Святой пророк Моисей Боговидец был величайшим пророком всех времен, с которым Бог, по выражению в Библии, «говорил лицом к лицу, как человек говорит с другом своим». По причине такой близости Моисея к Богу, его лицо постоянно сияло. Но Моисей, по скромности, закрывал свое лицо покрывалом. Нравом Моисей был очень кроткий. С детства он страдал косноязычием. Его жизнь и чудеса описаны в книгах Исход, Числа и Второзаконие. Имя Моисей означает «взятый из воды». Этим именем он был назван египетской принцессой, нашедшей его на берегу реки. Книга Исход рассказывает об этом следующее. У супругов из колена Левия родился очень красивый ребенок. Мать, желая спасти его от смерти, угрожавшей ему ввиду приказания фараона убивать всех еврейских младенцев мужского пола, положила его в осмоленой корзинке в камыши на берегу Нила. Там и нашла его пришедшая купаться египетская принцесса. Будучи бездетной, она усыновила его. Моисей, как сын принцессы, получил при дворе фараона блестящее, по тому времени, образование. То было время расцвета египетской культуры.
Будучи уже взрослым, Моисей однажды, защищая еврея, нечаянно убил египетского надзирателя, который жестоко обращался с евреями-рабами. Поэтому Моисей вынужден был бежать из Египта. Поселившись на Синайском полуострове, Моисей прожил там 40 лет и пас стада у священника Иофора, на дочери которого он женился.
У подножия горы Хорив Господь явился Моисею в образе несгорающего куста (“Купина неопалимая”). Бог открыл ему пророческое предназначение и призвал возглавить освобождение своего народа от тяжкого рабства. Повинуясь Богу, пророк Моисей вернулся в Египет, чтобы вести свой народ в Землю Обетованную. Моисей отправился с братом Аароном к фараону с просьбой освободить еврейской народ. Но фараон упорствовал, и это навлекло на египетскую страну 10 казней (бедствий). После этого евреи вышли из Египта, перейдя "яко по суху" через Красное море, которое силой Божией разошлось в стороны. А гнавшееся за евреями египетское войско было потоплено в море.
На горе Синай Моисей получил от Бога десять заповедей, записанных на каменных скрижалях. Эти заповеди, а также другие религиозные и гражданские законы, записанные Моисеем, легли в основу жизни еврейского народа.
Моисей руководил еврейским народом во время 40-летнего странствования по пустыне Синайского полуострова. Силой Божией творил великие знамения и чудеса. В течение этого времени Бог питал евреев манной, которую они собирали каждое утро. Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященники, а другие члены из колена Левия – в священники и «левиты» (диаконы). С этого времени у евреев начали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных.
Святой пророк Моисей, странствуя с паствой по Синайской пустыне, не вошел в Землю Обетованную. Преставился он 120 лет от роду (около 1450 г. до Р.Х.) в стране Моавитской. Погребён в долине близ Веффегора, но "никто не знает места погребения его даже до сего дня" (Втор.34,6). После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную Землю.
См. также: житие в изложении свт. Димитрия Ростовского.
17 сентября
19 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных
Проро́ка Твоего́ Моисе́я па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Лик проро́ческий с Моисее́м и Ааро́ном весе́лием днесь весели́тся,/ я́ко коне́ц проро́чествия их на нас испо́лнися;/ днесь сия́ет Крест, и́мже нас спасл еси́.// Тех моли́твами Христе́ Бо́же поми́луй нас.
I. Между всеми священными лицами времен до пришествия Христова замечательнейшее есть пророк и Боговидец Моисей, память коего совершается ныне. Он избавил народ еврейский от рабства, чудесно извел его из Египта, дал ему Богописанный закон и привел его к Земле Обетованной. Он первый священный и Богодухновенный бытописатель; его прославляла вся ветхозаветная церковь; на него почасту указывал Сам Спаситель наш Христос, и с ним беседовал на Фаворе. Послушаем же, братие, что повествует о нем святое бытописание.
Моисей родился в Египте в самое злополучное время, когда именно вышло повеление от египетских царей бросать всех рождающихся еврейских младенцев в реку Нил. Мать Моисея, по рождении его, скрытно держала у себя три месяца; наконец, предавшись в волю Божию, взяла камышовую корзинку, осмолила ее, положила в нее сына-младенца и опустила в воду в заливе реки Нила. Между тем оставила свою дочь, сестру Моисея, и велела ей издали наблюдать, что случится с младенцем. И вот, по смотрению Божию, идет дочь царя-фараона в то самое время и на то самое место, где плавала корзинка с младенцем. Увидев корзинку, царевна приказала служанкам своим взять ее и, вскрыв, увидела в ней младенца плачущего, поняла, что этот младенец должен быть из детей еврейских, и по чувству сострадания решилась сохранить ему жизнь. Смотря на это, сестра Моисеева подходит к царевне и говорит ей: «не угодно ли, я призову кормилицу для воспитания этого младенца», и, получив позволение, приводит к ней свою мать. Таким образом Моисей избавился от смерти, возвратился в лоно собственной своей матери, и уже безопасно воскормлен ею и воспитан. Дивны судьбы Божии! Неизглаголанна премудрость, благость и сила Промыслителя мира!
Воспитанный отрок представлен был материю дочери фараоновой, которая усыновила его себе и оставила при дворе царском. В то время египтяне были на высокой степени просвещения, а потому и Моисей, как царедворец, научен был, по свидетельству апостола и первомученика Стефана, всей премудрости египетской (Деян. 7: 22). Несмотря на то, Моисей, пришел в совершенный возраст и, видя бедственное положение своих собратий, душевно скорбел о них и готов был лучше разделять с ними горькую их участь, нежели оставаться в славной доле у царя язычника. Случилось однажды, что он увидел египтянина, который бил еврея, и в пылу ревности, заступаясь за собрата, убил его и скрыл в песке. Это, однако ж, сделалось гласным и дошло до слуха самого царя-фараона. Моисей, сохраняя свою жизнь, должен был тайно оставить царский дом и бежать из Египта. Пришед в землю Мадиамскую, он остановился у одного благочестивого мужа Иофора, вступил в супружество с дочерью его, Сепфорою, и стал проживать у него, занимаясь паствою овец.
В одно время, находясь со стадом своим близ горы Хорива, Моисей увидел купину (кустарник), которая казалась горящею, но не сгорала. В намерении узнать, что это такое, он подходит к месту, но вдруг удерживается голосом, повелевающим ему снять с ног сапоги, потому что место, на котором Он стоит, свято. И вслед за тем слышит воззвание: «Я Бог отца твоего, Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковль; вижу страдание людей Моих в Египте, слышу стоны и вопль их и хочу вывесть их из земли египетской в землю, кипящую млеком и медом. Ты же иди теперь, Я посылаю тебя в Египет к царю фараону, чтобы он отпустил народ Мой». Это говорил Сам Бог Израилев, явившийся Моисею в горящей купине. Моисей не раз отрекался от столь трудного для него поручения; но Бог вооружил его Своим вечным и всемогущим именем – Сый, сообщил ему Свою крепкую и высокую руку, и дал в помощь ему брата его, Аарона.
Моисей, возвратясь в дом Иофора, взял жену свою и детей и отправился в Египет; на пути же, по устроению Божию, встретившись с братом своим, оба пришли к соотечественникам своим, сынам Израилевым, в Египет, и по объявлении им воли и милости Божией к ним, приняты были ими с честью и радостью. Так Моисей сделался великим избранником Божиим и вступил в чрезвычайное служение избавления израильтян от рабства египетского. Как совершилось это великое избавление, и какими сопровождалось обстоятельствами, мы не будем говорить об этом; а теперь скажем нечто в собственное назидание наше.
II. а) Первее и замечательнее всего здесь представляется нам великий и чудный промысл Божий, спасающий погибающих. Израильтяне, конечно, и не воображали, что будет когда-нибудь конец их бедствию, и не могли ни откуда ожидать себе избавителя. Но что делает премудрый и всеблагий Бог? Он собственными Божественными очами взирает на тяжкие и мучительные труды израильтян, собственным Божественным слухом слушает вопль и стенание их – и вот, Сам приготовляет им избавителя, – Сам внушает матери Моисеевой скрывать, а потом вынести на реку младенца, Сам высылает к нему царевну, Сам влагает в нее сердобольное чувство и намерение спасти жизнь младенца, Сам возращает его на лоне матернем, и потом в дому царском, и наконец Сам является ему в земле Мадиамской при купине и посылает его в Египет спасти людей Своих. Так, по мудрому устроению Божию, царь фараон, погубляя младенцев еврейских, сам же сохранял жизнь Богоизбранного младенца и, стараясь навсегда удержать израильтян в порабощении, приготовил им собственно их избавителя. Кто же после сего будет не внимателен к таковым судьбам Божиим? Кто будет забывать, что всегда и во всем есть Промысл Божий, пекущийся о всех и устрояющий все на пользу нашу? Ежели посему и с нами случатся какие-либо беды и напасти, не должны ли мы веровать, что все, что ни делается с нами, делается по воле Божией, и что Господь не оставит во время благопотребно посетить нас Своим милосердием и избавить нас от тяготящих нас бед. Не должны ли мы, следовательно, благодушно переносить постигающие нас несчастия, возверзая печаль свою на Господа (Пс. 54: 23), предавать себя в святую волю Божию и с упованием ожидать помощи и заступления от Бога?
б) А чтобы быть нам достойными небесной помощи, будем всецело любить Бога, в Которого веруем, и усердно служить Ему, не уклоняясь от водительства матери нашей церкви и от спасительных законоположений ее.
Пусть будет нам на этот раз примером избавитель евреев, Моисей. Он жил не малое время при дворе царском, усыновлен дочерью царя египетского, воспитан и образован во всех науках и, как царедворец, находился на высоте земного величия и славы.
Дорожил ли он всем этим? Пленялся ли он своим состоянием и считал ли себя счастливым в этой блестящей, по-видимому, доле? Он внешним только образом пребывал во дворе царя иноплеменника, а сердце его постоянно было обращено к Богу отцов своих; он взирал с болезнью сердца на братьев своих по вере и на страдания их, и внутренне разделял с ними горькую их участь. Так именно свидетельствует о Моисее апостол: Велик быв, говорит, отвержеся нарицатися сын дщере фараоновы, паче же изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладост (Евр. 11: 24, 25). Так будем жить и мы в мире сем и, несмотря на его душевредные правила и обычаи, служить единому нашему Богу и исполнять святую волю Его, в славу имени Его и во спасение душ наших.
III. Богу нашему слава во веки веков. Аминь.