Православная Церковь задолго до начала Великого Поста возвещает нам о нем, обращая наше внимание на его важность и призывая к размышлению о его значении.
Неделя о Закхее - первое подготовительное воскресенье перед Великим постом.
«…Иисус вошел в Иерихон, и проходил чрез него. И вот, некто Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же став, сказал Господу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо». Иисус сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1-10).
…Сегодня читалось замечательное зачало из Евангелия от Луки, в котором говорится об обращении Закхея. Закхей — мытарь, то есть сборщик податей, говоря современным языком, налоговый инспектор. Народ не любил сборщиков податей, потому что они собирали подать не для своего народа, а для римских оккупантов, причем не обижали и себя, нередко забирая у людей больше, чем требовала римская власть. Потому в глазах народа мытари были предателями, отступниками, а, значит, и богохульниками, великими грешниками, которые грехи, связанные со своей работой, усугубляли еще и грехом корыстолюбия, обижая свой народ. Наверное, никто в иудейском обществе того времени не был столь презираем и ненавидим, как мытари.
И вот Господь посещает Иерихон. Его окружает огромная толпа людей, и вдруг на дерево взбирается мытарь по имени Закхей. Из-за своего малого роста он не может увидеть Спасителя и взбирается для того, чтобы посмотреть на Него. Можно ли представить, чтобы сейчас на дерево влез какой-нибудь государственный чиновник? Сказали бы, что он с ума сошел. Наверное, так на Закхея и посмотрели, ведь он важный человек, сборщик податей, представитель римской власти, и вдруг забирается на дерево, чтобы увидеть Спасителя.
Если бы это было простое любопытство, мы бы сегодня о Закхее не говорили, мы просто не знали бы его имени. Но в его деянии было нечто великое: Закхей уничижил себя, смирил себя перед людьми, чтобы увидеть Спасителя. Вот такой была внезапная внутренняя потребность, такой невероятной силы тяготение к чистоте и святости, которые Христос являл людям. Закхей взобрался, и Господь подошел к нему и сказал: «Закхей, спускайся, Я сегодня буду в твоем доме» (см. Лк. 19:5). Это был уже абсолютный вызов всем: пойти в дом к предателю, разбойнику, вору, к тому, кто наживался на благополучии других людей.
И одно только слово Спасителя преобразует Закхея. Он вдруг осознает всю бездну своего падения, всю глубину своего заблуждения, и говорит: «Господи, если кого я обидел, я вчетверо ему воздам» (Лк. 19:8). Это были не простые слова: наверное, нужно было отдать почти все, что имел Закхей, чтобы вернуть людям несправедливо взятое у них. Но он во мгновенье решается на этот поступок, и Господь говорит, что ныне пришло избавление и дому Закхея (Лк. 19:9-10).
Это событие очень многому нас учит. Каждый из нас совершает грехи. Чем выше человек по своему положению, тем чаще его грех влияет на других людей. Грехами мы всегда обижаем других, будь то коллеги по работе или наша семья, наши родители или наши дети, наши мужья или наши жены. Грех всегда несет людям горе, хотя иногда нам кажется, что он так глубоко внутри нас, что никто его и разглядеть не может. Это неправда — грех всегда разит других; грех разрушает самого человека, но несет несчастье и другим людям.
Пример Закхея учит нас, что, каким бы грешником каждый из нас ни был, какая бы тяжесть ни лежала на нашем сердце, у нас есть возможность привлечь к себе Божию любовь и Божию милость. И нам не нужно забираться на деревья — нам следует просто обрести решимость, которую обрел Закхей, и исповедовать пред Богом эту решимость простить других людей, вернуть то, что мы несправедливо у них взяли, будь то материальные ценности или нечто иное, разделить с людьми свою жизнь, отдать им часть самого себя. И тогда мы услышим замечательные слова, которые Господь сказал Закхею, о том, что и на нас распространяется принесенное Христом спасение людей.
Если мы сумеем в предстоящие дни Великого поста поработать над собой, проанализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, попытаемся их исправить, то даже небольшие наши усилия приведут к тому, что мы станем лучше. Ведь человек в своей жизни никогда не стоит на одном месте; а если стоит, значит, он деградирует, становится хуже. Только движение вперед означает развитие и умственное (это хорошо знают те, кто учится), и нравственное, и духовное, и материальное; только движение вперед возвышает человека.
Вот нам и даются такие дни, как дни Великого поста, чтобы мы могли пред Богом, принеся покаяние, взять под контроль свои мысли и поступки и двигаться вперед, навстречу Господу.
«Покайтесь и веруйте во Евангелие». С этими словами обратился к человечеству Спаситель-Христос после 40-дневного пребывания в пустыне, где, как некогда первый Адам, был Он искушаем от диавола.
Чьи сердца сразу откликнулись на этот призыв Христа? Сердца грешников, людей простых и ученых, среди коих мы видим рыбаков, врача, члена Синедриона.
Ныне же проходит пред взором нашим мытарь Закхей. Цель его жизни – нажива, материальное обогащение; средство к достижению цели – преступное: он не щадит ни вдов, ни сирот, и за это все презирают его. Мытарь – слово нарицательное. Но смотрите, как легко и быстро откликается этот грешник на призыв Христа. Слово Мессии-Христа глубоко западает в душу его: грешник-мытарь духовно возрождается, он становится новою тварью, и ныне жаждет встречи со Христом. Только издали увидать Христа он хочет: большего недостоин, – так думает о себе грешник недавний.
Что же делает он, чтобы Христа увидать? Закхей взбирается на дерево; он тем свидетельствует, что он внутренне созрел для подвига жизни во Христе. И Христос-Сердцеведец немедля откликается на зов Его ищущего сердца: «Закхей, сойди скорее, сегодня Я должен быть в доме твоем».
Представьте, дорогие, радость недавнего грешника Закхея! Велика любовь Господня к человеку! Воистину, «щедр и милостив Господь» к кающимся и Его ищущим. Но что это? Мы слышим ропот... Христа осуждают за то, что вошел Он в дом грешника... О, близорукость людская, о, убийственное наше внешнее суждение о людях! Но, братья, Христа осудивших посрамляет сам Закхей: «Господи, половину имения моего отдам нищим и если кого чем обидел, возвращу четверицею» – говорит Закхей.
Велика, о, братья, возрождающая сила Благой Вести – Евангелия! Смотрите: Закхей не только раскаялся в греховности своей жизни, он уже приносит обильный плод покаяния. Да, Закхей уже живет вне его окружающего мира; он исторгается из власти диавола, прежде внушавшего ему ложную цель жизни; он преодолел в себе ложный стыд «что скажут другие» – чем в такой сильной степени страдает современный человек, особенно молодежь, легко впадающая в рабство моды.
На призыв к покаянию мытарь «грех свой пред Богом открыл и беззакония своя исповедал», и дал ему Господь силу живой, практической веры. Закхей-мытарь вступил» в «тесные врата», ведущие в жизнь вечную. «Тесные врата» – это путь самостеснения, самоограничения.
«Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Пред нами уже не грубый сборщик податей, но кроткий раб Божий Закхей; пред нами не возбужденный жаждой наживы злодей, но покаянием умиротворенный, свое имение нищим раздающий, Христов друг Закхей.
Сегодня Неделя о Закхее. Готовит нас Христова Церковь к подвигу великопостному.
«Покайтесь и веруйте во Евангелие». К нам обращены эти слова Спасителя. Покайтесь – придите ко Христу, как пришел к Нему Закхей; взберитесь – на древо добродетелей, подобно Закхею, чтобы в обитель сердца вашего мог войти Христос; отымите лукавство от душ ваших, и всецело сердце свое Христу отдайте, как сделал это недавний грешник Закхей.