Проста и одновременно необычна судьба русского крестьянина Симеона Антонова, которого православные почитают как известного подвижника старца Силуана Афонского. Преподобный Силуан Афонский родился в 1866 году в селе Шовское Тамбовской губернии. С самого детства отец беседовал с ним о Боге и христианстве. Его семья постоянно посещала церковные службы, нередко принимала странников - всё это отложило отпечаток на сознание Силуана.
Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые уже в начале своего пути удостаиваются посещений Спасителя и Божией Матери, получают ту меру Благодати, которая обычно дается совершенным.
К 19 годам юноша, обратившись всей душой ко Всевышнему, изъявил желание постричься в монахи Печерской Лавры. Но по настоянию отца был вынужден отправиться на службу в армию. После чего стал жить обычной суетной жизнью, с её развлечениями и излишествами. Однажды в жизни Симеона произошло знаменательное событие. Во время сна у него возникло ощущение, что в него вселяется «злосмрадный змий». При этом он испытал сильнейшее отвращение, и, просыпаясь, услышал, что к нему обращается сама Матерь Божия. Смысл её слов заключался в том, что под видом змея в Силуана вселилось зло. И он должен избавиться от «змея», так как Богоматери неприятно смотреть на молодого человека, объятого грехом, так же как ему неприятен «вошедший» в него змей. После этого случая юный Силуан, мысленно поблагодарив Богородицу за её наставление, вновь почувствовал тягу к праведной жизни и решил полностью посвятить себя служению Господу, думая об Афоне. За советом он пошел к праведному Иоанну Кронштадскому, но не застав его, оставил записку: «Батюшка, хочу пойти в монахи, помолитесь, чтобы мир меня не задержал».
Осенью 1892 года 26-летний Симеон прибыл на Святую Гору и был принят послушником в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. В 1896 году послушник Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, дав обет послушания, целомудренности и нестяжания. Вскоре послушника одолели навязчивые помыслы вернуться к мирской жизни, создать семью, родить детей. Но он вспоминал явление Богородицы во сне, которое стало для него большим потрясением, и всецело отдавался молитвам, чтобы уйти от греховных размышлений. При этом он особо выделял Иисусову молитву, которая помогала ему и в последующие годы. В 1911 году он принял Великую схиму — полнейший уход от мира и соединение с Господом Богом, при этом преподобный Силуан не сменил имя, как это обычно принято. Всего его монашеская жизнь в обители длилась 46 лет. Он не стремился уйти в пустынь и не стремился к мученичеству, но своим образом жизни он повторил подвиг церковных подвижников-аскетов.
Преподобному Силуану открылась истина о том, что, оказывается, человек даже на Святой Горе подвержен сомнению и искушению. Духовная борьба подвижника Силуана между гордостью и тщеславием, с одной стороны, и стремлением к праведной жизни, приближению к Богу — с другой, никогда не прекращалась. Дьявольские нападения возрастали, порой он приходил в отчаяние, ему казалось, что Господь оставил его.
И когда он посчитал, что «Бога умолить невозможно», явился Господь и Духом ввел его в Небесную обитель, после чего преподобный Силуан стал говорить, что «иное дело веровать в Бога, а иное – знать Его». Всевышний явился послушнику в храме во время вечерней молитвы и духовным путём провёл его в Небесную обитель. Как впоследствии вспоминал старец, в тот момент Силуан ощутил, как в него вселилась благодать «мученичества», и он познал Бога. С той поры все события монах воспринимал, лишь сопоставляя их с опытом души, которая пришла к познанию Господа.
Теперь одними из главных вопросов для Силуана стали вопросы о том, как приобретается Божия благодать, как её удержать, и почему она иногда покидает человеческую душу?
По прошествии 15 лет с того дня, как преподобному Силуану явился Господь Бог, он вновь стал чувствовать потерю мира и нападки дьявольских сил внутри себя. Со временем подобное состояние стало усиливаться, особенно в ночное время. По словам старца, он чувствовал в душе своей сильнейшую боль, которую не смог бы пережить, если бы ранее Создатель не дал ему знания о том, какую любовь он питает к каждому человеку. В одну из таких страшных ночей старец, как ни старался, не мог приступить к молитве. Он в отчаянии воззвал к Богу: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи, как поступить, чтобы одолеть их?». И Бог отвечал ему, что так бывает с людьми, которые страдают от гордости. Силуан спросил Бога, как ему победить гордыню и прийти к смирению? В своём сердце преподобный услышал ответ: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
Это откровение Господа в краткой формуле содержит вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне.
Силуан истолковал этот ответ следующим образом: «Когда к душе приближаются греховные мысли и желания, она должна сойти в ад, признав себя достойной этой муки. Силой пламени ада нужно выжечь в себе любую страсть. Вознести Богу искреннюю молитву. Надеяться на спасение посредством любви Христовой. Не впадать в отчаяние». Впоследствии это стало для старца руководством в повседневной духовной жизни и никогда не покидало его. Так начался следующий этап его служения.
На новом этапе монашества в душе Силуана поселилась печаль о мире, в котором нет Бога. Преподобный объяснял, что люди позабыли о Господе, который дал им жизнь. Они ищут мифической свободы и не могут взять в толк, что жизнь может питаться только от истинного её источника, без которого она увянет. Свобода может содержаться только в самом Создателе. Только он даёт Благодать Духа Святого тем, кто припадает к животворящей силе его любви. Лишь познав Святого Духа, можно избежать положения раба и отринуть страх смерти.
Преподобный Силуан Афонский учит верующих любви. Она придаёт силы и тем людям, которые встали на путь греха. «Где отсутствует любовь к врагам и грешным, заблудшим душам, там нет и Духа Божьего», — говорит он. Нужно отметить, что сам послушник имел в виду лишь врагов христианской веры. Людей, как таковых, он не подразделял на друзей и врагов, он различал их лишь как приблизившихся к познанию Божественной истины, и как далёких от неё. Преподобный Силуан был уверен в том, что спасти христианскую душу можно только при помощи всеобъемлющей любви. Именно в этом он видел параллель с Иисусом, который, чтобы собрать всех людей под сенью своей любви, пошёл на страшную смерть на кресте. Старец объяснял, что любовь Бога распространяется не только на мир ныне обитающих на земле, но и на тех, кто переместился в мир иной, и даже на сошедших в ад. И душа не только радуется с великой силой при спасении людей, но и со столь же великой силой плачет и горячо молится при их погибели.
Молитва за всех людей была главным делом жизни святого старца. Он говорил, что молитва за человека подобна пролитию крови за него. Его существование было наполнено страданиями за весь мир, и молитва, в которой он призывал все населяющие землю народы познать Господа через духовную жизнь, была бесконечной. На иконе предстоящий Христу преподобный Силуан держит свиток со словами молитвы: «Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли».
Будучи глубоко убеждён в этом, великий старец пророчествовал, что, когда все люди, отстранившись от собственных влечений, будут устремлены к Богу всей душой, лицо земной жизни и судьбы каждого из людей изменятся в одночасье до неузнаваемости. Он говорил, что, если молитва ослабеет — жизнь обречена на погибель. Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, и он молился великою молитвою, чтобы Господь по неисповедимой любви Своей дал им Себя познать.
По достижении бесстрастия, когда Господь неотступно пребывал со святым Силуаном, менялся характер его молитв. В них преобладает молитва за мир, «за всего Адама, как за самого себя».
Из этой молитвы рождается его свидетельство о нерушимой связи каждого человека со своим ближним: «Брат наш есть наша жизнь», и его убежденность в том, что любовь к ближнему - условие познания Бога: «Кто не имеет в себе любви к врагам, в том Дух Божий не обитает».
Преподобный Силуан с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен братоубийственной первой мировой войной, когда Россию раздирала гражданская война, когда множество людей становилось жертвами массового террора, и Русская Церковь шла путем мученичества.
Преподобный Силуан достиг такого внутреннего настроя, при котором мог предвидеть будущее человечества. Он открывал глубоко спрятанные душевные тайны и выступал с призывом вступить на дорогу, ведущую к покаянию, за которым последует спасение. Страстная молитва сопутствовала подвижнику до последнего дня его жизни на земле.
Старец схимонах Силуан мирно почил 11/24 сентября 1938 года, явив своей подвижнической жизнью пример смирения и любви к людям в подтверждение сказанного им, что подлинно по-христиански спасти ближнего можно только любовью.
По прошествии 50 лет, в год тысячелетия Крещения Руси, Священным синодом Православной Церкви преподобный Силуан был причислен к лику святых. В 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в святцы Русской Православной Церкви.
Но ещё задолго до того как преподобный Силуан был канонизирован, на поклон к могиле великого сподвижника приезжало большое количество паломников. Поклоняясь старцу, они просили у него заступничества перед Господом.
Писания преподобного Силуана о смысле жития христианина и монастырского послушника изданы не только на русском, но и переведены на ряд языков мира. Они ценятся за пронизывающую их насквозь духовность и мудрость. На первый взгляд, поучения преподобного Силуана отличаются простотой, но следовать им — дело нелёгкое. Для этого нужно отречься от самого себя и полностью отдаться на волю Бога.
Преподобный Силуан выбрал именно такой путь, который стал свидетельством того, что спасение человечества содержится в понимании и принятии Евангельской истины, данной нам Иисусом Христом. При этом истинными и неизменными ценностями являются нравственность, духовность, любовь к Богу и ближнему своему.
Монашеский подвиг преподобного Силуана подробно описан его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым; +1993). Многие монашествующие называют эти записки Новым Добротолюбием.
Свидетельством того, насколько высоко почитают преподобного Силуана Афонского в православии, является поклонение его мощам. Мощи преподобного Силуана постоянно хранятся в Пантелеймоновым монастыре на Афоне. В сентябре 2016 года они впервые покинули это место и были привезены на родину Силуана, в село Шовское, а также в другие города, в том числе: Брянск, Орёл, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Москву. Их принесение было приурочено к тысячелетию пребывания русских монахов на горе Афон. В храме Христа Спасителя, куда их перенесли перед празднованием Рождества Пресвятой Богородицы, было проведено всенощное бдение, которое возглавил Патриарх Кирилл. Вместе с мощами преподобного Силуана с Афона впервые в Москву прибыла чудотворная икона, которая связана с явлением Господа святому старцу.
В сентябре 2016 года в родном селе преподобного Силуана был открыт посвящённый ему музей и установлен памятник - смиренная фигура старца, держащего в руках чётки и икону.
Серафи́мския любве́ ко Го́споду пла́менный ревни́телю,/ и Иереми́и, о наро́де пла́чущему,/ усе́рдный подража́телю,/ всеблаже́нне о́тче Силуа́не,/ ты зо́ву Ма́тере Го́спода сил вне́мляй,/ зми́я грехо́внаго мужему́дренно изрыгну́л еси́,/ и в го́ру Афо́нскую от суеты́ ми́ра удали́лся еси́,/ иде́же в труде́х и моли́твах со слеза́ми/ благода́ть Свята́го Ду́ха оби́льно стяжа́в,/ е́юже сердца́ на́ша воспламени́/ и с тобо́ю уми́льно взыва́ти укрепи́:/ Го́споди мой, Жи́зне моя́ и Ра́досте Свята́я,// спаси́ мир и нас от вся́ких лю́тых.
Смиренному́дрия испове́дниче преди́вный,/ и человеколю́бия Ду́хом Святы́м согрева́емая добро́то,/ Бо́гу возлю́бленне Силуа́не,/ о по́двизе твое́м Це́рковь Росси́йская ра́дуется,/ и́ноцы же Горы́ Афо́нския и вси христиа́нстии лю́дие,/ веселя́щеся, сыно́внею любо́вию к Бо́гу устремля́ются./ Его́же моли́ о нас, равноа́нгельне богове́дче,// во е́же спасти́ся нам, в горе́нии любве́ тебе́ подража́ющим.