Святой апостол от 70-ти Андроник и его помощница в апостольских трудах святая Юния были родственниками апостола Павла. Они уверовали во Христа раньше апостола Павла и много потрудились, проповедуя Евангелие язычникам, о чем упоминает апостол Павел в Послании к римлянам: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (Рим. 16, 7). Святой Андроник был рукоположен во епископа Паннонии, но его проповедь и проповедь святой Юнии распространилась и в другие страны, далеко за пределы его епархии. Апостол Андроник и святая Юния умерли для мира ради Христа, чтобы многих привести к познанию Бога Истинного. Их трудами утверждалась Церковь Христова, язычники обращались ко Христу, идольские капища разрушались и вместо них созидались христианские храмы. Всюду проходя с проповедью, они врачевали немощных и больных и изгоняли из людей нечистых духов.
Пострадав за Христа, святые Андроник и Юния приняли мученические венцы. В V веке, при императорах Аркадии и Гонории, их святые мощи были обретены в предместье Константинополя вместе с мощами других мучеников «иже во Евгениевых» (память 22 февраля).
В ХII веке близ Евгениевых ворот в Царьграде императором Андроником I был построен великолепный храм, предположительно, на месте обретения святых мощей его Небесного покровителя – святого апостола Андроника. Память святого апостола Андроника совершается также 30 июля, вместе с четырьмя другими апостолами от 70-ти: Силою, Силуаном, Крискентом и Епенетом.
Служба святому апостолу Андронику написана святым Иосифом Песнопевцем. В одном из 15-ти канонов, написанных святым Иосифом в честь 70-ти апостолов, восхваляются чудеса от мощей святого апостола Андроника в его храме.
30 мая
12 августа
17 января – Собор 70-ти апостолов
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Звезду́ пресве́тлую,/ Богоразу́мия све́том просве́щшаго язы́ки/ апо́стола Христо́ва Андрони́ка восхва́лим/ и с ним во благове́стии потруди́вшуюся Иуни́ю прему́друю, вопию́ще:// моли́те Христа́ Бо́га непреста́нно о всех нас.
I. Святой Андроник, память коего совершается ныне, был один из семидесяти апостолов и сродником апостола Павла, который с любовью упоминал о нем в Послании к Римлянам (гл. 16, 7). «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников, со мною прославившихся между апостолами и прежде меня уверовавших во Христа». Андроник благовествовал в разных странах и был епископом в Паннонии. Он принял мученическую кончину, и мощи его, равно как и мощи святой Юнии, были впоследствии обретены в Евгении (местности близ Царяграда).
II. Поучительна для всех «родственная любовь», которая существовала между прославляемым ныне святым апостолом Андроником и апостолом Павлом. Напротив, что может быть возмутительнее, когда родственники живут между собою хуже врагов, избегают встречи, ссорятся при всяком свидании, а тем более, когда завязывают какие-нибудь тяжебные дела из-за имущественных интересов. Это уже не по-христиански, а хуже чем по- язычески.
а) Во-первых; родственная любовь служит для нас богатым источником услаждения, отрады и утешения; а в услаждении и утешении бедствующий на земле человек нуждается весьма часто. Послана ли нам какая-нибудь «радость», приключилось ли какое-нибудь «горе», - как приятно и утешительно для нас, когда есть с кем разделить эту радость и это горе, когда есть у нас близкий человек, который примет эту радость и это горе к своему сердцу, как свою собственную радость и свое собственное горе; и как, напротив, тяжело бывает, когда не с кем поделиться душою. Вот, например, наступил великий праздник: что это за праздник был бы, если бы в этот день нам не с кем было разделить трапезы, не с кем было дружелюбно побеседовать, не с кем было поразвлечься, не кого было с сердцем обнять.
Или вот, например, вас постигла тяжкая «болезнь», или смерть похитила кого-нибудь из ближних вам лиц: не удвоится ли ваша скорбь, когда ни одна человеческая душа не обнаружит теплого сочувствия к вам, когда вы – больные никого не видите при постели своей, когда никто не прольет с вами слезы на могиле дорогого вам человека. Да и в обыкновенное время, при вседневных своих занятиях, не нуждаемся ли мы ежедневно в отдыхе и развлечении в кругу домашних? И что за жизнь была бы в четырех стенах без жены, детей, друзей, братьев, сестер и других родственников, оживляющих и ободряющих нас своим присутствием и своими речами?
Или кому неизвестна горькая доля сироты?.. Потому-то и Христос Спаситель ценил родственную любовь и считал ее необходимою для людей. Например, во время страданий на кресте Он не оставил одинокою скорбевшую Мать Свою, но усыновил Ей любимого ученика Своего Иоанна.
б) Но кроме отрады и утешения родные доставляют нам помощь. Не все из людей и не всегда настолько богаты, чтобы самим содержать себя. Много также бывает разных несчастных случаев (например, пожары, потеря мужа, содержавшего семью), которые лишают человека даже куска насущного хлеба. А кроме материальной поддержки, нам нередко необходима бывает и иная поддержка, например, совет в затруднительном деле, какое-нибудь одолжение, какое-нибудь участие в деле и т. д. К кому же нам обращаться в этих случаях и от кого ожидать верной помощи, если не от родных? Или у кого, например, преклонить голову немощным и престарелым родителям, если не у родных своих детей? Или кто помянет в молитве умерших, если не родственники их?
в) Наконец, родственная любовь служит для нас образцом для любви ко всем людям, для любви к чужим. Научившись искренней любви к родным, и даже имея ее от природы, мы должны мало по-малу переносить ее и на всех людей, – насколько возможно любить и чужих искреннею родственною любовью. Если бы не было у нас родных, то мы не знали бы этой искренней любви; а теперь они есть у нас, и потому мы по личному опыту знаем эту искреннюю любовь и должны пользоваться ею по отношению ко всем людям. И не замечали ли вы, что когда сердце ваше бывает охвачено искреннею любовью к какому-нибудь весьма близкому и дорогому вам человеку, например, к отцу или матери, тогда оно, так сказать, расширяется и готово в восторге обнять собою всех людей; любовь к близкому человеку изливается, так сказать, на всех и все, на весь мир. У кого нет любви к близким родственникам, тот, по словам святого апостола Павла, хуже неверного, хуже язычника, не знающего учения Христовой веры.
III. Благодарите же Творца за этот великий и драгоценный дар – родственную любовь. Дорожите этим даром и свято сохраняйте его, т.е. берегитесь раздоров с родными своими и пребывайте с ними в искренней любви. Возгревайте, наконец, родственную любовь и к чужим, в особенности к сиротам, вдовам, одиноким, так сказать заброшенным в мире. За гробом все мы будем составлять одно семейство, все будем любить друг друга такою любовью, какою теперь любим родных; старайтесь же на земле хоть сколько-нибудь приблизиться и приготовиться к тому, что ожидает вас на небе. «Что может быть прекраснее», говорит святой пророк Давид, «как если братие (т.е. люди) живут между собою согласно». Аминь.