Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе.
Несмотря на однозначное постановление Первого Вселенского Собора (в 325 г.), арианство не было искоренено до конца. Во второй половине IV века сторонниками ариан были многие епископы, в т.ч. архиепископ Константинополя Македоний, отвергавший Божество Святого Духа и считавший Его тварью, сотворенной силой, служебной Отцу и Сыну. Ереси угрожали единству Церкви и дестабилизировали обстановку в империи. В этой ситуации император Феодосий I (346-395) созвал Второй Вселенский Собор, на котором присутствовало 150 православных епископов.
Важнейшим деянием Собора явилось принятие нового Символа Веры.
Святые отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий (дающий жизнь), от Отца исходящий, Которому следует поклоняться и Которого следует славить вместе (т.е. в равной мере) с Отцом и Сыном.
Для опровержения ересей святые отцы II Вселенского Собора подтвердили Никейский Символ Православной веры и выработали еще пять членов Символа Веры (8, 9, 10, 11 и 12), окончательно сформулировав и утвердив Символ Веры, названный впоследствии Никео-Цареградским, каким и поныне пользуется Православная Церковь.
Символ Веры – это краткое изложение догматов Православия.
Изначально он читается перед совершением Таинства Крещения.
Принимая Крещение, человек произносит Символ Веры в знак осознания и принятия веры Церкви как своей собственной, т.е. как истины, которая отныне будет руководством в его жизни.
Символ Веры поется православными верующими в храме на каждой Литургии. Этим подчеркивается единомыслие веры, связывающее всех собравшихся на богослужение.