Данная программа разработана на основе Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.
Основными целями развития и воспитания учащихся воскресной школы являются:
Эти цели могут быть достигнуты при реализации следующих задач.
«ВВЕДЕНИЕ В ЗАКОН БОЖИЙ» (В ТРЕХ ЧАСТЯХ) (28 ЗАНЯТИЙ)
Продолжительность занятий 15–20 минут.
Цель: формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и традиции, православной культуре, первичного духовного опыта, первичных навыков взаимодействия в рамках приходской общины.
Задачи.
Усвоение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих задач:
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
«Часть 1. Введение в Закон Божий»
Бог – Творец мира. Иисус Христос, Сын Божий. Мир есть творение Божие. О святых ангелах. Ангелы Хранители. Библия – Священная книга. Евангелие – книга о земной жизни Сына Божия – Иисуса Христа. Крестное знамение. О святых иконах и святых людях. Главные православные праздники.
Молитвы. Понятие о молитве. «Царю Небесный», «Отче наш», «Достойно есть», Ангелу Хранителю (можно в сокращении), тропарь Пасхи.
«Часть 2. Священная библейская история»
Ветхий Завет. О сотворении мира. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп и спасение Ноя. Бог заключает завет с Авраамом. Иосиф. Моисей (кратко).
Новый Завет. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Светлое Воскресение Христово (Пасха).
«Часть 3. Богослужение и таинства»
Храм – дом Божий. Устройство храма (кратко). Благословение священника.
Форма проведения занятий: игры, тематические беседы, музыкально-двигательные упражнения. Допустимы урок-беседа, урок-игра, урок-путешествие, урок-квест, урок-«творческая мастерская», урок-видеоэкскурсия, урок-«мини-спектакль» (кукольный или с использованием разрезных карточек героев), комбинированный урок с частой сменой познавательно-развивающих упражнений.
Основной упор педагогом (лицом, осуществляющим обучение религии и религиозное воспитание) должен делаться на содействии гармоничному развитию духовно-нравственной, творческой и интеллектуально-познавательной сфер личности ребенка посредствам игровой деятельности.
Планируемый результат.
По итогам усвоения «Введения в Закон Божий» воспитанник должен обладать определенными знаниями и умениями:
1 год обучения (5-6 лет) – 28 часов.
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Раздел 1. «Ветхий Завет» |
|||
1. |
Сотворение мира. |
Шестоднев. Сотворение человека. |
2 |
2. |
Грехопадение. |
Изгнание из Рая. |
1 |
3. |
Каин и Авель. |
История греха. |
1 |
4. |
Вавилонская башня. |
Смешение народов. |
2 |
5. |
История Ноя. |
Потоп. |
2 |
6. |
История Авраама. |
Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры |
1 |
7. |
История Исаака. |
Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу. |
1 |
8. |
Египетское рабство. |
Период Египетского рабства. Призвание Моисея. Казни египетские. Исход из Египта. Чудеса, сопровождавшие исход израильтян. |
1 |
9. |
История Моисея. |
Рождение Моисея. Египетские казни. Переход евреев через Чермное море. |
2 |
10. |
Декалог. Заповеди Моисея. |
Дарование Синайского законодательства. |
2 |
Раздел 2. Православный катехизис |
|||
1. |
Знакомство с православным храмом. |
Крест. Крестное знамение. Отличие храма от простого здания. Колокольня. Колокольный звон. |
2 |
2. |
Внутреннее убранство храма. |
Свечи, подсвечники, аналой. Храм во время Великого поста. |
2 |
3. |
Иконостас. |
Иконы Спасителя и Богородицы, ангела-хранителя. |
2 |
4. |
Знакомство с праздниками. |
Покров Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Богоявление. Вход Господень в Иерусалим, Пасха. |
3 |
5. |
Поведение в храме. |
Мы причащаемся. Детский пост. |
2 |
6. |
Священнослужитель. |
Священник совершает таинства: крестит, венчает, отпевает. |
2 |
2 год обучения (6-7 лет) – 28 часов.
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Раздел 1. Православный катехизис. |
|||
1. |
Внешнее строение храма |
Формы храмов (корабль, крест, круг). Разное количество куполов. Звон перед богослужением – благовест (благая весть). Значение колокольного звона. Самые знаменитые колокольни России. |
2 |
2. |
Внутреннее строение храма. |
Притвор. Алтарь. Что мы видим в храме (иконы, распятие, лампады, подсвечники и т.д.). |
2 |
3. |
Крест. |
Формы креста. Распятие. Смысл нательного креста. |
2 |
4. |
Праздники. |
Икона праздника, краткая история праздника. |
2 |
5. |
Прощеное воскресение. |
Начало Великого поста. |
2 |
6. |
Понятие о молитве. |
Слова молитвы. Необходимость молитвы. Молитва-прошение, молитва-благодарение, молитва-покаяние. Молитвы церковные (соборность действия молитвы в храме). Молитвы домашние. |
2 |
7. |
Образ Божий. Иконография. |
Спаситель. Богородица. Ангел Хранитель. Святые. Отличие иконы от картины. Храм. Роспись храма. |
2 |
8. |
Священное писание о сотворении мира. |
Красота родных просторов в произведениях искусства. Лес, река, море – красота Божиего мира. Дары природы. Красота природы в произведениях художников. Необходимость бережного отношения к природе. |
2 |
Раздел 2. «Новый Завет» |
|||
1. |
Рождение Иисуса Христа. |
История праздника Рождества Христова. Рождество Христово в памятниках культуры и традициях русского народа |
2 |
2. |
Жизнь Иоанна Крестителя. |
Рождение, начало служения, кончина. |
1 |
3. |
Христос и ученики — апостолы. |
Значение слова «апостол». Избрание апостолов. |
1 |
4. |
Христос и дети. |
Воскрешение сына наинской вдовы. Воскрешение дочери Иаира. Исцеления людей. |
2 |
5. |
Чудеса Христа над природой. |
Хождение по водам. Насыщение пяти тысяч. |
2 |
6. |
Вход Господень в Иерусалим. |
Воскрешение трехдневного Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение. |
2 |
7. |
Путь на Страсти. Распятие. Крестная смерть. |
Гефсиманское моление. Предательство Иуды. Пленение Христа. Суд у Пилата. |
2 |
8. |
Воскресение Христово. Пасха. |
Явление Христа ученикам. История апостола Фомы. Вознесение Христа. Сошествие Святого Духа на учеников. Дары Святого Духа. |
2 |
Формы контроля и оценки достижений воспитанников
Контроль личностных результатов учебно-воспитательной деятельности в рамках дошкольной ступени необходимо осуществлять в форме собеседования, тестирования (например, тест «Мои три желания») и личных наблюдений учителя, которые позволяют выявить:
а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе;
б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;
в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.;
г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им;
д) степень сформированности целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии;
е) степень развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека;
ж) степень развития нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
з) степень сформированности эстетических потребностей, ценностей и чувств;
и) степень сформированности ответственности и прилежания в учебе;
к) степень сформированности установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Контроль предметных результатов учебно-воспитательной деятельности в рамках дошкольной ступени необходимо осуществлять в следующих формах:
Информационное и материально-техническое обеспечение
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Интернет
Список литературы