Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/27 ноября. Апостола Филиппа

27 ноября. Апостола Филиппа

← Предыдущая Следующая →
27 ноября. Апостола Филиппа

Апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, откуда происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, и Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. Тайные помыслы и желания Филиппа скоро осуществились.

Христос пришел в пределы Галилейские и нашел Филиппа. «Иди за Мною», - сказал ему Господь. Всей душой внял Филипп призванию Христа и последовал за Ним. Как достойный ученик, Филипп был избран Господом в число двенадцати апостолов. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии (Мф.10:3; Мк.3:18; Лк.6-14; Ин.1:43-48; 6:5-7; 12:21-22; 14:8-10; Деян.1:13).

Приняв дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, Филипп стал проповедовать имя Христово – сначала в пределах Палестины, в Галилее и Самарии. Однажды встретил он женщину, несшую на руках своего умершего сына. Она горько плакала и рыдала над ним. При виде безутешной матери жалость охватила Филиппа. «Встань! – сказал он, простирая руку к умершему, - повелевает тебе Христос». Тотчас ожил отрок. Мать в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение. Мать с сыном уверовали во Христа и были крещены Филиппом. И еще многих обратил он в веру Христову, а потом отправился в земли языческие.

Филипп прибыл в Грецию и здесь проповедовал Слово Божие и творил множество чудес. Однажды силою Христовой он воскресил умершего. Это чудо привело в изумление живших там иудеев. Они послали в Иерусалим к архиереям и князьям иудейским известие, что пришел к ним неизвестный человек, который проповедует Иисуса распятого, прогоняет этим именем злых духов, исцеляет болезни и даже воскресил умершего, а потому многие уже уверовали во Христа. И тогда из Иерусалима прибыли книжники во главе с архиереем для обвинения святого апостола. Архиерей этот и раньше сильно негодовал на Филиппа за успех его проповеди в Палестине. «Мало было тебе, - гневно обратился архиерей к апостолу, - в Иудее, Галилее и Самарии прельщать простых и неученых людей, - сюда ты пришел, к мудрым эллинам, и здесь проповедуешь новое учение, которому научился о т Иисуса, шедшего против закона Моисеева. За это Он Сам был осужден, и умер бесчестной смертью, распятый на кресте. А вы, ученики, тайно украли Его тело, на соблазн многим, и рассказали везде, что Он воскрес из мертвых..».

В ответ апостол Филипп обличил ложь первосвященника, рассказав собравшимся иудеям и язычникам, как фарисеи подкупили стражу и дали золота воинам, чтобы они солгали, будто во время их сна Иисуса мертвого украли ученики. «Как же не стыдишься теперь лгать? – говорил Филипп, - сами печати ваши, которые вы положили на гробе, свидетельствуют истину воскресения Христа, они будут вашими обличителями и в день воздаяния». Архиерей обезумел от гнева и ярости. Вскочив с места, он бросился на апостола, чтобы своими руками умертвить его, но внезапно ослеп и весь почернел. То же самое сделалось и с теми, кто бросился схватить апостола, и одновременно заколебалась страшно земля.

При виде бедственного положения ослепленных – и духовно, и телесно, Филипп стал молить Бога даровать им исцеление, просветить ум и сердце. По молитве апостола тотчас все прозрели, и множество людей обратилось ко Христу. Только архиерей стал еще сильнее поносить Иисуса. Внезапно разверзлась земля, и богохульник исчез в ее глубинах.

Апостол Филипп просветил верою Христовой многие города Эфиопии и Аравии. Потом сел на корабль и поплыл к Азоту, приморскому городу в Палестине, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством. Из Азота апостол Филипп отправился в Сирийский город Иераполь, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего, - раскаялись и многие приняли святое Крещение.

Пройдя всю Сирию, Филипп пришел в Лидию и Мизию, области Малой Азии. Там присоединились к нему его сестра Мариамна и апостол Варфоломей. Они прошли с благовестием все города Лидии и Мизии, претерпев много страданий: не раз их побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. Но благодать Божия сохраняла их.

Затем благовестники отправились в соседнюю область Фригию и пришли в город, который также назывался Иераполь. Жители его еще не знали Христа и поклонялись идолам. Особый храм в городе был построен для ехидны, громадной ядовитой змеи, куда приносили ей пищу и где совершали в ее честь жертвоприношения. Силой молитвы апостол Филипп умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В их числе была жена правителя города, которая после исцеления обратилась ко Христу. Узнав, что супруга стала христианкой, правитель приказал схватить Филиппа, его сестру и апостола Варфоломея. По наущению языческих жрецов правитель повелел распять святых апостолов. Как только палачи исполнили приказ, началось землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину. Видя происходившее, иерапольцы потребовали отмены казни. Поспешно бросились снимать со креста распятых. Варфоломей повешен был невысоко, и его скоро сняли.

Святой апостол Филипп, вися на кресте, обратился к Богу с горячей молитвой о помиловании врагов, чтобы отпустил им грехи и просветил ум к познанию истинного Бога. Услышано было моление апостола: земля возвратила из недр своих всех, кроме градоначальника и жрецов, и спасенные единодушно исповедовали Христа. После этого апостол Филипп предал дух свой Богу, и его, уже умершего, сняли с креста. Новообращённые с честью похоронили тело апостола Филиппа. На том месте, где во время крестных страданий истекла кровь святого апостола Филиппа, через три дня выросла виноградная лоза - в знамение того, что святой апостол Филипп, пролив на земле кровь за Христа, вкушает вечное блаженство в Царствии Небесном.

См. также: "Житие святого Апостола Филиппа" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Дни памяти

27 ноября

13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Святому апостолу от двенадцати Филиппу

Тропарь, глас 3

Благоукраша́ется вселе́нная,/ Ефио́пия ликовству́ет,/ я́ко венце́м красу́ема,/ тобо́ю просвети́вшися,/ све́тло торжеству́ет па́мять твою́,/ Богоглаго́ливе Фили́ппе,/ вся бо ве́ровати Христу́ научи́л еси́/ и тече́ние соверши́л досто́йно Ева́нгелия./ Тем дерзнове́нно вари́т Ефио́пская рука́ к Бо́гу,// Его́же моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Учени́к, и друг Твой, и подража́тель стра́сти Твоея́,/ вселе́нней Бо́га Тя пропове́да, Богоглаго́ливый Фили́пп;/ того́ моли́твами от враго́в пребеззако́нных/ Це́рковь Твою́ и всяк град Твой// Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Молитва

О, святы́й апо́столе Христо́в Филли́пе! Мо́лим тя: сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святой апостол Филипп

(Уроки из жизни св. апостола Филиппа: а) нужно слушаться гласа Божия, призывающего нас ко спасению; б) должно твердо и решительно оставить все и последовать за Иисусом Христом и в) нужно стараться приводить ко Христу и наших ближних).

I. Святой апостол Филипп, память коего совершается ныне, из числа двенадцати апостолов, родился в Вифсаиде. Он был из числа тех людей, которые пламенно желали скорейшего явления в мире Спасителя. Услышав об Иоанне Крестителе, святой апостол Филипп покинул дом родительский и сделался одним из ближайших учеников Предтечи. С восторгом он узнал от св. Иоанна, что ожидаемый Мессия уже пришел. Когда Спаситель, после крещения и сорокадневного поста в пустыне, вышел на проповедь, то Он встретил святого апостола Филиппа и сказал ему: «гряди по Мне» (Иоан. 1:43). Святой апостол Филипп беспрекословно последовал за Господом, привел к Нему друга своего Нафанаила и с этой минуты сделался неотлучным последователем и ревностным учеником Его. Святой апостол Филипп за ревностное проповедание Евангелия распят был на кресте головою вниз. По имени святого Филиппа называется пост пред праздником Рождества Христова, начинающийся 15 ноября.

II. а) Мы видели, братия, что лишь Божественный глагол: следуй за Мной! коснулся слуха Филиппа, – Филипп оставил все и последовал за Христом и уже никогда до самой смерти не оставлял Его. Такова сила Божественного гласа.

Но не одних св. апостолов зовет к Себе Господь: зовет Он и каждого из нас и зовет непрестанно. Со времени первого гласа Божия к первому грешнику: «Адаме! где еси?» этот голос немолчно раздается и будет раздаваться до скончания века в уши каждого человека-грешника. «Се стою» (Ап. 3, 20), говорит Сам Господь, «у двери и стучу»: не отворит ли кто Мне сердца своего, не услышит ли кто гласа Моего. Многочастне и многообразне Бог говорит каждому из нас: следуй за Мною. «Следуй за Мною», а не за плотию, говорит Он в совести нашей. «Следуй за Мною», а не за миром, говорит Он в слове Своем. «Следуй за Мною», а не за своими страстями, за своею скупостию, за своим честолюбием, говорит Он в поучениях пастырей церкви. «Следуй за Мною», а не за тысячью предметов, которые только обольщают тебя суетно, но никогда не сделают тебя счастливым. Посмотри на небо, куда тебя зову, как оно прекрасно; можно ли сравнить его с землею? Но зачем же привязываешься так сильно к земле? Посмотри, сколько лжи, коварства в мире; а в обителях Моих правда, и мир, и радость о Дусе Святе (Римл. 14, 17), тишина, согласие и любовь.

Зовет нас к Себе Господь, а мы не идем. Простирает к нам Свои руки, а мы отвращаемся от Него. Накануне воскресных и праздничных дней колокола благовестят человеку великую радость: «иди к Богу! иди к Богу! Помни день воскресный!»; а мы сего поистине громового гласа не слышим, и спокойно идем кто на поле свое, кто на село свое, кто в собрания общественные, кто на суетные зрелища, кто в гости, к кому самому гости.

Отчего же, Господи, слово Твое, так живо и спасительно действовавшее на умы и сердца св. апостолов, не действует на наши сердца, на наши умы? Среди шума страстей, воюющих в плоти нашей, среди шума мирских удовольствий, не слышим мы голоса Бога, зовущего нас к Себе; голос Божий не находит отголоска себе в душе нашей, как голос вопиющего в пустыне; не так душа наша настроена, чтобы слышать его; не о том думает она, не к тому стремятся ее мысли и желания.

Святой апостол Филипп так скоро и радостно отозвался на голос Христа потому, что он имел душу уже предочищенную, хорошо настроенную для того, чтобы слышать Господа. Послушаем, что он говорит: «обретохом Мессию». «Обретохом», – значит он искал Христа, думал о Нем, желал, чтобы Он пришел скорее. «Обретохом, говорит он, о Котором писали Моисей в законе, и пророки»... Значит он читал св. писание, поучался в законе, испытывал писания... Вот чем, братия, душа наша очищается от дурных мыслей; вот чем предуготовляется к слышанию гласа Божия.

б) Святой апостол Филипп, как услышал глас Божий, тотчас оставил все и последовал за Христом; не стал он раздумывать, не стал говорить: Господи! позволь, я прежде покончу свои земные дела; позволь прежде пойти похоронить отца моего, или проститься с домашними моими, как говорили Спасителю впоследствии времени желавшие последовать за Ним и не последовавшие (Лук. 9. 59. 61), или как некогда до своего обращения говорил блаженный Августин: «спаси меня, Господи, но еще не теперь; сейчас встану, еще одну, одну минуту». В деле спасения нашего все, братия, зависит от «решимости» повиноваться голосу Божию, решимости безусловной, скорой, неотложной. «Кто хочет плыть, говорит приснопамятный Филарет, митрополит московский, тому прежде надлежит отвязать, или, для поспешности, отсечь веревку, которою лодка его прикреплена к берегу. Кто желает быть действительно на пути к небу, тому надлежит или постепенно – со вниманием и усилием разрешить, или, если боится закоснеть, и если чувствует в себе довольно силы, – решительным ударом отсечь все страстные, земные привязанности» (Изд. 1848 г. 1. 90). Вот этой-то твердой решимости в большей части из нас и нет. Многомилостив Господь; Он иногда и против воли нашей заставляет слышать голос Свой. В самом деле, кто из людей самых рассеянных не слыхал в душе своей голос Божий и не говорил самому себе: довольно! Пора остепениться, пора позаботиться о спасении души своей? Кто из нас самих не сознавал не раз, а даже несколько раз, что хорошо бы поусерднее и Богу молиться каждый день, и каждый день читать слово Божие, и уделять часть имения своего в пользу бедных, и неопустительно по праздникам ходить в церковь? Да, братия, появляются и в душе нашей святые мысли и рассеивают окружающий нас греховный мрак, и не без содрогания видишь тогда себя в бездне греховной, не без ужаса сознаешь, что ты и несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Ап. 3, 17); в душу прокрадывается умиление, и готов иногда бываешь все сделать, чтобы выйти из этого ужасного состояния, готов непрестанно, подобно апостолу Петру, вопиять и иногда действительно вопиешь: Господи! спаси меня, погибаю! (Мф. 14, 30). Но отложишь исправление до следующего дня... и увы! в большинстве случаев отложишь навсегда. Как молния явилась святая мысль, как молния и исчезла, и ты, по-прежнему, во тьме греховной. Посему-то и заповедуется нам «не отлагать день от дня спасения» (Рим. 13, 12. 13). Увы! Каждому из нас по опыту известно, что значит отложить свое спасение до другого дня. Не так поступил св. Филипп: он услышал слово Божие: иди за Мною, – и сейчас пошел.

в) Но святой апостол Филипп не только сам пошел, но и привел ко Христу своего друга Нафанаила... О! братия, заботясь о своем спасении, не забудем позаботиться и о спасении своих друзей. Часто мы клянемся друзьям своим в вечной дружбе. Но ведь вечно будем жить не на земле, а на небе. Позаботимся, чтобы друзья наши остались нам друзьями не только здесь на земле, но и там, на небе; чтобы нам и на небе встретить их с большею радостью и любовью, чем с какою мы встречаем их здесь, на земле... Вот что говорит св. Златоуст: «хотя бы все в нашей жизни устроено было хорошо, довольно, этого одного греха – небрежения о спасении ближних, чтобы ввергнуть нас в геенну» (Слова, III, 77). Какое страшное слово! Убоимся, братия, поревнуем св. Филиппу, который, спасшись сам, заботится о спасении своего друга и влечет его ко Христу.

Подражая святому апостолу Филиппу в последовании Христу, будем, братия мои, подражать ему и в решимости оставить все, что препятствует идти за Христом, и в обращении друзей, знакомых и ближних своих ко Христу, Спасителю мира.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена