Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень».
И было слово Господне через Аггея пророка:
а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?
Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.
Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька.
Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.
Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь.
Книга пророка Аггея, 1, 2-8.
100 лет назад, в марте 1916, началось строительство храма в Лосиноостровской.
Если в августе 1914 наблюдался необычайный подъем патриотических настроений, то в начале 1916 года в обществе чувствовалась усталость от затянувшейся войны, фрустрация – где же решающие победы над надменными тевтонами? Рост цен на продукты, топливо, другие товары первой необходимости. В госпитали Москвы и ближайших окраин, патронируемые великой княгиней Елисаветой Федоровной, продолжал поступать поток раненых и больных офицеров и нижних чинов. Из Польши, с западных губерний прибыло большое количество беженцев. Начал проявляться дефицит, полиция выявляла припрятанные торговцами запасы… За продажу по завышенной цене торговцев штрафовали на сотни и тысячи (тех) рублей или заключали в тюрьму. Ощущались значительные трудности в регулярном железнодорожном сообщении; в газетах появились специальные колонки «Железнодорожные вести». Резко выросла преступность: банды грабили магазины, богатые (и не очень) квартиры, громя помещения в спешных поисках ценностей («громилы»). Действовал сухой закон: ежедневно газеты сообщали о закрытии заведений, где были допущены его нарушения и о преследовании подпольных изготовителей и спекулянтов.
Обывателей призывали серьезно отнестись к самообеспечению и заводить огороды. Успехи на Кавказском фронте генерала Юденича – взятие Эрзерума – немного смягчили общий депрессивный фон, так ярко проявлявшийся в те дни в прессе, даже в правых монархических «Московских ведомостях».
В публикациях, приуроченных к 100-летию начала Первой мировой войны приведены исторические сведения об участии общественных организаций Лосинки и отдельных частных лиц в создании сети лазаретов и открытии пунктов питания. Общество благоустройства местности Лосиноостровская и другие объединения в рамках земства (и в иных «форматах») оказывали помощь в размещении беженцев, занимались беспризорными детьми – а они уже стали появляться тогда в заметном числе; поддерживали семьи фронтовиков. Члены обществ оказывали, естественно, и взаимную помощь друг другу.
И вот именно в это время Комиссия по постройке храма, сформированная в сентябре 1913 года, предложила начать стройку.
Еще в сентябре 1914 года было выделено 250 квадратных сажен в парке.
Прошло 2 с половиной года… За текучкой дел (и очень важных дел) начало строительства откладывалось. В начале 1916 года А.А. Недыхляев, известный предприниматель и благотворитель, имевший дом в Лосинке, предложил устроить походный алтарь в актовом зале гимназии, в котором уже несколько лет проводились некоторые церковные праздничные службы и молебны. Недыхляев уже обратился к московскому викарному епископу Модесту Никитину за благословением. Это предложение сыграло роль спускового крючка. Общество устыдилось: нельзя столь долго откладывать дело постройки дома Божия, ссылаясь на чрезвычайную ситуацию.
Правление Общества благоустройства, «признавая крайне неотложной наличность храма в поселке», согласилось и одобрило постройку «хотя бы временной церкви в парке на отведенном месте», причем Правление выразило желание, чтобы стройка началась безотлагательно.
6 марта 1916 года по старому стилю, во второе воскресенье Великого поста, место строительства - в парке, недалеко от гимназии - было освящено. Стройка началась. Архитектурный проект храма выполнил В.А. Мазырин, давний сотоварищ А. Недыхляева. Предполагалось, что церковь Троицы Живоначальной в Лосиноостровской будет двупрестольной, второй престол – в честь Казанской иконы Божией Матери. Строить начали именно с Казанского придела со звонницей. Храм должен был быть не миниатюрным, а «довольно вместительным». Клировая ведомость за 1916 г. Тихвинского храма, что в селе Алексеевском, указывает Троицкую церковь на ст. Лосиноостровская как приписную к нему.
В мае 1917 был открыт самостоятельный приход. Дальнейшее строительство не велось. Так что церковь называли и Троицкой, и церковью Иконы Божией Матери Казанская в Лосиноостровской, и Троицко-Казанской… По архивным сведениям в 1923 году в храме служил протоиерей Василий Иванович Врублевский (годы жизни 1870 -1942).
Храм был закрыт в середине 20-х; в здании разместился местный исполком. В конце 30-х исполком переехал в новое здание. Храм снесли. На его месте сейчас находится дом 13/4 по улице Коминтерна.
Приведем еще раз слова из журнала «Лосиноостровский вестник» №1-3 (1916) из статьи, посвященной строительству храма.
«Напряглись еще раз общественные силы, и то, что казалось столь трудно осуществимым, вылилось в определенную форму. Долго сдерживаемый, назревший вопрос приблизился к своему разрешению. Родилась вера в возможность осуществить задуманное, а остальное все приложилось само собой.
Когда решили окончательно приступить к постройке храма– средства были ничтожные, но затем они быстро стали притекать. Общественная инициатива дала и то, что ранее казалось столь необходимым— жертвователя, с той лишь разницей, что жертвователь этот явился не единоличным, а многоличным.
И остановившись более подробно на истории вопроса о постройке храма в поселке, мы хотели указать, что появление его у нас теперь не есть следствие проявления воли одного лица, а результата общественной работы, результата единения. И пусть храм запоздал несколько в своей постройке, пусть намечается создание его по частям, не из камня, а из дерева, пусть не будет высокой колокольни у него, а приютятся его звонницы под сводами сосен - велико то значение, что строится он на общие средства, общественными силами. Благодаря этому более дорог он будет тем, кто мечтал о нем не один год и теперь внес свою лепту, что мог.
В тяжелую годину испытаний начато новое большое общественное дело, постройка Божьего дома, в годину, когда единение особенно необходимо.
И хочется верить, что и по окончании постройки вокруг храма не прекратится это отношение, к нему глубже пустит оно свои корни, создавая почву, на которой должен будет потом возникнуть тот приход, о создании которого так много теперь говорится, как о способе обновления нашей церковной жизни».
И хочется верить, что и сто лет спустя, в годину, когда единение особенно необходимо, общественное дело строительства храмов и восстановления порушенных святынь найдет горячие и деятельное сочувствие в сердцах нашего народа.
Источники
1. Лосиноостровский вестник, 1913 – 1917
2. Прянишникова Л.А. Веков замысловатое плетенье. М.: Дипак, 2013
4. Диакон Михаил Енуков, private communication (август 2015)
5. Архив газеты «Московские ведомости» на www.mosvedi.ru