Известно, что современный человек живет интенсивно и суетно. На него обрушивается поток информации, его берут в плен новые технологии. За одну неделю он успевает увидеть, услышать и перечувствовать столько, сколько его прадед не испытал и за пять лет. Более того, наш современник лицемерит, живет двойной жизнью, забывает о старых грехах, попадая в капкан врага рода человеческого. Душа его изнемогает от подобной жизни. И тут на помощь приходит древнее таинство Елеосвящения, или Соборования. Ведь елеосвящением называют таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные страдания, избавляющая его от грехов неосознанных и забытых. Однако необходимо понимать, что елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное исцеление: в таинстве исцеляется в первую очередь наша душа.
Таинство Елеосвящения было установлено, как мы знаем из Апостольских деяний, еще с древних времен. В Евангелии от Марка читаем, что апостолы, проповедуя по всей Палестине, помазывали больных маслом, излечивая их. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему, — писал апостол Иаков в своем Соборном послании (Иак. 5, 14-15).
Бытует мнение, что елеосвящение (соборование) совершается только над умирающим. Это ошибочное мнение. Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию».
По традиции таинство совершается собором семи священников, отсюда и его второе название — соборование, но допускается и меньшее число священства. Таинство состоит из семикратного чтения Апостола, Евангелия и молитв. После каждого евангельского чтения и молитвенного обращения к Богу священники помазуют освященным маслом (елеем), смешанным с вином, лоб, подбородок, щеки, грудь и кисти рук с двух сторон. Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи как свидетельство того, что Христос — свет в нашей жизни. По окончании последнего чтения Священного Писания священник возлагает раскрытое (словно руку Спасителя) Евангелие на головы соборуемых и молится о прощении их грехов. Затем можно взять немного освященного масла домой и помазывать им больные места или по каплям добавлять в пищу для оздоровления души и тела.
Помощью в подготовке к таинству нам могут послужить как будничные великопостные службы, так и более ответственное отношение к домашней молитве, с включением, например, в нее на время поста молитвы преподобного Ефрема Сирина. Кроме того, необходимо до или после соборования исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Без особой необходимости желательно участвовать в таинстве Соборования не чаще раза в год. Ведь таинство Соборования — это дополнительная мера, которая никак не может заменить таинство Исповеди, где мы можем покаяться в своих грехах, и таинство Евхаристии, где мы принимаем Тело и Кровь Христа во исцеление души и тела.
Для того чтобы принять участие в таинстве Соборования, необходимо прийти немного раньше назначенного времени и обратиться в церковную лавку храма, где запишут ваше имя для молитвенного поминовения во время совершения таинства. Продолжительность богослужения, во время которого совершается таинство Соборования — приблизительно три часа. Совершается таинство Соборования в храме один раз в году, как правило в дни Великого поста.
Если в соборовании нуждается тяжело болеющий человек, то его близкие могут обратиться в церковную лавку храма, чтобы пригласить священника домой или в больницу.
Детей до семи лет соборовать не принято, так как они еще не готовы к исповеди, а таинство Соборования — это таинство Покаяния, молитвенное обращение к Богу с просьбой очистить от греха, повреждающего нас и духовно, и телесно.