Основы Закона Божия

Начальная ступень 7–10 лет.
«ОСНОВЫ ЗАКОНА БОЖИЯ» (42 занятия)

Продолжительность занятия 30 мин.

Цель: формирование православного мировосприятия, усвоение воспитанниками начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия, духовного опыта, взаимодействия в рамках приходской общины.

Задачи.

Усвоение обязательных вероучительных дисциплин детьми в возрасте 7-10 лет направлено на достижение следующих задач:

  • заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
  • дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
  • помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в таинствах и богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
  • воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру как творению Божию;
  • формировать ценностные жизненные ориентиры;
  • научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Что такое Закон Божий? Заповеди. При каких обстоятельствах Бог дал человеку Заповеди? Зачем Бог дает человеку Заповеди? Заповеди Божии как проявление любви Бога к человеку. Что такое грех? «Какая большая заповедь в законе?»

Десять Заповедей в Ветхом Завете:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота – Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповеди Божии в Новом Завете. Нагорная проповедь: «вы – соль земли», «вы – свет мира», запрет не только на убийство, но и на гнев, осуждение и оскорбление, указание на то, что мир с ближними важнее всех жертв Богу, и о недопустимости вражды, указание на необходимость чистоты не только телесной, но и в мыслях, указание на необходимость решительного устранения всего того, что приводит к греху, «…да будет слово ваше: да, да; нет, нет», «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного», «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас», «…когда молишься, не будь, как лицемеры», «…знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него», молитва «Отче наш», «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», «…когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», «Не собирайте себе сокровищ на земле…», «…если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло», «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить…», «…вынь прежде бревно из твоего глаза», «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…», «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки», «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

Форма проведения занятий: Занятия по «Основам Закона Божия» рекомендуется проводить в диалоговой форме (например, форме обсуждений) с использованием «проблемных методов обучения», доступных для восприятия в данной возрастной категории.

Можно использовать и такие формы проведения занятий как: встречи, беседы, творческие мастерские, игры, тематические беседы, урок-беседа, урок-путешествие, урок-квест, урок-видеоэкскурсия.

По итогам усвоения обязательных вероучительных дисциплин воспитанники 7–10 лет должны обладать определенными знаниями и умениями:

  • знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос, Сын Божий – Спаситель мира;
  • знание и понимание молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, избранные песни Пасхального канона);
  • представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
  • понимание Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
  • знание названий двунадесятых и великих праздников;
  • знание о таинствах Покаяния и Евхаристии;
  • знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
  • умение петь тропари двунадесятых праздников (по возможности), тропарь Пасхи.
  • осознанное участие в таинствах Покаяния и Причащения.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

1-ый год обучения (14 часов)

1

О мире. О Боге.

Кто сотворил мир и дал ему жизнь. Кто установил в мире стройный порядок, или, как часто называют, «законы природы»; и в чем этот порядок состоит. Какое назначение Бог дал человеку. Для кого Бог создал мир. Для чего нам необходимо знать Закон Божий. Можем ли мы вполне постигнуть умом своим, кто такой Бог, и сами узнать о Нем. Откуда же мы узнали о Боге, и что Он Творец мира. Кто дополнил учение о Боге, что Он один, но Троичен в Лицах. Как называются Лица Святой Троицы. Чем отличаются между Собою Лица Святой Троицы. Что такое Евангелие и что такое Библия.

1

2

Свойства Божии.

Какие свойства Божии. Почему мы называем Бога Духом, вечным, неизменяемым, всемогущим, вездесущим, всеведущим, всеблагим, всеправедным, вседовольным и всеблаженным. Почему мы называем Его Творцом и Создателем. Вседержителем, Владыкою, Царем и Промыслителем.

1

3

О молитве.

Что значит молиться Богу. Нужно ли молиться Богу. Когда Бог исполнит нашу молитву. Хорошо ли поступают люди, которые не молятся Богу.

1

4

О грехе.

Что такое грех. Кто первый нарушил волю Божию. Кто такой диавол, или сатана. Кто такие ангелы, и когда они сотворены. Кто такие злые духи, и как они называются. Кто и как научил людей грешить. Почему все мы, люди, рождаемся грешными. От кого грех удаляет людей, к чему он ведет и почему все люди умирают. Могут ли сами люди своими силами победить зло и уничтожить смерть. Как Бог помог людям победить зло и вечную смерть.

1

5

О крестном знамении. О поклонах.

Что мы выражаем, когда полагаем на себя крестное знамение. Как мы складываем пальцы для крестного знамения и что это означает. Осеняя себя крестным знамением, для чего полагаем его на лоб, грудь и плечи. Почему крестное знамение нужно полагать правильно и неспешно. Когда нужно полагать на себя крестное знамение (креститься). Что называется кощунством. Почему во время молитвы нужно стоять, а не сидеть. Для чего употребляются поклоны во время молитвы. Какие бывают поклоны.

1

6

Какие бывают молитвы.

Как называются молитвы, когда мы восхваляем или благодарим Бога. Что мы высказываем Богу в молитве. Краткие молитвы. Хвалебная молитва Господу Богу. Молитва мытаря. Молитва Господу Иисусу. Молитва Святому Духу. Ангельская песнь Пресвятой Троице, или «Трисвятое». Славословие Пресвятой Троице. Молитва Пресвятой Троице. Молитва Господня. Ангельское приветствие Божией Матери. Хвалебная песнь Богородице. Самая краткая молитва к Божией Матери. Молитва Животворящему Кресту. Молитва Ангелу-Хранителю. Молитва святому. Молитва за живых. Молитва за умерших. Молитва пред учением. Молитва после учения. Молитва пред вкушением пищи. Молитва после вкушения пищи. Утренняя молитва. Вечерняя молитва.

2

7

Когда Бог слышит нашу молитву. Где и когда можно молиться Богу.

Когда мы можем надеяться на Бога, что Он услышит нашу молитву. Что нужно сделать, чтобы наша молитва была благоговейная и усердная. Услышит ли Бог молитву, если мы будем молиться спешно и рассеянно. Что установлено для прилежной и усиленной молитвы. Что такое пост. Где можно молиться Богу. Почему можно молиться Богу везде. Как называется молитва, когда мы молимся дома. Как называется молитва, когда мы молимся в храме.

1

8

О храме. Благословение священника.

Что такое храм. Какой его наружный вид. Как храм разделяется внутри. Что такое иконостас. Где находятся царские врата. Что такое св. престол и что на нем совершается. Какое самое важное богослужение. Что воспоминается за обеднею. Что такое таинство причащения. Кто установил это таинство. Как нужно держать себя в храме. то осеняет нас знамением креста. Как это осенение называется. Как священник слагает руку для благословения. Что это означает. Как нужно складывать руки, когда подходим под благословение. Что нужно делать, получивши благословение.

1

9

О святых иконах

Что называется святой иконою. Где поставляются святые иконы в доме и в храме. Почему они называются святыми иконами. Кто освятил употребление святых икон Своим примером. Что мы должны помнить, когда молимся перед святыми иконами. Какой образ Спасителя называется Нерукотворенным.

1

10

Как изображается Бог на святых иконах.Кого, кроме Бога, изображаем на святых иконах. О нимбах на иконах

Если Бог – невидимый Дух, то почему Он изображается на святых иконах видимым образом. Как изображаем мы Пресвятую Троицу на святых иконах и почему именно так изображаем. Как изображаем на святой иконе Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, и почему именно так изображаем. Кроме Бога, кого мы изображаем на святых иконах. Как мы должны молиться Божией Матери, святым ангелам и святым людям. Кто первый написал образ Божией Матери. Почему мы преимущественно пред всеми святыми молимся Божией Матери. Как называется светлый кружок, который изображается вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых. Что означает собою нимб.

1

11

О святых ангелах.

Когда сотворены святые ангелы. Кто такие ангелы. Какими силами и способностями одарил их Бог. Могут ли святые ангелы согрешить. Когда ангелы являлись видимым образом и что означает слово «ангел». Как называется святой ангел, которого Бог дает нам при крещении. Почему святые ангелы изображаются в виде юношей и с крыльями.

1

12

О святых людях.

Кого на святых иконах изображают, кроме Бога, Божией Матери и святых ангелов. Какие они имеют названия. Кого мы называем пророками, апостолами, мучениками, святителями, преподобными, бессребренниками и праведными.

1

13

Почему мы называемся православными христианами.

Как мы называемся и почему. Как называются другие христиане, которые не принадлежат к Святой Православной Церкви.

1

2-ой год обучения (14 часов)

1

Назначение человека. О естественном и сверхъестественном Божественном Откровении.

Что такое естественное и сверхестественное откровение. К чему приводит неверие (потоп, Содом и Гоморра). Вера в Бога есть основное свойство души человека. Первые провозвестники откровения Божия. Кто принес на землю Божие откровение. Как распространяется между людьми Божественное откровение.

1

2

О Священном Предании и Священном Писании.

Что означает слово Библия. Книги Священного Писания. Ветхозаветные книги, их подразделение. Священные книги Нового Завета их подразделение. Вселенские Соборы (краткий обзор).

2

3

Символ Веры.

Знакомство с молитвой (чтение, слушание), разбор сложных слов таких как: верую, единородного, прежде всех век, единосущна Отцу, Им же вся быша, воплотившагося, вочеловечшася и др.

1

4

О первом члене Символа Веры.

Что значит веровать в Бога, исповедовать веру. Бог есть Существо высшее, Бог един.

1

5

О втором члене Символа Веры.

Беседа о предвечном рождении Сына Божия.

1

6

О третьем члене Символа Веры.

Беседа о воплощении Сына Божия Беседа о чудесах Божиих.

1

7

О четвертом члене Символа Веры.

Беседа о Кресте Христовом Беседа о трех промыслительных действиях Божиих, явленных нам на нашей грешной земле. О благодатном огне на гробе Господнем. Благодатный огонь Великой Субботы

1

8

О пятом члене Символа Веры.

Беседа о Воскресении Христовом.

1

9

О шестом члене Символа Веры. О седьмом члене Символа Веры.

Раскрытие содержания шестого и седьмого Символа Веры.

1

10

О восьмом члене Символа Веры. О девятом члене Символа Веры.

Раскрытие содержания восьмого и девятого Символа Веры.

1

11

О десятом члене Символа Веры. Семь Таинств Церкви.

Раскрытие содержания десятого Символа Веры. Знакомство с таинствами Церкви (обзорно):
Таинство Крещения.
Таинство Миропомазания.
Таинство Покаяния.
Таинство Причащения.
Таинство Брака.
Таинство Священства.
Таинство Елеосвящения

1

12

Об одиннадцатом члене Символа Веры.

Беседа о всеобщем воскресении мертвых.

1

13

О двенадцатом члене Символа Веры. О жизни христианской.

Раскрытие содержания двенадцатого Символа Веры. Верующим избегать нарушения заповедей не только делом, но и в самых мыслях и желаниях, требуя от них чистоты сердца.

1

3-ий год обучения (14 часов)

1

Десять заповедей Закона Божия.

Знакомство с заповедями. Как появились. Раскрытие содержания заповедей.

2

2

Девять заповедей блаженства.

Знакомство с заповедями блаженства. Кем, где, когда даны. Раскрытие содержания заповедей блаженства. Для исполнения заповедей блаженства необходимо: общение с Богом – молитва, внутренняя и внешняя; борьба с греховными наклонностями – пост, воздержание.

2

3

Обязанности христианина в отношении к ближним

О промысле Божием. О неосуждении ближнего. О прощении ближнего. О любви к ближнему. Общее правило обращения с ближними. О силе молитвы. О милостыне. О необходимости добрых дел. Христианское бескорыстие (житие Святой праведной Иулиании Лазаревской). Христианская любовь (по житиям святых). Христианская семья (преподобные Кирилл и Мария - родители преподобного Сергия Радонежского). Христианская любовь к Отечеству (житие благоверного князя Александра Невского).

3

4

Обязанности христианина в отношении к себе

Забота христианина о своей душе (житие святителя Димитрия Ростовского). Сердце христианина (житие преподобномученицы Елисаветы). Христианская надежда (житие святого равноапостольного Кирилла). Развитие воли христианина, труд христианина (житие преподобного Серафима Саровского).

3

5

Обязанности христианина в отношении к Богу

Обязанности христианина в отношении к Богу. Житие преподобного Сергия Радонежского. Обязанности Богопознания (по Евангелию). Молитва: учение преподобного Серафима Саровского о молитве. Молитва Господня (по Евангелию). О молитве правильной и неправильной. Примеры благодатной помощи, получаемой по молитве. Молитва к святым. Жизнь христианина в Церкви.

3

6

Святые - наши молитвенники пред Богом.

Жизнь святых в Боге. Святые, в земле Российской просиявшие. Новомученики Российские. Подвижники 20 века.

1

Литература.

1. Закон Божий. / Сост. С. Куломзина — 1Ч.У.,1991.
2. Закон Божий. / Сост. прот. Серафим Слободской. — Нью-Йорк, 1987.
3. Закон Божий: В 5 томах. — Рапз, УМСА-РКЕ58.
4. Дьякова Е.А. Перед праздником. — М., 1994.
5. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. — М., 1994.
6. Тысяча лет (988-1988). — N. У., 1985.
7. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература.— М.,1992..
8. Жития Святых Святителя Димитрия Ростовского: В 12 томах: Репринт. — Оп-тина Пустынь, 1992.
9. Жития Святых. 1000 лет русской святости: В 2 томах. / Сост. монахиня Таисия. — КУ., 1984.
10. Избранные жития Святых. 111-1Х вв. — М., 1992.
11. Избранные жития русских Святых. Х-ХУвв. — М.,1992.
12. Рассказы о Святых./Сост. С. Куломзина. — Москва, 1994.
13. Житие Преподобного Сергия Радонежского: Репринт./Сост. архим. Никон. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, б./г.
14. Федотов Г.П. Святые Древней Руси (Х-ХУП ст.). — Раня, 1989.
15. Миллер Л. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодо-ровна. — Б./м., б./г.
16. Свящ. Константин Островский. Жития Святых, изложенные для детей по Святителю Димитрию Ростовскому. — Москва,1991.

Интернет-ресурсы.

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm.
2. Библиотека Древнерусской литературы ИРЛИ РАН - http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070.
3. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры - http://www.stsl.ru/manuscripts/
4. Православный mp3 архив. Священное Писание. Жития и творения святых. - http://predanie.ru/audio/.
5. Псалтирь, Часослов, Молитвослов, Чин погребения Пресвятой Богородицы, Великий Канон Андрея Критского - http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm.
6. Православие.RU: http://www.pravoslavie.ru.
7. Азбука веры: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/; https://azbyka.ru/shemy/.
8. Библиотека святоотеческой литературы: http://www.orthlib.ru.
9. Основы православной веры в презентациях «Свѣточъ»: http://www.svetoch-opk.ru.

Мультимедийная поддержка

1. Мультимедийное пособие «Дорога к Храму».
2. Видеокурс «Закон Божий» - 5 DVD
3. «Библия и история». С.Воробьев. DVD. Издательство Московской Патриархии РПЦ.

Материально-техническое обеспечение.

1. Мультимедиа (проектор).
2. Ноутбук.
3. Экран.
4. Интернет (проводной, беспроводной).
5. Иллюстративный материал.
6. Методические пособия.
7. Библиотечный фонд храма (книги для детей и взрослых).
8. Материалы для продуктивных видов деятельности детей.