Введение в Закон Божий

Данная программа разработана на основе Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

Основными целями развития и воспитания учащихся воскресной школы являются:

  • воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился правилом их жизни;
  • совместное воцерковление детей и их родителей;
  • формирование единой воспитательной среды – храм, воскресная школа, семья.

Эти цели могут быть достигнуты при реализации следующих задач.

  • Воспитание благоговейного отношения к святыне.
  • Разъяснение учащимся содержания и смысла церковного богослужения, помощь в подготовке к церковным таинствам.
  • Обучение молитве церковной и домашней.
  • Формирование православных представлений о Боге, мире и человеке.
  • Объяснение понятий греха и добродетели.
  • Разъяснение нравственных ценностей и их приложение к современной жизни.
  • Формирование у учащихся православного отношения к сокровищам культуры.
  • Воспитание чуткости к членам семьи и ближним, умение проявлять терпение и заботу о них, воспитание навыков милосердной заботы.
  • Работа с родителями.

«ВВЕДЕНИЕ В ЗАКОН БОЖИЙ» (В ТРЕХ ЧАСТЯХ) (28 ЗАНЯТИЙ)

Продолжительность занятий 15–20 минут.

Цель: формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и традиции, православной культуре, первичного духовного опыта, первичных навыков взаимодействия в рамках приходской общины.

Задачи.

Усвоение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих задач:

  • заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;
  • пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;
  • воспитать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;
  • развивать творческие способности, направить их на умственное и эстетическое развитие ребенка;
  • помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;
  • развивать нравственные чувства, дать представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

«Часть 1. Введение в Закон Божий»

Бог – Творец мира. Иисус Христос, Сын Божий. Мир есть творение Божие. О святых ангелах. Ангелы Хранители. Библия – Священная книга. Евангелие – книга о земной жизни Сына Божия – Иисуса Христа. Крестное знамение. О святых иконах и святых людях. Главные православные праздники.

Молитвы. Понятие о молитве. «Царю Небесный», «Отче наш», «Достойно есть», Ангелу Хранителю (можно в сокращении), тропарь Пасхи.

«Часть 2. Священная библейская история»

Ветхий Завет. О сотворении мира. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп и спасение Ноя. Бог заключает завет с Авраамом. Иосиф. Моисей (кратко).

Новый Завет. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Светлое Воскресение Христово (Пасха).

«Часть 3. Богослужение и таинства»

Храм – дом Божий. Устройство храма (кратко). Благословение священника.

Форма проведения занятий: игры, тематические беседы, музыкально-двигательные упражнения. Допустимы урок-беседа, урок-игра, урок-путешествие, урок-квест, урок-«творческая мастерская», урок-видеоэкскурсия, урок-«мини-спектакль» (кукольный или с использованием разрезных карточек героев), комбинированный урок с частой сменой познавательно-развивающих упражнений.

Основной упор педагогом (лицом, осуществляющим обучение религии и религиозное воспитание) должен делаться на содействии гармоничному развитию духовно-нравственной, творческой и интеллектуально-познавательной сфер личности ребенка посредствам игровой деятельности.

Планируемый результат.

По итогам усвоения «Введения в Закон Божий» воспитанник должен обладать определенными знаниями и умениями:

  • понимание, что Бог ─ Творец мира;
  • знание о молитве: что такое молитва, почему она необходима, где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи;
  • представление о Церкви Христовой как доме Божием;
  • представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
  • знание заповедей Божиих (обзорно);
  • знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;
  • умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
  • иметь представление о праздниках Рождества Христова и Светлого Воскресения Христова (Пасхи);
  • умение петь простые песнопения;
  • умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.

1 год обучения (5-6 лет) – 28 часов.

Тема

Содержание

Кол-во часов

Раздел 1. «Ветхий Завет»

1.

Сотворение мира.

Шестоднев. Сотворение человека.

2

2.

Грехопадение.

Изгнание из Рая.

1

3.

Каин и Авель.

История греха.

1

4.

Вавилонская башня.

Смешение народов.

2

5.

История Ноя.

Потоп.

2

6.

История Авраама.

Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры

1

7.

История Исаака.

Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу.

1

8.

Египетское рабство.

Период Египетского рабства. Призвание Моисея. Казни египетские. Исход из Египта. Чудеса, сопровождавшие исход израильтян.

1

9.

История Моисея.

Рождение Моисея. Египетские казни. Переход евреев через Чермное море.

2

10.

Декалог. Заповеди Моисея.

Дарование Синайского законодательства.

2

Раздел 2. Православный катехизис

1.

Знакомство с православным храмом.

Крест. Крестное знамение. Отличие храма от простого здания. Колокольня. Колокольный звон.

2

2.

Внутреннее убранство храма.

Свечи, подсвечники, аналой. Храм во время Великого поста.

2

3.

Иконостас.

Иконы Спасителя и Богородицы, ангела-хранителя.

2

4.

Знакомство с праздниками.

Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Богоявление. Вход Господень в Иерусалим, Пасха.

3

5.

Поведение в храме.

Мы причащаемся. Детский пост.

2

6.

Священнослужитель.

Священник совершает таинства: крестит, венчает, отпевает.

2

 

2 год обучения (6-7 лет) – 28 часов.

Тема

Содержание

Кол-во часов

Раздел 1. Православный катехизис.

1.

Внешнее строение храма

Формы храмов (корабль, крест, круг). Разное количество куполов. Звон перед богослужением – благовест (благая весть). Значение колокольного звона. Самые знаменитые колокольни России.

2

2.

Внутреннее строение храма.

Притвор. Алтарь. Что мы видим в храме (иконы, распятие, лампады, подсвечники и т.д.).

2

3.

Крест.

Формы креста. Распятие. Смысл нательного креста.

2

4.

Праздники.

Икона праздника, краткая история праздника.

2

5.

Прощеное воскресение.

Начало Великого поста.

2

6.

Понятие о молитве.

Слова молитвы. Необходимость молитвы. Молитва-прошение, молитва-благодарение, молитва-покаяние. Молитвы церковные (соборность действия молитвы в храме). Молитвы домашние.

2

7.

Образ Божий. Иконография.

Спаситель. Богородица. Ангел Хранитель. Святые. Отличие иконы от картины. Храм. Роспись храма.

2

8.

Священное писание о сотворении мира.

Красота родных просторов в произведениях искусства. Лес, река, море – красота Божиего мира. Дары природы. Красота природы в произведениях художников. Необходимость бережного отношения к природе.

2

Раздел 2. «Новый Завет»

1.

Рождение Иисуса Христа.

История праздника Рождества Христова. Рождество Христово в памятниках культуры и традициях русского народа

2

2.

Жизнь Иоанна Крестителя.

Рождение, начало служения, кончина.

1

3.

Христос и ученики — апостолы.

Значение слова «апостол». Избрание апостолов.

1

4.

Христос и дети.

Воскрешение сына наинской вдовы. Воскрешение дочери Иаира. Исцеления людей.

2

5.

Чудеса Христа над природой.

Хождение по водам. Насыщение пяти тысяч.

2

6.

Вход Господень в Иерусалим.

Воскрешение трехдневного Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение.

2

7.

Путь на Страсти. Распятие. Крестная смерть.

Гефсиманское моление. Предательство Иуды. Пленение Христа. Суд у Пилата.

2

8.

Воскресение Христово. Пасха.

Явление Христа ученикам. История апостола Фомы. Вознесение Христа. Сошествие Святого Духа на учеников. Дары Святого Духа.

2

 

Формы контроля и оценки достижений воспитанников

Контроль личностных результатов учебно-воспитательной деятельности в рамках дошкольной ступени необходимо осуществлять в форме собеседования, тестирования (например, тест «Мои три желания») и личных наблюдений учителя, которые позволяют выявить:

а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе;

б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;

в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.;

г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им;

д) степень сформированности целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии;

е) степень развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека;

ж) степень развития нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

з) степень сформированности эстетических потребностей, ценностей и чувств;

и) степень сформированности ответственности и прилежания в учебе;

к) степень сформированности установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Контроль предметных результатов учебно-воспитательной деятельности в рамках дошкольной ступени необходимо осуществлять в следующих формах:

  • творческие задания (нарисовать рисунок, сделать поделку),
  • собеседование (позволяет выявить сформированность понимания того, что Бог есть Творец мира; представления о Церкви Христовой как доме Божием; представления о Библии как Священной книге; наличие основ православного мировосприятия; направленность личности к познанию Бога; чувства благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру как творению Божиему и т. д.);
  • задания на анализ, сравнение, сопоставление, обощение (позволяет выявить знание главных сюжетов из Священного Писания: о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа, знание Заповедей Божиих (обзорно), знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье, умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых);
  • самостоятельное прочтение и слушание молитв (молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи).

Информационное и материально-техническое обеспечение

1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Интернет

Список литературы

  1. Таушев, архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. - М., Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2008.
  2. Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) / Кузьмин, И. А. М.: Издательский дом «Истоки», 2006.- 24 с.
  3. Гладков, Б. И. Толкование Евангелия. Репринтное издание / Б.И.Гладков.- М.: Московское Патриархат, Единецко-Бричанская Епархия, 2003.
  4. Григорьева, Е. Детская православная энциклопедия (для детей среднего школьного возраста) / Е. Григорьева.- М.: «Росмен», 2008.
  5. Евангельская история в рассказах о двунадесятых праздниках. Составитель Наталья Горбачева.- М.: Издательство «Паломник», 2008.
  6. Закон Божий. Для семьи и школы. Религиозно-просветительское издание. Составитель протоиерей Серафим Слободской.- М.: Издательство Московской Патриархии, 2009.
  7. Закон Божий. Начальное наставление в православной христианской вере. Составитель протоиерей Дмитрий Соколов.- М.: Издательство «Русский Хронограф», 1998.
  8. Иванова, С. Ф. Введение во храм слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома / С.Ф. Иванова. - М.: Издательство «Отчий дом», 2004.- 392 с.
  9. Иванова, С. Ф. Как вести ребенка по пути к храму слова. Методическое комментарии и рекомендации для педагогов и родителей к учебному пособию по риторике «Введение во храм слова» / С.Ф. Иванова.- М.: Издательство «Отчий дом».
  10. Моя первая книга о православной вере. Пособие по Закону Божию.- М.: Издательский Совет РПЦ, 2007.