Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/О Храме/О святителе Макарии/Архипастырь, просветитель, администратор и политик/К вопросу о библиотеке Всероссийского Митрополита Макария

К вопросу о библиотеке Всероссийского Митрополита Макария

Архимандрит Макарий (Веретенников)

К вопросу о библиотеке Всероссийского Митрополита Макария

Многогранная деятельность Всероссийского Митрополита Макария уже получила определенное освещение в научной литературе [1]. Однако вопрос о библиотеке этого знаменитого книжника Древней Руси при этом почти не затрагивался. Выдающийся писатель XVI века, богослов, полемист и агиограф инок Зиновий Отенский писал новгородскому государеву дьяку Я.Шишкину: «...государь, живешь не божественная мужа и велика святителя и Божия книги на всяк час чтутся ту» [2]. Этим «божественным мужем» был архиепископ Великого Новгорода и Пскова Макарий (1526—1542), а под непрестанным чтением книг имеется ввиду процесс создания громадного свода книг, организованных по календарному принципу, и названного за богатство собранного в них материала Великими Минеями; а также Макарьевскими — по имени инициатора их создания. Другой писатель середины XVI века характеризует непосредственно самого Митрополита Макария и называет его «вторый Филадельф, книголюбец завидливый» [3]. Мы видим налицо свидетельство современников святителя Макария о нем, как о книжнике.

Чрезвычайно важный вопрос, который, к тому же, тесно связан с историей создания Великих Четьих Миней, — это вопрос о библиотеке Митрополита Макария. При создании Четьих Миней святитель Макарий использовал книжные сокровища Новгородской кафедры и, прежде всего, рукописи, связанные с именем архиепископа Геннадия, а также из библиотек новгородских монастырей [4]. Но он должен был иметь и свою библиотеку и мог ее также использовать при создании Миней. Она, несомненно, располагала «добрыми переводами», которыми Стоглав рекомендует пользоваться переписчикам, она была базой для книгопечатания «дабы впредь святыя книги изложилися праведне», как об этом говорит послесловие первопечатного Апостола [5]. В том, что митрополичья библиотека могла предоставить соответствующие образцы в типографию, сомневаться не приходится, т. к. собранные Митрополитом Макарием Великие Четьи Минеи были созданы на солидной книжной базе. Связь московских печатников с книгохранилищем святителя Макария отмечают и исследователи [6].

Н.Попов связывает с именем Митрополита Макария создание Московской митрополичьей (позднее Патриаршей, а затем Синодальной) библиотеки. Анализируя вкладную запись в Великой Макарьевской Минее, он обращает внимание на ее слова о «душевной пользе» чтения Миней для всех и говорит: «Мысль о собрании в центре тогдашней церковной и политической жизни — Москве, митрополичьей библиотеки, которая могла бы обслуживать всю Русь со всем ее чиноначалием, нигде не выражена с такой яркостью, краткостью и вместе простотой, как в процитированной вкладной» [7]. В последнее время В.М.Клосс, изучая книгописную деятельность Митрополита Даниила, показал, что первосвятительская библиотека могла существовать и раньше [8].

Но важность и реальность существования библиотеки святителя Макария от этого не уменьшается. Однако в данном случае мы встречаемся с интересным парадоксом в нашей исторической науке. О библиотеке Ивана Грозного, о которой как о действительно существующем ныне факте ничего сказать нельзя, имеется солидная библиография работ [9]. Между тем, о библиотеке его современника и великого книжника Древней Руси, Митрополита Макария говорится очень мало.

Некоторый материал о библиотеке Святителя может дать изучение рукописей Синодального собрания, хранящихся в Государственном Историческом Музее. Признаком принадлежности книги к его библиотеке является надпись на внутренней стороне переплета рукописи — «По списку...», с указанием соответствующего номера. Описание Т.Н.Протасьевой позволяет выделить несколько таких книг. Это, например, рукопись «по списку 29»: Римский Патерик XVI века. В конце рукописи имеется запись: «Аз Феодор Феодоров сию книгу Ивану Данилову книжнику продал и руку приложил» [10]. Другая рукопись — «По списку 31»: Сборник канонический с добавлением «Летописца вскоре» патриарха Никифора. Большая часть рукописи написана полууставом XVI века [11].

«По списку 34»: Житие святителя Григория Омиритского. Прение с Ерваном, 1452 года [12].

«По списку 36»: Сборник поучений, житий и других статей, 1-я пол. XVI в. [13]

«По списку 38»: Житие Саввы Сербского, составленное Дометианом, монахом Хилендарского монастыря, XVI в., (232 л.) [14].

«По списку 43»: Житие Симеона Дивногорца (Нового Богослова) 2-я пол. XVI в., полуустав (244 л.) [15].

«По списку 46»: Сборник житий (преимущественно), поучений, толкований и других статей, конца XV в. Полуустав, 262 л. С автографом Митрополита Макария: «Книга сборник в начале житие иже во святых отца нашего Стефана Сурожского» [16].

«По списку 57: Мерило праведное, кон. XV — начало XVI в. На обороте верхней доски переплета помета крупным полууставом рукою митрополита Макария написано: «Книга Мерила праведьная» [17].

«По списку 77»: Житие и служба преподобного Евфросина Псковского, сер. XVI века (287 л.). Житие, составленное пресвитером Василием, в монашестве Варлаамом [18].

Выявленные на основании Описания рукописей 9 книг из святительской библиотеки охватывают, согласно записей, ядро около ста книг. Среди той части книг Синодального собрания рукописей, которые были описаны еще в прошлом веке протоиереем А.Горским и К.Невоструевым, могут быть также книги макарьевской библиотеки. К числу таковых следует отнести отмечаемую последователями Толковая Псалтырь святителя Афанасия Александрийского [19]. Приведенный список книг имеет, преимущественно, агиографический характер по содержанию, что было характерно в целом для деятельности Митрополита Макария — почитателя русских святых. Данные книги принадлежат личной библиотеке Московского Первоиерарха. Отмеченный в приписке к библиотечной рукописи «29» Иван Данилов, по мнению исследователей, являлся поставщиком-скупщиком книг для Митрополита [20].

Наряду с личной библиотекой («казной») Митрополита Макария, можно думать, существовала и «казенная» митрополичья библиотека, которая могла находиться в Кремлевском Успенском соборе. Именно сюда святитель Макарий жертвует Великие Минеи Четьи [21]. Имеются некоторые доказательства, что святитель Макарий пользовался этим книжным собранием. Отмечаемое использование греческих текстов при создании Миней [22], позволяет говорить, что Святителю были доступны и греческие книги. Но к настоящему времени сохранилась только одна рукопись, причем литургического содержания, которая была привезена на Русь еще Митрополитом Фотием (+1431). На ее форзаце сохранился автограф самого Святителя Макария: «Книга греческого писма Треодь Постная и Цветная. Да в той же книге от доски дванадесять Еуангелии страстьных» [23].

Правильность высказывания, что многие рукописи переместились со Святителем Макарием в Москву из Новгорода в 1542 году [24], можно подтвердить наличием в Синодальном собрании Кормчей Книги, которую в 1526 году великий князь Василий Иванович дал после архиерейской хиротонии Святителя. «Кормчая новгородская, т.н. «Климентовская», 1280 г., 631 л. Русский устав в два столбца в лист. На обороте верхней доски переплета автограф святителя Макария: «Правило Совейския старыя, дал их князь великий Василей Иванович всея Руси архиепископу Макарью, как его с Москвы в Новгород отпустил, а велел их князь великий в Софеи положити по сторине в лето 7034 (1526 г.) [25]. Эта рукопись из Софийского Новгородского собора попала в библиотеку Успенского собора Московской Митрополии. Впоследствии, после кончины Святителя Макария, его личная библиотека вошла в состав церковного митрополичьего собрания книг и в этом составе дошла до наших дней.

Вопрос о реконструкции и изучении библиотеки Митрополита Московского Макария становится все более актуальным в свете различных исследований, посвященных книжным собраниям других иерархов Русской Церкви [26] и в целом древнерусской книжности.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См. например: Шишов А. Всероссийский Митрополит Макарий и его заслуги для Русской Церкви // Странник, 1869, № 12. — С. 75-106; Макарий, архиепископ Литовский и Виленский. Московский Митрополит Макарий, как литературный деятель // Христианское чтение, 1873, № 4. — С. 587-697; Заусцинский К. Макарий Митрополит всея России // ЖМНП, 1881, № 10, — С. 209-259; № 11. — С. 1-38; Лебедев Н. Макарий Митрополит Московский (1482—1563). М., 1877; Макарий, Митрополит Московский. История Русской Церкви. Изд. 2. Спб., 1887. Т. 6 — С. 209-294; Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. I. — С. 744-875; Попов Н.П. Автографы Митрополита Макария, собирателя Великих Миней // Летопись занятий Археологической Комиссии. Спб., 1913. Вып. 25. — С. 1-12; Волнянский Н. Митрополит Макарий — светоч русской культуры // ЖМП, 1947, № 6 — С. 24-41; Pascal P. Le Metropolite Macaire et ses grandes enterprises literaires // Russie et Chretiente. 1949, № 1-2. Р. 7-16; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество Макарьевского периода // Православная мысль. Париж, 1951. Вып. 8. — С. 128-136; Муравьев Н. Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих Миней (к 400-летию составления Великих Четьих Миней) // ЖМП, 1953, № 5. С. 49-54.

[2] Клибанов А., Корецкий В. Послание Зиновия Отенского Я.В.Шишкину // ТОДРЛ. М.; Л. 1961. Т. 17 — С. 220. Н.М.Золотухина так интерпретирует это место: «Я.В.Шишкин, кроме того, часто отвлекается на исполнение христианского долга, видимо, не работает в посты и праздники, много времени проводит в обществе Митрополита Макария за чтением христианской литературы и душеспасительными беседами» (Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985, — С. 136).

[3] Шляпкин И. Ермолай прегрешный, новый писатель эпохи Грозного // Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели. Спб., 1911. — С. 567. Свидетельством о Святителе, как об авторитетном книжнике Древней Руси, является ряд поддельных записей в рукописях, связывающих эти книги с именем замечательного первоиерарха (См.: Леонид, архим. (Кавелин). Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания А.С.Уварова. М., 1893. Ч. 2. — С. 314; Бегунов Ю.К. Описание малоизвестной части коллекции древнерусских рукописей «Славянской библиотеки в Праге // Byzantinoslavica, 1970. Т. 31. — С. 214; Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI— XIII вв. М., 1978. — С. 265).

[4] См.: Макарий, игумен. Великие Макарьевские Четьи Минеи — сокровище духовной письменности Древней Руси. — Богословские труды. М., 1989. 29. — С. 106-117.

[5] Каратаев И. Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами 1491—1730. Спб., 1878. Вып. I. — С. 131; Протасьева Т.Н. Первые издания московской печати в собрании Государственного Исторического Музея. М., 1955. — С. 24; У истоков русского книгопечатания. М., 1959. — С. 216.

[6] Щепкина В., Протасьева Т. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1958. — С. 13.

[7] Попов Н.П. О возникновении Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки // Сборник статей к сорокалетию ученой деятельности академика А.С. Орлова. Л., 1934. — С. 34.

[8] Клосс В.М. Библиотека московских митрополитов в XVI в. // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. — С. 114-125.

[9] В последнем исследовании, опубликованном на эту тему, предпринята попытка суммировать все сведения о Иване Грозном, связанные с книгами и писателями, и тем самым реконструировать хотя бы частично состав царской библиотеки (См.: Зарубин Н.Н. Библиотека Ивана Грозного. Реконструкция и библиографическое описание. Подготовка к печати А.А. Амосова, 1982).

[10] ГИМ, Син. 879/265 (Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания. М., 1973. Ч. 2. — С. 38).

[11] Син. 943/880 (там же. Ч. 2. — С. 69-70).

[12] Син. 637/419 (Там же. Ч. 1. — С. 52-53).

[13] Син. 929/639 (Там же. Ч. 2 — С. 62-63).

[14] Син. 647/635 (Там же. Ч. 1. — С. 58-59).

[15] Син. 644/418 (Там же. — С. 57).

[16] Син. 925/948 (Там же. Ч. 2. — С. 60) Описание рукописи см. также: Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция жития Митрополита Алексия) // Источники и историография славянского средневековья, Сборник статей и материалов. М., 1967. — С. 243-245. Об автографах Святителя см.: Попов Н.П. Автографы Митрополита Макария, собирателя Великих Миней // Летопись занятий Археографической комиссии. Спб., 1913. Вып. 25. — С. 1-12.

[17] Син. 779/525 (Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания. Ч.1. — С. 167; Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII—начала XV веков. М., 1980. — С. 57).

[18] Син. 660/634 (Протасьева Т.Н. Описание рукописей... Ч. 1.— С. 66).

[19] Маневский А.Д. Возникновение книгопечатания на Руси 1564. М., 1939. — С. 7. Слуховский М.И. Русская библиотека XVI—XVII вв. М., 1973. — С. 48.

[20] Маневский А.Д. Возникновение книгопечатания на Руси. — С. 7-8; Слуховский М.И. Русская библиотека XVI—XVII вв. — С. 40, 50.

[21] ГИМ, Усп. 64. Синодик Успенского собора. XVI в. — л. 295 об.

[22] Адрианова В.П. Житие Алексия человека Божия в Древней русской литературе и народной словесности. Пгр., 1917. — С. 99—107.

[23] Фонкич Б.Л. Греческая рукопись митрополита Фотия // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. — С. 190; он же. Греческо-русские культурные связи в XV-XVII вв. (греческие рукописи в России). М., 1987. — С. 17.

[24] Попов Г. Три памятника южнославянской живописи XIV века и их русские копии середины XVI века // Византия. Южные славяне и Древняя Русь, Западная Европа. М., 1974 — С. 361.

[25] ГИМ, Син. 707/132 (Протасьева Т.Н. Описание рукописей Синодального собрания. Т. I — С. 95-96).

[26] См.: Маслов С.И. Библиотека Стефана Яворского. Киев. 1814; Белоброва О.А. К Истории библиотеки Патриарха Андриана // ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. — С. 406-414; Кононов Ю.Р. Частные коллекции рукописных материалов в централизованном русском государстве (конец XV-XVII вв.) // Труды Московского государственного историко-архивного института. М., 1962. Т. 15. Вопросы архивоведения и археографии. — С. 405-418 (есть сведения о библиотеке Патриарха Никона); Коновалова Ж.Ф. О библиотеке архиепископа Вологодского и Белозерского Симона // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1978. Л., 1979. — С. 113-118.

Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников), К вопросу о библиотеке Всероссийского Митрополита Макария. Макарьевские чтения. Канонизация святых на Руси. Материалы VI Российской научной конференции, посвященной Памяти Святителя Макария (10-12 июня 1998 года). Выпуск VI. «Можайск-Терра», 1998. С.7-16.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена