Икона Божией Матери «Достойно есть» (Милующая) – чудотворный образ на Святой Горе Афон, перед которым, по преданию, в Х веке явился Архангел Гавриил и было составлено одно из самых известных православных песнопений во имя Пресвятой Богородицы: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Предание, записанное около 1548 года, повествует, что в последней четверти X века на Святой Горе, в небольшой келлии у церкви Успения близ Кареи, подвизались старец и его послушник. Однажды старец ушел на воскресное всенощное бдение в главный храм Протата в Карее (административный центр Афона). Пока он отсутствовал, келлию посетил некий монах (это был Архангел Гавриил). В предрассветный час инок и монах-странник совершали утреню перед иконой Божией Матери, называвшейся «Милующей». Когда пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую Херувим», монах предварил песнопение величанием «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего».
Красота песнопения удивила инока. По его просьбе монах чудесным образом запечатлел слова на каменной плите и повелел всегда петь именно так. Затем он исчез, а инок продолжил петь, когда вернулся старец. О чуде было сообщено старцам Протата, те передали известие патриарху и императору, а песнопение «Достойно есть» перешло во всеобщее богослужебное употребление.
Икону Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь «Достойно есть», привезли в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы Кареи и поставили в алтаре на горнем месте, где образ находится и в настоящее время. Плита с начертанной на ней Архангелом Гавриилом песнью была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга (†995).
По существующей издавна на Афоне традиции на второй день Пасхи, после литургии, совершается крестный ход с чудотворным образом «Достойно есть» вокруг Кареи. В 1488 году четыре монаха, жившие на подворье монастыря прп. Дионисия в Карее, не вышли на крестный ход; назвав его противозаконным, они смеялись над его участниками. В тот же вечер от сильного дождя с градом погибли все растения в огородах и виноградники этого подворья. Пребывавший в обители прп. Дионисия патриарх Константинопольский Нифонт наложил на монахов строгую епитимию за презрение святой иконы.
Другой подобный случай произошел с монахами близлежащей обители Кутлумуш, которые решили совершать крестный ход в своем монастыре, не участвуя в общем празднике. Внезапно на монастырскую пристань напали разбойники и сожгли ее. Спустя некоторое время при аналогичных обстоятельствах разрушились здания и стены Кутлумуша. Насельники монастыря раскаялись и последовали установленному древнему чину почитания святой иконы.
В 1838 году по просьбе Протата иеродиакон афонского Русского Пантелеимонова монастыря Венедикт составил службу в честь иконы «Достойно есть».
Во второй половине XIX – начале XX века множество списков чудотворного образа было написано и освящено в русских монастырях на Афоне, а затем прислано в Россию. Например, в 1858 году в Оренбург для женской обители, которую предполагали построить. В начале XX века прославленный чудесами список образа находился в храме с. Юрьева Котельничского уезда Вятской губернии.
Для одной из икон «Достойно есть», привезенной около 1887 года миссионером иеромонахом Арсением с Афона, был построен пятикупольный храм в Галерной гавани в Санкт-Петербурге с одноименным посвящением главного престола. Сейчас этот список находится в церкви Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в СанктПетербурге, где в его честь освящен северный придел.
За редким исключением иконы Божией Матери «Достойно есть» большого размера, написанные в академической манере в традициях поздней святогорской иконописи на голубом или золотом фоне, с текстом на свитке на русском или греческом языке: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя…» (Ис 61:1; Лк 4:18). Младенец одет в белую рубашку с препоясанием, Богородица – в мафорий красного оттенка и светлый (розовый) плат, у Обоих на головах венцы (как правило, у Иисуса Христа – закрытый венец, у Богородицы – корона); левая рука Иисуса Христа спрятана под плат. Корону или нимб Божией Матери поддерживают два ангела на облаках, вверху – Господь Саваоф, Святой Дух в виде голубя и херувимы (рисунок фигур и цвета одеяний ангелов, расположение надписей варьируются). Иногда на обороте иконы врезаны афонские сургучные печати, сделаны вкладные надписи.
(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 85, 24.06.2018)
Отце́в все Афо́нское мно́жество,/ собери́теся, ве́рно пра́зднующе,/ днесь ра́дующеся и све́тло восклица́юще вси в весе́лии,/ Бо́жия бо Ма́ти ны́не от А́нгела пресла́вно воспева́ется.// Те́мже, я́ко Бого́родицу, при́сно Сию́ сла́вим.
Пра́зднует днесь весь Афо́н,/ я́ко песнь прия́т от А́нгела чу́дно/ Тебе́, Чи́стей Богома́тери,// Ю́же вся тварь чтит, сла́вящи.
Досто́йно есть/ велича́ти Тя,/ Богоро́дице,/ Честне́йшую Херуви́м/ и Сла́внейшую// без сравне́ния Серафи́м.
О, Пресвята́я и Преми́лостивая Влады́чице Богоро́дице! Припа́дая к святе́й ико́не Твое́й, смире́нно мо́лимся Тебе́, вонми́ гла́су моле́ния на́шего, виждь ско́рби, виждь беды́ на́ша и, я́ко любвеоби́льная Ма́ти, потщи́ся на по́мощь нам безпо́мощным, умоли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего: да не погуби́т нас за беззако́ния на́ша, но яви́т нам человеколю́бно свою́ ми́лость. Испроси́ нам, Влады́чице, у бла́гости Его́ теле́сное здра́вие и душе́вное спасе́ние, и ми́рное житие́, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, и благослове́ние свы́ше на вся блага́я дела́ и начина́ния на́ша. И я́коже дре́вле призре́ла еси́ ми́лостиво на смире́нное славосло́вие послу́шника Афо́нскаго, воспева́вшего Тя пред пречи́стою ико́ною Твое́ю и посла́ла еси́ к нему́ А́нгела научи́ти его́ пе́ти песнь небе́сную, е́юже славосло́вят Тя А́нгели; та́ко и ны́не приими́ на́ше усе́рдное молитвосло́вие, Тебе́ приноси́мое. О Цари́це Всепе́тая! Простри́ ко Го́споду богоно́сныя Твоя́ ру́це, и́миже Богомладе́нца Иису́са Христа́ носи́ла еси́, и умоли́ Его́ изба́вити нас от вся́каго зла. Яви́, Влады́чице, Твою́ ми́лость к нам: боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши, бе́дствующим помози́ и сподо́би нас благоче́стно житие́ сие́ земно́е соверши́ти, христиа́нскую непосты́дную кончи́ну получи́ти и Небе́сное Ца́рствие насле́дити ма́терним хода́тайством Твои́м к Ро́ждшемуся от Тебе́ Христу́ Бо́гу на́шему, Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Достойно есть» («Милующая»)