разговоры про богатых и бедных небезобидны: в основе их лежит часто чувство зависти к чужому имуществу.
11-ое мытарство: гордости.
Тщеславие, самонадеянность, презрение к другим, невоздаяние должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и неповиновение им. Стремление к почестям и требование для себя уважения от других, славолюбие любовь к чинам, высокомерие, хвастовство, напыщенность, тщеславие, чванство, безсовестность, надменность, отчуждённость от других людей, в чувстве превосходства над другими.
Обратите внимание, в разговорах о ближнем чего вы рассказываете больше: хорошего о них или плохого? Подумайте, сколько раз в день вы произносите слово "я" - это и будет небольшим показателем вашей гордости.
12-ое мытарство: гнева.
Грех гнева - вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание о мести, раздражительность, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума. Это непристойный крик, спор, бранные, жестокие, колкие слова, ударение, толкание, убийство. Гнев проявляется в ссорах с ближними, в воспитании детей; в поведении - грубость, хамство, наглость, злая насмешливость, ярость. Даже по отношению к бессловесной твари испытывать гнев, бить животных, а также раздражаться на неодушевлённые предметы, срывать на них злость является грехом.
13-ое мытарство: злопомнения.
Грех злопомнения (памятозлобия) - это злопамятство, непрощение обид, мстительность. Памятозлобные люди излишне требовательны к ближнему, долго помнят и держат в сердце обиду, чтобы возздать злом за зло. Этот грех противоречит и духу и букве Евангелия Христова. Не прощая других, отмщая им за обиду, содержа в памяти зло на другого, мы не можем надеяться на прощение собственных грехов Отцом Небесным.
Вспомните, сколько обидных слов, сказанных в ваш адрес, вы носите в своём сердце, иногда во всех подробностях помните ссору. Не утешайте себя тем, что вы потерпевшая сторона. В таком сердце, где нет места любви и прощению, нет места и для благодати Божией. Умейте прощать всем сердцем своих ближних.
14-ое мытарство: убийства.
Страшнейшим грехом во все времена считалось - убийство - лишение другого величайшего дара Господня - жизни. Такими же страшными грехами являются самоубийство и убийство во чреве - аборт. Очень близки к совершению убийства те, кто во гневе на ближнего допускает рукоприкладство, нанося ему побои, раны, увечья. Виновны родители жестоко обращающиеся со своими детьми, те кто сплетнями, наговорами и клеветой вызывал озлобление в человеке против кого-либо третьего.
Своевременное неоказание помощи больному, умирающему, равнодушие к чужим страданиям - рассматривается как пассивное убийство (отношение к престарелым родителям со стороны детей). Неоказание помощи человеку попавшему в беду (бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому и т. д.). Мы убиваем ближнего не только руками или оружием, но и жестокими словами, бранью, издевательством, насмешкой над чужим горем. Те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха. Убийство животных без нужды в пропитании, истязание их. Отказ от лечения, намеренное неисполнение предписаний врача, сознательное нанесение вреда своему здоровью чрезмерным употреблением вина, курением табака. Телесное наказание кого-либо по жестокости до смерти. Доставление убийцам убежища, доставление к убийце или самоубийце средств к преступлению, умолчание о чьём-либо приготовлении или самом покушении к убийству. Содействие к ускорению чьей-либо смерти, отказ врача в помощи заболевшему, умышленное замедление в лечении больного или лечение небрежное, недосмотр за больным в беспамятстве, жестокость к убогим и уродам, доведение кого-либо до внезапной смерти или самоубийства. Продажа в пищу чего-либо вредного для здоровья. Осуждение на суд невинного или оправдание виновного, зная о невиновности первого и виновности последнего.
15-ое мытарство: чародейства, обаяния, призывания бесов.
Ворожба, использование богослужебных предметов для этой цели, гадание на картах, участие в каких-либо еретических таинствах и обрядах, сознательное заупокойное поминание живых лиц, заговоры, распространение слухов о конце мира, ложных чудесах и знамениях, обращение к колдунам, гадалкам, ворожеям, занятия теософией, окультизмом, спиритизмом, призывание бесов.
Очень близки к контакту с невидимым бесовским миром, так называемые современные лженауки, такие как экстрасенсорика, использование медиумов для познания будущего, астрология. Неудивительно для нематериальных духов, находящихся под властью диавола, узнать будущее о человеке. Но поражает та безумная беспечность, которой отдаётся человек, общаясь с тёмным миром духов. Получается, что современному человеку легче верить бесам (через какого-нибудь самозванного оракула), чем Святому Богу и Церкви, предостерегающей от такого общения.
16-ое мытарство: блуда.
Блуд - плотская связь холостого мужчины и незамужней женщины до брака (или нарушение целомудрия юношей или девушкой до брака), всякая блудная мысль, мечтание, мысленные услаждения, усладительные воспоминания бывших своих грехов, чтение литературы и просмотр фильмов, фотографий вызывающих страстное любопытство и описывающих разврат, скверноматерная брань, всякое сквернословие, обольщение невинного лица, издание и распространение соблазнительных сочинений или изображений.
Помните, что грех этот начинается с малого попущения и быстро берёт в плен, зажигая страстной похотью человеческую плоть. Современное воззрение на так называемые "свободные отношения" является настоящим блудом в очах Божиих и перед лицом Святой Церкви.
17-ое мытарство: прелюбодеяния.
Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности одним из супругов. Гражданский брак без церковного венчания, отговор и прямое препятствие другим вступить в законный брак, незаконная беременность, взаимное уклонение супругов друг от друга для свободного сожительства с другими, самовольный развод, оставление женой мужа и наоборот - во время болезни или другого несчастья, вступление в брак при живой жене или при живом муже. Своевольное самоуправство жены, уклонение от благочестивой жизни, непослушание и неподчинение мужу. Уклонение от благочестия и своевольное поведение мужа, ревность, упрёки между супругами из-за бесплодства.
18-ое мытарство: содомское мытарство.
Кровосмешение (плотская связь между близкими родственниками), противоестественные половые связи (мужеложство, лесбиянство, малакия. скотоложство), согрешение блудом с разными лицами, наложничество. Впадение в блуд в кумовстве, с крестниками, вообще в духовном родстве.
В современном обществе уже спокойно смотрят на однополые браки и нас уже не удивляет открытое бесстыдное поведение многих известных в обществе людей. Даже сочуствие к ним и понимание "их проблем" есть грех и соучастие в содомском грехе.
19-ое мытарство: ересей и расколов.
Неправые мудрования о вере, отступничества от православного исповедания веры и её искажение, неверие, сомнение о вере, порицание святыни, сочуствие еретическим и сектантским учениям. Хульные и бранные слова по отношению к церкви и её святыням. Открытое навязывание и учительство материалистических взглядов, атеизм, участие в атеистических организациях (пионеры и т. д.), исповедующих неверие в Бога.
20-ое мытарство: немилосердия и жестокосердия.
Милосердие - сердоболие, сочуствие, любовь в деле, готовность делать добро всякому (Даль). В Нагорной проповеди, которую произнёс Господь на горе Блаженств, в Евангелии от апостола Матвея сказано: " Блаженны милостивые,
ибо они помилованы будут" (Матвея 5:7) Дальше, в Евангелии от апостола Луки говорится: "будите милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Луки 6:36). Здесь Священное Писание нас учит быть милосердными и ставит нам в пример Отца нашего Господа Бога. Вообще мы должны стараться приближаться в своих качествах к Господу Богу.
Одна из самых главных обязанностей христианина это на деле проявлять свое доброжелательство, благотворительность, милосердие и любовь к другим; не думая о личной выгоде и корысти. Христианин должен всегда оказывать телесную и духовную помощь своим близким. Милосердный человек имеет доброе сострадательное сердце и любящую душу.
Нужно помочь нуждающимся, больным и немощным (одеть, накормить и напоить). Кроме помощи телесной, нужно оказывать и духовную помощь. Если у нашего близкого затруднение, печаль, горе то нужно помочь делом, советом, направить или наставить. Если мы видим, что наш близкий заблуждается и грешит, то наш долг помочь, направить и объяснить ему, что его поступок - грех. Но все это нужно делать не со злобной критикой, но как доктор советовать и с любовью и лаской наставлять и спасать его от греха. (В этом случае православно-христианское учение совершенно несогласно с принятым в нашем обществе подходом не вмешиваться в чужие дела). У немилосердного человека жестокое несострадательное сердце: по-настоящему он никого, кроме себя, не любит. Такой человек подобен Евангельскому фарисею: он исполнил все добродетели, кроме последней - милосердие.
Чтобы не грешить немилосердием нужно - при всякой возможности - делать противоположную добродетель, то есть нужно оказывать милосердие ближнему и всякой твари. За дела милосердия Господь прощает многие наши грехи.