В 1551 году в Рязанской земле, у южных рубежей Московского государства, на высоком берегу реки Прони была заложена небольшая крепость — будущий город Михайлов: «А как ставили город и учали место чистити, где поставити церковь соборнаа Архангела Михаила, и тут обрели на том месте, где олтарю стояти, образ Архангела Михаила древнее письмо, ничим невредим, обложен серебром. И царь и великий князь и митрополит Макарей по тот образ посылали священников, и встретя его честно и пев молебны и отпустил на то место, в тот храм, где явился, и о сем Богу хвалу взъдаша.»
События, последовавшие за чудесным обретением образа, поражают своей масштабностью, а столь пристальное внимание первых лиц государства к новоявленной святыне представляется чем-то необычным, исключительным. В действительности же летописный рассказ являет собой отражение одной из характерных черт духовного облика святителя Макария (+1563, пам. 30 декабря), митрополита Московского и всея Руси — его трепетного и благоговейнейшего отношения к святыням вообще и к чудотворным иконам в частности. Содержащиеся в различных источниках сведения о житии митрополита Макария доставляют целый ряд примеров такого рода.