Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.

Основы церковного пения

Изучение церковного пения является одним из важных средств эстетического воспитания и воцерковления учащихся православной школы: помощи детям в понимании православного богослужения и содействии приобретению навыков активного участия в соборной церковной молитве.

Целью изучения церковного пения в православной школе является приобщение учащихся к духовным ценностям Православия.

Задачи церковно-музыкального образования школьников:

  1. Воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к практическому участию в богослужебном пении;
  2. Овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с богослужебной практикой;
  3. Воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;
  4. Развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса учащихся;
  5. Развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Место учебного предмета в системе православного образования

Церковное пение является одним из обязательных предметов (наряду с Основами православной веры и церковнославянским языком) Православного компонента содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации.

Учебная программа по церковному пению рассчитана на 2 года обучения.

Помимо практического освоения певческого материала на каждом уроке церковного пения предполагается разбор с учащимися смысла исполняемых песнопений. Перед началом пения рекомендуется читать хором текст на одной ноте с соблюдением правил орфоэпии.

Необходимо вводить в содержание осваиваемого материала краткие исторические справки о церковных гимнографах и жанрах песнопений, о развитии церковного пения от древности до наших дней (в то числе в форме сообщений и докладов самих учащихся). По окончании изучения каждого тематического раздела целесообразно проводить контрольный обобщающий урок с целью систематизации полученных знаний.

Особое внимание следует уделить подбору фонотеки для прослушивания образцов песнопений на занятиях (как изучаемого осмогласия и обихода, так и «золотого фонда» авторской духовной музыки).

Для закрепления ранее полученных навыков на каждом новом этапе обучения требуется частичное повторение ранее пройденного материала, желательно на более высоком уровне.

Характеристика результатов освоения учебного предмета

Предметом итоговой оценки учащихся является достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты должны отражать:

  • укорененность в православной традиции;
  • наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством;
  • уважительное отношение к культурному наследию;
  • ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, чувство долга, доброжелательность;
  • наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.

Метапредметные результаты характеризуют:

  • правильное понимание отношений знания и веры;
  • совершенствование умственных способностей через опыт учебы,
  • труда, творческой деятельности;
  • умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;
  • умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач.

Предметные результаты должны отражать:

  • формирование представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека;
  • овладение певческими основами песнопений православного богослужения;
  • развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса.

Предполагается, что по окончании изучения курса церковного пения воспитанники

Овладеют умениями:

  • понимать смысл исполняемых песнопений;
  • познакомятся с напевами разных гласов;
  • познакомятся с основными вокально-хоровыми навыками – дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента.

1-ый год обучения 5-6 лет – 14 часов.

№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности

Кол-во часов

1

Церковное пение и его значение в Православном Богослужении. Слушание в записи избранных песнопений из «Божественной Литургии».

Беседа, прослушивание избранных песнопений.

1

2

Понятие «Ектенья».

Беседа, прослушивание избранных песнопений. Знакомство с клавиатурой фортепиано.

1

3

Формирование вокально-хоровых навыков у детей посредством игровых приемов.

Знакомство (разучивание) с упражнениями на формирование правильной осанки, певческого дыхания.

1

4

Простейшие песнопения на одном звуке: «Аминь».

 

Упражнения (игровые приемы) на формирование правильной осанки, певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Прослушивание избранных песнопений.

Разучивание простейших песнопений.

1

5

Простейшие песнопения на одном звуке: «Господи, помилуй».

1

6

Повторение и закрепление пройденного материала.

1

7

Простейшие песнопения на одном звуке: «Тебе Господи».

1

8

Простейшие песнопения на одном звуке: «Подай Господи».

1

9

Повторение и закрепление пройденного материала.

1

10

Простейшие песнопения на одном звуке: «И Духови Твоему».

1

11

Простейшие песнопения на одном звуке: «Слава тебе господи, Слава Тебе».

1

12

Повторение и закрепление пройденного материала.

1

13

Исполнение разученных песнопений (урок – обобщение).

2

 

2 год обучения (6-7 лет) – 14 часов.

№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности

Кол-во часов

1

Повторение и закрепление пройденного материала первого года обучения

Беседа, прослушивание избранных песнопений. Упражнения (игровые приемы) на формирование правильной осанки и певческого дыхания.

3

2

Основные напевы Русской православной церкви. «Царю Небесный…» - обычный напев (глас 6, тропарный)

"Отче наш" (обычный напев): история молитвы, перевод молитвы слушание (примеры разного исполнения молитвы). Проговаривание текста, разбор сложных слов и понятий.

Разучивание. Упражнения (игровые приемы) на формирование правильной осанки и певческого дыхания.

3

3

«Царю Небесный…» - обычный напев, закрепление звучания (глас 6, тропарный)

Работа над дикцией, звуковедением, дыханием, правильным исполнением церковного текста.

1

4

Основные напевы Русской православной церкви. «Отче наш» - обычный напев

 

"Отче наш" (обычный напев): история молитвы, перевод молитвы слушание (примеры разного исполнения молитвы). Проговаривание текста, разбор сложных слов и понятий.

Разучивание. Упражнения (игровые приемы) на формирование правильной осанки и певческого дыхания.

4

5

«Отче наш» - обычный напев, закрепление звучания

Работа над дикцией, звуковедением, дыханием, правильным исполнением церковного текста.

2

6

Участие в Литургии

Исполнение детьми на Литургии молитвы «Отче наш»

1

Материально-техническое обеспечение.

  1. Звуковые пособия: Учебное Осмогласие, аудиозаписи русской духовной музыки в исполнении разных коллективов.
  2. Практическое оборудование: камертон, фортепиано, магнитофон.

Список литературы.

  1. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. – Сергиев Посад, 1998.
  2. Ирмологий 3. Нотное приложение. – М.: Изд-во Московской Патриархии Москва, 1983.
  3. Минеи. – М.: Международный Православно-просветительский Центр при Московской Патриархии, 1998.
  4. Октоих сиречь Осмогласник. Приложение. – М.: Московская Патриархия, 1981.
  5. Православный богослужебный сборник. – М., 2011.
  6. Скабалланович М. Толковый Типикон. – М.: Паломник, 1995.
  7. Стандарт Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (Полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации Примерная Программа по предмету Церковное пение (начальная и основная степени обучения). – М., 2012.
  8. Требник. – М.: Изд. совет Русской Православной Церкви, 2004.
  9. Триодь Постная. – М.: Правило веры, 2003.
  10. Триодь Цветная. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1992.
  11. Учебник Богослужения. – СПб., 1912.
  12. Часослов. Украинская Православная Церковь Черновицко-Буковинская Епархия, 2001.
999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена