Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а.
Главная/Приходская стенгазета/15 мая. Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373)

15 мая. Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373)

← Предыдущая Следующая →
15 мая. Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373)

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился около 297 года в Александрии в христианской семье. По всей вероятности, образование он получил в знаменитом Огласительном училище в Александрии, в числе преподавателей которого был святитель Александрийский Петр († 311; память 25 ноября). Святой Афанасий хорошо знал право, философию, литературу, физику, астрономию и другие светские науки. По свидетельству святителя Григория Богослова († 389; память 25 января и 30 января), основное внимание он уделял изучению Священного Писания. Духовное воспитание и образование святой Афанасий завершил в обществе великих подвижников, одним из которых был и преподобный Антоний Великий († 356; память 17 января), возможно, некоторое время был его наставником. Впоследствии святой Афанасий написал житие преподобного Антония, которое святитель Иоанн Златоуст († 407; память 27 января, 30 января и 13 ноября) советовал читать для духовного назидания. Известно, что преподобный Антоний глубоко почитал святого Афанасия и перед своей кончиной он завещал ему одну из своих одежд. Еще в отроческие годы святого Афанасия Господь открыл в нем великого служителя Церкви Христовой. Однажды будущий святитель со сверстниками играл на берегу моря. Во время игры дети-христиане решили крестить своих товарищей язычников. Так как святой Афанасий, особенно любивший посещать храм Божий, лучше других знал церковное Богослужение, то его избрали «епископом». Совершая крещение товарищей, святой Афанасий произносил слова в полном соответствии с церковным уставом.

Затем он сказал «новокрещенным» поучение. Все это с большим удивлением наблюдал находившийся поблизости епископ Александрийский Александр (312–326). Побеседовав с отроками, он признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. Через некоторое время родители святого Афанасия, по благословению епископа Александра, привели сына в храм и посвятили его Богу. С того времени святой Афанасий стал жить в доме епископа «как сын с отцом», был его помощником и секретарем. Таким образом, под благотворным влиянием известного защитника Православия, каким был Александрийский архипастырь, он с юных лет приобщился к служению Церкви, раздираемой в то время еретическими лжеучениями.

Проницательный ум святого Афанасия, дар рассуждения, основательное знание истин христианского вероучения, святая ревность о Господе уже тогда выделяли его в окружении епископа Александра. В 319 году епископ Александр рукоположил святого Афанасия в сан диакона. К тому времени относятся первые творения святого Афанасия: «Против язычников» и «О воплощении Бога Слова». В первом он объясняет возникновение язычества грехопадением человека и показывает нелепость и безнравственность мифологических преданий и суеверий языческого мира, а также указывает пути к познанию истинного Бога. Во втором сочинении святой Афанасий излагает учение об искуплении рода человеческого Господом Иисусом Христом и защищает это учение от нападок иудеев и язычников.

Когда в Александрии возникла так называемая арианская ересь, заключавшаяся в отрицании Божественной сущности Господа Иисуса Христа, святой Афанасий принял деятельное участие в борьбе епископа Александра против еретиков и тем самым возбудил к себе ненависть ариан. В 325 году святой Афанасий сопровождал епископа Александра в Никею на Первый Вселенский Собор, осудивший ересь Ария. На Соборе святой Афанасии произнес обличительную речь против ариан, которая была поддержана отцами Собора. С тех пор и до конца его жизни ариане подвергали святого Афанасия гонениям, клеветали на него императору и даже покушались на его жизнь.

Через пять месяцев после Никейского Собора, в 326 году, епископ Александр скончался. Александрийские клирики и паства единодушно избрали архипастырем святого Афанасия. Знакомясь с состоянием духовной жизни в Александрийской Церкви, он посетил Мареотскую область, а также отдаленные пределы своей архиепископии по реке Нилу. Возобновившиеся смуты ариан побудили святителя Афанасия возвратиться в Александрию. Вернувшийся из ссылки лжеучитель Арий и другие еретики не были приняты им в церковное общение. В течение нескольких лет ариане всеми способами старались сместить святителя Афанасия с Александрийской кафедры. Они измышляли одну ложь за другой, всячески пороча святого архипастыря перед императором и епископами других Церквей. Наконец, в 335 году император Константин Великий († 337; память 21 мая) собрал Церковный Собор в Тире для расследования обвинений против святителя Афанасия. Еретики преобладали на Соборе, святому Афанасию не дали возможности защищаться до конца и он, хотя и доказал ложность возводимых на него обвинений, был незаконно осужден и изгнан в Галлию, в г. Трир. Правителем Галлии в то время был старший сын Константина Великого тезоименитый ему Константин (впоследствии император Константин II, 337–340), который вместе с епископом Трирским Максимом принял святого изгнанника с большим почетом. В 338 году Константин II возвратил святителя Афанасия на Александрийскую кафедру. Однако после смерти Константина II ариане возбудили против святого Афанасия императора Констанция (337–361), правителя восточной части Византийской империи. Святитель Афанасий, спасаясь от разъяренных ариан, покушавшихся на его жизнь, скрывался в глубоком безводном колодце, куда ему приносил пищу некий боголюбивый христианин. Там он написал «Окружное послание» (341) к епископам всех Церквей, в котором призвал их оказать помощь Александрийской Церкви в борьбе с еретиками.

Через некоторое время святитель Афанасий отправился в Рим, где был принят святителем Юлием, Папой Римским (337–352). Через некоторое время святитель Афанасий вернулся в Александрию, однако ариане вновь пытались убить его, и он вынужден был возвратиться в Рим, где пробыл еще три года. Своей подвижнической жизнью святитель Афанасий снискал глубокое уважение правителя западной части Византийской империи Константа (337–350), который в письме к своему брату императору Констанцию потребовал пересмотреть дело святителя. Опасаясь разрыва с братом, Констанций в 347 году созвал так называемый Сардикийский Собор. Последствием этого было возвращение святителя на Александрийскую кафедру в 348 году. Как и прежде, святитель Афанасий всеми силами утверждал свою паству в истине. Устно и письменно он учил, что Сын Божий единосущен Отцу. После смерти Константа ариане вновь склонили на свою сторону Констанция, который изгнал святителя. Он удалился в Египетскую пустыню, населенную отшельниками. Там святитель Афанасий вел подвижническую жизнь и писал богословские труды, а также утешительные и назидательные послания к бедствовавшей и гонимой еретиками александрийской пастве.

Когда императором стал Юлиан, прозванный впоследствии Отступником (361–363), он вернул на свои кафедры всех изгнанных епископов, как православных, так и еретиков. Однако вскоре, публично отрекшись от Христа, Юлиан приказал «гнать Афанасия везде, где только можно». В царствование Иовиана (363–364) святитель Афанасий мирно управлял Александрийской Церковью, но это время было недолгим. В 364 году императором стал арианин Валент (364–378), который изгнал со своих кафедр православных епископов. Однако волнения в обширной империи и особенно в Александрии, готовой поднять мятеж против нового императора, заставили Валента вернуть святителя Афанасия на его кафедру.

В последние годы жизни святитель Афанасий продолжал ревностно бороться с разными еретическими заблуждениями, искажавшими православное учение о воплощении Сына Божия. Опровержению подобных учений святитель посвятил первую и вторую книги против Аполлинария, который исповедовал Никейский Символ веры, но неверно учил о человеческом естестве Иисуса Христа. Догматические определения святителя Афанасия о Божестве Святого Духа и о человеческом естестве в Иисусе Христе, объясняющие и дополняющие сказанное в Никейском Символе веры, настолько важны для Церкви, что святитель Григорий Богослов писал о них в «Похвальном слове Афанасию»: «Это полезнее продолжительных трудов и речей, предпочтительнее многих бдений; это равняется достославным изгнаниям и неоднократному бегству самого Афанасия»; «... Его жизнь и нравы – правило для епископов; его догматы? законы для Православия». В своих творениях святитель оставил Церкви духовное оружие и против тех ересей, которые возникли в следующем столетии.

Велики заслуги святителя Афанасия и в деле умиротворения Церкви. Важнейшим миротворческим деланием святителя была забота о восстановлении мира между Церквами Сирии и Малой Азии и Церковью Римской, а также об умиротворении Церкви Антиохийской. Письма святителя Василия Великого († 379; память 1 января) к святителю Афанасию показывают, какие надежды восточные епископы возлагали на него как посредника между ними и Западной Церковью.

Следуя в своей жизни правилам, которые усвоил еще в юности от подвижников благочестия, святитель Афанасий заботился о том, чтобы пример иноческой жизни назидал не только удалившихся от мира, но и всех православных христиан. Именно поэтому он призывал на служение Церкви и поставлял в пресвитеры и епископы достойных иноков, возвысившихся своими добродетелями. Примеру Александрийского архипастыря следовали и Предстоятели других Церквей.

Святитель Афанасий, прозванный за свои исключительные заслуги перед Церковью Христовой Великим, мирно отошел ко Господу 2 мая 373 года, после сорокасемилетнего управления Александрийской Церковью. За пять дней до кончины он посвятил в сан епископа Александрийского одного из своих сподвижников пресвитера Петра (управлял Александрийской Церковью с 373 по 380 год). Впоследствии мощи святителя Афанасия были перенесены в Константинополь.

См. также: "Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Дни памяти

15 мая
31 января

Святителю Афанасию Великому, Александрийскому

Тропарь, глас 3

Столп был еси́ правосла́вия,/ Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,/ священнонача́льниче Афана́сие:/ Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,/ посрами́л еси́ А́рия./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́,// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,/ умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,// те́мже тя пое́м, Афана́сие.

Молитва

О, всехва́льный и пресла́вный святи́телю Афана́сие Вели́кий, за ве́ру Правосла́вную ты был еси́ в до́лзех труде́х, мно́зех по́двизех, в пятикра́тных изгна́ниих и бе́гствех, претерпе́л еси́ мно́ги клеветы́ и оболга́ния, мно́гажды за ню хоте́ша врази́ твои́ уби́ти тя, и то́кмо Сам Бог чуде́сно сохрани́ тя от сме́рти. И все сие́ ты претерпе́л еси́ от нечести́вых еретико́в – ариа́н, с ни́ми же и боро́лся еси́, и и́хже, в пучи́не слове́с погрузи́в, терпе́нием твои́м препобеди́л еси́, и, злове́рие их от Це́ркве отгна́в и правосла́вное уче́ние насади́в, умно́жил еси́ се́мя ве́ры Христо́вой. Вои́стинну ты еси́ хра́брый во́ин Христо́в, я́ко во́ин бо, до конца́ дний твои́х сла́вно боро́лся еси́ за пра́вую ве́ру со еретики́. Вои́стинну ты еси́ столп ве́ры Правосла́вныя, и́бо ника́коже поколеба́ся ве́ра твоя́ Правосла́вная от сих гоне́ний ерети́ческих, но па́че утверди́ся и укрепи́ся, и не то́кмо у тя и у па́ствы твое́й, но и во всей Це́ркви Христо́вей. К тебе́ мо́лимся, уго́дниче Бо́жий, испроси́ у Христа́ Бо́га на́шего и нам име́ти ве́ру непоколеби́му и не уклони́тися от пра́ваго пути́ ея́, но до конца́ дний свои́х пребы́ти на нем, не боя́щеся ни ле́сти, ни преще́ния, ни да́же гоне́ния, и унасле́довати Ца́рство Небе́сное во сла́ве Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, иде́же ты и вси святи́и пребыва́ют. Ами́нь.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святой Афанасий Великий
(О том, как православным относиться к еретикам)

I. Св. Афанасий Великий, ныне прославляемый, родом из Александрии, был наставлен в мирской и в христианской мудрости и потому еще в сане диакона, бывши на Первом Вселенском Соборе, явил в себе ревнителя православия и сильного обличителя еретиков. Возведенный 28-ми лет в епископы Александрии, он всю жизнь провел в борьбе с арианами! Когда основатель ереси, Арий, сосланный в заточение по определению 1-го Вселенского Собора, был по просьбе сильных лиц возвращен из ссылки и многими церквами принят в общение, тогда один Афанасий не хотел принять еретика. «Еретики, вооружающиеся против Христа Спасителя, не имеют ничего общего с истинными чадами церкви Христовой», писал святой Афанасий императору Константину. Озлобленные ариане оклеветали Афанасия перед императором Константином Великим, будто Афанасий обременял народ тяжкими налогами, сносился с врагами империи, убил епископа Арсения и отрубленною его рукой чародействовал. Осужденный, по клеветам врагов, Афанасий должен был скрываться в дальние страны, а оставленная им паства, всегда горячо любившая его, терпела от насилия еретиков. Только к концу жизни он возвратился в Александрию и мирно прожил до смерти, случившейся в 373 г. по Р. X.

За свои сочинения о христианских истинах и за ревность к православию Афанасий называется «отцом православия».

II. Мы видели, братия, как относился к еретикам такой столп православия, как святой Афанасий Великий: он не желал иметь с ними никакого общения. Подражая сему учителю веры и борцу за православие, и мы должны во всех своих отношениях с еретиками, а также раскольниками и сектантами, наблюдать крайнюю осторожность, дабы не заразиться их, по истине, душеубийственным учением.

Посмотрим, как относились к еретикам другие святые, как говорят об этом церковные правила; укажем и на то, можно ли читать еретические сочинения.

а) Еще «при жизни апостола Иоанна Богослова», жил один лжеучитель по имени Керинф. Этот лжеучитель желал быть христианином; но утверждал, что Иисус Христос не есть Сын Божий, имеющий единое существо с Богом Отцом, а есть творение, подобное всем другим творениям, но только первое и наилучшее. Однажды этот нечестивый лжеучитель, унижавший достоинство Сына Божия, отправился в баню, бывшую в городе Ефесе. Туда же с некоторыми христианами вошел и апостол Иоанн. Но услыхав, что Керинф находится там, святой апостол сказал спутникам своим: «бежим отсюда; баня может загореться, ибо в ней находится нечестивый человек». Таким образом, святой апостол не желал быть даже под одною крышею с нечестивцем, дерзнувшим отвергать Божество Иисуса Христа. Этот же святой апостол и проповедник христианской любви, кротко относившийся ко всем грешникам, поучает христиан: «кто приходит к вам и не приносит сего учения (именно того, что Иисус Христос есть единородный Сын Божий), того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его».

Подобным же образом вели себя по отношению к лжеучителям, искажавшим основные истины христианского учения, и другие святые. Однажды еретики ариане распространили молву, будто всеми уважаемый «подвижник» и пустынник «Антоний Великий» вступил с ними в дружественные отношения. Удивленный их дерзкою ложью, святой Антоний воспылал праведным гневом и немедленно пошел в Александрию. Там перед епископом и всем народом предал их проклятию, называя предтечами антихриста.

Было бы ошибочно думать, чтобы Антоний через этот поступок нарушил добродетель христианского терпения и кротости... Не обличив дерзкую клевету, он подал бы случай другим о себе соблазняться: а что ужаснее, – невежды, которые не могут проникать намерений великого человека, могли бы предаться пагубной ереси. Молчать в этом случае было бы опасно и грешно.

б) Теперь послушаем, что говорят церковные правила о взаимных отношениях православных христиан с еретиками. Правила церкви относительно обращения православных с еретиками говорят следующее: «не дозволяется ни иметь общения с отлученными от общения, ни сходиться по домам и молиться с теми, которые не молятся вместе с церковию, и лиц, чуждающихся одной церкви, не принимать в другой. Если же окажется, что кто-либо из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира имеет общение с отлученными от общения, то да будет и сам вне общения, как нарушитель закона церковного». «Аще кто с отлученным от общения молится, хотя бы то было в доме, таковой да будет отлучен».

в) После сего не трудно видеть, что грешно не только читать, но даже держать у себя неправославные книги, например еретические и раскольнические. Пресвитер Кириак, державший в своей келлии еретические сочинения Нестория, был вразумлен в своей виновности следующим видением: он видел стоящих около своей келлии Жену, одетую в багряницу, и с Нею двух мужей, в коих он узнал Пресвятую Богородицу и сопутствовавших ей Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. В неизреченной радости благоговейвый пресвитер бросился ко стопам Богоматери и просил посетить его келлию. Но Она не согласилась, несмотря на его слезные просьбы, и, наконец, сказала: «как же ты хочешь, чтобы Я вошла к тебе, когда ты в своей келлии держишь врага Моего?»

Пробудившись от сна, Кириак в глубокой скорби начал размышлять: «кто бы это мог быть врагом Пресвятой Богородицы? Кроме меня со мною никого не было в келлии». Чрез несколько времени, занявшись чтением книг, пресвитер нашел между ними поучения еретика Нестория, осужденного на 3-м Вселенском Соборе за то, что называл Пресвятую Богородицу не Богородицею, а Христородицею, как бы от нее родился простой человек, а не вместе и Бог. Теперь только Кириак понял, кто был в его келлии враг Пресвятой Богородицы. Он тотчас сжег еретическую книгу, сказав: «пусть же с этих пор не будет у меня врага Пресвятой Богородицы».

III. Итак, да научат нас эти примеры святых и церковные правила не иметь никакого общения с еретиками в делах веры.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена