Преподобный Афанасий Афонский в святом Крещении Авраамий, родился в городе Трапезунде. Его отец происходил из Антиохии, а мать из Колхиды. Рано осиротев, мальчик воспитывался у одной благочестивой монахини, подражая своей приемной матери в навыках иноческой жизни, в посте и молитве. Учение он постигал легко и вскоре превзошел в науках своих сверстников.
После смерти приемной матери Авраамий в возрасте семи лет был взят в Константинополь, ко двору византийского императора Романа Старшего (919–945), и определен учеником к знаменитому ритору Афанасию. В скором времени ученик достиг совершенства учителя и сам стал наставником юношества. Считая истинной жизнью пост и бодрствование, Авраамий вел жизнь строгую и воздержную, спал мало, и то сидя на стуле, а пищей ему служили ячменный хлеб и вода. Когда учитель его Афанасий по слабости человеческой стал завидовать своему ученику, блаженный Авраамий оставил наставничество.
В те дни в Константинополь прибыл преподобный Михаил Малеин (память 12 июля), игумен Киминского монастыря в Малой Азии. Авраамий рассказал святому старцу о своей жизни и открыл сокровенное желание стать иноком. Мудрый старец, прозрев в Авраамии будущего великого подвижника, полюбил его и много поучал в вопросах спасения. Однажды во время их духовной беседы святого Михаила посетил его племянник Никифор Фока, известный полководец, будущий император (963–969). Духовность и глубокий ум Авраамия поразили Никифора и на всю жизнь внушили благоговейное почитание и любовь к святому подвижнику. Вскоре после отъезда святого Михаила преподобный Авраамий последовал за ним и прибыл в Киминский монастырь. Пав в ноги преподобному игумену, он просил облечь его в иноческий образ. Игумен с радостью исполнил просьбу и постриг его с именем Афанасий. Святой Афанасий с усердием исполнял монастырские послушания, а в другое время переписывал священные книги. Известно, что он переписал в Киминской обители Четвероевангелие и Апостол.
Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, изнурительными трудами святой Афанасий достиг такого духовного совершенства, что игумен обители благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте. Покинув Кимин в начале 960 года, он обошел много пустынных мест и, наставляемый Богом, пришел на место, называемое Мелана, на самом краю Святой Горы Афон. Там преподобный построил себе келлию и стал подвизаться в трудах и молитве, восходя от подвига к подвигу к высшему иноческому совершенству.
Враг старался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту, борол его непрестанными помыслами. Подвижник решил потерпеть год, а там как Господь устроит, так и поступить. В последний день срока, когда святой Афанасий стал на молитву, внезапно осиял его Небесный Свет, исполнив неизреченной радости, все помыслы развеялись, а из глаз потекли благодатные слезы. С тех пор получил святой Афанасий дар умиления. В то время Никифор Фока, прекратив воинские подвиги, вспомнил свой обет стать иноком и просил преподобного Афанасия на его средства устроить монастырь, то есть построить для него и братий келлии для безмолвия и храм, где бы братия приобщались по воскресным дням Божественных Христовых Таин.
Избегая забот и попечений, блаженный Афанасий сначала не соглашался принять ненавистное золото, но, видя горячее желание и доброе намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к устройству монастыря. Он воздвиг большой храм в честь святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна и другой храм, у подножия горы, во имя Пресвятой Девы Богородицы. Вокруг храма были построены келлии, и на Святой Горе возникла чудная обитель. В ней были сооружены трапезная, больница, странноприимница и другие необходимые строения.
В монастырь приходили братия не только из Греции, но и из других стран: простые люди и знатные вельможи, отшельники, подвизавшиеся долгие годы в пустыне, игумены многих монастырей и архиереи желали быть простыми иноками в Афонской Лавре преподобного Афанасия.
Святой Афанасий, став игуменом, установил в обители общежительный устав по подобию уставов древних палестинских обителей. Богослужения совершались со всей строгостью, никто не дерзал разговаривать во время службы, опаздывать или выходить без нужды из храма.
За святую жизнь преподобный Афанасий удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворений: знамением Креста он исцелял больных и изгонял нечистых духов. Сама Пречистая Богородица, Небесная Покровительница Афона, благоволила к святому и несколько раз являлась преподобному, оказывая Лавре свою помощь и защиту.
В один год, попущением Божиим, случился в монастыре неурожай и начался такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру в поисках пропитания. Преподобный остался один и в минутной слабости тоже пошел из обители. По дороге старец был поражен чудесным видением: навстречу ему в голубом воздушном одеянии шла дивной красоты Женщина. Недоумевая, откуда на Афоне может быть женщина, преподобный Афанасий смутился и по афонской традиции осенил себя крестным знамением, но видение не исчезло. Святая Жена спросила Преподобного о цели его путешествия, и смиренный игумен излил пред Нею все свое горе. Тогда Она стала убеждать преподобного Афанасия возвратиться в монастырь и вновь взять на себя бремя игуменства. Удивленный старец молил Жену открыть Свое имя. «Я Матерь Господа твоего», – отвечала Святая Дева. Помня о многообразии козней диавольских, преподобный Афанасий хотел видеть достоверное свидетельство истинности Ее слов. Чудная Жена повелела ударить ему железным посохом в камень. Едва посох коснулся камня, как из трещины заструился шумный источник воды, который существует и до настоящего времени. Вразумленный этим чудом, преподобный Афанасий повергся ниц, к стопам Богоматери, и услышал Ее слова: «Знай, что с этого времени Я навсегда остаюсь Домостроительницей твоей Лавры». С этими обнадеживающими словами в сердце возвратился Преподобный в обитель и с удивлением обнаружил, что кладовые Лавры заполнены съестными припасами. Возблагодарив Бога и Его Пречистую Матерь, преподобный Афанасий приступил к возрождению обители, и вскоре монастырь вновь наполнился братией. В память чудесного явления Пресвятой Богородицы преподобному Афанасию была написана икона Божией Матери «Экономисса» (или «Домостроительница»). А в Лавре святого Афанасия с тех пор, согласно воле Царицы Небесной, не бывает эконома, а только помощник «Экономиссы».
Преподобный Афанасий, провидя время своего отхода ко Господу, пророчествовал о своей близкой кончине и просил братию не соблазниться о том, что произойдет. «Ибо иначе судят люди, иначе устрояет Премудрый». Братия недоумевали и размышляли над словами преподобного. Преподав братии свои последние наставления и утешив всех, святой Афанасий зашел в свою келлию, надел мантию и куколь, который надевал только по великим праздникам, и после продолжительной молитвы вышел. Бодрый и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма осмотреть строительство. Вдруг, неведомыми судьбами Божиими, верх храма обрушился. Пятеро братий тотчас предали свой дух Богу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, заваленные камнями, остались живы. Все слышали, как преподобный призывал Господа: «Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!». Братия с великим плачем начали откапывать своего наставника из-под развалин, но нашли его уже бездыханным. Преподобный Афанасий преставился ко Господу в 1000 году. Известно множество чудес, совершенных по молитвам преподобного Афанасия, особенно замечательна скорая помощь отчаявшимся. О помощи в отчаянии ему молятся и сейчас.
(См. также: "Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского" в изложении свт. Димитрия Ростовского).
18 июля
26 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных
Е́же во пло́ти житию́ твоему́/ удиви́шася а́нгельстии чи́ни:/ ка́ко с те́лом к неви́димым спле́тением изше́л еси́, присносла́вне,/ и уязви́л еси́ де́монския полки́./ Отону́дуже, Афана́сие,/ Христо́с тебе́ воздаде́ бога́тыми дарова́ньми:/ сего́ ра́ди, о́тче, моли́// спасти́ся душа́м на́шим.
Я́ко невеще́ственных суще́ств зри́теля изря́дна,/ и де́ятельна сказа́теля всеи́стинна,/ взыва́ет тя ста́до твое́, Богоглаго́льниче:/ не оскуде́й моля́ о рабе́х твои́х,/ изба́витися напа́стей и обхожде́ний, вопию́щим ти́:// ра́дуйся, о́тче Афана́сие.
Преподо́бне о́тче Афана́сие, изря́дный уго́дниче Христо́в и вели́кий Афо́нский чудотво́рче! Во дни земна́го жития́ твоего́ мно́гия на путь пра́вый наста́вивый и в Ца́рствие Небе́сное му́дре руководи́вый, ско́рбныя уте́шивый, па́дающим пода́вый ру́ку по́мощи и всем любе́зен, ми́лостив и сострада́телен оте́ц бы́вый, ты ны́не, в Небе́сней пребыва́я све́тлости, наипа́че умно́жавши любо́вь твою́ к нам, немощны́м, в мо́ри жите́йстем разли́чне бе́дствующим, искуша́емым ду́хом зло́бы и страстьми́ свои́ми, вою́ющими на дух. Сего́ ра́ди смире́нно мо́лим тя, святы́й о́тче: по да́нней тебе́ от Бо́га благода́ти помози́ нам твори́ти во́лю Госпо́дню в простоте́ се́рдца и смире́нии, искуше́ния же вра́жия победи́ти и свире́пое страсте́й мо́ре изсуши́ти, да та́ко немо́кренно пре́йдем жите́йскую пучи́ну и предста́тельством твои́м ко Го́споду сподо́бимся дости́гнути обетова́ннаго нам Ца́рствия Небе́снаго, сла́вяще Безнача́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.