Святитель Иннокентий (в миру Иоанн Кульчицкий) родился в конце XVII века в Малороссии; образование получил в Киевской духовной академии. В 1706 году был пострижен в монахи с именем Иннокентий - постриг принял в Антониевой пещере, под Киевом и был принят в число братии Киево-Печерской лавры; в том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В 1710 году святого Иннокентия вызвали в Москву, в Славяно-Греко-Латинскую академию, где он был префектом и учителем философии. Из Москвы святой Иннокентий был перемещен в Санкт-Петербург. 5 марта 1721 года в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия во епископа. В этом сане он должен был возглавить в Пекине Русскую православную духовную миссию. Сразу по Пасхе, на Светлой седмице, владыка Иннокентий, в сопровождении двух иеромонахов, иеродиакона и пяти певчих с тремя служителями, выехал из Санкт-Петербурга. Почти год добирались они до Иркутска, оттуда двинулись за Байкал и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске, здесь предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.
Но от Бога не суждено было епископу Иннокентию ехать в Пекин, а суждено было вернуться в Иркутск. В январе 1727 года указом Святейшего Синода, утвержденным императрицей Екатериной I, была учреждена самостоятельная Иркутская и Нерчинская епархия. Управление новообразованной епархией было поручено святителю Иннокентию. Первый епископ Иркутский – святитель Иннокентий явил себя во вновь образованной епархии ревностным архипастырем: он благоустроил епархию, открывал училища, предпринимал трудные путешествия по необъятным просторам Сибири для просвещения христианской верой язычников и многих из них крестил. Преосвященный Иннокентий был чрезвычайно светлой личностью: безропотно и терпеливо переносил он свою полную трудов и лишений жизнь, был начальником очень строгим, но не менее и справедливым, и истинным другом всех кающихся и исправляющихся; простота, кротость, истинное смирение и незлобие отличали всю его деятельность. Недолго возглавлял он Иркутскую епархию, но ему удалось заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие церковной жизни в Сибири. Усиленные труды, дальние разъезды, суровый климат и различные неприятности, связанные, в том числе, с устроением пекинской миссии, сильно повлияли на слабое здоровье святителя Иннокентия. В 1731 году он серьезно заболел и 27 ноября скончался, был погребен в склепе Тихвинской церкви Иркутского Вознесенского монастыря.
С первых же дней по кончине святителя Иннокентия фиксировались знамения и чудеса, происходившие по молитвам к нему, причем, не только у его гробницы, но и во многих городах России. Слава о новом заступнике перед Господом возрастала среди православных.
Через тридцать три года после кончины святителя Иннокентия, во время ремонта Тихвинской церкви в 1764 году, было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым.
Еще через два года настоятель Вознесенского монастыря архимандрит Синесий, будущий светильник Сибирской Церкви, в день храмового праздника Вознесения Господня стал свидетелем следующего чуда. За трапезой после Божественной литургии присутствовал губернатор немец Фрауендорф. Он был наслышан о нетленных останках святителя Иннокентия и очень хотел посмотреть их. Сколько ни отклонял это желание иноверца присутствовавший на празднике епископ Софроний, изменить решение губернатора не удалось. Но когда владыка Софроний, преподобный Синесий и Фрауендорф подошли к могильному склепу святителя, то не смогли увидеть гроба – он был покрыт густым непроницаемым слоем снега. При этом сразу после отъезда губернатора даже следов снега не могли обнаружить.
Спустя семнадцать лет было еще одно удостоверение, что мощи святителя находятся под особым покровом Божиим. 11 июня 1783 года при сильном ветре загорелась Вознесенская обитель. Все жители Иркутска прибежали на пожар, но погасить его не представлялось возможным. Пламя охватило каменные строения обители и деревянную Тихвинскую церковь, под которой почивали мощи святителя. Надежды на спасение нетленных мощей угодника Божия не оставалось никаких. Тогда горожане обратились к прибывшему на пожар преемнику владыки Софрония, преосвященному Михаилу (Миткевичу), с просьбой попытаться достать мощи из огня. «Ежели покойный Иннокентий угодил Богу, – ответил тот, – то ради его нетленных мощей Всемогущий Господь спасет и церковь». В ту же минуту огонь потерял силу. Во время пожара в монастыре сгорели все церкви и келлии, лишь деревянная Тихвинская церковь, «заключавшая в себе залог спасения» - мощи святителя Иннокентия, почти не пострадала. Милостью Божией она простояла до начала XX века среди каменных, вновь отстроенных стен и зданий монастыря, в непререкаемое свидетельство свершившегося над ней чуда.
После этого чудесного события к мощам святителя Иннокентия стекалось множество паломников, и многие, после молитвы у его честных останков, получали просимое. Вера в его заступничество передавалась из рода в род. В обители записывались случаи исцеления. Письменные свидетельства частных лиц, переживших молитвенное заступничество святителя Иннокентия, поступали в Иркутский Вознесенский монастырь из Санкт-Петербурга, Москвы, Якутска, Тулы и других мест.
В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования.
Преосвященный передал сенаторам письмо для государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Синода рассмотрения дела, и уже по распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин. Владыка Иустин лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 года докладывал Синоду. Доклад содержал подробное описание освидетельствования мощей, проведенное для большей достоверности в присутствии светских лиц и многих почетных граждан. Все участники освидетельствования подтвердили действительную сохранность останков святителя. Гроб и облачение святителя были также в совершенном нетлении – и это более чем через семьдесят лет после погребения.
Спустя два года Синод направил владыке Вениамину запрос о том, не наблюдаются ли изменения в теле святителя Иннокентия, и не было ли за это время достопамятных событий. Преосвященный Вениамин отвечал, что перемен в состоянии мощей по-прежнему не наблюдается, и всенародное почитание святейшего Иннокентия продолжается.
В первый день декабря 1804 года Святейший Синод с высочайшего соизволения объявил: «Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя».
Долгожданное известие об открытии мощей святителя Иннокентия в Иркутске было получено 19 января 1805 года. В ближайшее воскресение, через два дня, всенародно был отслужен благодарственный молебен Господу Богу. После этого началось приготовление к чрезвычайному торжеству.
2 февраля 1805 года, на Сретение Господне, преосвященный Вениамин принял святые мощи из склепа, поставил их посреди Тихвинской церкви и отслужил перед ними Божественную литургию. Через неделю, 9 февраля (22 февраля по н. ст.), мощи святителя Иннокентия при величайшем стечении народа торжественно - с крестным ходом и преднесением чудотворной Казанской иконы Божией Матери - были перенесены из Тихвинской церкви в Вознесенский собор.
28 июля 1806 года на раку с мощами святителя Иннокентия было положено «парчовое покрывало, с золотою бахромой и кистями». 16 февраля 1808 года мощи святителя переложены в новую, серебряную раку, изготовленную московскими мастерами на средства иркутского купца Н. П. Мыльникова. Будущий император Николай II, во время посещения Иркутского Вознесенского монастыря 24 июня 1891 года, пожертвовал сребропозлащенную лампаду, которую повесили перед ракой с мощами святителя Иннокентия.
В Вознесенском соборе мощи святителя Иннокентия почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать храм из-за ветхости. Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня. В память о первом перенесении мощей святителя ежегодно в Иркутске совершался крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. Так было до 1920 года, когда наступило время жесточайших гонений на христиан. С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители и видных иерархов Сибири.
В 1921 году власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования». Новый настоятель монастыря, епископ Киренский Борис (Шипучин, † 1937), обращаясь к духовенству и прихожанам, писал: «Вчера, 11 января, мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Облачение и одежда сняты, нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым. Церковь заперта. Богослужения прекращены. Монастырь охраняется красноармейцами». Позднее под усиленной охраной мощи были увезены в неизвестном направлении... и долгое время считались безвозвратно утерянными.
Как оказалось, мощи святителя Иннокентия до 1990 года хранились в одном из подсобных помещений Ярославской церкви Николы Надеина как неизвестные...
В Ярославле мощи святых появились в 1939 году, после открытия в храме Ильи Пророка антирелигиозного музея. В 1960-е годы храм Ильи Пророка готовили к сносу, мощи святых собирались уничтожить. Однако музейные работники, от греха подальше, под покровом ночи, на руках перенесли все мощи в церковь Николы Надеина, где и хранили, не афишируя. Мощи святых, кроме одних, были известны и их передали Православной Церкви. По промыслу Божиему неизвестные мощи, пребывающие в Ярославле, упорно называли «Сибирской мумией». Священнослужители высказывали предположение о том, что это и есть мощи святителя Иннокентия. Начались поиски. В Иркутске, в фондах краеведческого музея, в 1988 году нашлись подлинные документы, касающиеся святителя Иннокентия. Были сняты копии и высланы в Ярославский музей-заповедник. С целью идентификации мощей на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была произведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске при изъятии мощей святителя Иннокентия. Медицинский акт от 9 августа 1990 года фиксирует те же подробности, что и в освидетельствовании 1921 года. Так, долгие годы Господь хранил мощи святителя Иннокентия для явления нам чуда Своей милости.
Накануне праздника Преображения Господня, 18 августа 1990 года, мощи святителя Иннокентия перевезли во вновь открытый тогда Толгский монастырь Ярославской епархии.
Ярославль. 1990 год. Проводы святых мощей Святителя Иннокентия из Ярославского Толгского Пречистой Богородицы монастыря в Иркутск
Поздним воскресным вечером 2 сентября 1990 года вагон с мощами святителя прибыл в Иркутск. С великой радостью мощи были встречены духовенством и мирянами. На перроне Иркутского вокзала епископ Иркутский и Читинский Вадим совершил торжественный молебен по случаю прибытия мощей святителя Иннокентия - первого епископа Иркутского. Затем была поездка по ночному городу к месту торжественного богослужения в Знаменском кафедральном соборе. В Знаменском соборе святителя Иннокентия встречали крестным ходом и колокольным звоном. При большом стечении народа с горящими свечами в руках, раку обнесли вокруг храма и внесли в главный придел, где она находится и поныне. В Сибирь вернулся ее покровитель, заботливый отец и добрый пастырь.
Как неиссякаемый сосуд Божественной благодати оставил он нам свои нетленные мощи, через которые подается притекающим к его заступлению великая милость. Святые его мощи – цельбоносный источник, врачующий наши немощи и болезни, наполняющий нас верой, любовью и надеждой, помогающий в наших скорбях, утешающий нас в печалях. С уверенностью можно сказать, что со смертью святого Иннокентия не прекратилось его молитвенное ходатайство теперь уже непосредственно перед престолом Божиим за люди своя, за Отечество наше, за край сибирский. Не прекратилось и не ослабло, а продолжается с еще большей силой.
В 2005 году, по случаю 200–летия обретения мощей святителя Иннокентия Иркутского, произошло историческое событие. Крестный ход с мощами проследовал по всей Иркутской епархии, БАМу и Дальнему Востоку, пройдя через все станции Иркутской и других областей, Тынду, Комсомольск–на–Амуре, Хабаровск, Владивосток, Уссурийск, Биробиджан, Благовещенск, Читу и Улан–Удэ, где каждый желающий смог помолиться у раки. К чудотворным мощам святителя приложились сотни тысяч россиян. Уповая на заступничество угодника Божия святителя Иннокентия, мы и ныне обращаемся к нему с молитвами.
9 декабря
22 февраля – Обре́тение мощей
23 июня – Собор Сибирских святых
3 июля (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
23 октября – Собор Волынских святых
Свети́льниче Це́ркве пресве́тлый,/ озари́вый луча́ми добро́т твои́х страну́ сию́,/ и исцеле́ньми мно́гими притека́ющих к тебе́ с ве́рою/ Бо́га просла́вивый,/ мо́лим тя, святи́телю о́тче Инноке́нтие,/ огражда́й моли́твами твои́ми град сей// от всех бед и печа́ли.
Непоро́чности соиме́ннаго па́стыря,/ пропове́дника ве́ры в язы́цех Монго́льских,/ сла́ву и украше́ние Ирку́тския па́ствы,/ любо́вию восхва́лим вси́ ве́рнии:/ той бо есть храни́тель страны́ Сиби́рския// и моли́твенник о душа́х на́ших.
К тебе́, свя́тче Бо́жий, я́ко к ско́рому помо́щнику и моли́твеннику о спасе́нии мое́м, аз недосто́йный и гре́шный припа́дая молю́ся: не пре́зри мене́ уны́лаго, не́мощнаго, во мно́гая беззако́ния впа́дшаго, и по вся дни и часы́ согреша́ющаго, но вонми́ души́ мое́й, я́ко скорблю́, и умоли́ Го́спода Бо́га всея́ тва́ри Соде́теля, Ему́же ны́не предстои́ши в ра́дости святы́х и с ли́ки а́нгелов, поми́ловати мя и извести́ из темни́цы грехо́вныя ду́шу мою́, пре́жде да́же не отъиду́ отсю́ду и ктому́ не угото́в явлю́ся на суд Его́. Ей, о́тче! не посрами́ мене́, к тебе́ с ве́рою притека́ющаго, а́ще бо и недосто́ин есмь твоего́ хода́тайства и заступле́ния, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ мя досто́йна чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́, да та́ко душе́ю и те́лом здрав быв, сла́влю и пою́ ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га на́шего и твое́ те́плое заступле́ние, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.