Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец, происходил из знатного и богатого рода Колычевых. С детства его готовили к государевой службе, но сердце будущего владыки не было привязано к мирским почестям и славе, и он сменил боярские одежды на рясу смиренного инока. 30 лет от роду постригся в Соловецком монастыре, где позже стал игуменом. Слава о настоятеле Соловецкой обители как человеке святой жизни, мудром и кротком правителе, а также образцовом хозяине разнеслась по всей Руси, и в 1566 году он, по настоянию Царя Иоанна Грозного, стал митрополитом Московским и всея Руси.
В трудные времена правления Иоанна Грозного и разгула опричнины митрополит Филипп пытался словом смягчить сердце сурового государя, но, увидев, что все попытки его безуспешны, смело поднял свой голос против жестокости, открыто порицая творимые беззакония, не побоялся вступить в открытый конфликт с правителем, за что был предан несправедливому суду и сослан в Тверской Отрочь монастырь. Первосвятитель Филипп претерпел душевные и телесные муки, издевательства и голод, но ничто не смогло поколебать его твердости и веры. Год спустя, 23 декабря 1569 года, святитель принял мученическую кончину от рук жестокого убийцы - опричника Малюты Скуратова. За три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Тайн. Тело святителя было предано земле там же, в монастыре, за алтарем храма.
В 1591 году игумен Соловецкого монастыря Иаков, ученик святителя Филиппа, обратился от имени всей братии к благочестивому царю Феодору Иоанновичу, сыну и наследнику царя Иоанна Грозного, с просьбой перенести тело митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь, где он был долгие годы настоятелем (1548–1566). Затем, с личным царским посланием к Тверскому епископу Захарии, игумен Иаков отправился в Тверь, в Отрочь монастырь – место мученической кончины митрополита Филиппа, где и были обретены нетленные мощи святого. Из Твери гроб с нетленным телом святителя Филиппа был перенесен в Соловецкий монастырь и положен в могилу, приготовленную им для себя еще во время пребывания в этом монастыре, под папертью храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба своего бывшего наставника, духовника и уставщика Соловецкой обители иеромонаха Ионы (Шамина). Летопись Соловецкого монастыря сохранила описание чудес, которые происходили после возвращения святителя Филиппа в родную обитель. Много раз святитель являлся братии и местным жителям с помощью и исцелением. Слава о чудесах святителя Филиппа, заступника земли Русской, быстро распространялась, и много людей притекало в Соловецкую обитель поклониться его святым мощам.
В 1646 году Соловецкий архимандрит Илия ездил в Москву к царю Алексею Михайловичу и с обращением к Патриарху Иосифу, чтобы тот «способствовал ему перед царем, дабы перенести мощи Святого в созданную им церковь боголепного Преображения Господня». После получения игуменом Соловецкого монастыря Илией грамоты Патриарха Московского и всея Руси Иосифа об открытии мощей святителя Филиппа, его святые мощи были торжественно переложены в новую гробницу и поставлены в Преображенском соборе Соловецкой обители.
В начале 1652 года митрополит Новгородский Никон (впоследствии Святейший Патриарх), в епархии которого находился Соловецкий монастырь, обратился к Патриарху Иосифу с предложением перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Святейших Патриархов Иова и Ермогена.
По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон в марте 1652 года отправился на Соловки с покаянной грамотой царя Алексея Михайловича, в которой он молитвенно просил святителя Филиппа о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного. Текст грамоты, вероятно, был продиктован царю митрополитом Никоном. В грамоте Алексей Михайлович обращался к почившему святителю как к живому и просил его возвратиться в Москву: «Ничто столько не печалит души моей, пресвятый Владыко, как то, что ты не находишься в нашем Богохранимом царствующем граде Москве, во святой соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, вместе с бывшими до тебя и по тебе святителями, чтобы ради ваших совокупных молитв, всегда неподвижной пребывала Святая Соборная и Апостольская Церковь и вера Христова, которою спасаемся. Молю тебя, приди сюда и разреши согрешение прадеда нашего, царя и великого князя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно, завистию и несдержанною яростию. Хотя я и не повинен в досаждении тебе, но гроб прадеда приводит меня в жалость, что ты со времени изгнания твоего и доселе пребываешь вдали от твоей святительской паствы. Преклоняю пред тобою сан мой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь ему согрешение его своим к нам пришествием и да упразднится поношение, которое лежит на нем за изгнание тебя. Молю тебя о сем, о священная главо, и преклоняю честь моего царства пред твоими честными мощами, повергаю на умоление тебе всю мою власть...».
Митрополит Никон в сопровождении князя И. Н. Хованского и большой свиты добрался до берега Белого моря 13 мая. Первая попытка достичь Соловецких островов оказалась неудачной: буря разметала суда и выбросила их на берег. Лишь 3 июня цель была достигнута. После трех дней поста, совершив праздничную литургию в Духов день, митрополит Никон зачитал с амвона покаянную грамоту царя и вложил ее в руки святителя Филиппа. Чтение грамоты сопровождалось плачем братии. После чтения митрополит Никон, по просьбе братии Соловецкого монастыря, отделил часть мощей святителя Филиппа для оставления их обители. Вечером 7 июня митрополит Никон с мощами святителя отбыл в обратный путь. На материке, в устье Онеги, его ожидали царские гонцы с письмом из Москвы, в котором царь Алексей Михайлович извещал о кончине Патриарха Иосифа и просил поспешить с возвращением. На обратном пути в Каргополе 20 июня в соборе в честь Рождества Христова митрополит Никон совершил пред мощами святителя Филиппа молебен. Достигнув Кирилло-Белозерского монастыря, далее двинулись на речных судах по Шексне и 30 июня были в Ярославле. 4 июля в Троице-Сергиевом монастыре вновь был совершен молебен пред мощами святителя Филиппа. В 12-ти верстах от обители, в селе Воздвиженском, к сопровождению мощей святителя Филиппа присоединилось почетное посольство из Москвы: митрополит Казанский Корнилий, архиепископ Вологодский Маркелл с духовенством и князь Трубецкой со своей свитой. Митрополит Никон по царскому повелению отбыл в Москву, чтобы подготовить торжественную встречу святых мощей в первопрестольном граде. 8 июля мощи святителя Филиппа были перенесены в село Ростокино. Утром 9 июля из Кремля двинулся крестный ход, возглавляемый митрополитом Никоном и митрополитом Ростовским Варлаамом, за которыми следовал царь Алексей Михайлович со своей свитой и несметное множество москвичей. Крестный ход был на некоторое время задержан у храма во Имя Святой Троицы, что «на камельках», из-за внезапной кончины престарелого митрополита Варлаама.
Во время перенесения нетленных мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву совершилось много чудесных исцелений. Торжественная встреча святых мощей в Москве состоялась 9 июля 1652 года. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). Ныне этот крест хранится в алтаре Знаменского храма. Вначале мощи святителя Филиппа поставили на Лобном месте на Красной площади, где перед ними был совершен торжественный молебен, затем их поставили в Кремле на площади у Грановитой палаты, откуда перенесли в Большой Успенский Собор. В течение многих дней мощи святителя Филиппа стояли в центре Успенского собора, и все это время не оскудевал поток приходивших к ним с молитвой верующих. Во все эти дни с утра до вечера был колокольный звон как в Пасхальную седмицу. 17 июля после торжественной службы мощи святителя Филиппа были переложены в серебряную гробницу у юго-восточной двери алтаря, возле иконостаса, где и пребывают доныне. Через три года на гробницу святителя Филиппа царь Алексей Михайлович возложил пелену, вышитую в «царицыных светлицах», замечательный памятник русского шитья.
Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года в день его мученической кончины – 23 декабря. С 1660 года празднование было перенесено на 9 января (22 января – по новому стилю).
Празднование перенесения мощей святителя Филиппа вначале совершалось 17 июля. В 1669 году празднование было перенесено на 3 июля (16 июля – по новому стилю).
Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе, построенная на месте торжественной встречи мощей святителя Филиппа при перенесении из Соловецкого монастыря в Успенский собор Московского Кремля.
Церковь находится рядом со станцией метро «Проспект Мира» - ул. Гиляровского, 35.
3 июня – Собор Карельских святых
22 января
1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии
18 октября – Собор Московских святителей
22 августа – Собор Соловецких святых
17 июля (переходящая) – Собор Тверских святых
16 июля – Перенесение мощей
3 июля (переходящая) – Собор Новгородских святых
Первопресто́льников прее́мниче,/ сто́лпе Правосла́вия, и́стины побо́рниче,/ но́вый испове́дниче, святи́телю Фили́ппе,/ положи́вый ду́шу за па́ству твою́,/ те́мже я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́,/ моли́ за град же и лю́ди,// чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́.
Правосла́вия наста́вника и и́стины провозве́стника,/ Златоу́стаго ревни́теля,/ Росси́йскаго свети́льника, Фили́ппа прему́драго восхва́лим,/ пи́щею слове́с свои́х разу́мно ча́да своя́ пита́юща,/ той бо язы́ком хвале́ния поя́ше,/ устна́ма же пе́ние веща́ше,// я́ко таи́нник Бо́жия благода́ти.
О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Фили́ппе, предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и страны́ до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, пле́нных возврати́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу
I. Святой Филипп, митрополит Московский, перенесение многоцелебных мощей коего ныне празднуется, мученически окончил жизнь свою в Тверском Отроче монастыре, куда за правду обличения был сослан в заточение Иоанном Грозным, и где задушен был начальником царских опричников Малютою Скуратовым. Через несколько лет после кончины святителя, игумен Соловецкого монастыря Иаков с братиею испросили у царя Феодора Иоанновича разрешение перевезти тело усопшего в Соловецкий монастырь, в котором Филипп принял пострижение в монашество и был настоятелем. Там мирно покоились мощи святителя-мученика под кровом храма и молитв благоговейно чтившей его братии монастыря; там стали замечаться и чудеса при гробе Филиппа над теми, кто с верою и благоговением при них молился.
Много лет прошло с тех пор, и смутных, тяжких лет не только для Москвы, но и для всего Царства Русского. Мученическая кончина царевича Димитрия, открывши доступ к престолу государственным сановникам не из царского рода, проложила путь и воровским набегам на него честолюбивых искателей-самозванцев. Борьба с ними и из-за них и из-за трона с Польшею утомила и ослабила Россию настолько, что всего царствования Михаила Феодоровича было мало, чтобы окончательно отдохнуть ей от предшествовавших народных бедствий. Каждый по своему понимал и объяснял их причины и быстрое развитие; но все однако же сходились в общем с голосом летописцев, что все случившееся произошло по попущению Божию, грех ради наших в наказание и исправление. Вспоминались многим тяжкие времена Грозного, бесчиние и самоуправство опричнины, кровь несправедливо убиенных, и мученическая кончина святителя Филиппа.
Как только все пришло в обыкновенный порядок в царствование Алексия Михайловича, любимый и уважаемый им митрополит Новгородский Никон, впоследствии патриарх Всероссийский, в дружеской беседе с внимательным и благорасположенным к нему царем стал проводить мысль о духовном, высшем охранении столицы Царства молитвами и предстательством усопших иерархов московских святого митрополита Филиппа, патриархов Иова и Гермогена, печальников и страдальцев за землю русскую. Благовременным и благонадежным находил он собрание и упокоение нетленных мощей их в соборном храме Кремля Московского Успения Богородицы.
Мысль Никона пришлась по сердцу царю благоговейному, который неоднократно видением во сне святого Филиппа, повелевавшего перенести в Москву его мощи, и сам уже приходил к мысли перенести их в Успенский собор. Составлен был немедленно Собор, которому царь объявил свое желание перенести в Успенский собор мощи свв. Филиппа, Иова и Гермогена, и который с благодарностью и радостью просил царя поспешить исполнением благочестивого желания. Тело патриарха Гермогена, почивавшее в Чудовом монастыре, тогда же перенесено было в Успенский собор и поставлено поверх земли близ шатра над ризою Господнею. В Старицу за мощами патриарха Иова отправлен с многочисленною свитою митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам.
В Соловецкий же монастырь за мощами святителя Филиппа царь назначил отправить самого Никона, как первого внушителя мысли о перенесении мощей его, тем более, что Никон и сам был пострижен в монашество в Соловецкой обители… Никону вручена была царем грамота, которую он должен был прочитать в Соловецком монастыре перед мощами святителя Филиппа. Замечательна эта грамота к почившему, как бы к живому, по тому духу смирения, с которым неповинный царь умоляет мученика простить согрешения предка его, и во знаменование сего прощения даровать Москве святые мощи свои с присущею им благодатью молитвенного предстательства за землю русскую и чудодейственного хранения столицы царства.
С сею грамотою... Никон торжественно отправился в Соловецкий монастырь. Прибыв туда, по прочтении грамоты, при обильных слезах братии, прощавшейся со своим дорогим настоятелем, при пении приличных случаю псалмов и песней церковных, поднял он с места покоя нетленные мощи святителя, и сперва водою до Ярославля, потом сухим путем до Троицкой лавры сопровождал их, с каждого места остановки донося царю о своем шествии. Для встречи святых мощей в Троицко-Сергиеву лавру присланы из Москвы Корнилий митрополит Казанский и Маркелл архиепископ Вологодский с архимандритами, игумнами и сонмом духовенства.
Из лавры торжественно перенесены мощи святителя Филиппа в Успенский собор в Москве 3 июля 1652 г., и поставлены открыто на южной стороне между иконостасом и южными дверьми собора. На сем месте и теперь почивают сии нетленные мощи открыто, источая благодать исцелений с верою молящимся.
II. Мощи святителя Филиппа, как мы сказали, нетленно почивают, свидетельствуя тем о богоугодности его.
Если бы кто из любопытствующих и сомневающихся спросил: «какие причины нетления святых мощей», ему не трудно было бы ответить, зная святую жизнь великого святителя, положившего душу свою за паству свою и украсившего себя всеми христианскими добродетелями.
а) С одной стороны, сила Христова, вселившись во святых Божиих человеков, оживотворяет, освящает и проницает телеса их, сообщая им и нетление, так как сама она нетленна и чудодейственна и есть сила не человеческая, а божественная. Так, божественно и благодатно было от полноты благодати тело Господа нашего Иисуса Христа, к которому многие прикоснувшись получали исцеление (Мрк. 3, 10), так божественны и благодатны были и ризы Его, от прикосновения к которым исцелилась женщина кровоточивая (Мрк. V, 27–27). Подобным же образом облагодатствованы были мысль и слово Его, посредством которых исцелились десять прокаженных мужей и множество других немощных и больных (Лк. XVII, 12–13 и др.). Подобным же образом, благодатны, нетленны и чудодейственны и телеса святых и самые одежды их от присутствия в них силы и благодати Божией.
б) С другой стороны, – вторая причина нетления святых мощей, – собственный дух святых, обитавший в теле их во время их земной жизни, постоянно воспарявший к небесному, постоянно занятый духовным и божественным, и непрестанно в тоже время умерщвлявший свое тело, подавляя его потребности и самые природные влечения. Вследствие этого дух святых Божиих человеков получает необычайную силу и могущество и совершенно порабощает тело, едва не уничтожая его деятельности. Таким образом, он мало-по-малу уподобляет себе, проницает и одухотворяет переставшее противиться и похотствовать на него тело и, таким образом, делает его духовным, т.е. нетленным. В житиях святых мы находим множество примеров того, как дух человеческий, живший во святых Божиих, приобретши вследствие причастия Духа Божественного и порабощения тела необычайное напряжение в известном направлении и необычайную мощь, уподобляет себе тело, одухотворяя его:
У святого Бонифатия – святого западной церкви – на руках и ногах показывались язвы гвоздиныя, когда он размышлял о страданиях Господа нашего Иисуса Христа.
У святого Игнатия Богоносца от постоянного памятования имени Спасителя в сердце нашли начертание этого сладчайшего имени.
Действие духа на тело можно замечать и в обыденной жизни. Православно-христианский образ мыслей производит один внешний вид (тип) православных христиан. Евреи, мусульмане и другие иноверцы, приняв христианство, теряют свой прежний племенной вид и уподобляются виду тех, религию которых приняли.
Кому также неизвестно, что воины в пылу душевного увлечения не чувствуют самых жестоких ран на войне. У святых действие духа на тело при содействии благодати Божией – постоянно и необычайно.
III. Да усилит в нас настоящее размышление о причинах нетления святых мощей благоговение к ним и наше усердие прибегать к ним с верою во всесильную благодать Божию.