Преподобный Иосиф песнописец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье в конце VIII – начале IX века. Отрок воспитывался в духе смиренномудрия и благонравия, преуспевая как в учении, так и в добродетелях кротости и воздержания, с детства предпочитая пост и молитвенное уединение играм и забавам, столь соблазнительным для его сверстников. Нашествие варваров на Сицилию вынудило семью преподобного покинуть родину и искать пристанища в Пелопоннесе.
Почувствовав в себе призвание к служению Господу в иночестве, Иосиф в пятнадцатилетием возрасте оставил родительский дом и ушел в Фессалоники, где принял монашеский постриг в Солунском монастыре. Тело, изможденное постом и долгими бдениями, руки, утруждаемые непрестанной работой, лицо, сияющее и кроткое, с молитвой на устах – таким был облик юного подвижника, быстро снискавшего любовь и уважение братии. Подстилка из грубой кожи, брошенная на землю, служила ему постелью, ветхое рубище – одеждой, черствый хлеб с водой – пищей. Воздержание и молитвенное усердие, чтение Священного Писания и свято-отеческих творений духовно укрепляло и умудряло инока.
Через некоторое время он был посвящен в сан пресвитера, по настоянию игумена и братии монастыря. Произошло так, что преподобный Григорий Декаполит († 816; память 20 ноября), посещая Солунскую обитель, полюбил преподобного Иосифа как мужа совершенного и, привязавшись к нему душою, не хотел больше разлучаться с ним. Он просил игумена отпустить с ним Иосифа в Византию, куда он направлялся сам, чтобы укрепить верных.
В то время в Константинополе пришел к власти Лев Армянин, стяжавший печальную славу иконоборца и гонителя православных. Многие христиане, в том числе и сам Патриарх, смущались духом и соблазнялись ересью. Преподобные Григорий и Иосиф, прибыв в Константинополь, в самую пучину смуты, проповедовали повсюду: и в домах, и на городских площадях догмат иконопочитания, духовно окормляя и поддерживая верных против еретиков. Однако нестроения и ересь продолжали волновать Константинопольскую Церковь. Тогда преподобный Григорий и другие иноки решили направить посланника в Рим с просьбой о поддержке, поскольку Римский Папа Лев III, будучи независимым от византийского императора, мог оказать большую помощь против иконоборчества. Посланником был избран Иосиф, отличавшийся даром красноречия и особой стойкостью в вопросах веры.
Преподобному Иосифу не суждено было добраться до Рима: в дороге он был схвачен разбойниками-арабами, которые были подкуплены иконоборцами, отправлен на остров Крит и предан в руки еретиков, заключивших его в темницу. Преподобный принял это испытание со смирением и радостью. За все время своего тюремного заключения он не пал духом и не роптал на выпавшие ему лишения и скорби, но, напротив, устремляясь душою горе, возрастал духовно и поддерживал своим личным примером, мудрым наставлением и горячей молитвой других узников. Среди них оказался и один православный епископ, едва не впавший в грех отступничества. Молитвами и наставлениями преподобного Иосифа он настолько утвердился в истине, что сподобился мученической кончины, которую принял достойно и радостно. Шесть лет провел преподобный Иосиф в темнице, радуясь о Господе и благословляя мудрые суды Его. По истечении этого срока, в ночь накануне Рождества Христова, император Лев Армянин был убит своими же воинами. В тот же час преподобный Иосиф чудесным образом узнал в критской тюрьме о гибели гонителя: во время праздничных рождественских песнопений и молитвостояний его вдруг осиял Свет Небесный, и некий боголепный муж, облаченный в святительские одежды, предстал пред ним с известием, что нечестивец убит, а гонения на святые иконы прекращены. Святитель Николай Мирликийский, а это был он, протянул преподобному свиток и сказал: «Прими этот свиток и съешь его». В свитке же было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй». Преподобный Иосиф съел свиток со словами: «Коль сладка гортани моему словеса сия». Святитель Николай велел ему пропеть сказанное, после чего оковы сами упали, двери распахнулись, а преподобный Иосиф был восхищен на воздух и поставлен близ Константинополя, на большой дороге, ведущей в город.
Преподобный Григорий Декаполит к этому времени уже почил, так что святой Иосиф застал в живых лишь его ученика – блаженного Иоанна (память 18 апреля), который тоже вскоре преставился. Преподобный Иосиф построил храм во имя Святителя Николая Чудотворца, куда перенес честные мощи преподобных Григория и Иоанна, а при храме основал монастырь. Получив от одного благочестивого мужа часть мощей святого апостола Варфоломея, преподобный Иосиф воздвиг храм во имя святого апостола. Он хотел почтить его память хвалебными песнопениями, но таковых не оказалось среди церковных молитвословий. Сорок дней и ночей провел преподобный Иосиф в сокрушении об этом, слезно молясь Господу, чтобы Он просветил и помог приготовиться к празднику памяти святого апостола.
Молитва преподобного была услышана. В навечерие праздника ему явился в алтаре апостол Варфоломей, который, возложив ему на грудь Святое Евангелие, благословил писать церковные песнопения: «Да благословит тебя десница Всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды Небесной премудрости: сердце твое да будет храмом Духа Святого, и песнопения твои да усладят вселенную». Сказав это, апостол Варфоломей стал невидим. Уста преподобного Иосифа вдруг духовно отверзлись, он исполнился особой благодати и неизреченной радости. Споспешествуемый Духом Святым, с легкостью написал он канон святому апостолу, а потом и другим угодникам Божиим. В их сонме сиял и святитель Николай Чудотворец, которого преподобный Иосиф почтил торжественными песнопениями, и Сама Пречистая Богоматерь. Так преподобный Иосиф украсил Святую Церковь «песньми красными», за что и получил от нее имя Иосифа-песнописца.
Испытания, выпавшие на долю преподобного, еще не кончились. Во время царствования Феофила-иконоборца святой Иосиф-песнописец вновь был изгнан за смелое исповедничество и открытое обличение ереси, на этот раз в Херсон. Здесь преподобный Иосиф пребывал в узах до смерти злочестивого императора, продолжая славословить Господа, смиренно и безропотно претерпевая страдания. Смерть еретика и воцарение императрицы Феодоры возвратили Иосифа из изгнания в Константинополь, где, по настоянию Патриарха Игнатия, он стал сосудохранителем собора в честь Святой Софии, Премудрости Божией.
Через некоторое время преподобный Иосиф вновь стал жертвой неправедного притеснителя, преследуемый на сей раз за открытое обличение брата императрицы Варды в незаконном сожительстве. Смерть Варды избавила преподобного Иосифа от уз.
Патриарх Фотий поставил его духовником константинопольского клира, именуя святого Иосифа-песнописца не иначе как «человеком. Божиим», ангелом во плоти и отцом отцов. За свою многотрудную скитальческую и страдальческую жизнь, за время своего стойкого и верного исповедничества Христовых истин преподобный Иосиф стяжал не только духовный опыт иноческого внутреннего делания, не только глубинное знание души человеческой, но и благодатный дар прозорливости. Исповедуя того или иного человека, преподобный Иосиф видел, как на ладони, его грехи, порой скрываемые неосознанно или по ложному стыду. Святой отец умел так размягчить сердце грешника, что оно исполнялось слезами истинного покаяния, и человек уходил с исповеди обновленным, умиленным и готовым к благодатной жизни в Господе Иисусе Христе.
Преподобный Иосиф не только не утаил дарованные ему Господом таланты, но приумножил их, посвятив свой дар литургическому и гимнографическому творчеству. Феофан, один из учеников святого Иосифа- песнописца, свидетельствует о той легкости и свободе, с какой преподобный составлял святые песни: казалось, он «не сочиняет новое, а припоминает забытое».
Перу преподобного принадлежат труды, вошедшие в Триоди – Постную и Цветную, в Минеи и Октоих. Он написал 30 трипеснцев, 6 четверопеснцев и 175 канонов, то есть почти половину всех произведений подобного рода, вошедших в Богослужебные книги: наиболее известные из них – канон Божией Матери, при Акафисте, канон на Вознесение Христово, канон Покаянный из Октоиха.
В жизни преподобного Иосифа, равно как и в его творениях, сияет нам свет Христов, просвещая помраченные помыслы и укрепляя слабые души. Многое было дано Господом святому Иосифу-песнописцу, многое было ему открыто, в том числе и срок его земной жизни. Он уже знал о своей кончине, постигшей его на Светлой седмице 883 года. Еще в Великую пятницу преподобный Иосиф составил опись всего вверенного ему церковного имущества и отослал ее Святейшему Патриарху Фотию. Сам же, готовясь отойти ко Господу, причастился Святых Христовых Таин и, воздев к Небу руки свои, со светлым и радостным лицом предал Богу свою святую душу. Один из друзей преподобного, находившийся неподалеку от места, где почил святой Иосиф-песнописец, сподобился увидеть, как лики святых во главе с Божией Матерью встречали его душу и сопровождали ее отшествие от земли на Небо. Это были лики тех святых, жизнь и страдания которых преподобный Иосиф прославил в своих духовных песнопениях.
См. также: Память преподобного отца нашего Иосифа, песнописца и творца канонов. Свт. Димитрий Ростовский
Покая́ния исто́чник неисчерпа́емый,/ утеше́ния пода́тель неконча́емаго/ и умиле́ния пучи́на еси́, Ио́сифе,/ сле́зы нам пода́ждь покая́ния Боже́ственнаго,/ и́миже утеше́ние, зде пла́чущеся,/ обря́щем от Бо́га,// твоея́ по́мощи прося́ще, свя́те.
I. В житии преподобного Иосифа, творца канонов, память коего совершается ныне, пишется следующее: когда Иосиф, на острове Крите, был брошен в темницу, в которой вместе с ним находилось и множество православных, заключенных иконоборцами, то православные, вследствие тяжких мук и скорбного заключения, были в большом унынии и некоторые из них даже готовы были по малодушию склониться на сторону еретиков.
Преподобный Иосиф, весь пламеневший любовью к Богу и ближним, чтобы поднять их упадавший дух, говорил несчастным: «что может быть, братие, вожделеннее и радостнее тех уз, которыми мы ради любви Христовой теперь обложены? И не должны ли мы подобно святому Павлу, который вериги, как золотые украшения вменял себе, благодарить Бога в страдании нашем? Смотрите на Господа: Он, пострадавший за нас, оставил нам образ, чтобы мы следовали по стопам Его. Но как Он страдал? «Будучи злословим, От не злословил взаимно, страдая не угрожал» (1Петр. 2, 23). Правда, тяжело страдать телом, но тому невозможно быть носителем ига Христова, кто не следует стопам Господа и не терпит хотя отчасти тех страданий, которые терпел за нас Он. И собственным примером Он показал нам, что только трудами и страданиями открывается для нас та небесная дверь, которая столь долго для людей была затворена. И не иной путь указал нам Подвигоположник наш ко спасению, как только путь скорбей и тяготы. И зачем смущаться нам в наших скорбях, когда несомненно знаем, что в них непременно получим от Бога благодать и благовременную помощь?» Такими и подобными этим словами преподобный своих союзников по заключению утешил в страданиях, ободрил и в вере укрепил.
Но утешая и ободряя с ним бывших вообще, Иосиф не оставлял ободрять, утешать и укреплять и некоторых отдельных лиц в частности, и тут слово его также иногда имело действие поразительное. Бывший с Иосифом в темнице, страдавший за святые иконы, епископ, истомленный заточением, совершенно упал духом, стал мучиться сомнениями и был, как сказано, как корабль волнуемый ветром и близкий к потоплению. Преподобный, видя, что человек погибает, употребил все усилия к его спасению, с горькими слезами умолял и увещевал его быть верным Богу до конца, и так успел в своих увещаниях, что епископ вскоре и среди жесточайших мук остался непоколебимым в исповедании православной веры, как скала, и говорил, что если б можно было, то и тысячу смертей он принял бы за Господа Христа. – Так сильно, так действенно было слово преподобного в деле спасения им малодушных и унылых и вообще близких к падению и конечной гибели
II. Что же следует отсюда?
а) То, что если хотим подать помощь таким людям, желаем спасти их, то должны прежде всего внушать им, что всем нам указан путь в царствие небесное скорбный, что этим путем прошел Сам Господь и Спаситель наш, что если с терпением все перенесем здесь ради Бога, то «вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будем» и что если со Христом постраждем в настоящей жизни, то с Ним и прославимся в будущей.
б) Но, конечно, для обеспечения при этом успеха от слов, необходимо, как видели из примера Иосифа, чтобы утешение и ободрение наше малодушным и унылым истекало у нас из пламенной любви к ним, было растворено теплотою сердечною. В житии преподобного говорится, что он, ободряя и укрепляя в терпении епископа, «коих не изрече к нему глаголов, коих не излия слез, моля и увещевая его, да за Христа не усумнится умрети!» – Видно, что Иосиф самого себя не жалел, чтобы спасти погибающего, и весь проникнут был любовью к несчастному. Так должны поступать и мы.
Пусть скорби и несчастия ближних, которых мы хотим ободрить и утешить, будут также близки нашему сердцу, как были бы и наши собственные; пусть слово наше к ним будет не холодным и мертвым, но живым и действенным, и пусть, наконец, и вообще все наше отношение, и внешнее и внутреннее, к несчастным будет таковым, чтобы они видели в вас любящих братьев и искренних друзей. И тогда, поверьте, наши усилия ко спасению их не останутся напрасными и, при помощи благодати Божией, подлинно ободрят несчастных и вольют в души их благодатный свет и мир, с которыми и в горести им будет не горько, и в бедности они будут богаты, и в отчаянных обстоятельствах не придут в отчаяние.
III. Молитвами преподобного Иосифа да дарует нам Господь Свою благодатную помощь в безропотном перенесении скорбей, которые мы терпим по допущению всеблагого и премудрого Промысла Божия, устрояющего через них наше спасение. Аминь.